Циркумфлекс на французском языке

редактировать

Циркумфлекс (ˆ) - один из пяти диакритических знаков, используемых в Французская орфография. Он может появляться на гласных a, e, i, o и u, например â в паштет.

В некоторых словах циркумфлекс - это просто орфографическое соглашение, которое не связано с этимологией или произношением.

Циркконфлекс, называемый accent circonflexe, выполняет три основных функции во французском языке:

  • Он влияет на произношение a, e и o. Хотя он также используется в i и u, он не влияет на их произношение.
  • Он часто указывает на историческое присутствие буквы, обычно s, которая замолчала и исчезла в орфографии в ходе лингвистической эволюции.
  • Реже используется для различения двух омофонов (например, sur "on" и sûr "sure").
Содержание
  • 1 Первое использование
    • 1.1 Жак Дюбуа (Сильвиус)
    • 1.2 Этьен Доле
  • 2 Указание на утерянную фонему
    • 2.1 Исчезновение буквы «s»
    • 2.2 Исчезновение других букв
  • 3 Обозначение греческой омеги
  • 4 Аналогичные и идиопатические случаи
  • 5 Длина и качество гласных
  • 6 Отличительные омографы
  • 7 Орфографическая реформа
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
Первые употребления

Циркфлекс впервые появился в письменной французской письменной форме в 16 веке. Оно было заимствовано из древнегреческого и сочетает в себе острый акцент и могильный акцент. Грамматик Жак Дюбуа (известный как Сильвий) - первый известный писатель, который использовал греческий символ в своих письмах (хотя он писал на латыни ).

Некоторые грамматики французского Возрождения пытались предписать точное использование диакритических знаков в своих трактатах о языке. Современное использование акцента с циркумфлексом стало стандартизированным в 18 или 19 веках.

Жак Дюбуа (Сильвий)

Circonflexes de Sylvius.png

Сильвий использовал циркумфлекс для обозначения так называемых «ложных дифтонгов ». Ранний современный французский язык, на котором говорили во времена Сильвия, объединил все свои истинные дифтонги в фонетические монофтонги ; то есть чистый гласный звук, чья артикуляция как в начале, так и в конце относительно фиксирована, и который не скользит вверх или вниз к новому положению артикуляции. Он оправдывает его использование в своей работе Iacobii Sylvii Ambiani In Linguam Gallicam Isagoge una, cum eiusdem Grammatica Latinogallica ex Hebraeis Graecis et Latinus authoribus (Введение в галльский (французский) язык и его грамматику с учетом еврейских, латинских и греческих авторов) опубликована Робертом Эстьеном в 1531 году. Это своего рода грамматический обзор французского языка, написанный на латыни, книга в значительной степени опирается на сравнение древних языков с его современным французским и объясняет особенности его языка. В то время все лингвистические трактаты использовали в качестве моделей классические латынь и греческий язык. Сильвий представляет циркумфлекс в своем списке типографских соглашений, указав:

a ı ^ {\ displaystyle {\ hat {a \ imath}}}{\ displaystyle {\ hat {a \ imath}}} , e ı ^ {\ displaystyle {\ hat {e \ imath}} }{\ displaystyle {\ hat {e \ imath}}} , о ı ^ {\ displaystyle {\ hat {o \ imath}}}{\ displaystyle {\ hat {o \ imath}}} , oy ^ {\ displaystyle {\ hat {oy}}}{\ displaystyle {\ hat {oy}}} , au ^ {\ displaystyle {\ hat {au} }}{\ displaystyle {\ hat {au}}} , eu ^ {\ displaystyle {\ hat {eu}}}{\ displaystyle {\ hat {eu}}} , ou ^ {\ displaystyle {\ hat {ou}}}{\ displaystyle {\ hat {ou}}} , diphthongorum notae, ut ma ı ^ {\ displaystyle m {\ hat {a \ imath}}}{\ displaystyle m { \ hat {a \ imath}}} , ple ı ^ n {\ displaystyle pl {\ hat {e \ imath}} n}{\ displaystyle pl {\ hat {e \ imath}} n} , mo ı ^ {\ displaystyle m {\ hat {о \ imath}}}{ \ displaystyle m {\ hat {о \ imath}}} , мой ^ {\ displaystyle m {\ hat {oy}}}{\ displaystyle m {\ hat {oy}}} , cau ^ se {\ displaystyle c {\ hat {au}} se}{\ displaystyle c {\ hat {au}} se} , fleu ^ r { \ displaystyle fl {\ hat {eu}} r}{\ displaystyle fl {\ hat {eu}} r} , pou ^ r {\ displaystyle p {\ hat {ou}} r}{\ displaystyle p {\ hat {ou}} r} , id est maius, plenus, mihi, mei, causa, flos, pro.

