Самый выдающийся и Преподобный. Кардинал Фрай Франсиско Хименес де Сиснерос. OFM | |
---|---|
80-й архиепископ Толедо, примас Испании | |
В должности . 20 февраля 1495 г. - 8 ноября 1517 г. | |
Ему предшествовал | кардинал Гонсалес де Мендоса |
Преемник | Вильгельм де Кро |
губернатор Королевства Кастилия | |
В должности . 23 января 1516 г. - 8 ноября 1517 г. | |
Монарх | Иоанна I «Безумная» |
Предшественник | Фердинанд II Арагонский, Губернатор королевства |
Преемник | Карл I, соправитель со своей матерью Джоанной, |
президент Регентского совета Королевства Кастилия | |
Предыдущий | Филипп «Красивый», король Кастилии, iure uxoris |
Преемник | Фердинанд II Арагонский, губернатор королевства |
Личные данные | |
Родился | 1436. Торрелагуна, Корона Кастилии |
Умер | 8 ноября 1517 г.. Роа-де-Ду ero, Корона Кастилии |
Франсиско Хименес де Сиснерос, OFM (1436 - 8 ноября 1517), произносился Ximenes при его жизни, и обычно называемый сегодня просто Сиснерос, был испанским кардиналом, религиозным деятелем и государственным деятелем. Начав скромно, он поднялся до вершин власти, став религиозным реформатором, дважды регентом Испании, кардиналом, великим инквизитором, покровителем крестовых походов в Северная Африка и основатель Университета Комплутенсе, ныне Мадридского университета. Среди его интеллектуальных достижений он наиболее известен тем, что финансировал Комплютенскую многоязычную Библию, первую печатную многоязычную версию всей Библии. Он также отредактировал и опубликовал первые печатные издания миссала (в 1500 г.) и краткого содержания (в 1502 г.) Мосарабского обряда и основал часовню с коллегией из тринадцати священников для совершения Мосарабской Литургии Часов и Евхаристии каждый день в Толедском соборе.
Жизнь кардинала Сиснероса совпала и оказала большое влияние, динамичный период в истории Испании во время правления Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской. За это время Испания претерпела много значительных изменений, что привело к ее выдающейся роли в Золотом веке Испании (1500–1700 гг.). Современный историк Джон Эллиот сказал, что, что касается каких-либо конкретных политик, которые можно отнести к возвышению Испании, они принадлежали королю Фердинанду и кардиналу Сиснеросу.
Он родился как Гонсало Хименес де Сиснерос в Торрелагуна в Кастилии в 1436 году., сын Идальгоса Альфонсо Хименеса де Сиснероса и жены Марии де ла Торре, с виллы Сиснерос, Паленсия. Он учился в Алькала-де-Энарес и Саламанка, где в 1456 году получил степень бакалавра права. В 1459 году он отправился в Рим, чтобы работать консисториальным адвокатом, где он привлек внимание Папы Пия II. Он вернулся в Испанию в 1465 году с «исполнительным» письмом от папы, передавшего ему первое вакантное место бенефициара. Это оказался Уседа. Однако Альфонсо Каррильо де Акунья, архиепископ Толедо и примас Испании отказался принять письмо, желая вместо этого даровать бенефис одному из своих собственные последователи. Когда Сиснерос настоял на своем, его бросили в тюрьму сначала в Учеде, а затем в крепости Санторкаса. В течение шести лет Сиснерос отстаивал свое требование, имея право уйти в любое время, если он откажется от него, но, наконец, в 1480 году Каррильо уступил силе убеждения Сиснероса и дал ему бенефис. Опасаясь дальнейших репрессий, Сиснерос почти сразу променял его на капеллана в Сигуэнсе под началом кардинала Педро Гонсалеса де Мендосы, епископа Сигуэнсы, который вскоре после этого назначил его генеральным викарием своей епархии.
В Сигуэнсе Сиснерос получил похвалу за свою работу и, казалось, был на верном пути к успеху среди светского духовенства, когда в 1484 году в возрасте сорока восьми лет он внезапно решил стать францисканцем монахом. Бросив все свое мирское имущество и сменив свое крещенское имя Гонсало на имя Франциско, он поступил во францисканский мужской монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес, недавно основанный Фердинандом II Арагонским и Изабеллой. I Кастилии в Толедо. Не довольствуясь обычным недостатком удобств для монаха, он добровольно спал на голой земле, носил силицу, дважды постился и обычно отказывался от себя с энтузиазмом; действительно, на протяжении всей своей жизни, даже когда он был на пике власти, его личная жизнь была строго аскетической.
Он удалился в изолированный монастырь Богоматери в Кастаньяре и построил грубую хижину в в соседнем лесу, в котором он жил временами как отшельник, а позже стал хранителем монастыря в Салзеде. Между тем Мендоса (ныне архиепископ Толедо) не забыл его и в 1492 году рекомендовал его Изабелле в качестве ее духовника. Хименес принял эту должность при условии, что он все еще может жить в своей общине и следовать религиозной жизни, появляясь в суде только по его приказу. Пост был политически важным, потому что Изабелла советовалась со своим духовником не только в религиозных, но и в государственных делах. Указ Изабеллы об Альгамбре, который изгнал евреев из Испании, последовал почти сразу же после назначения Сиснероса ее духовником. Суровая святость Сиснероса вскоре принесла ему значительное влияние на Изабеллу, и в 1494 году он был назначен провинциальным министром Ордена Испании.
Кардинал Мендоса умер в 1495 году, и Изабелла тайно добыла папскую буллу о назначении Сиснероса в архиепископии Толедо Мендосы, самой богатой и могущественной в Испании. Вместе с этим офисом была также передана должность канцлера Кастилии. Изабелла попыталась удивить его, лично подарив быка, но Сиснерос отреагировал не так, как она надеялась. Вместо этого он скрылся от нее и убежал, но его настигли посыльные Изабеллы в нескольких милях от Мадрида и убедили вернуться в суд для дальнейшего обсуждения. Сиснерос сопротивлялся назначению в течение шести месяцев и неохотно согласился только после того, как вторая папская булла приказала ему принять. Несмотря на свое новое положение, Сиснерос по-прежнему вел простой образ жизни; хотя послание из Рима требовало, чтобы он жил в стиле, соответствующем его рангу, внешняя пышность только скрывала его личный аскетизм.
Со своего нового положения Сиснерос приступил к реформированию францисканского ордена в Испании. рукоположенные монахи должны были стать безбрачными, отказавшись от практики сожительства. Они должны были проживать в приходе, где должны были работать, посещать исповедь и проповедовать каждое воскресенье. Было сильное сопротивление. К 1498 году реформы были распространены не только на францисканцев, но и на другие нищенствующие ордена. генерал-министр ордена сам прибыл из Рима, чтобы попытаться сдержать строгие реформы архиепископа, но Сиснерос, опираясь на влияние сильной королевы, сумел навязать их.
В 1499 году Сиснерос сопровождал двор испанской инквизиции в Гранаду и там препятствовал усилиям архиепископа Талаверы по мирному обращению его мусульманского населения в христианство. Талавера выступал за медленное обращение, объясняя маврам на их языке истины католической религии, но Сиснерос сказал, что это «дарение жемчуга свиньям», и продолжил принудительное массовое обращение. Он приказал публично сжечь все арабские рукописи, которые можно было найти в Гранаде - 5000 - это наименьшее количество, которое приводят современные источники, - за исключением тех, которые имеют отношение к медицине.
Возмущение необращенных мудехарес (т. Е. Иберийские мусульмане, проживающие на христианских территориях) из-за этого грубого нарушения договора Альгамбры переросли в открытое восстание, известное как Первое восстание Альпуджарр. Восстание было жестоко подавлено, и им предоставили выбор - вопреки условиям капитуляции Гранады - крещение или изгнание. Большинство приняло крещение, и к 1500 году Сиснерос сообщил, что «в городе сейчас нет никого, кто не христианин, и все мечети являются церквями». Однако он создал проблему, которая закончится только изгнанием из Испании Морискоса в 1609 году.
26 ноября 1504 года Изабелла умерла. Фердинанд потребовал регентства против своего зятя Филиппа I Кастильского, а Сиснерос помог урегулировать спор, в результате которого Филипп стал королем Кастилии. Когда Филипп умер в 1506 году, Фердинанд находился в Неаполе, и Сиснерос создал регентское правительство в его отсутствие и остановил заговор группы знати с целью захватить трон. В обмен на свою преданность Фердинанд сделал Сиснероса Великим Инквизитором для Кастилии и Леона в 1507 году и убедил Папу дать ему шляпу кардинала.
Следующим крупным событием в жизни кардинала было нападение на мавританский город Оран в Северной Африке, в котором его религиозное рвение совпало с перспективами Фердинанда на политическую и материальную выгоду. Предварительная экспедиция, снаряженная за счет Сиснероса, захватила порт Мерс-эль-Кебир в 1505 году. В 1509 году сильные войска в сопровождении кардинала лично отправились в Африку, а через день - в богатый город. взят штурмом. Сиснерос вернулся в Испанию и попытался возместить с Фердинанда расходы на экспедицию, но Фердинанд был доволен взятием Орана, и из-за его большего интереса к Италии он не поддержал планы Сиснероса относительно более крупного крестового похода и завоевания Северной Африки.
23 января 1516 года Фердинанд умер, оставив Сиснероса регентом Кастилии Карлу (впоследствии Карл V, император Священной Римской империи ), затем шестнадцатилетний юноша в Нидерландах. Хотя Сиснерос сразу же твердо взял бразды правления в свои руки и правил решительно и даже самодержавно, беспокойная кастильская знать и завистливые интригующие фламандские советники Карла вместе сделали положение Сиснероса особенно трудным. Сиснерос согласился с желанием Карла быть провозглашенным королем; он охранял личность младшего брата Карла Фердинанда I, императора Священной Римской империи ; он установил местонахождение судов в Мадрид ; и он создал постоянную армию, обучая жителей городов. Во время своего регентства он имел дело с испанским завоеванием Наварры. Его помнят за то, что он приказал сносить большинство крепостей Наварры (например, Замок Ксавьера, где проживает семья Фрэнсиса Ксавьера ) с целью подавить любой дух сопротивления и предотвращение будущих восстаний против испанской оккупации.
В сентябре 1517 года Карл высадился в Ларедо (Кантабрия), и Сиснерос поспешил ему навстречу. Однако по дороге Сиснерос заболел (предполагалось, что его могли отравить). Ослабленный таким образом, он получил письмо от Чарльза, в котором он хладнокровно благодарил его за его услуги и разрешал ему удалиться в свою епархию. Через несколько часов после увольнения (о котором, по мнению некоторых, кардинал не успел узнать), кардинал Сиснерос умер в Роа 8 ноября 1517 года.
Кардинал Сиснерос был смелым и решительным государственным деятелем. Описанный как суровый, фанатичный и непреклонный даже по суровым стандартам своего времени, с уверенностью, которая временами становилась властной, он претворял в жизнь то, что решил быть правым, мало заботясь об удобстве других или себе. Его считали неподкупным, и он основал и поддерживал многочисленные благотворительные учреждения в своей епархии. Вся его жизнь была посвящена либо государству, либо религии; и его единственным развлечением было богословское или схоластическое обсуждение.
Университет в Алькала-де-Энарес был основан в 1500 году и открыт в 1508 году. Университет, созданный на единоличные средства и опекаемый кардиналом Сиснеросом, приобрел большую репутацию. В свое время в его стенах собирались 7000 студентов. Все религиозные ордена в Испании, за исключением бенедиктинцев и иеронимитов, основали дома в Алькале в связи с этим. В 1836 году университет, из-за падения набора и некоторого беспорядка, был переведен в Мадрид, переименован в Universidad Complutense de Madrid («Комплутенсе» означает «из Алькалы», чье латинское название - Комплутум), а здания в Алькала-де-Энарес оставались вакантными до создания современного Университета Алькала-де-Энарес в 1977 году.
Сиснерос опубликовал религиозные трактаты сам и другие. Он также возродил мозарабскую литургию и построил часовню в Толедо, где она должна была использоваться.
Он хорошо известен своей спонсорской поддержкой Комплютенского полиглота, первого печатного полиглота перевода Библии, в который были помещены три разных версии Ветхого Завета. в параллельных столбцах - Греческий, Латинский и Иврит - с арамейским текстом Таргум Онкелос и его Внизу добавлен собственный латинский перевод, чтобы читатели впервые могли проверить все переводы одновременно. Новый Завет состоит из параллельных колонок греческой и латинской Вульгаты. Текст занимает пять томов, а шестой содержит словарный запас иврита и т. Д. Работа началась в 1502 году. Новый Завет был закончен в январе 1514 года, а весь в апреле 1517 года. Книга была посвящена Папа Лев X. Сиснерос умер через несколько месяцев после того, как он был завершен, и не дожил до публикации.
В 1884 году испанские колонисты почтили память Сиснероса, основав Вилла Сиснерос, ныне Дахла, Западная Сахара.
Кроме если иное указано с помощью встроенных сносок, эта статья полностью взята из Британской энциклопедии 1911 года: Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Хименес де Сиснерос, Франсиско ». Encyclopdia Britannica. 15(11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 415–416.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Франсиско Хименесом де Сиснеросом. |
Католические церковные титулы | ||
---|---|---|
Предшественник. Диего Рамирес де Гусман | Великий инквизитор Кастилии . 1507–1517 | Преемник. Адриан Бойенс |
Отчеты | ||
Преступник. Хайме Серра-и-Кау | Старейший из ныне живущих член Священного колледжа. 15 марта 1517 г. - 8 ноября 1517 г. | Преемник. Тамаш Бакоч |