Donnerstag aus Licht

редактировать
Donnerstag aus Licht
Opera от Карлхайнц Штокхаузен
Karlheinz Stockhausen (1980).jpg Штокхаузен репетирует Михаэля Хеймкера в 1980 году
ЛибреттистStockhausem
LanguageНемецкий
Премьера15 марта 1981 (1981-03-15). Ла Скала, Милан

Donnerstag aus Licht (Четверг от света) - опера Карлхайнца Штокхаузена в приветствии, трех действиях и прощании, и была первой из семи, написанных для оперного цикла Licht : die sieben Tage der Woche (Свет: Семь дней недели). Он был написан между 1977 и 1980 годами на либретто композитора.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Роли
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Доннерстагс-Грус
    • 3.2 Акт 1: Майклс Юдженд
      • 3.2.1 Сцена 1: Kindheit
      • 3.2. 2 Сцена 2: Mondeva
      • 3.2.3 Сцена 3: Examen
    • 3.3 Акт 2: Michaels Reise um die Erde
    • 3.4 Акт 3: Michaels Heimkehr
      • 3.4.1 Сцена 1: Festival
      • 3.4.2 Сцена 2: Видение
    • 3.5 Donnerstags-Abschied
    • 3.6 Unsichtbare Chöre
  • 4 Критический прием
  • 5 Дискография
  • 6 Фильмография
  • 7 Источники
    • 7.1 Цитированные источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История

Постановочная премьера Доннерстага состоялась 15 марта 1981 г. в опере Ла Скала в Миланском театре Ла Скала, но без третий акт, который пришлось пропустить из-за забастовки оперного хора Ла Скала. Они потребовали премии солистов из-за одного короткого отрывка в третьем акте, но были отклонены руководством. Дальнейшие выступления без третьего акта последовали 18, 21, 24 и 27 марта. В конце концов было достигнуто соглашение, и вся опера была исполнена 3 апреля, а еще два - 5 и 7 апреля. Режиссером сцены был Лука Ронкони, дизайн костюмов и сценой - Гаэ Ауленти. Сценическое воплощение - Джорджо Кристини, освещение - Ваннио Ванни, световые композиции (действие 3) - Мэри Бауэрмейстер. Петер Этвеш дирижировал и играл на органе Хаммонда в акте 3, сцена 2. Карлхайнц Штокхаузен был звукооператором.

19 декабря 1981 года Доннерстаг был награжден премией Premio Critica Musicale F. Abbiati за «лучшее новое произведение современной музыки».

Вторая постановка была дана Королевской оперой Ковент-Гарден в Лондон, 16, 18, 20, 24 и 26 сентября 1985 года. Режиссура - Майкл Богданов, дизайн - Мари Бьорнсон, световые и световые композиции - Крис Эллис. Петер Этвеш дирижировал, а Штокхаузен был звукооператором.

Второй акт, Michaels Reise um die Erde (Путешествие Майкла вокруг Земли) был поставлен отдельно в 2008 году [es ] из La Fura dels Baus, под руководством Роланда Ольбетера. Его исполнили Марко Блаау (труба), Никола Юргенсен (бассет-валторна) и musikFabrik, режиссер Питер Рундел. Видео было Франком Алеу, драматургия Томасом Ульрихом, светом, а звуком - Полом Йекендрупом. Первоначально это был продукт Wiener Taschenoper в сотрудничестве с Wiener Festwochen. В 2013 году эта постановка была возобновлена ​​для трех спектаклей в Эйвери Фишер Холл в Нью-Йорке в рамках фестиваля Линкольн-центра, который, соответственно, начался в четверг, 18 июля.

Третья постановка, автор: американский режиссер Лидия Штайер (драматургия: Павел Б. Йирачек), открытая в Базельской опере 25 июня 2016 года, с декорациями, созданными Барбарой Энес, костюмами Урсулы Кудрна и видео эффекты Криса Кондека. Пол Хюбнер исполнил трубача-Михаэля, а в роли певца-Михаила - Петер Танциц, тенор. Сопрано Ану Комси исполнило партию Матери, а бас Майкл Лейбундгут - Отца.

Еще одна постановка проходила с 15 по 19 ноября 2018 года в Комической опере в Париже с Максимом Паскалем в качестве музыкального руководителя и постановкой Бенджамина Лазара. Его исполнили Дэмиен Бигурдан и Сафир Бехлул (оба - Майкл в роли тенора), Анри Дележе (Майкл в роли трубачей), Ирис Зердуд (Ева в роли бассет-валторны) и Ле Балкон (оркестр).

Доннерстаг - опера для 14 исполнителей (3 голоса, 8 инструменталистов, 3 танцора) плюс хор, оркестр и кассеты. Он был написан между 1977 и 1980 годами. В более широком контексте Лихта, четверг - это день Майкла . Экзотерический (основной) цвет четверга - ярко-синий, а его эзотерические (вторичные) цвета - пурпурный и фиолетовый. Четверг - также день заводов.

Роли
РольИсполнительПремьерный состав (Ла Скала, 1981)Лондонский состав (1985))Базельский состав (2016)
МайклтенорРоберт Гэмбилл (акт 1), Пол Сперри (акт 3)Джулиан Пайк (Фридер Ланг, среда, 18 сентября)Питер Танциц (акт 1), Рольф Ромеи (акт 3)
МайклтрубачМаркус Штокхаузен Маркус ШтокхаузенПол Хюбнер
МайклтанцорМишель НуареМишель НуареЭммануэль Грач
Ева сопраноАннет МеривезерАннетт МеривезерАну Комси
Евабассет-валторна Сюзанна Стивенс Сюзанна СтивенсМерве Казогоглу
ЕватанцовщицаЭлизабет КларкЭлизабет КларкЭвелин Анджела Гугольц
Люцифер бассМатиас Хёлле Николас Ишервуд Майкл Лейбундгут
ЛюцифертромбонистМарк ТезакМайкл СвободаСтивен Менотти
Люцифертанцор-мимАлен ЛуафиАлен ЛуафиЭрик Лэмб
Аккомпаниатор МайклапианистМайелла ШтокхаузенМайелла ШтокхаузенАнси Вервей
Невидимые хорыхорхор WDR, Карлхайнц Штокхаузен, дирижер. (16-трековая запись)WDR Choir, Stockhausen, cond. (16-трековая запись)WDR Choir, Stockhausen, cond. (16-трековая запись)
Clownesque Pair of Swallowsкларнетисты (2-й парный бассет-валторна)Ален Дэмиенс, Мишель АрриньонДэвид Смейерс, Беата ЗелинскиИннхюк Чо, Маркус Форрер
Два мальчикасопрано-саксофонистыХьюго Рид, Саймон Штокхаузен Саймон ШтокхаузенЭмили Шаброл, Ромен Шомон
СтарухаактрисаЕлена Пантано
ПосланниктенорДжованни Мастино
Пингвины на Южном полюсе ( акт 2)оркестрОркестр театра Ла Скала, Петер Этвеш, конд.Оркестр Королевской оперы, Ковент-Гарден, Петер Этвеш, конд.Sinfonieorchester Basel, Titus Engel, cond.
Небесные хоры и оркестр (действие 3)хор и оркестрОркестр и хор театра Ла Скала, Петер Этвеш, конд.Оркестр и хор Королевской оперы, Ковент-Гарден, Петер Этвеш, конд.Chor des Theatre Basel; Studierende der Hochschule für Musik FHNW / Musik-Akademie Basel; Симфонический оркестр Базеля, Титус Энгель, конд.
Сводка
Архангел Михаил, Кельнский собор, северный портал

Время и место универсальны.

Donnerstags-Gruß

Приветствие четверга проводится в фойе по мере приближения публики.

Акт 1: Майклс Джугенд

Первый акт состоит из трех сцен, следующих одна за другой без перерыва.

Сцена 1: Kindheit

В «Детстве» Майкл, сын бедных родителей, демонстрирует исключительные способности. Его отец, школьный учитель, учит его молиться, охотиться, стрелять и выступать в театре. От своей матери он учится пению и веселью, танцам - и соблазнению. Его родители ссорятся, и младший брат Германнхен умирает в младенчестве. Мать сходит с ума, пытается покончить жизнь самоубийством и попадает в больницу. Отец поворачивается пить и уходит на войну.

Сцена 2: Мондева

В лесу Майкл встречает Мондеву (Луна-Ева), наполовину женщина, наполовину птица, и влюбляется в нее. Когда он обнаруживает, как управлять своей музыкой с помощью эротической игры, в параллельной сцене мать Майкла убивает врач в приюте.

Сцена 3: Экзамен

Майкл сдает тройной вступительный экзамен в консерваторию. Сначала как певец, потом как трубач и, наконец, как танцор, он поражает жюри, которое с энтузиазмом принимает его.