Перевод : a ı ^ {\ displaystyle {\ hat {a \ imath}}}{\ displaystyle {\ hat {a \ imath}}} , e ı ^ {\ displaystyle {\ hat {e \ imath}}}{\ displaystyle {\ hat {e \ imath}}} , о ı ^ {\ displaystyle {\ hat {o \ imath}}}{\ displaystyle {\ hat {o \ imath}}} , oy ^ {\ displaystyle {\ hat {oy}}}{\ displaystyle {\ hat {oy}}} , au ^ {\ displaystyle {\ hat {au}}}{\ displaystyle {\ hat {au}}} , eu ^ {\ displaystyle {\ hat {eu}}}{\ displaystyle {\ hat {eu}}} , ou ^ {\ displaystyle {\ hat {ou}}}{\ displaystyle {\ hat {ou}}} , являются представлениями дифтонгов, например ma ı ^ {\ displaystyle m {\ hat {a \ imath}}}{\ displaystyle m { \ hat {a \ imath}}} , ple ı ^ n {\ displaystyle pl {\ hat {e \ imath} } n}{\ displaystyle pl {\ hat {e \ imath}} n} , mo ı ^ {\ displaystyle m {\ hat {o \ imath}}}{ \ displaystyle m {\ hat {о \ imath}}} , moy ^ {\ displaystyle m {\ hat {oy}}}{\ displaystyle m {\ hat {oy}}} , cau ^ se {\ displaystyle c {\ hat {au}} se}{\ displaystyle c {\ hat {au}} se} , fleu ^ r {\ displaystyle fl {\ hat {eu}} r}{\ displaystyle fl {\ hat {eu}} r} , pou ^ r {\ displaystyle p {\ hat {ou}} r}{\ displaystyle p {\ hat {ou}} r} , или, по-латыни, maius, plenus, mihi, mei, causa, flos, pro.

Сильвий прекрасно понимал, что циркумфлекс был чисто графическим условием. Он показал, что эти дифтонги, даже в то время, были сокращены до монофтонгов, и использовал циркумфлекс, чтобы «соединить» две буквы, которые исторически были дифтонгами, в одну фонему. Когда две соседние гласные должны были произноситься независимо друг от друга, Сильвий предложил использовать диэрезис, который по-французски называется tréma. Сильвий приводит пример tra ı ^ {\ displaystyle tr {\ hat {a \ imath}}}{\ displaystyle tr {\ hat {a \ imath}}} (Французское произношение: для je trais) в отличие от tra ı ¨ {\ displaystyle tr {\ ddot {a \ imath}}}{\ displaystyle tr {\ ddot {a \ imath}}} (для je trahis). Однако даже эти группы не представляли настоящие дифтонги (такие как английский try ), а скорее соседние гласные, произносимые отдельно, без промежуточного согласного. Поскольку во французском языке больше не было настоящих дифтонгов, одной диэрезиса было бы достаточно, чтобы различать неоднозначные пары гласных. Его циркумфлекс был совершенно не нужен. Таким образом, tréma стала стандартизированной во французской орфографии, и использование циркумфлекса Сильвия так и не прижилось. Но грамматист указал на важную орфографическую проблему того времени.

В то время комбинация eu означала два разных произношения:

  • / y / как в sûr и mûr, написано seur, meur (или как seu ^ r {\ displaystyle s {\ hat {eu}} r}{\ displaystyle s {\ hat {eu}} r} и meu ^ r {\ displaystyle m {\ hat {eu}} r}{\ displaystyle m {\ hat {eu}} r} в работе Сильвия), или
  • / œ / как в cœur и sœur, написано Сильвием не только с циркумфлексом, но и с циркумфлексом, увенчанным macron : cheu ^ ¯ r {\ displaystyle {\ overset {~ _ { h}} {c}} {\ bar {\ hat {eu}}} r}{\ displaystyle {\ overset {~ _ {h}} {c}} {\ bar {\ hat {eu}}} r} и seu ^ ¯ r {\ displaystyle s {\ bar {\ hat {eu}}} r }{\ displaystyle s {\ bar {\ hat {eu}}} r} (Сильвий использовал hc для обозначения жесткого c перед e и i).

Предложения Сильвия никогда не были приняты как таковые, но он открыл дверь для обсуждения французскими грамматиками, чтобы улучшить и устранить неоднозначность французской орфографии.

Этьен Доле

Этьен Доле, в его Maniere de bien traduire d'une langue en aultre: d'aduantage de la punctuation de la langue Francoyse, plus des acnts d'ycelle (1540), использует циркумфлекс (на этот раз как знак препинания, написанный между двумя буквами), чтобы показать три метаплазмы :

  • 1. Синкоп, или исчезновение внутреннего слога, показываемое Долетом как: laiˆrra, paiˆra, uraiˆment (vraiˆment), donˆra для laiſſera (laissera), paiera, uraiemẽt (vraiment), доннера. Стоит отметить, что до 14 века так называемое «немое е» всегда произносилось по-французски как schwa (/ ə /), независимо от положения. Например, paiera произносилось [pra] вместо современного [pra]. Однако в XIV веке это безударное е начало исчезать в hiatus и терять свой фонематический статус, хотя и осталось в орфографии. Однако в некоторых синкопах, которые цитирует Долет, немое e было повторно введено позже: его laiˆrra / lɛra / теперь / lɛsəra / или / lɛsra /, а donˆra / dɔ̃ra / сегодня / dɔnəra / или / dɔnra /.
  • 2. Гаплология (редукция последовательностей одинаковых или похожих фонем): Долет цитирует формы, которые больше не существуют: auˆous (avˆous), nˆauous (nˆavous) для auez uous (авез-ву) и n'auez uous (н'авез-ву).
  • 3. Сокращение é, за которым следует немая е во множественном числе женского рода (произносится как два слога в поэзии), реализуемое как длинная близкая средняя гласная / eː /. Важно помнить, что немое «е» в конце слова произносилось как шва до 17 века. Таким образом, penseˆes [pɑ̃seː], uborneˆes (suborneˆes) для pensées [pɑ̃seə], subornées. Долет указывает, что ударение должно быть написано, отмечая сокращение. Это сокращение двух одинаковых гласных в одну длинную гласную также можно увидеть в других словах, таких как aˆage [aːʒə] для aage [aaʒə] (âge).

Таким образом, Долет использует циркумфлекс для обозначения потерянных или тихих фонем, одной из использования, для которых диакритический знак все еще используется сегодня. Хотя не все его предложенные обычаи были приняты, его работа позволила проникнуть в историческую фонетику французского языка. Долет резюмировал свой вклад следующими словами: «Ce ſont les preptions» [préceptes], «que tu garderas Quant aux acnts de la langue Francoyse. Leſquels auſsi obſerueront tous diligents Imprimeurs: car telles choſes enrichiſſent fort l'õimpreſsion» и [démontrent], «que ne faiſons rien par ignorance». Перевод: «Это правила, которым вы должны следовать в отношении акцентов во французском языке. Все прилежные печатники также должны соблюдать эти правила, потому что такие вещи значительно обогащают печать и демонстрируют, что все зависит от случая».

Указание на утерянную фонему

Во многих случаях циркумфлекс указывает на историческое присутствие фонемы, которая в ходе языковой эволюции замолчала, а затем полностью исчезла из орфографии.

Исчезновение буквы «s»

Наиболее распространенное явление, связанное с циркумфлексом, относится к / s / перед согласным. Примерно во время битвы при Гастингсе в 1066 году такие пост-вокальные / с / звуки начали исчезать перед твердыми согласными во многих словах, заменяясь компенсирующим удлинением предшествующего гласного, которое сохранялось. в 18 век.

Безмолвие / s / оставалось орфографическим в течение некоторого времени, и были предприняты различные попытки графически выделить историческое присутствие, но без особого успеха. Примечательно, что драматург 17 века Пьер Корнель в печатных изданиях своих пьес использовал «длинное s» (ſ) для обозначения тихой «s» и традиционную форму звука / s / при произнесении (tempeſte, haſte, teſte vs. peste, funeste, chaste).

Циркумфлекс был официально введен в издание 1740 года словаря Французской академии. Однако в недавно введенных неологизмах французский лексикон был обогащен латинскими словами, которые сохранили свое / s / как в произношении, так и в орфографии, хотя исторически сложившееся слово могло позволить / s / следует использовать с циркумфлексом. Таким образом, многие выученные слова или слова, добавленные к французскому словарю с тех пор, часто сохраняют как произношение, так и присутствие / s / из латыни. Например:

  • feste (впервые появляется в 1080 году) → fête, но:
    • festin: заимствовано в 16 веке из итальянского festino,
    • festivité: заимствовано из латинского festivitas в XIX век и
    • фестиваль: все заимствованы из английского фестиваля в XIX веке, все они сохранили свои / s /, как написанные, так и произносимые. Аналогично связанные пары tête / test, fenêtre / défenestrer, bête / bestiaire и т. Д.

Еще больше примеров исчезающих букв, отмеченных акцентом с циркумфлексом, можно увидеть в словах ниже:

  • ancêtre " предок "
  • больница" больница "
  • гостиница" общежитие "
  • форет" лес "
  • ротир" жареный "
  • кот "берег"
  • паштет "паста"
  • août "август"
  • замок "замок"
  • degoûtant "отвратительный"
  • fantôme "призрак, фантом" (от латинского phantasma)
  • île "остров"
  • conquête "conquest"
  • tempête "tempest"
  • bête "зверь"

Исчезновение других букв

Циркумфлекс также служит пережитком других потерянных букв, особенно букв в hiatus, где две гласные сокращаются в одну фонему, например, aage → âge; baailler → bâiller и т. д.

Точно так же бывший средневековый дифтонг «eu» при произношении / y / часто в 18 веке использовал циркумфлекс, чтобы различать омофоны, такие как как deu → dû (от devoir vs. du = de + le); creu → crû (от croître vs. cru от croire); seur → sûr (прилагательное против предлога sur) и т. д.

  • cruement → crûment;
  • meur → mûr.
Указание на греческое омега

Словами, образованными от Древнегреческий, циркумфлекс над o часто указывает на присутствие греческой буквы омега (ω), когда слово произносится со звуком / o /: диплом (δίπλωμα), кон (κῶνος). Там, где греческая омега не соответствует / o / на французском, циркумфлекс не используется: comédie / kɔmedi / (κωμῳδία).

Это правило носит спорадический характер, потому что многие такие слова написаны без циркумфлекса; например, аксиома и зона имеют гласные без ударения, несмотря на их этимологию (греч. ἀξίωμα и ζώνη) и произношение (/ aksjom /, / zon /). С другой стороны, многие заученные слова, оканчивающиеся на -ole, -ome и -one (но не восходящие к греческой омеге) приобрели циркумфлексный акцент и закрытое произношение / o / по аналогии со словами вроде cône иiplôme: trône (θρόνος), полюс (πόλος), бином (от латинского binomium).

Акцент с циркумфлексом также использовался для обозначения французских гласных, происходящих от греческого ета (η), но эта практика не сохранилась в современной орфографии. Например, написание théorême (θεώρημα) позже было заменено на théorème.

Аналогичные и идиопатические случаи

Некоторые циркумфлексы появляются без известной причины. Считается, что он придает словам престиж, как корона (таким образом, suprême и voûte).

Лингвистическое вмешательство иногда объясняет наличие циркумфлекса. Так обстоит дело в первом лице множественном числе в preterite индикативе (или passé simple), который добавляет циркумфлекс по ассоциации с вторым лицом множественное число, таким образом:

  • латинские cantavistis → OF chantastes → chantâtes (после отключения вставки / s /)
  • Latin cantavimus → OF chantames → chantâmes (путем вмешательства

Все случаи употребления первого и второго лиц во множественном числе претерит принимают с циркумфлексом в окончании спряжения, кроме глагола haïr, из-за его необходимого dieresis (nous haïmes, vous haïtes).

Длина и качество гласных

В общем, гласные с огибающим ударением исторически были длинными (например, посредством компенсирующего удлинения, связанного с потерей согласных, описанной выше). Длина гласного больше не характерна для большинства разновидностей современного французского языка, но некоторые из старых различий длины теперь соответствуют различиям в качестве гласных, и циркумфлекс может использоваться для обозначения этих различий орфографически.

  • â → / ɑ / (" velar "или назад a) - pâte vs. patte, tâche vs. tache
  • ê → / ɛ / (открытое e; эквивалент è или e, за которым следуют две согласные) - prêt vs.pré
  • ô → / o / (эквивалент au или o в конце слога) - hôte vs. hotte, côte vs. cote

Циркумфлекс не влияет на произношение букв " i »или« u »(кроме комбинации« eû »: jeûne [ʒøn] vs. jeune [ʒœn]).

Диакритический знак исчезает в родственных словах, если изменяется произношение (особенно, когда рассматриваемый гласный больше не находится в ударном последнем слоге). Например:

  • infâme / ɛ̃fɑm /, but infamie / ɛ̃fami /,
  • grâce / ɡʁɑs /, but gracieux / asjø /,
  • fantôme / fɑ̃tom /, but fantomatique / fɑ̃tɔmatik /

В других случаях наличие или отсутствие циркумфлекса в производных словах не коррелирует с произношением, например, с гласной «u»:

  • fût [fy] vs. futaille [fytaj]
  • bûche [byʃ] vs. bûchette [byʃɛt]
  • sûr [syʁ] и sûrement [syʁmɑ̃], но assurer [asyʁe].

Тем не менее, есть заметные исключения из правил произношения, приведенных здесь. Например, в незавершенных слогах "ê" может быть реализовано как закрытое / e / в результате гармонии гласных : сравните bête / bɛt / и bêta / bɛta / с bêtise / betiz / и abêtir [abetiʁ], или tête / tɛt / и têtard / tɛtaʁ / vs. têtu /tety/.

В разновидностях французского языка, где применяется корректировка открытого / закрытого слога (loi de position), наличие циркумфлекса Ударение не учитывается в чередованиях средних гласных / e / ~ / ɛ / и / o / ~ / ɔ /. Так обстоит дело с южным столичным французским языком, где, например, dôme произносится как / dɔm /, а не / dom / (как указано в орфографии и как произносится в северных столичных вариантах).

Слияние / ɑ / и / a / широко распространены в парижском и бельгийском французском, что привело, например, к реализации слова âme как / am / вместо /ɑm/.

Отличительные омографы

Хотя обычно серьезный акцент служит цели различения омографов во французском языке (là ~ la, où ~ ou, çà ~ ça, à ~ a и т. д.), циркумфлекс по историческим причинам стал служить аналогичная роль. Фактически, почти все случаи, когда циркумфлекс используется для различения омографов, могут быть объяснены указанными выше причинами: поэтому было бы неверно заявлять, что в некоторых словах это знак, помещенный исключительно для различения омографов, например, с серьезным ударением. Однако он позволяет устранить некоторые двусмысленности. Например, в словах, которые подверглись замене «eu» на «û», циркумфлекс избегает возможной гомографии с другими словами, содержащими «u»:

  • sur ~ sûr (e) (s) (от seür → sëur): Омывание с прилагательным sur (e), «кислый», оправдывает сохранение акцента в женском и множественном числе. Акцент также сохраняется в производных словах, таких как sûreté.
  • du ~ dû (от deü): поскольку гомография исчезает в склоняемых формах причастия прошедшего времени, у нас есть dû but dus / due (s).
  • mur ~ mûr (e) (s) (от meür): Акцент сохраняется во всех формах, а также в производных словах (mûrir, mûrissement)
Орфографическая реформа

Франкоязычные эксперты, осведомленные о трудностях и несоответствиях циркумфлекса, предложили в 1990 году упрощенную орфографию, отменяющую циркумфлекс над буквами u и i, за исключением случаев, когда его отсутствие может создать двусмысленность и омографы. Эти рекомендации, хотя и были опубликованы в Journal officiel de la République française, сразу же подверглись широкой критике и принимались очень медленно. Тем не менее, они были поддержаны Французской академией, которая повысила их с факультативных до стандартных и для использования в школьных учебниках в 2016 году.

См. Также
Ссылки
Эта статья в значительной степени основана на статье Accent circonflexe из французской Википедии (дата обращения 18 февраля 2006 г.).
Библиография
  • Нина Катач, изд. (1995). Dictionnaire Historique de l'orthographe française. Париж: Ларусс.
  • Касагранде, Жан (1984). Звуковая система французского. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 0-87840-085-0.
  • Черкиглини, Бернар (1995). L'Accent du сувенир. Париж: Éditions de Minuit. ISBN 2-7073-1536-2.
  • Фагьял, Жужанна; Дуглас Кибби; Фред Дженкинс (2006). Французский: лингвистическое введение. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52896-8.
  • Хаусманн, Франц Йозеф (1980). Луи Мегре, гуманист и лингвист. Тюбинген: Гюнтер Нарр. ISBN 3-87808-406-4.
  • Транел, Бернард (1987). Звуки французского: Введение. Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-31510-7.
Последняя правка сделана 2021-05-15 08:27:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте