Эрвин Ниредьхази

редактировать

Эрвин Ньиредьхази в 1920 году

Эрвин Ньиредьхази (19 января 1903, Будапешт - 8 апреля 1987, Лос-Анджелес ) был венгерско-американским пианистом и композитором. После нескольких лет на концертной сцене в 1920-х, он погрузился в относительную безвестность, прежде чем ненадолго вернуться в 1970-е. Его весьма своеобразный стиль игры, который некоторые рассматривали как связь с разновидностью романтического пианизма, связанного с Ференцем Листом, разделили критические мнения.

Содержание

  • 1 Детство и начало карьеры
  • 2 Сошествие в безвестность и возрождение
  • 3 Смерть и погребение
  • 4 Записи
  • 5 Дискография
  • 6 Биографии
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Детство и начало карьеры

С шести до двенадцати лет за Ньиредьхази наблюдал психолог Геза Ревес, и он стал предметом статьи и книги, опубликованной в 1911 и 1916 годы соответственно. Отец Ньиредьхази, Игнац, был певцом в Королевском оперном хоре в Будапеште; он также очень ободрял и заботился, но умер, когда Эрвину было двенадцать. Перед смертью Игнача он рассказал о нескольких необычных вещах о своем сыне: что Эрвин пытался петь до того, как ему исполнился год; что он правильно воспроизводил мелодии до двух лет; сочинять начал в двухлетнем возрасте; и что он сыграл почти все песни, которые правильно слышал, на губном инструменте к тому времени, когда ему исполнилось три года; к семи годам Эрвин мог идентифицировать любую ноту или аккорд, который играл для него. Он был известен как своей музыкальностью, так и своей техникой. По тестам на общий интеллект Эрвин набрал на несколько лет больше среднего, что означает, что он был вундеркиндом, а не ученым. Мать Эрвина, Мария, была матерью сцены, которая пыталась (безуспешно) отговорить его от изучения оперы и симфонической музыки и подтолкнула сына к изучению стандартного репертуара фортепиано, чтобы он мог концертировать и зарабатывать деньги для их семьи. (В более поздние годы пианист утверждал, что его мать изнасиловала его.) Эрвин в конце концов порвал с матерью, а позже выразил удовлетворение тем, что она погибла в нацистском концентрационном лагере.

Музыкальные занятия Ньиредьхази проходили с Эрне Донаньи и Фредерик Ламонд. В возрасте пятнадцати лет Ньиредьхази сыграл Листа Фортепианный концерт ля мажор с Берлинской филармонией под управлением Артура Никиша. Его дебют в Карнеги-холле в 1920 году был впечатляющим, но неоднозначным. Ричард Олдрич из New York Times отметил «блестящее техническое оснащение Ньиредьхази, огромную силу рук и пальцев, замечательную ловкость, прекрасное чувство фортепианного тона», но критиковал его «часто ошибочные и вводящие в заблуждение» концепции «одни из самых привычных произведений для фортепиано». Х. Т. Финк из Evening Post похвалил «оригинальность» Ньиредьхази, критикуя его «произвольное игнорирование очевидных намерений великих композиторов». В письме 1935 года Отто Клемпереру, Арнольд Шёнберг писал о нем следующее:

... пианист, который кажется чем-то действительно необычным. Чтобы вообще уйти, мне пришлось преодолеть огромное сопротивление, поскольку описание, которое я слышал от доктора Хоффманна и Мориса Зама, вызывало у меня большой скепсис. Но должен сказать, что такого пианиста я еще не слышал... Во-первых, он вообще не играет в том стиле, к которому мы стремимся. И так же, как я не судил его на этом основании, я полагаю, что, когда вы его услышите, вы тоже будете вынуждены игнорировать все принципиальные вопросы и, вероятно, в конечном итоге сделаете то же, что и я. Ибо ваши принципы не будут подходящим стандартом для применения. То, что он играет, является выражением в старом смысле слова, не более того; но такой силы выражения я никогда раньше не слышал. Вы будете не согласны с его темпами так же, как и я. Вы также заметите, что он часто, кажется, отдает предпочтение резким контрастам за счет формы, которая, кажется, теряется. Я говорю, как будто; ибо тогда его музыка по-своему удивительно обретает форму, обретает смысл, устанавливает свои границы. Звук, который он издает из фортепиано, неслыханный, по крайней мере, я никогда не слышал ничего подобного. Сам он, кажется, не знает, как он производит эти новые и совершенно невероятные звуки - хотя он, кажется, человек интеллигентный, а не просто вялый мечтатель. И такой полноты тона, достигнутой без грубости, я еще не встречал. Для меня и, наверное, для вас, это действительно слишком полнота, но в целом показывает невероятную новизну и убедительность. И прежде всего он всего лишь [sc. 33 года], так что ему еще предстоит пройти несколько этапов развития, от которых можно ожидать многого, учитывая его исходную точку... удивительно, что он играет и как он это играет. Никогда не чувствуешь, что это сложно, что это техника - нет, это просто сила воли, способная преодолеть все мыслимые трудности в реализации идеи. - Видите ли, я становлюсь почти поэтичным.

Погружение в безвестность и возрождение

В 1925 году Ньиредьхази подал в суд на своего концертного менеджера Р. Э. Джонстона, утверждая, что аккомпанирующие певцы обращались с ним как с худшим артистом. и инструменталисты. Он потерял костюм, и после этого ему было трудно найти концертную работу. Кроме того, Ньиредьхази, опасавшийся сравнения с другими пианистами, не хотел играть стандартный репертуар и предпочитал исполнять собственные переложения оркестровых и оперных произведений. К тому времени, когда было написано письмо Шенберга, карьера Ньиредьхази, казалось, была фактически завершена.

Ньиредьхази был женат десять раз. Его первая жена якобы напала на него с ножом, что привело к широко разрекламированному разводу. Несмотря на то, что он родился в комфортных условиях (его мать настаивала, чтобы слуги завязывали ему туфли и кормили его руками, чтобы избавить его от мирских забот), он, тем не менее, провел большую часть своей жизни в бедности, временами вынужденной спать в метро.

В 1928 году Ньиредьхази переехал в Лос-Анджелес и работал на киностудии, сначала играя фортепианные сокращения к фильмам, а затем дублером. Руки Ньиредьхази показаны играющими на пианино в Песня, которую стоит помнить и Песня любви, среди других. Он подружился с Белой Лугоши и Глорией Свенсон, среди прочих. Однако его неспособность управлять своими делами привела не только к финансовым кризисам, но и к необычным карьерным решениям. В 1930-х годах он играл на фортепиано в рамках проекта Управление производственного процесса. Но самым необычным выступлением, вероятно, был концерт 1946 года, когда он был объявлен как «Мистер Икс» и играл с черным шелковым капюшоном. Некоторые слушатели смогли идентифицировать Ньиредьхази по его отличительной звучности. Хотя он продолжал иногда играть, у него не было фортепиано около сорока лет.

Несколько публичных выступлений в 1972 и 1973 годах привели к студийным записям, сделанным в 1974 и 1978 годах под эгидой Международного архива пианино и Фонда Форда. Некоторые из этих записей были выпущены между 1977 и 1979 годами на альбомах лейблов Desmar и Columbia Masterworks, что ненадолго вернуло Ньиредьхази в поле зрения публики. Двойной альбом, полностью состоящий из Листа, получил награду Stereo Review «Запись года» 1978 года.

Критические отклики на записи резко разделились: некоторые утверждали, что слышали настоящего пианиста XIX века. (Гарольд С. Шенберг писал, что «некоторые критики задаются вопросом, не перевоплотился ли Ференц Лист»). Другие осуждали «невероятно небрежную» технику Ньиредьхази, «смехотворно дилетантскую» игру фортиссимо, «ледяные темпы и полное отторжение от современных стилей исполнения. Но сторонники романтического возрождения были очарованы». В 1978 году ему предложили ответные концерты в Карнеги-холле, но он отказался. Сольные концерты в Японии в 1980 и 1982 годах были его последними публичными выступлениями.

Ньиредьхази был также плодовитым композитором, писавшим в романтическом стиле, напоминающем Листа. Ньиредьхази часто побуждали сочинять внешние события, и его композиции включали такие названия, как Goetz Versus the Punks, It’s Nice to be Soused, Shotgun Wedding и Vanishing Hope. Лишь несколько его сочинений когда-либо были опубликованы или исполнены.

Смерть и погребение

Эрвин Ниредьхази умер от рака толстой кишки в 1987 году. Он был похоронен в Мемориальный парк Форест-Лоун в Глендейле, Калифорния. Только последняя из десяти жен пережила его.

Записи

Некоторые записи Ньиредьхази, в том числе некоторые живые выступления, были выпущены на компакт-дисках на лейблах VAI, Music and Arts и Sonetto Classics.

Дискография

  • Ньиредьхази играет Лист (Десмар / Международный архив фортепиано IPA 111, Telefunken 6.42626, 1977)
  • Ньиредьхази: Вся программа Листа (Колумбия M2-34598, 1978)
  • Ньиредьхази: Чайковский, Григ, Борткевич, Бланше (Columbia M-35125, 1979)

Биографии

  • Эрвин Ниредьхази был первым вундеркиндом-музыкантом, которого серьезно изучили, и книгой Психолог Геза Ревес, о котором говорилось выше, привел к тому, что он стал одним из самых документированных вундеркиндов в истории.
  • В 2007 году Кевин Баззана опубликовал биографию Кевина Баццаны под названием «Потерянный гений», Макклелланд и Стюарт из Канада.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-19 14:21:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте