Этнофантазия - это неологизм который относится к этнографическому документальному, сочетанию документального и художественного фильма в области визуальной антропологии. Это тип фильма, в котором с помощью вымышленного повествования или творческого воображения, часто импровизированного, изображенные персонажи (туземцы ) играют свои роли как члены этнической или социальной группы.
Жан Руш в Paroles, фильм Рикардо КостаЖан Руш считается отцом этнофантастики. этнолог, он обнаружил, что режиссер вмешивается в событие, которое он регистрирует. Его камера никогда не бывает скрытой камерой. Его присутствие повлияет на поведение изображенных людей, туземцев. Вопреки принципам Марселя Гриоля, его наставника, для Руша камера, не участвующая в программе, фиксирует «чистые» события в этнографическом исследовании (например, съемка ритуала без
Этнограф-оператор, с этой точки зрения, будет принят как естественный партнер актеров, исполняющих свои роли. Оператор будет одним из них и даже может быть одержим ритмом танцоров во время ритуального празднования и введен в состояние кино- транса. Идя дальше своих предшественников, Жан Руш представляет актера как инструмент исследования.
Родился новый жанр. Роберт Флаэрти, основной отсылки к Рушу, его можно рассматривать как дедушку этого жанра, хотя он был чистым создателем документалистов, а не этнографом.
Используемый в основном для обозначения этнографических фильмов как объекта визуальной антропологии, термин этнофантастика также подходит для обозначения экспериментальных документальных фильмов, предшествующих и следующих за творчеством Роуча, а также для любых художественных произведений в области человеческого общения, искусства или литературы., имеющий этнографическое или социальное происхождение.
Параллельно со ссылками Flaherty или Rouch, этнические портреты жестких местных реалий часто рисуются в португальских фильмах с 30-х годов, особенно с 60-х по 80-е годы и снова в начале 21-го века. Удаленный регион Трас-ос-Монтес (см.: Провинция Трас-ос-Монтес и Альто-Дору в Португалии ), Гвинея-Бисау или мыс Острова Верт (древние португальские колонии), которые привлекают внимание с восьмидесятых годов прошлого века благодаря работе некоторых директоров (Флора Гомеш, Педро Коста или неизвестный Автор) являются темами для новаторских фильмов этого жанра, важными вехами в истории кино. В португальском народном повествовании (устная литература ) есть что-то актуальное в португальском популярном повествовании (устная литература ), вызывающая вымысел в самом сердце этнической принадлежности : другими словами, традиционная привлекательность легенд и сюрреалистические образы в популярном искусстве вдохновляют некоторые португальские фильмы отказываться от реалистичных предикатов и превращаться в поэтическую фантастику. Эта практика характерна для многих художественных фильмов Маноэля де Оливейра и Жоао Сезара Монтейро и для нескольких документальных гибридов Антонио Кампоса, Антониу Рейс и другие. С 1960-х годов этнофантастика (местная реальная жизнь и фэнтези одновременно) является отличительной чертой португальского кино.