Титульный лист издания 1509 года | |
Автор | Лука Пачоли |
---|---|
Иллюстратор | Леонардо да Винчи |
Страна | Венецианская Республика |
Язык | Итальянский |
Тема | Геометрия, Архитектура |
Издательство | Паганини (Венеция ) |
Дата публикации | 1509 |
Divina пропорционально (15 век По-итальянски «Божественная пропорция»), позже также названная De divina пропорционально (перевод итальянского названия в латинское), - это книга по математике, написанная Лукой Пачоли и проиллюстрировано Леонардо да Винчи, составлено около 1498 года в Милане и впервые напечатано в 1509 году. Его предметом были математические пропорции (название относится к g старое отношение ) и их приложения к геометрии, изобразительному искусству через перспектива и к архитектуре. Четкость письменного материала и превосходные диаграммы Леонардо помогли книге добиться воздействия за пределы математических кругов, популяризируя современные геометрические концепции и изображения.
Часть ее содержания была заимствована из более ранней книги. Автор Пьеро делла Франческа, De quinque corporibus regularibus.
Книга состоит из трех отдельных рукописей, над которыми Пачоли работал между 1496 и 1498 годами. Он считает Фибоначчи главным источником представленных им математических выкладок.
Первая часть, Compendio divina пропорционально (Компендиум о Божественной пропорции), исследует золотое сечение с математической точки зрения. ive (после соответствующей работы Евклида ) и исследует его применение в различных искусствах в семидесяти одной главе. Пачоли указывает, что золотые прямоугольники могут быть вписаны икосаэдром, и в пятой главе приводит пять причин, по которым золотое сечение следует называть «Божественной пропорцией»:
Это также содержит обсуждение правильных и полуправильных многогранников, а также обсуждение использования геометрической перспективы такими художниками, как Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли и Марко Пальмеццано.
Гравюра на дереве, иллюстрирующая пропорции человеческого лицаВторая часть, Trattato dell'architettura (Трактат об архитектуре), обсуждает идеи Витрувия (из его De architecture ) о приложении математики к архитектуре в двадцати главах. Текст сравнивает пропорции человеческого тела с пропорциями искусственных сооружений с примерами из классической греко-римской архитектуры.
Третья часть, Libellus in tres partiales divisus ( Книга разделена на три части), является переводом на итальянский язык книги Пьеро делла Франческа на латинском языке De quinque corporibus regularibus [О [о] пяти правильных телах]. Он не считает делла Франческу заслугой этого материала, и в 1550 году Джорджо Вазари написал биографию делла Франческа, в которой обвинил Пачоли в плагиате и заявил, что он украл работу делла Франческа о перспективе, арифметике и многом другом. геометрия. Поскольку книга делла Франческа была утеряна, эти обвинения оставались необоснованными до 19 века, когда копия книги делла Франческа была найдена в Ватиканской библиотеке и сравнение подтвердило, что Пачоли скопировал ее.
После добавления этих трех частей два раздела иллюстраций, первый показывает двадцать три заглавные буквы, нарисованные линейкой и циркулем Пачоли, а второй - около шестидесяти иллюстраций на гравюре на дереве по рисункам Леонардо да Винчи. Леонардо рисовал иллюстрации правильных тел, пока жил с Пачоли и брал у него уроки математики. Рисунки Леонардо, вероятно, являются первыми иллюстрациями скелетных твердых тел, которые позволили легко отличить переднюю часть от задней.
Еще одно сотрудничество между Пачоли и Леонардо существовало: Пачоли планировал книгу по математике и пословицах под названием De Viribus Quantitatis (Силы чисел), которые Леонардо должен был проиллюстрировать, но Пачоли умер, не успев успеть. опубликуйте его.
Пачоли создал три рукописи трактата, написанные разными писцами. Он дал первый экземпляр с посвящением герцогу Миланскому, Людовико иль Моро ; эта рукопись в настоящее время хранится в Швейцарии в Bibliothèque de Genève в Женеве. Второй экземпляр был подарен Галеаццо да Сансеверино и сейчас находится в Библиотеке Амброзиана в Милане. Третий, пропавший без вести, был отдан Пьеру Содерини, гонфалонье из Флоренции. 1 июня 1509 г. первое печатное издание было опубликовано в Венеции Паганино Паганини ; С тех пор он был переиздан несколько раз.
Архитектурная буква «M»Книга была представлена в рамках выставки в Милане с октября 2005 г. по октябрь 2006 г. вместе с Атлантическим кодексом. Логотип «M», используемый Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, был адаптирован из одного логотипа в пропорции Divina.