Чернобог (лат. : Zcerneboch, букв. «Черный Бог», реконструировано как * Čürnobogъ, из * čьrnъ («черный») + * bogъ ( «бог»)) - имя предполагаемого бога злой судьбы, которому поклонялись полабские славяне. Впервые упоминается Гельмольдом в Chronica Slavorum. Подлинность культа Чернобога, а также воспроизведенного по аналогии с ним Белебога вызывает споры в научном сообществе. Тем не менее Чернобог - один из самых популярных славянских богов в мире.
Немецкий монах и летописец Гельмольд, сопровождавший христианизацию миссий против эльбских славян, описывает в своей Хронике славян культ Чернобога:
Также славяне имели странное заблуждение. На своих пирах и пирушках они передвигаются над чашей, над которой произносят слова, я бы сказал не о посвящении, а о проклятии, во имя [двух] богов - хорошего и плохого - исповедующих что всякая благоприятная удача создается добрым богом, а неблагоприятная - плохим богом. Следовательно, также на своем языке они называют плохого бога Дьяволом, или Цернебохом, то есть черным богом.
Исходный текст на латинском языкеОшибка Est autem Slavorum mirabilis; nam in conviviis et compotationibus suis Pateram циркумферент, in quam conferunt, non dicam concrationis, sed execrationis verba sub nomine deorum, boni scilicet atque mali, omnem prosperam fortunam a bono deo, adversam a malo dirigi profitentes. Unde etiam malum deum lingua sua Diabol sive Zcerneboch, id est nigrum deum, апеллянт.
— Гельмольд, Chronica SlavorumСледующие источники, в которых говорится о Чернобоге и / или Бялобоге, появляются только в 16 веке. Примерно в 1530 году доминиканский монах из Пирны Йохан Линднер вспоминает богов в своем сборнике. Хотя он жил в лужицах или поблизости от них, он, вероятно, использовал только письменные источники и монашеские рассказы, а не полевые исследования, что быстро сделало его работы невероятными для многих историков, в том числе Георга Фабрициуса и Петрус Альбинус. Они считали, что, хотя его источники были многочисленны и разнообразны, он использовал их некритически. В конце 17 века [de ] также упомянул Чернобога в своем списке лужицких богов. Эта информация также считается невероятной, потому что она появилась поздно, когда лужицкое язычество было, вероятно, полностью вымершим, и около половины упомянутых им богов имеют прусское происхождение.
В 1538 г. Померанский летописец Томас Канцов в своих «Хрониках Померании» писал:
Я до сих пор рассказывал обо всех видах неверности и идолопоклонства, которыми они занимались до времен Германской империи. Еще раньше их обычаи были еще более языческими. Они поставили своих царей и правителей, которые хорошо правили, выше богов и почитали упомянутых людей [как богов] после их смерти. Кроме того, они поклонялись солнцу и луне и, наконец, двум богам, которых они почитали больше всех других богов. Одного [из них] они назвали Биалбуг, то есть белый бог; его они считали хорошим богом. Другой [они звали] Зернебуг, это черный бог; его они считали богом, который причинил вред. Поэтому они почтили Биалбуга за то, что он сделал им добро и чтобы [продолжать] делать им добро. Зернебуг же, напротив, почитали, чтобы он не навредил им. И они умиротворяли упомянутого Зернебуга, принося в жертву людей, поскольку они считали, что нет лучшего способа успокоить его, чем человеческая кровь, что на самом деле верно, если бы они только увидели это в правильном свете: что Зернебуг не ищет ничего, кроме смерть тела и души Человека.
Немецкий исходный текстIch hab hiezuvor mannigerley unglawben und abgoͤtterey angezeigt, so sie bei Zeiten des Teutzschen keiserthumbs gehapt. Aber zuvor seint sie noch viele heidnischer gewest, haben yre khonige und hern, so wol geregiret, vor Goͤtter aufgeworffen, und dieselbigen nach yrem totte geehret. Darneben haben sie Sonne und Mon angebetet, und zu letzst zween Goͤtter, die uͤber alle ander Gotter wehren, gemacht. Einen, den sie Bialbug, das ist den weissen Got, genennet; den hielten sie vor einen gutten Got; den andern Zernebug, das ist der schwartze Got, den sie vor einen Got hielten, der schaden tette. Darumb ehreten sie Bialbug deshalben, das er ynen guts tette und thun solte; Zernebug aber ehreten sie darum, das er nicht schaden solte. Und demselbigen Zernebug pflagen sie offt menschen zuslachten; dan sie meinten, er wurde nyrgentz durch besser gestillet, wan durch menschenblut; Welchs дан zwar wahr ist, wan sie es nhur recht verstanden hetten; dan Zernebug sucht nicht anders, dan des Menschen tot an leib und sele
— Thomas Kantzow, Chronik von Pommern in niederdeutscher MundartЗатем Себастьян Мюнстер в Cosmographiae universalis 1550 г. описывает ритуал урожая связан с Световитом и продолжается: «В целом они (ругиане) поклонялись двум богам, а именно Белбаку и Зернебуку, как будто белый и черный бог, добрый и злой гений, Бог и сатана, как источник добра и зла, согласно ошибке манихеев ". Работы Канцова и Мюнстера, вероятно, независимы друг от друга (различные формы записи имени Белебога, Хроника Померании была впервые опубликована, но не публиковалась до 19 века), но они используют общий источник, который По мнению Мирославы Знаенко, это мог быть архив аббатства [пл ], где был выкован Белебог. Дэниел Крамер, теолог и профессор из Щецина, вероятно, держал в руках копию хроники из этого архива или видел цитату из него, потому что в своей «Поммерии Кирхен-Хроникон» он вероятно, часть этого перефразировала:
Этому монастырю они (монахи-основатели) дали имя Белбуг, [вернее] Белбак, что на вендишском языке буквально означает «белый бог», чтобы дать [славянам] понять, что, в отличие от своих (славян) языческих предков, христиане не знали ни одного черного бога. Имя [Белбуг] также хорошо подходит к одежде премонстратов, которые [всегда] ходили в белом. Основание монастыря произошло в 1163 году.
Оригинальный текст на немецком языкеDiesem Kloster haben sie den Namen Belbug gegeben, so viel als Bialbuck welches in seiner Wendischen Sprach soviel heist als den Weissen Gott, damit zu verstehen zu geben, daß die Christen von keinem schwarzen Gott wie ihre heidnische Vorfahrn wusten. Welcher Nahm sich dann zu der Praemonstratenser Kleidung, welch in Weiß gekleidet giengen, wol schicket. Diese fundation des Klosters Belbuck ist geschehen Anno 1163
— Daniel Cramer, Pommerisches Kirchen-ChroniconЧернобог также фигурирует в анонимной истории Caminensis как бог вандалов, которая основана на на пьесе Мюнстера (обе работы говорят об «ошибке манихеев»). Чернобог встречается и в других, более поздних, второстепенных текстах.
Среди исследователей нет единого мнения о подлинности культа Чернобога и Белебога. Некоторые исследователи считают, что оба бога - изобретение Хельмода, некоторые предполагают возможность существования этих богов, некоторые предполагают, что Чернобог и Белебог - это прозвища для других богов. По словам Александра Гейштора и Анджея Шиевского, Чернобог - это скорее ипостась зла, переименованная в карта, биес (демоны) или плохая дола..
Некоторые авторы пытались доказать культ Чернобога с помощью названий гор Чернебох и Билебо в Верхней Лузии, где боги должны были поклоняться, но имена, скорее всего, были созданы в наше время из-за популярности богов в культуре региона.
При рассмотрении подлинности бога, названия деревень, которые должны относиться к Чернобогу, например село Чернобожье в России или село Чернобожна в Украине, а также соседние села Черниковице и [cs ] в Чешской Республике также упоминаются в качестве аргументов.
Генрик Ловминьский признал, что Черноглав, упомянутый в исландской саге о Knýtlinga, является «Кладбище преобразования Чернобога». Ярослав Горбачев считает, что третьим достоверным потенциальным источником (после Chronica Slavorum и саги Knýtlinga) является работа Аль-Масуди Золотые луга, но он не уверен в достоверности этой работы. Он описывает идола в храме Черной горы с черными животными и людьми с черной кожей:
[Там же] еще одно здание, которое один из их царей построил на вершине черной горы. Он окружен чудесными водами разных цветов и ароматов, которые обладают всевозможными целебными свойствами. В этом [здании] у них был гигантский идол в виде наклонившегося человека, изображенного в виде старика. В руке у него посох, которым он перемешивает кости умерших в гробах. Под его правой ногой изображены [различные] виды муравьев, под другой [ногой] - очень черные вороны в виде огромных худаф-воронов и других [разновидностей ворона], а также странные изображения абиссинцев (Табаши ) и восточноафриканцев (Занджи )
— Аль-Масуди, Золотые лугаМодест Мусоргский : Ночь на Лысой горе. В этой симфонической поэме Чернобог представлен как крылатый демон, зовущий души мертвых.
.