Белобог

редактировать
предполагаемое славянское божество благоприятной судьбы День и ночь, Максим Сухарев, современное изображение Белбога и Чернобога.

Белбог или Bielbog (букв. «Белый Бог», реконструировано как * Bělobogъ или * Bělъ Bogъ, из * bělъ («белый») + * bogъ («бог»)) - это вымышленное имя предполагаемого бога благоприятной судьбы, которому поклонялись полабские славяне. Его имя произошло по аналогии с Чернобогом (букв. Черный Бог), упомянутым Хельмодом в Хронике Славорум, богом неудач. Пара этих богов часто представляется как свидетельство «славянского дуализма», хотя их подлинность вызывает споры.

Содержание

  • 1 Источники
    • 1.1 Chronica Slavorum
    • 1.2 Более поздние источники
  • 2 Интерпретации
  • 3 Популярная культура
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Источники

Chronica Slavorum

Немецкий монах и летописец Гельмольд, сопровождавший миссию христианизации против эльбских славян, описывает в своем Хроника славян культ Чернобога:

Также у славян есть странное заблуждение. На своих пирах и пирушках они ходят вокруг чаши, над которой произносят слова, я бы сказал не о посвящении, а о проклятии, во имя [двух] богов - хорошего и плохого - исповедующих что всякая благоприятная удача создается добрым богом, а неблагоприятная - плохим богом. Следовательно, также на своем языке они называют плохого бога Дьяволом, или Цернебохом, то есть черным богом.

Латинский исходный текст

Est autem Slavorum mirabilis error; nam in conviviis et compotationibus suis Pateram Circumferunt, in quam conferunt, non dicam concrationis, sed execrationis verba sub nomine deorum, boni scilicet atque mali, omnem prosperam fortunam a bono deo, adversam a malo dirigi profitentes. Unde etiam malum deum lingua sua Diabol sive Zcerneboch, id est nigrum deum, апеллянт.

Гельмольд, Chronica Slavorum

Хотя имя «Белбог» нигде в Летописи не упоминается, многие исследователи по аналогии с повелителем невезения - Чернебогом реконструируют линейку удачи. -Белбог.

Более поздние источники

Впервые Белбог упоминается непосредственно в 16 веке. В 1538 году померанский летописец Томас Канцов в своих «Хрониках Померании» писал:

Я до сих пор рассказывал о всех видах неверности и идолопоклонства, которыми они занимались до времен Германской империи. Еще раньше их обычаи были еще более языческими. Они поставили своих царей и правителей, которые хорошо правили, выше богов и почитали упомянутых людей [как богов] после их смерти. Кроме того, они поклонялись солнцу и луне и, наконец, двум богам, которых они почитали больше всех других богов. Одного [из них] они назвали Биалбуг, то есть белый бог; его они считали добрым богом. Другой [они звали] Зернебуг, это черный бог; его они считали богом, который причинил вред. Поэтому они почтили Биалбуга, потому что он сделал им добро и чтобы он мог [продолжать] делать им добро. Зернебуг же, напротив, почитали, чтобы он не навредил им. И они умиротворяли упомянутого Зернебуга, принося в жертву людей, поскольку они считали, что нет лучшего способа успокоить его, чем человеческая кровь, что на самом деле верно, если бы они только увидели это в правильном свете: что Зернебуг не ищет ничего, кроме смерть тела и души Человека.

Немецкий оригинальный текст

Ich hab hiezuvor mannigerley unglawben und abgoͤtterey angezeigt, so sie bei Zeiten des Teutzschen keiserthumbs gehapt. Aber zuvor seint sie noch viele heidnischer gewest, haben yre khonige und hern, so wol geregiret, vor Goͤtter aufgeworffen, und dieselbigen nach yrem totte geehret. Darneben haben sie Sonne und Mon angebetet, und zu letzst zween Goͤtter, die uͤber alle ander Gotter wehren, gemacht. Einen, den sie Bialbug, das ist den weissen Got, genennet; den hielten sie vor einen gutten Got; den andern Zernebug, das ist der schwartze Got, den sie vor einen Got hielten, der schaden tette. Darumb ehreten sie Bialbug deshalben, das er ynen guts tette und thun solte; Zernebug aber ehreten sie darum, das er nicht schaden solte. Und demselbigen Zernebug pflagen sie offt menschen zuslachten; dan sie meinten, er wurde nyrgentz durch besser gestillet, wan durch menschenblut; Welchs дан zwar wahr ist, wan sie es nhur recht verstanden hetten; dan Zernebug sucht nicht anders, dan des Menschen tot an leib und sele

