Бахрам Бейзаи

редактировать
بهرام بیضائی. Бахрам Бейзайе
Бахрам Байзай.jpg Бахрам Бейзаи задумчивый, сфотографирован Фахрадином Фахраддини около 2002 г.
Родился(1938-12-26) 26 декабря 1938 (возраст 81). Тегеран, Иран
Род занятийДраматург, Режиссер, Театральный режиссер, Сценарист,
Годы работы1962– настоящее время
Супруг (ы)Монир-Азам Раминфар ​​(m.после 1966 г., в разводе) ​. Mojdeh Shamsaie ​(m.1992) ​
ДетиNiloofar, Negar, Niasan

Bahrām Beyzāie (также пишется Beizai, Beyza 'i, перс : بهرام بیضائی, родился 26 декабря 1938 г.) - признанный критиками и популярный режиссер, драматург, театральный режиссер, сценарист, редактор фильмов и ostād ( «мастер») персидской письменности, искусства и ирановедения.

Бахрам Бейзайе - сын поэта (наиболее известный под литературным псевдонимом «Зокаи»). Знаменитый поэт, известный как один из самых глубоких поэтов ХХ века Ирана, является дядей Бахрама по отцовской линии. Дед Бахрама Бейзаи по отцовской линии Мирза Мохаммад-Реза Шрани («Эбн Рух») и прадед по отцовской линии мулла Мохаммад-Факих Шрани («Рух'ол-Амин») также были известными поэтами.

Несмотря на несколько запоздалый старт в кино, Бейзая часто считают пионером поколения режиссеров, чьи работы иногда называют иранской новой волной. Его "Башу, маленький незнакомец" (1986) был признан "Лучшим иранским фильмом всех времен" в ноябре 1999 года персидским киножурналом Picture World по результатам опроса 150 иранских критиков и профессионалов. Тем не менее, еще до начала своей кинематографической карьеры в 1970 году он был ведущим драматургом (а также историком театра), настолько, что его часто считают величайшим драматургом персидского языка, и он считает, что репутация «Шекспира Персии».

С 2010 года Бейзай жил и преподавал в Стэнфордском университете, США.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Драматургия в 1960-х
  • 3 1970-е и начало кинематографической карьеры
  • 4 Кинопроизводство в 1980-х
  • 5 1990-х: еще одна поездка, фильм и несколько пьес
  • 6 После 2000 года
  • 7 Кинематографический стиль
  • 8 Прием и критика
  • 9 Работы
    • 9.1 Фильмография (в качестве режиссера)
    • 9.2 Пьесы
    • 9.3 Выступления и лекции
  • 10 Постоянные соавторы
  • 11 Награды и награды
  • 12 Примечания
  • 13 Источники
  • 14 Внешние ссылки
Ранние годы

Бейзайе родился в Тегеране в семье поэта, антолога и отец-биограф и мать-домохозяйка. Зокаи Бейзайе зарабатывал на жизнь легальным трудом и мог разумно заниматься своими литературными интересами.

Молодой Бахрам, похоже, не очень интересовался его семейным наследием, будучи поэзией, которой занимались его отец, дяди и двоюродные братья. В средней школе Дар'ол-Фонун он написал две исторические пьесы, которые впоследствии стали его предпочтительным методом письма. Он начал прогуливать школу примерно с 17 лет, чтобы ходить в фильмы, которые быстро становились популярными в Иране. Это только утолило его жажду узнать больше о кино и иранском изобразительном искусстве.

Бейзай учился в средней школе Дар'ол-Фонун подростком, где он не очень хорошо проводил время, прогуливал уроки и ходил в кино, а в позднем подростковом возрасте сочинил свои первые произведения. драматические произведения.

После школы, и после года ожидания перед сдачей конкурсных экзаменов для поступления в университет, одновременно читая Шахнаме, он начал изучать персидскую литературу в Тегеранский университет. Но для него стало невозможно оставаться в университете, особенно потому, что его профессора не принимали его исследования персидского театра в качестве дипломной работы, утверждая, что «в Персии не было театра».

Литературный факультет Тегеранского университета
Бейзай выбыл из программы бакалавриата по персидской литературе на факультете литературы в 1959 году только для того, чтобы вернуться в соседний район в качестве приглашенного профессора по поводу десятилетие спустя, где он оставался ведущим профессором еще на десять лет, прежде чем был изгнан в ходе иранской культурной революции (1980).

В возрасте 21 года он провел серьезное исследование традиционных персидских пьес, в частности Тазие, и к 1961 году он уже провел много времени, изучая и исследуя другие древние персидские и до исламские культуры и литературу. Это, в свою очередь, привело его к изучению восточного театра и традиционного иранского театра и искусства, которые помогли ему сформулировать новую незападную идентичность иранского театра. Он также познакомился с персидской живописью.

Драматургия в 1960-е годы

К концу 1961 года он уже опубликовал множество статей в различных художественных и литературных журналах. В 1962 году он снял свой первый короткометражный фильм (4 минуты) в формате 8 мм. В последующие два года он написал несколько пьес и опубликовал «Театр в Японии».

В следующие восемь или около того лет своей жизни с начала до конца 1960-х годов Байзай посвятил себя написанию в различных публикациях о восточном искусстве и персидской литературе, которые стали возможны благодаря его обширным исследованиям, а также написал ряд эссе на эту тему. Иранское кино, которое впоследствии стало предметом одной из его книг. Именно в этот период он написал популярные пьесы, которые часто считаются шедеврами; Восьмое путешествие Синдбада, Банкет, Король Змей, Марионетки, История Скрытой Луны и многое другое.

В 1968 году Бейзай был одним из девяти основателей, весьма неоднозначной организации перед лицом цензуры. В 1969 году его пригласили преподавать на театральном факультете колледжа изящных искусств Тегеранского университета. Он возглавлял эту кафедру с 1972 по 1979 год. Благодаря его читательской аудитории многие выдающиеся авторы и художники начали преподавать на кафедре и создали самый плодотворный период в истории этой кафедры.

Бейзай на своей первой свадьбе в компании других артистов, в частности Парвиза Фаннизаде и Парвиз Сайяд, 1965

Его дочь, Нилофар Бейзайе, театральный режиссер и драматург. Ранние исследования и интерес Бейзайе к драме и театру хорошо известны, но менее известны его ранние работы как драматурга. В молодости Бейзайе всегда увлекался традициями иранского театра, в том числе кукольного театра. Его «Се Немайешнаме-йе Арусаки» («Три кукольные пьесы») были опубликованы в 1963 году, и Марионетки были первой из этих трех пьес. Но при всем том, что она безошибочно основана на модели традиционного кукольного театра, «Марионетки» сформированы и другими традициями. Это работа человека, разбирающегося в работах Пиранделло и Театра абсурда. В 1960-х годах пьесы драматургов, таких как Беккет и Ионеско, часто переводились на персидский язык и ставились в Иране вскоре после их премьер на Западе). Опираясь на эти разнообразные влияния, пьеса Бейзайе является малоизвестным шедевром драмы 20-го века. Новаторский труд Бейзайе Исследование иранского театра (Намайеш дар Иран), опубликованный в середине 1960-х годов, до сих пор считается наиболее важным текстом по истории иранского театра. Бейзайе также является первым ученым в Иране, опубликовавшим книги о театре Японии и театре Китая.

простой Его поэтический дух безошибочен. Он пишет так, будто у него печальный взгляд, отстраненное философское понимание в тоне. Смутное ощущение судьбы преследует его пьесы.

Эхсан Яршатер

Некоторые из его пьес, такие как его шедевр Смерть Йезджерда, были переведены на множество языков и ставились по всему миру. Смерть Язджерда была показана в Иране, Франции, Англии, Индии и США, а также в других странах, и в 1981 году Бейзай снял получивший высокую оценку одноименный фильм . Язджерда и Калата Утвержденных были переведены на английский Манучехром Анваром.

1970-х и началом кинематографической карьеры

В 1969 году он начал свою карьеру в кино, сняв короткометражный фильм «Аму Сибилу» («Дядя Усы»), за которым последовал «Сафар» в 1970 году. В этих фильмах Бейзаи часто считают пионером того, что называется иранской новой волной, персидским кино движение, которое предположительно возникло спонтанно в конце 1960-х, то есть игнорирование более ранних усилий режиссеров, таких как Фаррох Гаффари и Эбрахим Голестан, и включает других выдающихся режиссеров, таких как Насер Тагвай, Форо Фаррохзад, Амир Надери, Али Хатами, Сохраб Шахид Салес, Дариуш Мехрджуй, Аббас Киаростами, Парвиз Кимиави, Масуд Кимиаи и Ферейдун Голе и другие; и вскоре после Хосров Синай, Масуд Джафари Джозани, Киануш Аяри, Варуж Карим-Масихи, Эбрахим Хатамикия и другие.

Сразу после этого, в 1971 году, он снял свой первый полнометражный фильм «Рагбар» («Ливень »), который до сих пор считается критиками одним из самых успешных иранских фильмов, когда-либо созданных.. Успешный фильм обращается к покойному Парвизу Фаннизаде как к главному герою и главному герою.

. С тех пор он снял 8 фильмов, включая «Карибе ва Мех» («Незнакомец и туман») (1974), Cherike-ye Tara (Баллада о Таре) (1979), Bashu, Little Stranger (1986, выпущен в 1989 году), Shāyad Vaghti digar (Может быть, в другой раз) (1988) и Mosaferan (Путешественники) (1992).

Кинопроизводство в 1980-х годах

В 1981 году революционные лидеры начали иранскую культурную революцию, в результате которой Бейзайе, среди многих других, был исключен из университета. Однако он продолжал писать и снимать фильмы. Его сценарий Ruz-e Vaqe'e (The Fateful Day ) был адаптирован в фильм в 1995 году, а другой сценарий был адаптирован в фильме под названием Fasl-e Panjom (Пятый сезон) в 1996 году, в то время как он также снял четыре своих лучших фильма. Он также редактировал Эбрахим Хатамикия «Борж-е Мину» (Башня Мину).

1990-е: еще одна поездка, фильм и несколько спектаклей

В 1992 году он женился на актрисе и гримерше. После Мосаферана ему не удалось получить разрешение на постановку ряда фильмов. сценарии. В 1995 году он уехал из Ирана в Страсбург по приглашению Международного парламента писателей. Однако вскоре он вернулся и поставил «Леди Аой» в Тегеране.

После 2000 года

В 2001 году он снял свой самый продаваемый фильм Убийство бешеных псов, после чего ему удалось поставить еще три пьесы, прежде чем он уехал из Ирана в США. Состояния.

Он покинул Иран в 2010 году по приглашению Стэнфордского университета и с тех пор был приглашенным профессором Дарьябари иранских исследований, преподавая курсы персидского театра, кино и мифологии. Там он провел мастер-классы по Шахнаме, истории иранского исполнительского искусства, иранским, а также семитским мифам и т. Д. Он также поставил несколько своих пьес, включая его девятичасовую Тарабнаме.

Кинематографический стиль
простой ... вы можете почувствовать опыт Байзайе в персидской литературе, театре и поэзии. Байзайе так и не получил той поддержки, которую он заслуживал от правительства своей страны...

Мартин Скорсезе

Он известен как самый интеллектуальный и заметный «автор» иранского кино и театра. Основная тема его работ - история и «кризис идентичности», связанный с иранскими культурными и мифическими символами и парадигмами. Он считается самым выдающимся сценаристом Ирана с точки зрения драматической целостности его работ, по многим из которых были сняты фильмы.

Прием и критика

Бейзайе внес значительный вклад в развитие иранского кино и театра и считается влиятельным режиссером и новатором Иранское движение "Новая волна" в кино. Он также считается самым выдающимся сценаристом Ирана с точки зрения драматической целостности его работ, по многим из которых были сняты фильмы.

Некоторые люди в нашей старой и устойчивой культуре приобретают культовое значение по причинам, выходящим далеко за рамки наших кривых мер. Бэйдзай - один из них. Когда будут написаны анналы нашей новейшей истории, Бейзаи будет иметь такое же значение, как Хафез.

Хамид Дабаши

Однако, несмотря на ценность его фильмов и его глубокие познания в искусстве, как и многие другие иранские фильмы директоров, таких как Насер Тагвай, Варуж Карим-Масихи, Киануш Аяри и многие другие, Правительство Ирана почти никогда не поддерживало его карьера, до и после Иранской революции 1979 года. До революции он получил лучший приз от королевы Фарах Диба на Тегеранском кинофестивале в 1972 году как новый молодой режиссер, чей талант был отмечен с признательностью и аплодисментами за его фильм «Рагбар». После революции, даже спустя 20 лет, его фильмы, такие как «Баллада о Таре» (1980) и «Смерть Язджерда» (1981), так и не получили разрешения на показ в Иране. Оба фильма были отложены, потому что они не соответствуют исламскому кодексу, который в настоящее время используется в иранских фильмах. Даже Башу, Маленький незнакомец почти постигла та же участь в 1986 году из-за сюжета фильма, то есть истории маленького мальчика-сироты, который потерял родителей в ирано-иракской войне. Фильм был легализован только после окончания ирано-иракской войны 1980-1988 годов и был выпущен в 1989 году.

Критики часто хвалили Бейзаи больше всех персидских режиссеров и драматургов. В 2002 году он был признан лучшим персидским режиссером всех времен, а его «Башу, маленький незнакомец» был признан лучшим персидским фильмом всех времен. Тем не менее его формализм иногда вызывает критику даже со стороны самого себя. Эбрагим Голестан, который ранее возражал против стиля Бейзая, похвалил его в письме в 2017 году.

Работы

Фильмография (как режиссер)

  • Аму Сибилу ( 1969 - короткий)
  • Сафар (1970 - короткий - он же Путешествие)
  • Рагбар (1971 - он же Ливень )
  • Карибе ва Мех (1974 - он же Незнакомец и туман)
  • (1976 - он же Ворона или Ворон)
  • Charike-ye Tārā (1979 - он же Баллада о Таре)
  • Марг-е Язджерд (1982 - он же Смерть Язджерда )
  • Башу, Маленький незнакомец (1986 - он же Башу - выпущен в 1989 году)
  • Шаяд Вагти дигар (1988 - он же может быть в другой раз)
  • Мосаферан (1992 - он же)
  • Goft-o-gū bā Bād (1998 - сокращенно - он же Talking with the Wind)
  • Sagkoshi (2001 - он же Killing Mad Dogs )
  • Кали -ye Sokhangū (2006)
  • Vaqti hame khābim (Когда мы все спим) (2009)

Пьесы

Beyzaie опубликовал более 50 пьес, некоторые из которых следующие. работы имеют повод ally появился на французском, английском, немецком и других языках.

Выступления и лекции

Постоянные сотрудники

Воспроизвести

Фильм

Фильмы и пьесыГод производстваЭнайят Бахши Сьюзан Таслими Парванех Масуми
Марионетки 1967-Да Да Да ---
1967-Да -Да ---
1969-Да -Да ---
1970-------
Ливень 1971-Да Да --Да -
1972-----Да -
1974--Да --Да Да
1977-Да Да --Да -
Баллада о Таре 1979--Да -Да --
Смерть Язджерда 1979----Да --
Смерть Язджерда (фильм) 1981----Да --
Маленький незнакомец Башу 1986----Да --
1988----Да --
1992Да Да -Да --Да
Леди Аой 1998Да ------
1998-------
1998Да ------
Убийство бешеных псов 2001Да Да -Да --Да
2003Да ------
2005Да ------
2006Да ------
2007Да ------
2009Да -----Да
2012Да ------
2014Да ------
2015Да ------
Тарабнамах 2016Да ------
2018Да ------
Награды и почести
Бейзай, одетый в St Andrews черная сутана с желтым капюшоном, только что получивший почетную докторскую степень в письмах, июнь 2017

Призы, награды и награды, которые он получил, многочисленны.

Примечания
Источники
  • Дабаши, Хамид (2007). Мастера и шедевры иранского кино. Вашингтон, округ Колумбия: Mage Publishers. ISBN 978-0-934211-85-7.
  • Хасани, Фарзад (май 2018 г.). "شکسپیر ایران در بلاد امریکا" [Шекспир Персии в Новом Свете]. Тайробех (на персидском языке). Тегеран. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года.
  • Яр-Шатер, Эхсан (1984). «Современная литературная идиома». В Рикс, Томас М. (ред.). Критические перспективы современной персидской литературы. Пресса "Три континента". С. 42–62. ISBN 0-914478-95-8.
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Бахрамом Байзаем.
Последняя правка сделана 2021-05-11 06:57:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте