Иоганн Петер Пиксис (10 февраля 1788 - 22 декабря 1874), немецкий пианист и композитор, родился в Мангейме. Он жил в Вене с 1808 по 1824 год, затем в Париже до 1840 года, за это время он был одним из самых выдающихся пианистов и композиторов города, хотя в наши дни о нем почти полностью забыли.
Он был сыном Фридриха Вильгельма Пиксиса (1755–1805), который в 1790 году вслед за своим отцом стал наставником и органистом в евангелической реформатской церкви. Старший брат Иоганна Петра, также Фридрих Вильгельм Пиксис (1785-1842), был скрипачом, который позже стал заметным в музыкальной жизни Праги.
Оба брата получили раннее музыкальное образование у своих отец, с 1797 года возивший талантливых мальчиков на гастроли; они путешествовали через Германию и Данию, Россию (Санкт-Петербург) и Польшу (Варшава). Во время гастролей старший брат также играл фортепианные дуэты с Иоганном Петером, который, в свою очередь, аккомпанировал своему брату на виолончели и скрипке. Находясь в Гамбурге в 1798 году, Виотти был настолько впечатлен Фридрихом Вильгельмом-младшим, что он давал ежедневные уроки, которые посещал и Иоганн Петер, в течение двух месяцев, и он организовал концерт для двух мальчиков.
Фридрих Вильгельм старший перевез свою семью в Вену в 1806 году. В 1807 году братья дали серию очень успешных концертов в Карловых Варах и Праге, во время которых Иоганн Петер начал исполнять свои собственные произведения. С 1808 года братья были с семьей в Вене. Оба изучали композицию у Иоганна Георга Альбрехтсбергера и установили контакты с профессионалами музыки города. Фридрих Вильгельм-младший переехал в Прагу в 1810 году, а Иоганн Петер поселился в Вене, где имел контакты, среди многих других, с Бетховеном и Шубертом. В 1814-15 он познакомился с Джакомо Мейербером, который был в Вене, чтобы учиться у Антонио Сальери. В своих мемуарах Пиксис пишет о своей дружбе с Мейербером:
Мейербер прибыл в Вену с уже зарекомендовавшим себя пианистом. Вскоре мы познакомились, и после того, как мы узнали друг друга получше, возникла взаимная склонность, которая позже переросла в настоящую и прочную дружбу. Некоторое время он оставался в Вене, много работал и в конце концов написал одноактную оперу... Вскоре после этого он покинул Вену, уехал в Италию, и в следующий раз я увидел его в Париже, когда он вернулся из Италии, увенчанный славой.
Пиксис также радостно пишет о венской премьере Карла Марии фон Вебера 'Der Freischütz, и он рассказывает историю о Генриетте Зонтаг, когда она впервые приехала в Вену в качестве молодой студентки: Пиксис говорит, что он разделил стоимость голоса и уроки итальянского с ей, чтобы позволить ей позволить себе их. В конце концов, в последние годы жизни в Вене Пиксис попытался зарекомендовать себя как оперный композитор, но без особого успеха.
Обложка вокальной партитуры для Мейербера, Робер Ле дьябле, с фортепианной обработкой Пиксиса (1831 г.).Возможно, благодаря своему раннему опыту со своим братом Пиксис был отличным пианистом и гастролировал с несколькими скрипачами., в том числе концерты в Париже, куда он переехал в конце 1824 года. В этот период в Париж наблюдался приток иностранных музыкантов, особенно пианистов из германоязычных стран, процесс, который начался еще в 1790-х годах, вскоре после основания Парижской консерватории. Среди пианистов были Фридрих Калькбреннер (в 1799 г.), Ян Ладислав Дуссек (1807 г.), Генри Герц (1816 г.), Франц Хюнтен ( 1819), Ференц Лист (1823), Фредерик Шопен (1831), Сигизмонд Тальберг (1836), а также Стивен Хеллер, Фердинанд Хиллер и другие. Пиксис остался, прожив в Париже двадцать лет и быстро заработав прочную репутацию композитора, концертного пианиста и соавтора камерной музыки. На пике своей карьеры, около 1830 года, он считался одним из лучших пианистов своего времени. По словам Шопена, именно Пиксис познакомил его с издателем Шлезингером, чей запрос на сочинение на «Роберта» Мейербера в конечном итоге привел к созданию Большого концертного дуэта sur des thèmes de Robert le diable, B.70, опубликовано в 1832 году. Пиксис сам сделал фортепианную редукцию для партитуры оперы (1831) и написал две оригинальные композиции: Caprice dramatique sur 'Robert le diable', Op. 116 и «Вариации на тему любви Роберта», соч. 117. Все они также были опубликованы Шлезингером.
Pixis, Три немецких песни, титульный лист. Спела в Лондоне его приемная дочь Франсилла.В Париже Пиксис обучал свою приемную дочь Франсиллу Пиксис (1816-1888), которая стала известной певицей; ее сольные выступления сопровождались самим Пиксисом.
В 1840 году композиторская и исполнительская карьера Пиксиса в значительной степени позади, он переехал в Баден-Баден. В 1843 году Францилла вышла замуж и вскоре ушла со сцены. Затем Пиксис обратил свое внимание на музыкальное образование своего племянника Теодора Пиксиса (1831-1856), который впоследствии стал концертмейстером в Кельне и преподавателем в Кельне, но внезапно скончался. Иоганн Питер Пиксис продолжал преподавать игру на фортепиано до своей смерти в 1874 году.
Количество опусов в опубликованных работах Пиксиса составляет около 150, что не является необычным для той эпохи, и включают сочинения. в различных жанрах, но особенно в камерной музыке, а также в музыке для фортепиано соло и фортепиано в четыре руки. Самыми сильными из его многодвижущихся концертных произведений являются семь фортепианных трио, изданных между 1825 г. (Трио № 1, соч. 75) и 1845 г. (Трио № 7, соч. 147).
Еще в Вене, Pixis попросили присоединиться к совместной работе (с участием 51 композитора 1819–1823 гг.) Vaterländischer Künstlerverein, антологии вариаций на тему вальса Антона Диабелли, в том числе Людвига ван Бетховена Вариации Диабелли. В Париже в 1837 году Пиксис был вовлечен в составление Hexaméron (шесть композиторов внесли свой вклад; третья вариация на тему Беллини принадлежит Pixis). Тот факт, что Лист приглашал его участвовать вместе с Шопеном, Черни, Герцем и Тальбергом, свидетельствует о его статусе в парижских музыкальных кругах.
Фердинанд Хиллер посвятил свои 3 каприса или характерные этюды, соч. 4 (1829 г.) в Pixis. Фредерик Шопен посвятил Пиксису свою Фантазию на польские арии для фортепиано с оркестром, соч. 13, о публикации в 1834 году.