Thomas Kantzow, Chronik von Pommern in niederdeutscher Mundart

Затем Себастьян Мюнстер в Cosmographiae universalis 1550 г. описывает ритуал урожая связан со Световитом и продолжается: «В целом они (руги) поклонялись двум богам, а именно Белбаку и Зернебуку, как если бы белому и черному богу, добром и злому гению, Бог и сатана, как источник добра и зла, согласно заблуждению манихеев ". Работы Канцова и Мюнстера, вероятно, независимы друг от друга (различные формы записи имени Белебога, Хроника Померании была впервые опубликована, но не публиковалась до 19 века), но они используют общий источник, который По словам Мирославы Знаенко, это мог быть архив аббатства [пл ], где был выкован Белебог. Даниэль Крамер, теолог и профессор из Щецин, вероятно, держал в руках копию хроники из этого архива или видел цитату из него, потому что в своей «Поммерии Кирхен-Хроникон» он вероятно, часть этого перефразировала:

Этому монастырю они (монахи-основатели) дали имя Белбуг, [вернее] Белбук, что на вендишском языке буквально означает «белый бог», чтобы дать [славянам] понять, что, в отличие от своих (славян) языческих предков, христиане не знали ни одного черного бога. Имя [Белбуг] также хорошо подходит к одежде премонстратов, которые [всегда] ходили в белом. Основание монастыря произошло в 1163 году.

Оригинальный текст на немецком языке

Diesem Kloster haben sie den Namen Belbug gegeben, so viel als Bialbuck welches in seiner Wendischen Sprach soviel heist als den Weissen Gott, damit zu verstehen zu geben, daß die Christen von keinem schwarzen Gott wie ihre heidnische Vorfahrn wusten. Welcher Nahm sich dann zu der Praemonstratenser Kleidung, welch in Weiß gekleidet giengen, wol schicket. Diese Fundation des Klosters Belbuck ist geschehen Anno 1163

Дэниел Крамер, Pommerisches Kirchen-Chronicon

Белебог также фигурирует в анонимной истории Caminensis как бог вандалов, т. Е. по пьесе Мюнстера (обе работы говорят об «ошибке манихеев»). Белебог встречается и в других, более поздних, второстепенных текстах.

Интерпретации

Среди исследователей нет единого мнения о подлинности культа Чернобога и Белебога. Некоторые исследователи считают, что оба бога являются изобретением Хельмода, некоторые предполагают возможность существования этих богов, некоторые предполагают, что Чернобог и Белебог - это прозвища для других богов. Согласно Александру Гейштору, боги - не полное олицетворение, а ипостась зла и добра. Веселин Чайканович, основываясь на названиях сербских мест и изречений, считал, что Белебог на самом деле Перун.

Аргументами в пользу подлинности Белебога служат названия мест в разных частях славянского региона: соседние села [cs ] и Черниковице в Чехии, которые должны доказать дуализм, Бялобожница в Украине, Бела Црква («Белый Церков »), телл Бело-Брдо («Белый холм») в Сербии. Рядом с Радонежем (Московская область ) есть также два места, известные в местном масштабе как «Белые боги» (Белые боги), одно из которых, возможно, служило языческим местом поклонения. В Annals of Premonstratensia утверждалось, что имя [pl ] происходит от «Бельбок, идол померанцев, что означает бог белого и добра». Однако историки не уверены в этимологии этого места, и многие предполагают, что название происходит от слова бук («бук») или бок («бок»).

Некоторые авторы также использовали гору Билебо.Чернебох ) в Верхней Лужии, где предполагалось поклоняться богам, но имена, скорее всего, были созданы только в наше время из-за популярности богов в культуре региона.

В сербском фольклоре есть выражение «не видеть белого бога», а по-болгарски «взывать к белому богу», что, вероятно, означает то же, что и рай или небесный бог. В болгарском фольклоре есть также выражение «У меня нет Белого Бога от этого человека», что может означать отсутствие доброй воли.

Популярная культура

  • Белебог упоминается как брат Чернебога в Американские боги. Весной они меняются местами
  • Белебог в графическом романе «Тихоокеанский рубеж: сказки с нулевого года» - так называется одна из кайдзю

Записок

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 11:10:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте