Эрнст фон Донаньи

редактировать
Венгерский композитор и пианист (1877–1960) Эрнст фон Донаньи, ок. 1900

Эрнст фон Донаньи (венгерский: Донаньи Эрнэ, ; 27 июля 1877 - 9 февраля 1960) был венгерским композитором, пианист и дирижер. Он использовал немецкую форму своего имени в большинстве своих опубликованных композиций.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Смерть
    • 2.1 Влияние и наследие
  • 3 Композиции
    • 3.1 Этап
    • 3.2 Хоровой
    • 3.3 Оркестровый
    • 3.4 Сольный инструмент и оркестр
    • 3.5 Камерный и инструментальный
    • 3.6 Фортепиано
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Донаньи родился в Позсоне, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия (сегодня Братислава, столица Словакии ). Сначала он изучал музыку со своим отцом, профессором математики и виолончелистом-любителем, а затем, когда ему было восемь лет, с Карлом Форстнером, органистом местного собора. В 1894 году, когда ему исполнилось семнадцать лет, он переехал в Будапешт и поступил в Королевскую национальную Венгерскую музыкальную академию, изучая фортепиано у Иштвана Томана и композицию у Ганса фон Кесслера, двоюродный брат Макса Регера.

Иштван Томан был любимым учеником Ференца Листа, а Ганс фон Кесслер был приверженцем музыки Иоганна Брамса. Эти два влияния сыграли важную роль в жизни Донаньи: Лист в его игре на фортепиано и Брамс в его композициях. Первое опубликованное произведение Донаньи, его фортепианный квинтет до минор, заслужило одобрение Брамса, который продвигал его в Вене. Донаньи проучился в Музыкальной академии недолго: в июне 1897 года он попытался сразу же сдать выпускные экзамены, не закончив учебу. Разрешение было получено, и несколько дней спустя он сдал экзамен с высокими оценками как композитор и пианист, получив диплом менее 20 лет.

После нескольких уроков с Ойгеном д'Альбертом Еще один ученик Листа, Донаньи дебютировал в Берлине в 1897 году и сразу был признан выдающимся художником. Такой же успех последовал в Вене и в последующем турне по Европе. Он дебютировал в Лондоне на концерте Рихтера в Куинз-холле, где хорошо сыграл Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Бетховена. Он был одним из первых, кто дирижировал и популяризировал более доступную музыку Бартока.

В сезоне 1898 года он посетил Соединенные Штаты, где заработал себе репутацию, сыграв Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Бетховена для своего американского дебюта с St. Луи Симфони. В отличие от самых известных пианистов того времени, он не ограничивался сольными сольными концертами и концертами, но выступал также в камерной музыке. В 1901 году он завершил свою первую оркестровую работу Симфонию № 1. Хотя он находился под сильным влиянием авторитетных современников, в частности Брамса, он сам по себе продемонстрировал значительные технические навыки.

Донаньи сначала женился на Элизабет «Эльза» Кунвальд (также пианистке), которая родила его сын, Ганс, в 1902 году. Ганс должен был быть отцом немецкого политика Клауса фон Донаньи и дирижера Кристофа фон Донаньи, long Music Директор Кливлендского оркестра. Ганс проявил себя как лидер антинацистского сопротивления в Германии и в конечном итоге был казнен на заключительных этапах Второй мировой войны. Помимо Ганса, у Донаньи и Эльзы Кунвальд была дочь Грета.

По приглашению скрипача Йозефа Иоахима, близкого друга Брамса, Донаньи преподавал в Hochschule в Берлине. с 1905 по 1915 год. Там он написал Покрывало Пьеретты, соч. 18, и Сюита фа-диез минор, соч. 19. Вернувшись в Будапешт, он выступил с удивительно большим количеством выступлений в течение следующего десятилетия, особенно в год столетия Бетховена 1920/1921.

Перед началом Первой мировой войны Донаньи встретился и полюбил с немецкой актрисой (также описываемой как певица) Эльзой Галафрес, которая была замужем за польским еврейским скрипачом Брониславом Губерманом. Они еще не могли вступить в брак, поскольку их супруги отказались развестись с ними, но, тем не менее, в январе 1917 года у Донаньи и Эльзы Галафрес родился сын Мэтью. Позже оба получили развод, к которому стремились, и поженились в июне 1919 года. Донаньи также удочерила Йоханнеса, сына Эльзы. сын Хубермана.

В течение недолгого Венгерской Советской Республики 1919 года Донаньи был назначен директором Будапештской академии, но через несколько месяцев новое временное правительство заменило его известным скрипач Йену Хубай после того, как Донаньи отказался уволить педагога и композитора Золтана Кодаи из Академии за его якобы левую политическую позицию. Однако в 1920 году, когда адмирал Хорти стал регентом Венгрии, Донаньи был назначен музыкальным руководителем Будапештского филармонического оркестра и как таковой продвигал музыку Белы Бартока, Золтан Кодай, Лео Вайнер и другие современные венгерские композиторы. В том же сезоне 1920 года он исполнил все фортепианные произведения Бетховена и записал несколько своих сочинений на аппарате Ampico player-piano-roll. Он получил известность как великий учитель. Среди его учеников Андор Фёльдес, Миша Левицки, Эрвин Ниредьхази, Геза Анда, Энни Фишер, Эдвард Килени, Балинт Вазсоньи, сэр Георг Шолти, Иштван Кантор, Жорж Чифра и Людовит Райтер (дирижер и крестник Донаньи). В 1933 году он организовал первый Международный конкурс пианистов имени Ференца Листа.

Эрнст фон Донаньи

В 1937 году Донаньи познакомился с Илоной Захар, которая была замужем и имела двоих детей. К этому времени он расстался со своей второй женой Эльзой Галафрес. Он и Илона путешествовали по Европе как муж и жена, но не состояли в законном браке, пока не поселились в Соединенных Штатах. После смерти Донаньи Илона в своей биографии развернула кампанию, чтобы опровергнуть его едва заслуженную репутацию сторонника нацизма. Петер Халас продолжил это в статье под названием «Преследуемые музыканты в Венгрии между 1919–1945 гг.» изображал его как «жертву» нацизма, а также Джеймсом Граймсом, который в своей книге под названием Донаньи был «забытым героем сопротивления Холокосту».

В 1934 году Донаньи снова был назначен директором Будапештская музыкальная академия, этот пост он занимал до 1943 года. Согласно записи 2015 года о Донаньи в Словаре музыки и музыкантов New Grove, «С 1939 года большая часть времени [Донаньи] была посвящена борьба с растущим нацистским влиянием. К 1941 году он оставил свой директорский пост в Будапештской музыкальной академии вместо того, чтобы подчиняться антиеврейскому законодательству. В своем оркестре Будапештской филармонии ему удалось продолжить все еврейские члены до двух месяцев после немецкой оккупации Венгрии 12 Март 1944 г., в операции «Маргарет» , когда он распустил ансамбль. В ноябре 1944 года он отправился в Австрию, решение, которое многие годы подвергалось критике. Фактически, Донаньи подвергался критике либо слева, либо справа за большую часть своих поступков, начиная со студенческих лет. "Объяснение может быть найдено в его неприступности по музыкальным или этическим соображениям..." Обвинения ", выдвинутые против него, всегда принимали форму слухов. Это, а также размер так называемых обвинений (никогда не обоснованных) сделали его Донаньи невозможно защитить себя ».