Акт 2: Майклс Райз эрде

Во втором акте Майкл отправляется в кругосветное путешествие в концерте для трубы с оркестром, исполняемом на огромном вращающемся глобусе, установленном напротив звездный небосвод. По пути есть семь «станций», на каждой из которых музыка приобретает цвет, соответствующий региону: Германии, Нью-Йорку, Японии, Бали, Индии, Центральной Африке и Иерусалиму. Формула Майкла постепенно эволюционирует от простой начальной формы до все более витиеватой экстравагантности, в конце концов разбиваясь на бессвязные фрагменты на станциях 5 и 6. Когда он достигает Центральной Африки, Майкл слышит далекий бассет-рожок и приказывает миру перестать вращаться. Майкл приказывает Земле вращаться в обратном направлении по мере достижения седьмой станции, Иерусалима, и начинает новый процесс реабилитации в терапевтическом разговоре с контрабасистом. Появляется Мондева, и они исполняют дуэт, в котором их мелодические формулы сливаются и переплетаются, пока каждая из них не сыграет формулу другой. Два клоунских кларнета в костюмах пары ласточек издеваются и - вместе с оркестровой медью, эмблемой Люцифера - «распинают» его, после чего действие заканчивается музыкальным «вознесением», в котором звучат звуки трубы.

Акт 3: Майклс Хеймакер

В третьем акте Майкл - в его тройственном проявлении как тенор, трубач и танцор - возвращается в его небесный дом.

Сцена 1: Фестиваль

Майкл сражается с Драконом (Боннский университет, главный вход)

Пока невидимые хоры поют вокруг, его приветствует Ева - также в тройной форме, как сопрано, бассет-валторн, и танцор - пять хоров (делегаты из разных частей Вселенной Михаила), пять оркестровых групп и фоновый струнный оркестр.

  • «Медитация». Ева дарит Майклу три растения и еще одну из трех композиций света:
  • «Композиция Первого Света: Хаос вне Цветов»
  • «Композиция Второго Света: Солнца вне Хаоса»
  • «Композиция третьего света: хаос из цветов»
    • Часть 1: «Луны»
    • Часть 2: «Луны и стеклянные изображения»
    • Часть 3 : "Звездное небо". Знаки Зодиака появляются один за другим от Водолея до Козерога. Внезапно вперед выходит старушка и требует: «Почему бы вам всем не вернуться домой!» Хор ей отвечает: «Дома нет. Даже ангелы всегда в движении». Ева дарит Майклу последний подарок - земной шар на память о его путешествии вокруг Земли. Люцифер появляется сначала в виде гремлина, который появляется из земного шара и представляет Майклу его собственный голубой шар меньшего размера. Майкл передает его хору, что приводит в ярость гремлина, который делает угрожающие жесты и вызывает помощь.
  • «Битва Майкла с драконом». Люцифер снова появляется во второй форме, как тромбонист, танцующий чечетку, одетый как тореро в черный плащ и шляпу, а гремлин превращается в дракона. Михаил дает бой, и дракон, много раз раненый, падает на землю. Майкл одолжил длинную дубинку дирижера, чтобы совершить coup de grâce. Дракон в последний раз пытается подняться, но падает на живот. Тромбонист тоже шатается и падает на спину, подбрасывая ноги.
  • «Дуэт мальчиков» в исполнении двух ангельских сопрано-саксофонистов.
  • «Аргумент». Прибывает посланник, чтобы объявить, что Люцифер снова создает проблемы. Люцифер снова появляется, теперь уже в тройной форме, как бас-певец, тромбонист и танцор-пантомима, и насмехается над Майклом, который отвергает его: «Вы проиграли. Вы испортили свою мудрость своей горькой иронией, ядовитый сарказм теперь заполняет ваше сердце.... Ты больше не бессмертен, Люцифер!... Разве ты не можешь хоть раз позволить нам отпраздновать праздник в мире? " Люцифер может уйти, только пробормотав с отвращением: «Ты дурак! Ты дурак!» когда сцена заканчивается.

Сцена 2: Видение

В процессе 15 циклических перестановок Майкл объясняет (в тройном облике как певец, трубач и танцор) свой опыт и оппозицию Люциферу.

Donnerstags-Abschied

Архангел Михаил в роли трубачей (Christuskirche, Мангейм)

Прощание в четверг (также называемое «Прощание с Михаилом») исполняется за пределами оперного театра после представления пятью трубачами, которые начинают как завершается последняя сцена, Vision. Они одеты в костюмы Майкла и располагаются на крышах или на балконах вокруг площади, освещенные прожекторами, как статуи на башне. Каждый из них повторяет один сегмент формулы Михаэля с длинными паузами между повторениями в течение примерно 30 минут, отступая в конце в том порядке, в котором их соответствующие сегменты встречаются в формуле.

Unsichtbare Chöre

Невидимые хоры воспроизводятся в театре по восьми каналам на протяжении большей части акта 1 и снова в акте 3, сцене 1, и составлены таким образом, что они никогда не могут быть спеты хор вживую, отчасти потому, что в нем целых 180 отдельных голосов, а отчасти из-за требований полифонической синхронности, точности интонации и динамического баланса. На иврите поются три текста («Судный день» из «Восхождения Моисея», «Конец времени » из Апокалипсиса Варуха и Хвалебный гимн « Heavens Rejoice »из Книги Левита ), а также другой отрывок из« Конец времени », спетый на немецком языке.

Критический прием

Постановочная премьера «Доннерстага» была очень хорошо принята в Италии, где в декабре 1981 года она была удостоена Премии итальянских музыкальных критиков за лучшую новую работу. Прием немецкой прессы, напротив, был резким и часто ad hominem. Постановка «Ковент-Гарден» в 1985 году также вызвала противоположные точки зрения в прессе, частично разделившиеся по вопросу о музыке и театральной концепции. Пол Гриффитс, писавший, например, в «Таймс», обнаружил, что «в ней много весьма необычной музыки», но «опера ни на мгновение не работает как мистическое откровение, за которое она претендует... Это очень чудесно созерцать - чудесно. то есть когда это не просто глупо ». Эндрю Портер, напротив, нашел «разнообразие сил, форм, фактур и материи... силой и удовольствием», а «несколько ветхая конструкция спасает работу от торжественной претенциозности. Во многом есть даже игривость. этого, хотя его существенная серьезность не вызывает сомнений и не нарушается внутренняя музыкальная целостность ». Портер заключает:

услышать и увидеть драму - увлекательное, приятное и возвышающее приключение. Ухо, разум и дух задействованы. И, как я предположил, моменты шутки, наивности - даже глупости - спасают работу от невыносимо торжественной: в Штокхаузене-Зарастро есть жилка Папагено. Здесь есть что послушать и посмотреть. Некоторые пролеты, особенно в последней сцене, проходят медленно. Но вещи случаются; музыка не попадает в упрощенные повторы или ошеломляющий застой. Есть контрапункты, которым нужно следовать. Есть мягкие мелодии и богатые гармонии. Есть чудесные звуки - новые и волнующие. Партитура является кульминацией изумительной музыки - в создании которой видение Майкла, технические навыки Люцифера и вдохновение любви Евы, кажется, сговорились, - которые лились из Штокхаузена в течение последних тридцати лет.... Но сейчас самое главное - это волнение от участия в этой огромной, амбициозной работе, отклика на ее звуки и взгляды, попытки понять ее и, возможно, ощущение, что это - по крайней мере намеренно - что-то вроде Божественной комедии. и Comédie Humaine в одном.

Дискография
  • Штокхаузен: Donnerstag aus Licht. Аннет Меривезер (сопрано); Роберт Гэмбилл, Майкл Энджел, Пол Сперри (теноры); Маттиас Хёлле (бас); Элизабет Кларк, Ален Луафи (выступающие); Маркус Штокхаузен (труба); Сюзанна Стивенс (бассет-валторна); Ален Дамьен (кларнет); Мишель Арриньон (кларнет и бассет-валторна); Хьюго Рид, Симон Штокхаузен (сопрано-саксофоны); Марк Тезак (тромбон); Майелла Штокхаузен (фортепиано); Ансамбль InterContemporain ; Хор Западногерманского радио, Кельн; Хор радио Хилверсюма; Петер Этвеш (дирижер и орган Hammond); Карлхайнц Штокхаузен (дирижер и звукорежиссер). DG 2740 272 (4 пластинки); DGG 423 379-2 (4CD). Гамбург: Polydor International, 1983. Переиздано полное издание Stockhausen, CD 30 A – D (4 CD). Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.
  • Schöpfung und Erschöpfung. Музыка в Германии 1950–2000. Маурисио Кагель; Карлхайнц Штокхаузен. CD. 74321 73635 2. [Мюнхен]: BMG Ariola Classics, 2003. Включает Examen, действие 1, сцена 3 из Donnerstag aus Licht (Джулиан Пайк, тенор; Маркус Штокхаузен, труба; Сюзанна Стивенс, бассет-валторна; Майелла Штокхаузен, фортепиано; Аннетт Меривезер, сопрано; Николас Ишервуд, бас; Элизабет Кларк и Ален Луафи, колонки; Карлхайнц Штокхаузен, звуковая проекция.
  • Карлхайнц Штокхаузен: Unsichtbare Chöre / Invisible Choirs / Chœrs Invisibles vom / from / de Donnerstag. Хор (подготовил Герберт Шернус, Годфрид Риттер, Карлхайнц Штокхаузен); Сюзанна Стивенс (кларнеты); Карлхайнц Штокхаузен (музыкальное руководство, звуковая проекция и микширование кассет). DG (LP) 419432-1; CD 419 432 2. Гамбург: Polydor International, 1986. Переиздано, Stockhausen Complete Edition CD 31. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.
  • Karlheinz Stockhausen: Michaels Reise um die Erde: Solisten-Version für einen Trompeter, 9 Mitspieler und Klangregisseur (1977/78). Маркус Сто Кхаузен (труба), Сюзанна Стивенс (бассет-валторна), Ян Стюарт (кларнет), Лесли Шацбергер (кларнет и бассет-валторна), Майкл Свобода (тромбон и баритон-валторна), Катинка Пасвеер (альтовая флейта), Андреас Беттгер (перкуссия), Исао Накамура (перкуссия), Майкл Обст, Саймон Штокхаузен (синтезаторы), Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). ECM New Series 1406 437 188-2 (Япония, выпуск CD POCC-1008). Мюнхен: ECM Records GmbH, 1992.
  • Karlheinz Stockhausen Musik für Klarinette, Baßklarinette, Bassetthorn: Suzee Stephens spielt 15 Kompositionen. С Катинкой Пасвир (альтовая флейта), Иоахимом Кристом (альт), Майеллой Штокхаузен (фортепиано), Джулианом Пайком (тенор), Маркусом Штокхаузеном (труба) и Саймоном Штокхаузеном (синтезатор). (Включает Tanze Luzefa! Для бассет-рожка, Bijou для альтовой флейты, бас-кларнета и ленты, Mondeva для тенора и бассет-рожка, а также Mission un Himmelfahrt для трубы и бассет-рожка, все из Donnerstag aus Licht.) Stockhausen Complete Edition CD 32 A –C (3 компакт-диска). Kürten: Stockhausen-Verlag, 1994.
  • Маркус Штокхаузен играет Карлхайнца Штокхаузена. Маркус Штокхаузен (труба), Ник де Гроот (контрабас), Аннет Меривезер (сопрано). (Остановка из Michaels Reise um die Erde для трубы и контрабаса; Овен из Сириуса для трубы и электронной музыки; In Freundschaft для трубы; Pietà из Dienstag aus Licht для флюгельгорна и сопрано.) EMI Classics (CD) 5 56645 2. Кельн: EMI Electrola GmbH, 1998. Переиздание Stockhausen Complete Edition CD 60. Kürten: Stockhausen-Verlag.
  • Karlheinz Stockhausen: бас-кларнет и фортепиано. Фолькер Хемкен (бас-кларнет), Штеффен Шлейермахер (фортепиано). (Танце Люзефа !, из Майклса Югенд, действие 1 Доннерстага аус Лихт; Клавирстюк VII, VIII и IX; In Freundschaft для бас-кларнета; Tierkreis для бас-кларнета и фортепиано, с игрушечным фортепиано и музыкальной шкатулкой.) DG Scene MDG 613 1451-2. Детмольд: Dabringhaus und Grimm Audiovision, 2007.
  • Штокхаузен: Прощание с Майклом. Джон Уоллес (труба), Эндрю Пауэлл (живая электроника). (Карлхайнц Штокхаузен, Прощание Майкла из Donnerstag aus Licht; Эндрю Пауэлл, Plasmogeny II; Роджер Смолли, Echo III; Тим Сустер, Транзисторное радио Св. Нарцисса.) Deux-Elles CD DXL 1039. Чтение: Deux-Elles Limited, 2002.
  • Тара Боуман, Кларинетт, Бассетторн: Современник. (CD) DeutschlandRadio Aktivraum AR 50101. Кельн: Aktivraum Musik, 2003. Включает "Миссию унд Химмелфарт" от Майклса Райза и Эрдэ из Доннерстага аус Лихт с Маркусом Штокхаузеном (труба).
  • Майкл Дюк, Duo Sax: Музыка для двух саксофонов. Барри Кокрофт: «Ударь меня»; Пьер-Макс Дюбуа: Шесть каприсов; Пауль Хиндемит : Konzertstück; Стивен Галанте: Saxsounds III (Убывающая отдача); Карлхайнц Штокхаузен: Кнабендуэтт; Кристиан Лауба: Ars; Бруно Мадерна : Диалодиа; Пол Стэнхоуп: Воздух; Сэмюэл Адлер: Контрастные изобретения; Мартин Кей: Милый; Джон Дэвид Лэмб: Танцы босиком. Майкл Дюк (все треки), Джефф Эмерих (Коккрафт, Хиндемит, Галанте), Майкл Личновский (Штокхаузен, Лауба, Мадерна, Адлер), Мартин Кей (Кей), Анна Дьюк (Лэмб). (CD) Классика саксофона CC4006. Лондон: Классика саксофона, 2012.
  • Карлхайнц Штокхаузен: Майклс Райз, ум ди Эрде. Марко Блаау (труба), Musikfabrik NRW, Питер Рундел (дирижер). Живая запись 2008. Wergo (CD) WER 6858 2. Mainz: Wergo, 2012.
  • Скрябин | Stockhausen: Light. Ванесса Бенелли Мозелл, фортепиано. Decca 481 2491 (CD). [Klavierstück XII: Осмотр с четверга со света (записано в ноябре 2015 года).] Лондон: Decca Music Group Limited, 2016.
Фильмография
  • Дэвис, Рассел (ведущий). 1985. Обзор искусств. Сегмент «Опера: Доннерстаг Карлхайнца Штокхаузена» включает студийную дискуссию с Бернардом Уильямсом, Джудит Вейр и Майклом Найманом, а также видео-интервью со Штокхаузеном Питер Хейворт. BBC2 (21 сентября, 19: 40–20: 30).
  • Examen vom Donnerstag aus Licht. Хосе Монтес-Бакер, реж. Кёльн: WDR, 1990.
  • Майклс Райз ум ди Эрде. Маркус Штокхаузен (труба), Симфонический оркестр RAI в Риме, Карлхайнц Штокхаузен (дирижер). Рим: RAI, 1979.
  • Майклс Райз, ум ди Эрде. Версия солистов. Кёльн: WDR, 1990.
  • Майклс Райз ум ди Эрде. Марко Блаау (Майкл, труба), Никола Юргенсен (Ева, бассет-валторна), Карл Росман и Фи Схоутен (пара «Ласточка», кларнеты). Карлус Падрисса, режиссер. Роланд Ольбетер, арт-директор. Чу Уроз, костюмы. MusikFabrik, Питер Рундел, дирижер. Томас Ульрих, редактор сценария. Янош Дарвас, директор. WDR для Wiener Festwochen, 2009.
Источники

