Николай Бердяев | |
---|---|
Родился | Николай Александрович Бердяев. 18 марта 1874 г.. Обухов, Киевская губерния, Российская Империя |
Умер | 24 марта 1948 (1948-03-24) (74 года). Кламар, Франция |
Эпоха | Философия ХХ века |
Регион | Русская философия |
Школа | Христианский экзистенциализм, персонализм |
Основные интересы | Творчество, эсхатология, свобода |
Известные идеи | Основные мотивы: свобода, личность, дух, творчество |
Влияния | |
Под влиянием | |
Николай Бердяев родился в Обухово, Киевской губернии в 1874 году, в аристократической военная семья. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, происходил из длинного киевского харьковского дворянского рода. Почти все предки Александра Михайловича служили высокопоставленными военными, но он довольно рано ушел из армии и стал активным участником общественной жизни киевской аристократии. Мать Николая, Алина Сергеевна Бердяева, была наполовину француженкой и происходила из высших слоев французской и русской знати. Он также имел польское и татарское происхождение.
находясь под сильным влиянием Вольтера, его отец был образованным человеком, который считал себя вольнодумцу и выразил большой скептицизм по отношению к религии. Мать Николая, православная по рождению, в своих взглядах на религию была более католической, чем православной. Он провел уединенное детство дома, где библиотека его отца позволяла ему много читать. Он прочитал Гегеля, Шопенгауэра и Канта, когда ему было всего 14 лет, и преуспел в языках.
Бердяев решился на интеллектуальную карьеру и поступил в Киевский университет в 1894 году. Это было время революционного подъема среди студентов и интеллигенции. Он стал марксистом, был арестован на студенческой демонстрации и исключен из университета. Его участие в незаконной деятельности привело в 1897 году к трем годам внутренней ссылки в Вологда на севере России, что было более мягким приговором, чем приговор, вынесенный многим другим революционерам.
В 1904 году женился на Лидии Юдифовне Трушевой. Супруги переехали в Санкт-Петербург, столицу России, центр интеллектуальной и революционной деятельности. Он в полной мере участвовал в интеллектуальных и духовных дебатах, в конечном итоге отказавшись от радикального марксизма, чтобы сосредоточить свое внимание на философии и христианской духовности.
Пламенная статья 1913 года, озаглавленная «Угасители духа», критикующая грубую чистку Имяславских русских монахов на горе Афон Священный Синод Русской Православной Церкви с применением царских войск, предъявил ему обвинение в преступлении богохульства, наказанием за которое было ссылка в Сибирь на всю жизнь. Мировая война и большевистская революция предотвратили дело до суда. После Октябрьской революции 1917 года, когда большевистский режим начал укреплять свою власть с растущим подавлением неленинской марксистской интеллигенции, Бердяев оставался стойким в своей критике его тоталитаризма. и господство государства над свободой личности. Тем не менее, ему было разрешено пока продолжать читать лекции и писать.
Его разочарование достигло высшей точки в 1919 году с основанием его собственной частной академии, «Свободной академии духовной культуры». В первую очередь это был форум, на котором он читал лекции на горячие темы дня и представлял их с христианской точки зрения. Он также высказывал свои мнения на публичных лекциях, и каждый вторник академия проводила собрание у него дома, потому что официальная советская антирелигиозная деятельность была интенсивной в то время и официальная политика большевистского правительства с ее Советское антирелигиозное законодательство, сильно продвигавшееся Государственный атеизм.
В 1920 году Бердяев стал профессором философии в Московском университете. В том же году его обвинили в участии в заговоре против правительства; он был арестован и заключен в тюрьму. Страшный глава ЧК, Феликс Дзержинский, лично явился к нему, чтобы допросить его, и он жестко ругал своего следователя по проблемам с большевизмом. Писатель Александр Солженицын в своей книге Архипелаг ГУЛАГ рассказывает об этом инциденте следующим образом:
[Бердяев] дважды арестовывался; был взят в 1922 году на допрос в полночь с Дзержинским ; Каменев тоже был... Но Бердяев не унижал себя, не просил милостыню, он твердо исповедовал моральные и религиозные принципы, в силу которых он не придерживался партии власти; и они не только решили, что судить его нет смысла, но и освободили. Теперь есть человек, у которого была «точка зрения»!
Советские власти в конце концов изгнали Бердяева из России, в сентябре 1922 года. Он стал одним из группы выдающихся писателей, ученых и интеллектуалов, которые были отправлены в ссылку. так называемые «корабли философов ».
Сначала Бердяев и другие эмигранты отправились в Берлин, где он основал академию философии и религии, но экономические и политические условия в Веймарской республике заставили его и его жена переехали в Париж в 1923 году. Он перевел туда свою академию и преподавал, читал лекции и писал, работая для обмена идеями с французским и европейским интеллектуальным сообществом, а также участвовал в ряде международных конференций.
Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Бердяев продолжал писать книги, которые были опубликованы после войны, некоторые из них - после его смерти. За годы, проведенные во Франции, Бердяев написал 15 книг, в том числе большинство своих самых важных произведений. Он умер за письменным столом в своем доме в Кламаре, недалеко от Парижа, в 1948 году.
Первоисточником биографических работ на английском языке является интеллектуальная автобиография Бердяева, первоначально опубликованная под названием «Мечта и реальность». и книга Дональда А. Лоури 1960 года «Мятежный пророк: жизнь Николая Бердяева», написанная в тесном сотрудничестве с невесткой Бердяева, Евгенией Рапп, и другими их близкими знакомыми под эгидой Berdiaev Société.
Дэвид Боннер Ричардсон охарактеризовал философию Бердяева как христианский экзистенциализм и персонализм. Он подчеркивал важность творчества, которое требует личной свободы.
По словам Марко Марковича, «Он был пылким человеком, непокорным ко всем авторитетам, независимым и« отрицательным »духом. Он мог заявлять о себе только в отрицании и не мог слышать никаких утверждений, не отрицая их немедленно, до такой степени, что мог бы даже противоречить себе и нападать на людей, которые разделяли его собственные прежние мнения ".
Он также опубликовал произведения о русской истории и русском национальном характере. В частности, он писал о русском национализме :
Русский народ не осуществил свою давнюю мечту о Москве Третьем Риме. Церковный раскол семнадцатого века показал, что московское царство - не третий Рим. Мессианская идея русского народа приняла либо апокалиптическую форму, либо революционную; А потом в судьбе русского народа произошло удивительное событие. Вместо Третьего Рима в России был создан Третий Интернационал, и многие черты Третьего Рима перешли к Третьему Интернационалу. Третий Интернационал также является Священной Империей, и он также основан на православной вере. Третий Интернационал - это не интернациональная, а русская национальная идея.
Бердяев был членом Русской Православной Церкви и считал Православие религиозная традиция, наиболее близкая к раннему христианству.
Бердяев подверг критике Русскую Православную Церковь и назвал свои взгляды антиклерикальными, но это следует рассматривать в контексте оскорбительного искажения «мы» аспекта церковного Соборность псевдо "мы-они", разделяющая классовый марксистский менталитет. Он считал себя ближе к православию, чем католицизм или протестантизм. По его словам, «я не могу назвать себя типичным православным ни в каком виде; но православие было мне близко (и я надеюсь, что я ближе к православию), чем католицизм или протестантизм. Я никогда не разорвал свою связь с православной церковью, хотя Мне чужды конфессиональное самоудовлетворение и исключительность ».
Бердяева часто представляют как одного из выдающихся русских православных мыслителей ХХ века. Однако неопатристики, такие как Флоровский, сомневаются в том, является ли его философия по сути православной по своему характеру, и подчеркивают его западные влияния. Но вряд ли Флоровский может считаться объективным непредвзятым критиком, который подвергся резкой критике в статье Бердяева в журнале "Путь" 1937 года, наряду с собственными крайними ультравизантийскими взглядами Флоровского, которые побудили его карьеру 1955 года изменить. Поль Валлиер указал на социологические факторы и глобальные тенденции, которые сформировали неопатристическое движение, и подвергает сомнению их утверждение о том, что Бердяев и Владимир Соловьев каким-то образом менее православны.
Бердяев подтвердил всеобщее спасение, как и многие видные православные богословы ХХ века. Вместе с Сергеем Булгаковым он сыграл важную роль в привлечении нового внимания к православной доктрине апокатастасиса, которой в значительной степени пренебрегали с тех пор, как ее изложил Максим Исповедник в седьмом веке, хотя он отвергал формулировку этой доктрины Оригеном.
Последствия русской революции и гражданской войны, наряду с советским вмешательством, заставили русскую православную эмигрантскую диаспору разделение на три юрисдикции Русской Церкви: Русская Православная Церковь Заграницей (в расколе от Московского Патриархата до 2007 года); приходы митрополита Евлогия (Георгиевского), входившие в состав Константинопольского Вселенского Патриархата ; и приходы, оставшиеся в Московском Патриархате. Бердяев был среди тех, кто предпочел остаться под омофором Московского Патриархата. Он упоминается по имени в истории Косунской / Херсонесской епархии как среди тех известных деятелей, которые поддерживали Западно-Европейскую епархию Московского Патриархата (во Франции ныне Корсунская епархия).
В настоящее время в доме в Кламаре, в котором жил Бердяев, теперь находится небольшой «Бердяев-музей» и пристроенная часовня во имя Святого Духа под омофором Московского Патриархата. 24 марта 2018 г., в 70-летие со дня смерти Бердяева, священник часовни совершил панихидо-поминальную молитву в Епархиальном соборе на вечную память Бердяева, а позже в этот же день епархиальный архиерей Нестор (Сиротенко) возглавил молитву на могиле Бердяев.
Он написал «более двадцати книг и десятков статей».
Первая дата - русского издания, вторая - первого английского. издание
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Николаем Бердяевым |