На конференции в марте 2014 года« Холокост в Венгрии, 70 лет спустя: новые перспективы »в Центре исследований иудаики, Холокоста и геноцида в Флоридском заливе Прибрежный университет, музыковед Джеймс А. Граймс представил исследование, основанное на архивных свидетельствах, которые он собрал в Будапеште, в статье под названием «Эрнст фон Донаньи: забытый герой сопротивления Холокосту». Он приписывает Донаньи (в резюме автора): 1) «блокирование создания Венгерской музыкальной палаты, которая исключила бы евреев из музыкальной профессии, как это сделала печально известная Reichsmusikkammer в нацистской Германии»; 2) отставка «с должности генерального директора Музыкальной академии им. Ференца Листа вместо выполнения приказа об увольнении еврейских инструкторов»; 3) «Как дирижер Будапештской филармонии, Донаньи распустил ансамбль, а не распустил его еврейских участников»; и 4) помощь "нескольким отдельным еврейским музыкантам. В их числе импресарио Эндрю Шульхоф, которому Донаньи помог эмигрировать из Германии в Соединенные Штаты в 1939 году. Пианист [ху ] был уволен с трудовой службы, когда Донаньи написал письмо, в котором объявляет Эрнади и его руки незаменимыми национальными сокровищами. Когда знаменитому скрипачу Карлу Флешу и его жене угрожала серьезная опасность депортации в концлагерь, Донаньи помог восстановить их венгерское гражданство, что позволило Они отправились в путешествие через Германию, обратно в Венгрию и, наконец, в Швейцарию. Донаньи лично спас пианиста Дьёрдя Ференци, жену Ференци, и нескольких других еврейских музыкантов от поезда смерти. Золтан Кодай позже сообщил, что Донаньи подписал Десятки документов, которые спасли жизни евреев во время Холокоста. В книге «Эрнст фон Донаньи: Песнь жизни» вдова Донаньи поместила это число в сотни. Еврейский скрипач, альтист и композитор Тибор Серли дошел до того, что приписал частым вмешательствам Донаньи тот факт, что «ни один еврейский музыкант с какой-либо репутацией, живший в Венгрии, не погиб и не погиб в течение всего периода Второй мировой войны».

Граймс отмечает, что после войны Донаньи «несколько раз подвергался расследованиям и допущениям со стороны военного правительства США» - как предварительное условие его послевоенного переезда во Флориду. Он комментирует, что Донаньи «неоднократно защищали видные еврейские музыканты, которые тесно сотрудничали с ним в Венгрии, в том числе альтист Эгон Кентон [Корнштейн], пианист Эдвард Килени, музыковед Бенс Сабольчи и композитор Лео Вайнер. Последний написал по крайней мере два свидетельства, в которых указывалось, что большинство учеников Донаньи были евреями и что Донаньи постоянно программировал собственные сочинения Вайнера даже во время нацистского режима »

С 1949 года Донаньи в течение десяти лет преподавал в Школе музыки Университета штата Флорида в Таллахасси. Он стал почетным членом главы «Эпсилон Йота» братства Фи Му Альфа Симфония. Он и его жена Илона стали американскими гражданами в 1955 году.

Могила Донаньи на кладбище Розелон, Таллахасси, Флорида

В США он продолжил сочинять и заинтересовался американской народной музыкой. Его последней оркестровой работой (за исключением редакции Симфонии № 2 1957 г.) была «Американская рапсодия» (1953 г.), написанная к полутора столетию Университета Огайо и включающая, например, народный материал., «Индейка в соломе », «На вершине старого дыма » и «Я бедный странствующий незнакомец ".

Его последнее публичное выступление 30 января В 1960 году работал в Университете штата Флорида, где дирижировал университетским оркестром в фортепианном концерте № 4 Бетховена со своим докторантом Эдвардом Р. Таденом в качестве солиста. После выступления Донаньи отправился в Нью-Йорк, чтобы записать несколько фортепианных сонат Бетховена и более короткие фортепианные пьесы для Everest Records. Ранее он записал концерт Моцарта в Венгрии в начале 1930-х годов (№ 17, соль мажор, K. 453, играл и дирижировал Будапештским Филармония, Колумбия, его собственные вариации на детскую мелодию, выпущенные HMV в Англии и RCA Victor в Соединенных Штатах, второй ход часть его Ruralia hungarica (Gypsy Andante) и несколько сольных произведений (но без сонат Бетховена) на 78 оборотах в минуту; и различные другие работы, в том числе Буря соната Бетховена и вариации фа минор Гайдна на ранних монофонических пластинках.

Смерть

Донаньи умер от пневмонии 9 февраля 1960 года в Нью-Йорке, через десять дней после своего последнего выступления, и был похоронен в Таллахасси, Флорида., где он преподавал в университете в течение десяти лет.

Влияние и наследие

  • BBC выпустила пластинчатую запись с одного из его последних концертов, прослушанного в 1959 году в Университете штата Флорида, в г. которую он сыграл фортепианную сонату Бетховена соч. 31 No. 1 и Шуберта соната для фортепиано D. 894. Лейбл Testament переиздал концерт на компакт-диске в комплекте, который также включает в себя три короткие пьесы самого пианиста, которые он сыграл там на бис, и краткий концерт его произведений, который он сыграл на в 1956 году. Эдинбургский фестиваль и некоторые из них, которые транслировались по BBC в 1936 году.
  • Три тома «Ежедневные упражнения для пальцев» Донаньи для продвинутого пианиста были опубликованы Mills Music в 1962 году.
  • В музыкальной библиотеке Уоррена Д. Аллена Музыкального колледжа Университета штата Флорида хранится большой архив документов, рукописей и сопутствующих материалов Донаньи.
  • Венгерское правительство посмертно наградило его высшей гражданской наградой - премией Кошута в 1990 году.
  • Международный фестиваль Эрнста фон Донаньи проводился в Университете штата Флорида в 2002 году. Профессор LSU Милтон Холлман был его учеником и в 1987 году записал компакт-диск под названием Произведения для фортепиано, содержащие некоторые из самых известных произведений Донаньи.
Композиции

Дохна Стиль nyi был личным, но очень консервативным. Его музыка в значительной степени соответствует идиоме неоромантики. Хотя он использовал элементы венгерской народной музыки, он не считается националистическим композитором, как Барток или Кодай. Некоторые характеризуют его стиль как традиционный мейнстримный еврогерманский стиль в брамсовской манере (структурно больше, чем в том, как на самом деле звучит музыка), а не конкретно венгерский, в то время как другие очень мало слышат Брамса в его музыке. Самым лучшим из его произведений может быть его Серенада до мажор для струнного трио, соч. 10 (1902) и Вариации на детскую мелодию для фортепиано с оркестром, соч. 25 (1914 г.).

Этап

  • Der Schleier der Pierrette (Покров Пьеретты), пантомима в трех частях (Либретто по Артуру Шницлеру ), соч. 18 (1909)
  • Танте Симона (Тетя Симона), Комическая опера в одном действии (Либретто Виктора Хайндля), соч. 20 (1912)
  • Вайда торня (Башня воеводы), Романтическая опера в трех действиях (Либретто Виктора Лани по Гансу Хайнцу Эверсу и Марку Генри), соч. 30 (1922)
  • Тенор (Тенор), Комическая опера в трех действиях (Либретто Эрно Гота и Карла Штернхейма по поэме «Бюргер Шиппель» Карла Штернхейма), соч. 34 (1927)

Хоровой

  • Сегедская месса (Сегедская месса), соч. 35 (1930)
  • Cantus vitae, Симфоническая кантата, соч. 38 (1941)
  • Stabat mater, Op. 46 (1953)

Оркестровая

Сольный инструмент с оркестром

  • Концерт для фортепиано № 1 ми минор, соч. 5 (1898) (открывающая тема была вдохновлена ​​Симфонией № 1 )
  • Konzertstück (Концертная пьеса) для виолончели с оркестром, соч. 12 (1904)
  • Вариации на детскую мелодию (Variationen über ein Kinderlied) для фортепиано с оркестром, соч.25 (1914)
  • Концерт для скрипки № 1 ре минор, соч. 27 (1915)
  • Концерт для фортепиано № 2 си минор, соч.42 (1947)
  • Концерт для скрипки № 2 до минор, соч.43 (1950)
  • Концертино для арфы и камерного оркестра, соч.45 (1952)

Камерный и инструментальный

  • Струнный квартет ре минор, 1893 г. (неопубликованный, рукопись в Британской библиотеке) (Grymes, Ernst Von Dohnányi: A Bio-bibliography, стр. 32)
  • Струнный секстет си ♭ мажор, 1893 г. (отредактировано 1896 г., отредактировано и премьера 1898 г. Записано на Hungaroton, 2006 г.) (Grymes, стр. 32)
  • Менуэт для струнного квартета, 1894 г. (Grymes, стр. 32. Рукопись в Национальная библиотека Сечени )
  • Фортепианный квартет фа минор, (1894)
  • Фортепианный квинтет № 1 до минор, соч.1 (1895)
  • Стри Квартет № 1 ля мажор, соч. 7 (1899)
  • Соната B ♭ минор для виолончели и фортепиано, соч. 8 (1899)
  • Серенада до мажор для струнного трио, соч. 10 (1902)
  • Струнный квартет № 2 ре мажор, соч. 15 (1906)
  • Соната до минор для скрипки и фортепиано, соч. 21 (1912)
  • Фортепианный квинтет № 2 ми минор, соч. 26 (1914)
  • Струнный квартет № 3 ля минор, соч. 33 (1926)
  • Секстет до мажор для фортепиано, струнных и духовых, соч. 37 (1935)
  • Ария для флейты и фортепиано, соч. 48, № 1 (1958)
  • Пассакалия для флейты соло, соч. 48, No. 2 (1959)

Фортепиано

  • Четыре пьесы, соч. 2 (1897, опубл. 1905)
  • Вальсы в четыре руки, соч. 3 (1897)
  • Вариации и фуга на тему E [mma].G [ruber]., Op. 4 (1897)
  • Гавот и Мюзетт (WoO, 1898)
  • Альбумблат (WoO, 1899)
  • Пассакалия ми ♭ минор, соч. 6 (1899)
  • Четыре рапсодии, соч. 11 (1903)
  • Винтеррайген, соч. 13 (1905)
  • Юмореска в форме сюиты, соч. 17 (1907)
  • Три пьесы, соч. 23 (1912)
  • Фуга для левой руки (WoO, 1913)
  • Сюита в старинном стиле, соч. 24 (1913)
  • Шесть концертных этюдов, соч. 28 (1916)
  • Вариации на тему венгерской народной песни, соч. 29 (1917)
  • Пастораль на тему венгерской рождественской песни (WoO, 1920)
  • Valses nobles, концертная обработка для фортепиано (по Шуберту, Д. 969) (WoO, 1920)
  • Ruralia hungarica, Op. 32a (1923)
  • Вальс для фортепиано из "Коппелии" Делиба (WoO, 1925)
  • Вальс-сюита, ​​для двух фортепиано, соч. 39а (1945),
  • Хромой вальс для фортепиано соло, соч. 39b (1947)
  • Шесть пьес, соч. 41 (1945)
  • Три особенных пьесы, соч. 44 (1951)
  • Двенадцать кратких этюдов для продвинутых пианистов (1951)
Ссылки

Примечания

Источники

  • Карнс, Марк Кристофер, изд. (2002). Американская национальная биография: Приложение 2. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-522202-9. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Dohnányi, Ilona von (2002). Джеймс А.. Grymes (ed.). Ernst von Dohnányi: A Song of Life. Блумингтон: Indiana University Press. ISBN 0-253-34103-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Grymes, James A., ed. (2005). Perspectives on Ernst von Dohnányi. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0810851252. Проверено 20 января 2014 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Куш, Вероника (2020). Путешествующий незнакомец: годы Эрнста фон Дохнаньи в Америке, 1949 г. –1960. Калифорнийские исследования в области музыки 20-го века. 25 . University of California Press. ISBN 9780520301832. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Дополнительная литература
  • Уильям Лайнс Хаббард и др., Редакторы, Американская история и энциклопедия музыки, том 1 (Лондон: Ирвинг Сквайр, 1908), стр. 183–184 доступны онлайн
  • Эта статья включает текст из публикации, которая до 1923 г. общественное достояние : Этюд, Филадельфия: Theodore Presser Company Cite имеет пустые неизвестные параметры: | 1 =и | separator =(); Отсутствует или пусто | title =()
Внешние ссылки
Ноты
Видео
Последняя правка сделана 2021-05-19 14:10:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте