Николай Бердяев

редактировать
Николай Бердяев
Berdiayev001.jpg
РодилсяНиколай Александрович Бердяев. 18 марта 1874 г.. Обухов, Киевская губерния, Российская Империя
Умер24 марта 1948 (1948-03-24) (74 года). Кламар, Франция
ЭпохаФилософия ХХ века
РегионРусская философия
Школа Христианский экзистенциализм, персонализм
Основные интересыТворчество, эсхатология, свобода
Известные идеиОсновные мотивы: свобода, личность, дух, творчество
Влияния
Под влиянием
Могила Бердяева, Кламар (Франция). 346>Николай Александрович Бердяев (; Русский : Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев; 18 марта [OS 6 марта] 1874 г. - 24 марта 1948 г.) был российским политическим, а также христианским религиозным философом, который подчеркивал экзистенциальное духовное значение свободы человека и человеческой личности. Альтернативные исторические варианты написания его фамилии на английском языке включают «Бердяев» и «Бердяев», а также его настоящее имя «Николас» и «Николай».

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Философия
  • 3 Богословие и отношения с Русской Православной Церковью
  • 4 Сочинения
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Николай Бердяев родился в Обухово, Киевской губернии в 1874 году, в аристократической военная семья. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, происходил из длинного киевского харьковского дворянского рода. Почти все предки Александра Михайловича служили высокопоставленными военными, но он довольно рано ушел из армии и стал активным участником общественной жизни киевской аристократии. Мать Николая, Алина Сергеевна Бердяева, была наполовину француженкой и происходила из высших слоев французской и русской знати. Он также имел польское и татарское происхождение.

находясь под сильным влиянием Вольтера, его отец был образованным человеком, который считал себя вольнодумцу и выразил большой скептицизм по отношению к религии. Мать Николая, православная по рождению, в своих взглядах на религию была более католической, чем православной. Он провел уединенное детство дома, где библиотека его отца позволяла ему много читать. Он прочитал Гегеля, Шопенгауэра и Канта, когда ему было всего 14 лет, и преуспел в языках.

Бердяев решился на интеллектуальную карьеру и поступил в Киевский университет в 1894 году. Это было время революционного подъема среди студентов и интеллигенции. Он стал марксистом, был арестован на студенческой демонстрации и исключен из университета. Его участие в незаконной деятельности привело в 1897 году к трем годам внутренней ссылки в Вологда на севере России, что было более мягким приговором, чем приговор, вынесенный многим другим революционерам.

В 1904 году женился на Лидии Юдифовне Трушевой. Супруги переехали в Санкт-Петербург, столицу России, центр интеллектуальной и революционной деятельности. Он в полной мере участвовал в интеллектуальных и духовных дебатах, в конечном итоге отказавшись от радикального марксизма, чтобы сосредоточить свое внимание на философии и христианской духовности.

Пламенная статья 1913 года, озаглавленная «Угасители духа», критикующая грубую чистку Имяславских русских монахов на горе Афон Священный Синод Русской Православной Церкви с применением царских войск, предъявил ему обвинение в преступлении богохульства, наказанием за которое было ссылка в Сибирь на всю жизнь. Мировая война и большевистская революция предотвратили дело до суда. После Октябрьской революции 1917 года, когда большевистский режим начал укреплять свою власть с растущим подавлением неленинской марксистской интеллигенции, Бердяев оставался стойким в своей критике его тоталитаризма. и господство государства над свободой личности. Тем не менее, ему было разрешено пока продолжать читать лекции и писать.

Его разочарование достигло высшей точки в 1919 году с основанием его собственной частной академии, «Свободной академии духовной культуры». В первую очередь это был форум, на котором он читал лекции на горячие темы дня и представлял их с христианской точки зрения. Он также высказывал свои мнения на публичных лекциях, и каждый вторник академия проводила собрание у него дома, потому что официальная советская антирелигиозная деятельность была интенсивной в то время и официальная политика большевистского правительства с ее Советское антирелигиозное законодательство, сильно продвигавшееся Государственный атеизм.

В 1920 году Бердяев стал профессором философии в Московском университете. В том же году его обвинили в участии в заговоре против правительства; он был арестован и заключен в тюрьму. Страшный глава ЧК, Феликс Дзержинский, лично явился к нему, чтобы допросить его, и он жестко ругал своего следователя по проблемам с большевизмом. Писатель Александр Солженицын в своей книге Архипелаг ГУЛАГ рассказывает об этом инциденте следующим образом:

[Бердяев] дважды арестовывался; был взят в 1922 году на допрос в полночь с Дзержинским ; Каменев тоже был... Но Бердяев не унижал себя, не просил милостыню, он твердо исповедовал моральные и религиозные принципы, в силу которых он не придерживался партии власти; и они не только решили, что судить его нет смысла, но и освободили. Теперь есть человек, у которого была «точка зрения»!

Советские власти в конце концов изгнали Бердяева из России, в сентябре 1922 года. Он стал одним из группы выдающихся писателей, ученых и интеллектуалов, которые были отправлены в ссылку. так называемые «корабли философов ».

Сначала Бердяев и другие эмигранты отправились в Берлин, где он основал академию философии и религии, но экономические и политические условия в Веймарской республике заставили его и его жена переехали в Париж в 1923 году. Он перевел туда свою академию и преподавал, читал лекции и писал, работая для обмена идеями с французским и европейским интеллектуальным сообществом, а также участвовал в ряде международных конференций.

Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Бердяев продолжал писать книги, которые были опубликованы после войны, некоторые из них - после его смерти. За годы, проведенные во Франции, Бердяев написал 15 книг, в том числе большинство своих самых важных произведений. Он умер за письменным столом в своем доме в Кламаре, недалеко от Парижа, в 1948 году.

Первоисточником биографических работ на английском языке является интеллектуальная автобиография Бердяева, первоначально опубликованная под названием «Мечта и реальность». и книга Дональда А. Лоури 1960 года «Мятежный пророк: жизнь Николая Бердяева», написанная в тесном сотрудничестве с невесткой Бердяева, Евгенией Рапп, и другими их близкими знакомыми под эгидой Berdiaev Société.

Философия

Дэвид Боннер Ричардсон охарактеризовал философию Бердяева как христианский экзистенциализм и персонализм. Он подчеркивал важность творчества, которое требует личной свободы.

По словам Марко Марковича, «Он был пылким человеком, непокорным ко всем авторитетам, независимым и« отрицательным »духом. Он мог заявлять о себе только в отрицании и не мог слышать никаких утверждений, не отрицая их немедленно, до такой степени, что мог бы даже противоречить себе и нападать на людей, которые разделяли его собственные прежние мнения ".

Он также опубликовал произведения о русской истории и русском национальном характере. В частности, он писал о русском национализме :

Русский народ не осуществил свою давнюю мечту о Москве Третьем Риме. Церковный раскол семнадцатого века показал, что московское царство - не третий Рим. Мессианская идея русского народа приняла либо апокалиптическую форму, либо революционную; А потом в судьбе русского народа произошло удивительное событие. Вместо Третьего Рима в России был создан Третий Интернационал, и многие черты Третьего Рима перешли к Третьему Интернационалу. Третий Интернационал также является Священной Империей, и он также основан на православной вере. Третий Интернационал - это не интернациональная, а русская национальная идея.

Богословие и отношения с Русской Православной Церковью

Бердяев был членом Русской Православной Церкви и считал Православие религиозная традиция, наиболее близкая к раннему христианству.

Бердяев подверг критике Русскую Православную Церковь и назвал свои взгляды антиклерикальными, но это следует рассматривать в контексте оскорбительного искажения «мы» аспекта церковного Соборность псевдо "мы-они", разделяющая классовый марксистский менталитет. Он считал себя ближе к православию, чем католицизм или протестантизм. По его словам, «я не могу назвать себя типичным православным ни в каком виде; но православие было мне близко (и я надеюсь, что я ближе к православию), чем католицизм или протестантизм. Я никогда не разорвал свою связь с православной церковью, хотя Мне чужды конфессиональное самоудовлетворение и исключительность ».

Бердяева часто представляют как одного из выдающихся русских православных мыслителей ХХ века. Однако неопатристики, такие как Флоровский, сомневаются в том, является ли его философия по сути православной по своему характеру, и подчеркивают его западные влияния. Но вряд ли Флоровский может считаться объективным непредвзятым критиком, который подвергся резкой критике в статье Бердяева в журнале "Путь" 1937 года, наряду с собственными крайними ультравизантийскими взглядами Флоровского, которые побудили его карьеру 1955 года изменить. Поль Валлиер указал на социологические факторы и глобальные тенденции, которые сформировали неопатристическое движение, и подвергает сомнению их утверждение о том, что Бердяев и Владимир Соловьев каким-то образом менее православны.

Бердяев подтвердил всеобщее спасение, как и многие видные православные богословы ХХ века. Вместе с Сергеем Булгаковым он сыграл важную роль в привлечении нового внимания к православной доктрине апокатастасиса, которой в значительной степени пренебрегали с тех пор, как ее изложил Максим Исповедник в седьмом веке, хотя он отвергал формулировку этой доктрины Оригеном.