Цитированные источники

  • Адаменко, Виктория. 2007. Неомифологизм в музыке: от Скрябина и Шенберга до Шнитке и Крамба. Серия Interplay 5. Хиллсдейл, Нью-Йорк: Пендрагон Пресс. ISBN 1-57647-125-X.
  • Аноним. 2018. "Donnerstag aus Licht: Karlheinz Stockhausen ". Веб-сайт Opéra Comique (по состоянию на 3 июля 2019 г.)
  • Бандур, Маркус. 2004. «'... alles aus einem Kern entfaltet, tematisch und Strukturell'. Karlheinz Stockhausen und die Rezeption des Book of Urantia in LICHT ». Internationales Stockhausen-Symposion 2000: LICHT: Musikwissenschaftliches Institut der Universität zu Köln, 19. bis 22. Oktober 2000. Tagungsbericht. Signale aus Köln: Musik der Zeit 10. Изд. Имке Миш и Кристоф фон Блюмрёдер, 136–46. Мюнстер, Берлин, Лондон: Lit Verlag. ISBN 3-8258-7944-5.
  • Бриттон, Питер. 1985. «Путь Штокхаузена к опере». Musical Times 126, вып. 1711 (сентябрь): 515–21.
  • Бруно, Паскаль. 1999. "Donnerstag aus Licht: новый миф или просто обновление знания?" Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (Зима): 133–56.
  • Курир, Дуилио. 1981. "Stockhausen, il diavolo e il paradiso: Alla Scala tra fischi e applausi Donnerstag Integrale". Corriere della Sera (5 апреля). Перепечатано в Stockhausen 70: Das Programmbuch Köln 1998, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера, 148–49. Signale aus Köln: Beiträge zur Musik der Zeit 1. Саарбрюккен: PFAU-Verlag, 1998. ISBN 3-89727-047-1.
  • Дирмейкис, Пол. 1999. Le Souffle du Temps: Quodlibet pour Karlheinz Stockhausen. [Ла-Сен-сюр-Мер]: Éditions Telo Martius. ISBN 2-905023-37-6.
  • Дрю, Джозеф. 2014. «Майкл из Света: Этюд героя Карлхайнца Штокхаузена». Кандидат наук. дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
  • Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Die Werkzyklen 1977–2007. Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music GmbH Co. KG. ISBN 978-3-7957-0772-9.
  • Фюрст, Кристиан. 2008. «Jubel für Stockhausens« Michaels Reise »в Вене ». Schwäbische Zeitung (13 мая).
  • Glossner, Herbert. 1981. "Michael grüßt die Menschenkinder: Stockhausen an der Scala: Donnerstag aus Licht". Deutsches Allgemeines Sonntagsblatt (29 марта). Перепечатано в Stockhausen 70: Das Programmbuch Köln 1998, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 150–52. Signale aus Köln: Beiträge zur Musik der Zeit 1. Саарбрюккен: PFAU-Verlag, 1998. ISBN 3-89727-047-1.
  • Годвин, Джоселин. 1998. "Donnerstag aus Licht и гностицизм Штокхаузена". В книге «Гнозис и герметизм от античности до наших дней», серия SUNY в западных эзотерических традициях, под редакцией Рулофа ван ден Брука и Воутера Дж. Ханеграафа, 347–58. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3611-X (ткань) ISBN 0-7914-3612-8 ( pbk).
  • Гриффитс, Пол. 1980. «Голландский фестиваль: Штокхаузен в облаках». The Times (17 июня): 13.
  • Гриффитс, Пол. 1982. "Штокхаузен: Студии Риверсайд". The Times (10 мая): 7.
  • Гриффитс, Пол. 1985a. «Проведение незабываемой недели». The Times (14 сентября): 18.
  • Гриффитс, Пол. 1985b. «Великий творческий ум говорит сам с собой». The Times (18 сентября): 15.
  • Гуткнехт, Дитер. 1995. "Штокхаузен и Япония". In Lux oriente: Begegnungen der Kulturen in der Musikforschung — Festschrift Роберт Гюнтер цум 65. Geburtstag, под редакцией Уве У. Петцольда, Кё-чул Чунг и Клаус Вольфганг Нимёллер, 271–84. Kölner Beiträge zur Musikforschung 188. Регенсбург: [de ]. ISBN 3-7649-2620-1.
  • Кеньон, Николас. 1980. "Музыкальные события: чудо семи дней". The New Yorker (25 августа): 78–81.
  • Кнессл, Лотар. 2008. "Weltschöpfer: Karlheinz Stockhausen (1928–2007) - Майклс Райз (1978), II. Akt vom Donnerstag aus Licht". Österreichische Musikzeitschrift 63, no. 5 (май): 11–15.
  • Кох, Герхард Р. 1981. "Streik verhindert Welterlösung". Frankfurter Allgemeine Zeitung, no. 65 (18 марта): 25.
  • Коль, Иероним. 1983–84a. «Эволюция макро- и микровременных отношений в современной музыке Штокхаузена». Перспективы новой музыки 22, ном. 1 и 2: 147–85.
  • Коль, Иероним. 1990. «На средний план: синтаксис формул в Licht Штокхаузена». Перспективы новой музыки 28, вып. 2 (Лето): 262–91.
  • Коль, Иероним. 1993. «Время и свет». Обзор современной музыки 7, вып. 2: 203–19.
  • Ковач, Адорьян Ф. 2008. «Dauer, Form und Leben: Zur Konzeption und Rezeption von Karlheinz Stockhausens Licht». В Gedenkschrift für Stockhausen, под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинка Пасвеер, 87–112. Кюртен: Stockhausen-Stiftung für Musik. ISBN 978-3-00-023528-3.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: биография, перевод Ричарда Тоопа. Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X ( pbk).
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена. Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6.
  • Манн, Уильям. 1981. «Захватывающая опера Штокхаузена: Доннерстаг, Ла Скала, Милан». The Times (18 марта): 11.
  • Misch, Imke. 2004. "Serielles Denken in Licht". Internationales Stockhausen-Symposion 2000: LICHT. Musikwissenschaftliches Institut der Universität zu Köln, 19. bis 22. Oktober 2000. Tagungsbericht, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 36–51. Мюнстер: Lit-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5.
  • Монна, Мариалиса. 1981. "Семинарии Карлхайнца Штокхаузена". Nuova Rivista Musicale Italiana 15, no. 4 (октябрь – декабрь): 642–48.
  • Пестелли, Джорджио. 1981. "Scala: nel cuor della notte il 3 ° atto di Stockhausen con applausi e anche fischi". La Stampa нет. 81 (5 апреля): 21.
  • Портер, Эндрю. 1985. «Музыкальные события: великолепие четверга». The New Yorker (21 октября): 127–28, 131–32.
  • Рестаньо, Энцо. 1981. "Stockhausen vibrante e astrale (e mutilato dallo sciopero del coro)". Ла Стампа, 115, вып. 74 (16 марта): 27.
  • Ритмюллер, Альбрехт. 1985. "Майкл им Химмель ви ауф Эрден: Zu Karlheinz Stockhausens Donnerstag aus Licht". In Oper heute: Formen der Wirklichkeit im zeitgenössischen Musiktheater, под редакцией Отто Коллерича, 117–35. Studien zur Wertungsforschung 16. Грац: Institut für Wertungsforschung, Грац. ISBN 3-7024-0170-9.
  • S., N. 1981. «Quel« terzo atto »alla Scala». Ла Стампа 115, вып. 92 (3 апреля): 3.
  • Шиффер, Бриджит. 1980. "Testimonium V, Иерусалим и Тель-Авив, октябрь 1979". Контакт: Сегодняшняя музыка, нет. 21 (осень): 30–31.
  • Швердтфегер, Деттлофф. 2000. Karlheinz Stockhausens Oper Donnerstag aus Licht: Ziel und Anfang einer kompositorischen Entwicklung. Кюртен: Stockhausen-Stiftung für Musik. ISBN 3-00-006030-8.
  • Синигалья, Альберто. 1981. "Il mondiale debutto, senza l'ultimo atto per la protesta del coro". Ла Стампа 115, вып. 63 (15 марта): 21.
  • Смолли, Роджер. 1985. «Музыка в Лондоне: Опера: Доннерстаг». Musical Times 126, вып. 1713 (ноябрь): 679.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989a. Texte zur Musik, vol. 5, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. DuMont Dokumente. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN 3-7701-2249-6.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989b. Texte zur Musik, vol. 6, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. DuMont Dokumente. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN 3-7701-2249-6.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1994. "Практика электроакустического исполнения", перевод Джерома Коля. Перспективы новой музыки 34, вып. 1 (осень): 74–105.
  • Томмазини, Энтони. 2013. «Глобальный квест, Приземление в Нью-Йорке: Североамериканская премьера работы Карлхайнца Штокхаузена ». New York Times (пятница, 19 июля): C1.
  • Туп, Ричард. 2008. «Donnerstag aus Licht (« Четверг от света »)». Grove Music Online: The New Grove Dictionary of Opera (обновлено 15 июля) (доступ по подписке) (доступ 17 апреля 2013 г.)
  • Ульрих, Томас. 2004. «Мораль и бермораль в Stockhausens Licht». В Internationales Stockhausen-Symposion 2000: LICHT. Musikwissenschaftliches Institut der Universität zu Köln, 19. bis 22. Oktober 2000. Tagungsbericht, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера, 74–88. Мюнстер: Lit-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5.
  • Ulrich, Thomas. 2008. "Anmerkungen zu Luzifer". In Gedenkschrift für Stockhausen, edited by Suzanne Stephens and Kathinka Pasveer, 202–11. Kürten: Stockhausen-Stiftung für Musik. ISBN 978-3-00-023528-3.
  • Wirtz, Markus. 2000. Licht. Die szenische Musik von Karlheinz Stockhausen. Eine Einführung. Saarbücken: Pfau-Verlag. ISBN 3-89727-088-9.
Further reading
External links
Последняя правка сделана 2021-05-17 13:03:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте