Фридрих Вильгельм Михаэль Калькбреннер (2–8 ноября 1785 - 10 июня 1849), также известный как Фредерик Калькбреннер, был пианистом, композитором, преподавателем фортепиано и производителем фортепиано. Немец по происхождению, Калькбреннер учился в Парижской консерватории, начиная с юного возраста и в конце концов поселившись в Париже, где он прожил до своей смерти в 1849 году. Калькбреннер написал более 200 фортепианных произведений, а также множество фортепианных концертов и опер.
Когда Фредерик Шопен приехал в Париж, Калькбреннер предположил, что Шопен может извлечь выгоду, обучаясь в одной из школ Калькбреннера. Лишь в конце 1830-х годов репутация Калькбреннера была превзойдена такими, как Шопен, Тальберг и Лист. Автор известного метода игры на фортепиано (1831 г.), который печатался до конца 19 века, он управлял в Париже тем, что иногда называют «фабрикой для начинающих виртуозов», и обучал множество учеников даже с Кубы. Его лучшими учениками по игре на фортепиано были Мари Плейель и Камилла-Мари Стамати. Через Стамати фортепианный метод Калькбреннера был передан Луи Моро Готшальку и Камилле Сен-Сансу.
Он был одним из немногих композиторов, которые благодаря умелым коммерческим сделкам чрезвычайно разбогатели. Шопен посвятил ему свой первый фортепианный концерт. Kalkbrenner опубликованы стенограммы Бетховен «s девяти симфоний для соло фортепиано десятилетий до Листа сделал то же самое. Он был первым, кто ввел длинные и быстрые октавные пассажи для обеих рук - сегодня так знакомые по фортепианной музыке 19 века - в свою фортепианную текстуру.
Фридрих Вильгельм Калькбреннер был сыном Кристиана Калькбреннера и неизвестной матери. Калькбреннер родился якобы в почтовом фаэле во время поездки его матери из Касселя в Берлин. Следовательно, его рождение не могло быть зарегистрировано властями, и, следовательно, точная дата его рождения не была записана. Отец Kalkbrenner был будет назначен капельмейстером в Фредерикой Луизы Гессен-Дармштадт, королева - консорт Пруссии, в 1786 Таким образом, вполне возможно, что мать Kalkbrenner был на пути из Гессена в Берлин, чтобы присоединиться к своему мужу, который в скором времени занять до его новые обязанности при дворе Потсдама.
Отец Калькбреннера был его первым учителем. Мальчик, должно быть, быстро прогрессировал. К шести годам он сыграл фортепианный концерт Йозефа Гайдна королеве Пруссии. Когда ему было восемь лет, он бегло говорил на четырех языках. Хотя его образование, должно быть, было привилегированным и он проходил в живописных окрестностях Потсдама и замка Райнсберг, Калкбреннер сохранил тяжелый берлинский арго, характерный для рабочего класса по сей день, на всю оставшуюся жизнь.
В конце 1798 года Калькбреннер был зачислен в Парижскую консерваторию. Он учился в классе фортепиано у эльзасского пианиста и композитора Луи Адама, отца ныне более известного оперного композитора Адольфа Адама. Луи Адам в течение 45 лет был самым влиятельным профессором фортепиано в Парижской консерватории. По словам французского пианиста и профессора фортепиано Антуана Франсуа Мармонтеля, он заставлял своих учеников работать над такими великими мастерами, как Бах, Гендель, Скарлатти, Гайдн, Моцарт и Клементи - в то время заметным исключением среди учителей фортепиано. Гармонии и композиции его обучал Чарльз Саймон Катель. Калькбреннер был сокурсником композитора оперы и балета Фердинанда Херольда и хорошо учился. В 1800 году он получил вторую премию по классу фортепиано ( Пьер-Жозеф-Гийом Циммерман занял первое место), а в следующем году - первую премию. Когда в конце 1802 года он уехал из Парижа в Вену для продолжения учебы, Калькбреннер еще не был законченным художником, но уже мог оглядываться на солидное музыкальное образование у признанных мастеров в своих областях.
Во второй половине 1803 года Калькбреннер отправился в Вену, чтобы продолжить свое образование. Пока непонятно, почему он пошел на этот шаг, возможно, он решил, что хочет увенчать учебу уроками какого-нибудь представителя венской классической школы. В любом случае, для него это должно было быть легко, потому что он говорил по-немецки как на родном языке, и ему, вероятно, помогал его отец, который был известной музыкальной личностью в австрийской столице.
В Вене он брал уроки контрапункта от Антонио Сальери и Альбрехтсбергера, то уже довольно старым, но возвышенность в австрийской теории музыки и лучшие контрапунктист его дня. Более того, Альбрехтсбергер был учителем Бетховена, Карла Черни, Хуммеля, Игнаца Мошелеса, Йозефа Вайгля и Фердинанда Риса, а также он был близким другом Йозефа Гайдна. Кто был лучше, чтобы претендовать на роль его учителя за впечатляющее резюме, особенно для такого человека, как Калкбреннер, который всегда заботился о богатстве и славе? Помимо уроков контрапункта, он познакомился с Гайдном, Бетховеном и Хаммелем, играя дуэтом с последним, его единственным серьезным соперником как пианист. Таким образом, это не совсем безосновательно, когда Калькбреннер называл себя последним классическим композитором на всю оставшуюся жизнь. Он твердо утверждал, что принадлежал к старой школе, а старой школой были Бетховен, Гайдн, Рис и Хаммель.
Когда его образование, наконец, закончилось, Калькбреннер в 1805 году, а через год выступал в качестве концертного пианиста в Берлине, Мюнхене и Штутгарте.
С 1814 по 1823 год Калькбреннер жил в Англии. Он дал много концертов, сочинил и зарекомендовал себя как успешный преподаватель фортепиано. Именно здесь Калькбреннер, всегда проницательный бизнесмен, наткнулся на изобретение Иоганна Бернхарда Логьера. Это изобретение было так называемым хиропластом или «ручным проводником». Хиропласт представлял собой устройство, сделанное из двух параллельных реек из красного дерева, которые были помещены на две ножки и свободно прикреплены к фортепиано. Этот аппарат должен ограничивать вертикальные движения рук, тем самым помогая начинающим пианистам достичь (воспринимаемого) правильного положения рук. Камилла Сен-Санс, которую заставили работать с этим мальчиком, описывает это:
Это изобретение имело оглушительный успех. Есть сведения, что в 1870-х годах он все еще продавался в Лондоне. В 1817 году Логье объединился с Калькбреннером, чтобы основать академию, где преподавали теорию музыки и игру на фортепиано, конечно, с помощью хиропласта. Доходы от патента сделали Калькбреннера богатым человеком. В 1821 году Игнац Мошелес также поселился в Лондоне. Его мощная и законченная игра оказала большое влияние на Калькбреннера, который использовал время, проведенное в Лондоне, чтобы еще больше отточить свои технические навыки.
В 1823 и 1824 годах Калькбреннер давал концерты во Франкфурте, Лейпциге, Дрездене, Берлине, Праге и Вене. Куда бы он ни пошел, его встречали бурными аплодисментами. Учитывая тот факт, что Игнац Мошелес гастролировал по одним и тем же местам примерно в одно и то же время, это было настоящим достижением. В тот же период он сочинил вариацию на тему вальса Антона Диабелли для Vaterländischer Künstlerverein.
Калькбреннер вернулся в Париж богатым человеком. Здесь он стал партнером фортепианной фабрики Плейеля, которая к моменту смерти Калькбреннера (1849 г.) заняла второе место после Эрарда по престижу и производительности.
В 1830-х годах Калькбреннер был на пике своих пианистических способностей, и его виртуозность вызвала величайший энтузиазм в 1833, 1834 и 1836 годах во время его поездок в Гамбург, Берлин, Брюссель и другие места. После прихода Листа и Тальберга слава Калькбреннера пошла на убыль. То, что он потерял в пианистической репутации, он компенсировал счастливым браком с гораздо более молодой, титулованной и богатой французской наследницей, потомком аристократов Ancien Régime. Пара великолепно развлекалась и делала все возможное, чтобы подражать возрождающейся бурбонской аристократии 1830-х годов.
Зимой 1831 года Фредерик Шопен собирался стать учеником Калькбреннера. Однако Калькбреннер потребовал, чтобы Шопен учился у него три года. Размышления Шопена о том, следует ли ему учиться у Калькбреннера, вызвали шквал писем между родной Шопеном Польшей и Парижем:
Калькбреннер умер в 1849 году в Ангиен-ле-Бен от холеры, которую пытался лечить сам.
У Калькбреннера было много учеников, и некоторые из них стали прекрасными пианистами и композиторами. Это список самых известных учеников Калькбреннера:
Через Арабеллу Годдар и Камиллу Сен-Санс, которые учились у знаменитого произведения Калкбреннера Камилла-Мари Стамати, влияние Калкбреннера достигло первой половины 20 века.