Последствия русской революции и гражданской войны, наряду с советским вмешательством, заставили русскую православную эмигрантскую диаспору разделение на три юрисдикции Русской Церкви: Русская Православная Церковь Заграницей (в расколе от Московского Патриархата до 2007 года); приходы митрополита Евлогия (Георгиевского), входившие в состав Константинопольского Вселенского Патриархата ; и приходы, оставшиеся в Московском Патриархате. Бердяев был среди тех, кто предпочел остаться под омофором Московского Патриархата. Он упоминается по имени в истории Косунской / Херсонесской епархии как среди тех известных деятелей, которые поддерживали Западно-Европейскую епархию Московского Патриархата (во Франции ныне Корсунская епархия).

В настоящее время в доме в Кламаре, в котором жил Бердяев, теперь находится небольшой «Бердяев-музей» и пристроенная часовня во имя Святого Духа под омофором Московского Патриархата. 24 марта 2018 г., в 70-летие со дня смерти Бердяева, священник часовни совершил панихидо-поминальную молитву в Епархиальном соборе на вечную память Бердяева, а позже в этот же день епархиальный архиерей Нестор (Сиротенко) возглавил молитву на могиле Бердяев.

Работы

Он написал «более двадцати книг и десятков статей».

Первая дата - русского издания, вторая - первого английского. издание

  • Субъективизм и индивидуализм в социальной философии (1901)
  • Новое религиозное сознание и общество (1907) (Русский : Новое религиозное сознание и общественность, романизировано : Новое религиозное сознание и общественность, включает главу VI «Метафизика секса и любви»)
  • Sub specie aeternitatis: статьи философские, социальные и литературные (1900-1906) (1907; 2019)) ISBN 9780999197929 ISBN 9780999197936
  • Вехи - Достопримечательности (1909; 1994) ISBN 9781563243912
  • Духовный кризис интеллигенции (1910; 2014) ISBN 978-0-9963992-1-0
  • Философия свободы (1911; 2020) ISBN 9780999197943 ISBN 9780999197950
  • Алексей Степанович Хомяков (1912; 2017) ISBN 9780996399258 ISBN 9780999197912
  • «Угасители духа» (1913; 1999)
  • Значение творческого акта (1916; 1955) ISBN 978-15973126-2- 2
  • Кризис искусства (1918; 2018) ISBN 9780996399296 ISBN 9780999197905
  • Судьба России (1918; 2016) ISBN 9780996399241
  • Достоевский: Интерпретация (1921; 1934) ISBN 978-15973126-1-5
  • Освальд Шпенглер и упадок Европы (1922)
  • Смысл истории (1923; 1936) ISBN 978-14128049-7-4
  • Философия Неравенство (1923; 2015) ISBN 978-0-9963992-0-3
  • Конец нашего времени [он же Новое средневековье] (1924; 1933) ISBN 978-15973126-5-3
  • Леонтьев (1926; 1940)
  • Свобода и дух ( 1927–8; 1935) ISBN 978-15973126-0-8
  • Русская революция (1931; антология)
  • Судьба человека (1931; перевод 1937 г.) ISBN 978-15973125-6-1
  • Лев Шестов и Кьеркегор Н. А. Беряев 1936
  • Христианство и классовая война (1931; 1933)
  • Судьба человека в современном мире (1934; 1935)
  • Одиночество и общество (1934; 1938) ISBN 978-15973125-5-4
  • Буржуазный разум (1934; антология)
  • Происхождение русского коммунизма (1937; 1955)
  • Христианство и антисемитизм (1938; 1952)
  • Рабство и свобода (1939) ISBN 978-15973126-6-0
  • Русская идея (1946; 1947)
  • Дух и реальность (1946; 1957) ISBN 978-15973125-4-7
  • Начало и конец (1947; 1952) ISBN 978-15973126-4-6
  • К новой эпохе »(1949; антология)
  • Мечта и реальность : Эссе в автобиографии (1949; 1950) альтернативное название: Самопознание: Эссе в автобиографии ISBN 978-15973125-8-5
  • Царство Духа и Царство Цезаря (1949; 1952)
  • Божественное и человеческое (1949; 1952) ISBN 978-15973125-9-2
  • "Истина й Православия », Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, перевод А.С. III, Париж, 1952 г., получено 27 сентября 2017 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Правда и откровение (np; 1953)
  • Верхом на бездне войны и революций: статьи 1914-1922 (np; 2017) ISBN 9780996399272 ISBN 9780996399289
Источники

См. также

Литература

Источники

Далее чтение

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Николаем Бердяевым
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:45:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте