Жоао Сезар Монтейру | |
---|---|
Родился | ( 1939-02-02)2 февраля 1939 г. Фигейра-да-Фош, Португалия |
Умер | 3 февраля 2003 г. (2003-02-03)(64 года) Лиссабон, Португалия |
Национальность | португальский |
Альма-матер | Лондонская киношкола |
Занятие | Кинорежиссер, сценарист, актер, писатель |
Активные годы | 1969-2003 гг. |
Известная работа | |
Награды | Серебряный лев для Recordações da Casa Amarela (1989) |
Жоао Сезар Монтейру Сантос ( Фигейра-да-Фош, 2 февраля 1939 г. - Лиссабон, 3 февраля 2003 г.) был португальским кинорежиссером, актером, писателем и кинокритиком.
Жоао Сезар Монтейру родился в семье, придерживавшейся антиклерикальных и антифашистских идеалов. Его семья переехала в Лиссабон, когда Монтейру было 15 лет, чтобы он смог продолжить учебу. В 1963 году на грант Фонда Галуста Гюльбенкяна Монтейро отправился в Великобританию, чтобы учиться в Лондонской киношколе (известной тогда как Лондонская школа киноискусства). В 1965 году в Португалии он начал работу над своим первым фильмом « Quem Espera por Sapatos de Defunto Morre Descalço» («Кто ждет обуви умершего умирает босиком»), который не мог быть закончен в течение пяти лет из-за финансовых проблем. Одновременно он снял короткометражный документальный фильм « София де Мелло Брейнер Андресен » о португальском поэте. Монтейро также написал критику фильмов для таких периодических изданий, как Imagem, Diário de Lisboa и O Século.
Его первым полнометражным фильмом стал « Fragmentos de um Filme Esmola: Sagrada Família» (1972). В 1982 году он сделал « Сильвестр» адаптацией традиционных португальских народных сказок. Сильвестра показали на Венецианском кинофестивале, что стало важным шагом на пути к его международному признанию. «А Flor do Mar» (1986) с участием Лауры Моранте был показан на кинофестивале в Сальсомаджоре, где получил специальный приз жюри. Монтейро вернулся на Венецианский кинофестиваль в 1989 году с Recordações da Casa Amarela (Серебряный лев), фильмом, в котором впервые появился персонаж Жоао де Деуса. В 1992 году он снял O Último Mergulho - esboço de filme с участием Фабьен Баббе.
Его последними работами стали A Comédia de Deus (Венецианский кинофестиваль, 1995), As Bodas de Deus ( Каннский кинофестиваль 1999 ), Branca de Neve (Венецианский кинофестиваль, 2000) и Vai ~ E ~ Vem (Каннский кинофестиваль, 2003).. «Бранка де Неве» («Белоснежка») вызвала большие споры, потому что большая часть фильма состоит из черного экрана, хотя на протяжении всего фильма воспроизводится плотно составленная звуковая дорожка.
Один из самых противоречивых португальских режиссеров своего поколения, Жоао Сезар Монтейро отметил свое присутствие в кино неклассифицируемыми и полемическими фильмами, снятыми с особой и несколько экспериментальной эстетикой, под влиянием его работы как кинокритика и поэта. В некоторых из своих последних фильмов он играл постоянного главного героя, Жоао де Деуса, замечательно артикулированного и чрезмерно сексуализированного персонажа, чьи привычные взгляды включали спонтанные полосы гедонизма, скандала и сатиры.
Хотя значительная часть его работ была воспринята с недоумением и возмущением средней кинозрителей, он был признан португальскими и международными критиками и академиками как один из самых важных португальских режиссеров, наряду с Маноэлем де Оливейрой.