Зандж (арабский : زَنْج, Прил. زنجي, Zanjī; персидский : زنگی, романизированный : Zangi; турецкий : Zencî). средневековые мусульманские географы относятся как к определенной части Юго-Восточной Африки (в основном, Побережье Суахили ), так и к его жителям банту. Это слово также является источником топонимов Занзибар («побережье Занджи») и Море Зандж.
латинизация Зингиум служит архаичным названием прибрежной зоны в современной Кении и Танзании на юге Восточной Африки. Архитектура этих коммерческих городских поселений в настоящее время является предметом изучения градостроительства. На протяжении веков прибрежные поселения были источником слоновой кости, золота и рабов от участков завоеванных внутренних районов до мира Индийского океана.
Зандж в переводе с арабского означает «страна черных». Другая транслитерация включает Зендж, Зиндж и Занг . Энтони Кристи утверждал, что слово zanj или zang может не иметь арабского происхождения, китайская форма (僧祇 sēngqí) записана еще в 607 году нашей эры. Кристи утверждала, что это слово имеет происхождение из Юго-Восточной Азии. Яванское слово jenggi означает африканский народ, а именно народ Занзибара. Известно, что индонезийские австронезийские народы достигли Мадагаскара ок. 50–500 CE. Что касается их маршрута, одна из возможностей состоит в том, что индонезийский австронезиец пересек Индийский океан с Явы на Мадагаскар. Вполне вероятно, что они прошли через Мальдивы, где до наших дней сохранились свидетельства конструкции старых индонезийских лодок и рыболовных технологий.
Исторически разделенные географы восточное побережье Африки в целом на несколько регионов в зависимости от жителей каждого региона. Арабские и китайские источники ссылаются на общую территорию, которая находилась к югу от Аль-Мисра (Египет ), Аль-Хабаша (Абиссиния ) и Барбара (Сомали ) как Зандж.
Зандж находился в районе Юго-Восточной Африки и населяли банту говорящие народы, называемые занджами. Основная территория оккупации Занджа простиралась от территории к югу от современного Рас-Камбони до острова Пемба в Танзании. К югу от Пембы лежала Софала в современном Мозамбике, северной границей которого, возможно, был Пангани. За Софалой находилось темное царство Вак-Вак, также в Мозамбике. Арабский историк и географ 10-го века Абу аль-Хасан Али аль-Масуди описывает Софалу как самую дальнюю границу поселения Зандж и упоминает титул его короля как Мфалме, слово банту
.Зандж торговали с арабами, турками и индейцами, но по некоторым данным, только локально, так как океанских судов у них не было. Согласно другим источникам, у народов суахили, в основном банту, уже были морские суда, на которых моряки и торговцы вели торговлю с Аравией и Персией, а также с Индией и Китаем на востоке. Однако Зандж больше относится к состоянию религии, чем к цвету кожи или происхождению. В суахили, несовременный энтноним, входили как Зандж, неверующие, так и Умма, исламское сообщество. Поскольку арабская и персидская идентичность является отцовской, элита суахили претендовала на престижную азиатскую генеалогию, часто выдуманную в художественной литературе. Современные заблуждения о культурном слиянии или азиатском происхождении возникли из-за тенденции богатых суахили заявлять об азиатском происхождении и непропорционального импорта оманских элементов в общество Занзибари и суахили в 19 веке (стандартный суахили является занзибарским диалектом и поэтому включает гораздо больше арабских заимствований, чем другие, старые диалекты суахили.
Видные поселения на побережье Занджа включали Малинди, Геди и Момбаса. К концу средневековья на территории было по меньшей мере 37 крупных торговых городов суахили, многие из которых были довольно богатыми. Однако эти общины никогда не объединялись в единое политическое образование («Империя Зандж » - это выдумка конца 19 века)
Хотя городские правящие и коммерческие классы этих поселений суахили включали некоторых арабских и персидских иммигрантов, подавляющее большинство составляли африканские мусульмане. Мифическое происхождение из Персии или Аравии не следует воспринимать буквально, а скорее как широко распространенный элемент Ислы. преобразовать общество в законный статус элиты. Народы банту населяли прибрежные районы и были организованы только как семейные группы. Термин shenzi, используемый на восточноафриканском побережье и производный от слова zanji на суахили, уничижительно относился ко всему, что связано с сельскими чернокожими. Примером этого может быть колониальный термин «собака шензи», относящийся к местной собаке. Название известной породы собак басенджи означает «черные».
Каменный город на ЗанзибареЗандж веками отправлялись арабскими торговцами в рабство во все страны, граничащие с Индийским океаном. Омейяды и Аббасиды халифы вербовали множество рабов-зандж в качестве солдат, и уже в 696 году нашей эры мы узнаем о восстаниях рабов занджей против своих арабских хозяев в Ирак (см. ниже). Древние китайские тексты также упоминают послов с Явы, которые преподносили китайскому императору двух рабов Сэн Чи (Дзанджи) в качестве подарков, и рабов Сэн Чи, прибывших в Китай из индуистского царства Шри Виджая в Ява.
Море у юго-восточного побережья Африки было известно как море Зандж и включало Маскаренские острова и Мадагаскар. Во время борьбы против апартеида было предложено, чтобы Южная Африка приняла название Азания, чтобы отразить древний Зандж.
Арабские описания народов зандж противоречивы. Негативный взгляд иллюстрируется следующим отрывком из Китаб аль-Бад вах-тарих средневекового арабского писателя аль-Мукаддаси :
Что касается Занджа, это люди черного цвета, с плоскими носами и курчавыми волосами. и мало понимания или интеллекта.
В 1331 году арабоязычный берберский исследователь Ибн Баттута посетил Султанат Килва в Зандже, которым правил йеменец султана Хасана бин Сулеймана династия. Баттута описал арабского правителя королевства, который часто совершал набеги с рабами и добычей на местных жителей Занджа, последних из которых Баттута охарактеризовал как «угольно-черного цвета и с татуировками на лицах».
Килва - один из них. самые красивые и хорошо построенные города в мире. Все это элегантно построено. Крыши построены из мангрового дерева. Идёт очень сильный дождь. Люди вовлечены в священную войну, потому что их страна находится рядом с языческим Занджем. Их главные качества - преданность и набожность: они следуют секте шафиитов. Когда я прибыл, султаном был Абу аль-Музаффар Хасан по прозвищу Абу аль-Мавахиб (в широком переводе «Податель даров»]... из-за его многочисленных благотворительных даров. Он часто совершает набеги на страну Зендж [соседний материк], нападает на них и уносит трофеи, из которых он резервирует пятую часть, используя ее в порядке, предписанном Кораном [Кораном].
Восстание Занджа было серией восстаний, произошедших между 869 и 883 годами нашей эры около города Басра на территории современного Ирака. Многие занджи были взяты в рабство и часто использовались в тяжелых сельскохозяйственных работах. В частности, рабы Зандж использовались на трудоемких плантациях, собирая урожай таких культур, как сахарный тростник, в нижнем бассейне Месопотамии того, что сейчас является южным Ираком. Тяжелые обстоятельства, очевидно, спровоцировали три восстания в конце VII и IX веков. То, что сейчас называется восстанием в Зандже, было крупнейшим из них.
Исследователь М.А. Шабан утверждает, что восстание в Зандже было не восстанием рабов, а, скорее, восстанием арабов, поддержанным иммигрантами из Восточной Африки в Ираке:
Это было не восстание рабов. Это был зандж, то есть негритянский мятеж. Приравнивание негра к рабу - это отражение расовых теорий девятнадцатого века; это могло относиться только к американскому югу до гражданской войны... Напротив, некоторые люди, работавшие на солончаках, были одними из первых, кто боролся против восстания. Конечно, было несколько беглых рабов, которые присоединились к повстанцам, но это еще не означает, что это восстание рабов. Подавляющее большинство повстанцев составляли арабы Персидского залива, которых поддерживали свободные восточноафриканцы, поселившиеся в этом регионе.