Анализ западноевропейского колониализма и колонизации

редактировать
Эволюес в Бельгийском Конго изучение медицины.

Европейский колониализм и колонизация представляет собой политику или практику получения или частичного политического контроля над другими обществами и территориями, основания колонии, заселения ее поселенцами и экономической эксплуатации. Исследования показывают нынешние условия в постколониальных странах уходят корнями в колониальные действия и политику. Например, колониальная политика, такая как тип используемого правления, характер инвестиций и личность колонизаторов, включают как влияющие на постколониальные государства. Исследование процесса государственного строительства, экономического развития и культурных норм и нравов показывает прямые и косвенные последствия колониализма для постколониальных государств.

Содержание
  • 1 История колонизации и деколонизации
  • 2 Разновидности колониализма
    • 2.1 Колониализм поселенцев
    • 2.2 Эксплуатационный колониализм
  • 3 Непрямое и прямое правление колониальной политической системы
    • 3.1 Косвенное правило
    • 3.2 Прямое правило
    • 3.3 Сравнительные результаты косвенного и прямого правила
  • 4 Колониальные действия и их последствия
    • 4.1 Реорганизация
      • 4.1.1 Определение границ
      • 4.1.2 Современное сохранение колониально определенных границ
    • 4.2 Различные колониальные инвестиции
    • 4.3 Земля, права собственности и труд
      • 4.3.1 Земля и права собственности
      • 4.3.2 Эксплуатация труда
  • 5 Социальные последствия колониализма
    • 5.1 Этническая идентичность
    • 5.2 Гражданское общество
    • 5.3 Лингвистическая дискриминация
  • 6 Экологические последствия колониализма
    • 6.1 Противодействие болезням
    • 6.2 Колониальная политика, способствующая смертности народов от болезней
  • 7 Историч еские споры вокругиализм
  • 8 Современные теории колониализма
    • 8.1 Зависимость теории колониализма
    • 8.2 Неоколониализм
    • 8.3 Доброкачественный колониализм
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
История колонизации и деколонизации

эпоха европейской колониализма длился с 15 по 20 века и вовлекал европейские державы, значительно расширившие свое влияние по всему миру, основав колонии в Америке, Африке и Азии. Распад европейских империй после Второй мировой войны привел к серьезному началу процесса деколонизации. В 1941 году президент Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль представили Атлантическую хартию, в которой в общих чертах изложены цели США и британского правительств. Одним из основных пунктов хартии признавалось право каждого человека выбирать собственное правительство. Этот документ стал агентом Организации Объединенных Наций, и все его компоненты были интегрированы в Устав ООН.

Разновидности колониализма

Историки обычно выделяют две основные разновидности, основанные европейскими колонизаторами: первые - это колониализм поселенцев, когда фермы и города были основаны прибыв из Европы. Во-вторых, эксплуатационный колониализм, чисто добывающие и эксплуататорские колонии, основной функцией было развитие экономического экспорта. Они часто накладывались друг на друга или существовали в одном спектре.

Колониализм поселенцев

Территории в Северной и Южной Америке, которые выделили европейскую великая держава в 1750 году

Колониализм поселенцев - это форма колонизации, где иностранные граждане переезжают в регион и постоянные или временные поселения, называемые колониями. Создание колоний поселенцев часто приводило к принудительной передачи народного привода на менее желательные территории. Примером этой практики являются колонии, основанные в штатах, Новой Зеландии, Намибии, Южной Африке, Канаде, Бразилии, Уругвае, Чили, Аргентине и Австралии. Коренное население страдает от спада населения из-за контакта с новыми болезнями.

Переселение народов часто происходит по демографическим признакам, но стимулом для переселения доступ к желаемой территории. Благоприятны были регионы, свободные от тропических болезней с легким доступом к торговым путям. Когда европейцы поселились на этих желанных территориях, туземцы были изгнаны, а территория региона была захвачена колонизаторами. Этот тип колониального поведения привел к разрушению местных обычаев и преобразованию социально-экономических систем. Уганд академик Махмуд Мамдани цитирует «разрушение общинной автономии, а также поражение и рассредоточение племенного населения» как один из главных факторов колониального угнетения. По мере того, как сельскохозяйственная экспансия продолжалась территорию, коренное население было перемещено, чтобы очистить плодородные сельскохозяйственные угодья.

Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон и Саймон Джонсон предполагают, что европейцы с большей вероятностью формируют колонии поселенцев в регионах, где не было бы высокой смертности из-за болезней и других экзогенных факторов. Многие колонии поселенцев стремились создать европейские институты и практики, которые предоставляют свои возможности и позволяют поселенцам разбогатеть, участвуя в торговле. Таким образом, суды присяжных, свобода от произвольного ареста и представительство на выборах были реализованы, чтобы предоставить поселенцам права, аналогичные тем, пользоваться в Европе, хотя эти права, как правило, не распространялись на коренное население.

Эксплуатационный колониализм

Сравнение Африки в 1880 и 1913 годах

Эксплуатационный колониализм - это форма колонизации, при которой иностранные армии завоевывают страну, чтобы контролировать и извлекать выгоду из ее природных ресурсов и коренного населения. Аджемоглу, Джонсон и Робинсон утверждают, что «институты [созданные колони властями] не обеспечивают достаточной защиты частной собственности и не обеспечивают сдержек и противовесов против государственной экспроприации. Фактически, основная цель добывающего государства заключалась в том, чтобы передать как можно больше ресурсов колонии к колонизатору с минимально возможными инвестициями ». Эти колонии создавались с помощью игровых ресурсов, у колониальных держав не было стимулов вкладывать средства в институты или инфраструктуру, которые не использовали их непосредственные цели. Таким образом, европейцы установили в этих колониях авторитарные режимы, не имевшие ограничения для государственной власти.

Политика и методы, проводимые кор Бельгии Леопольдом II в Конго являются крайним примером эксплуатационного колониализма. Э. Д. Морель подробно описал зверства в военных статьях и книгах. Морель считал, что бельгийская система, устранившая традиционные коммерческие рынки в пользу чистой эксплуатации, основная несправедливость в Конго. Под «завесой благотворительности» король Леопольд получил использование международного правительств (включая США, Вернуться и Францию ​​ ) на выполнение опека над обширным регионом с целью поддержки поддержки работорговли. Леопольд позиционировал себя как владелец территории площадью около миллиона квадратных миль, на которой проживало почти 20 миллионов африканцев.

После регистрации господства в бассейне Конго Леопольд добыл большое количество слоновой кости, каучук и другие природные ресурсы. Было подсчитано, что Леопольд заработал 1,1 миллиарда долларов в сегодняшних деньгах, применив различные тактики эксплуатации. Солдаты требовали от жителей африканских деревень сбора нереального количества каучука, когда эти цели не были достигнуты. Эти и другие виды принудительного труда приводят к снижению распространения голода и болезней. Все это было сделано с очень небольшими денежными затратами для Бельгии. М. Кроуфорд Янг заметил: «[бельгийские компании] принесли небольшой капитал - всего 8000 фунтов... [в бассейн Конго] - и установили господство террора, достаточное для того, чтобы спровоцировать смущающую кампанию общественного протеста в Великобритании и других странах. Соединенные Штаты в то время, когда порог терпимости к колониальной жестокости был высок ».

Система правления, введенная Бельгией в Конго, правительственной и деспотической. Многие исследователи рассматривают корни авторитаризма при Мобуту как результат колониальной практики.

Непрямое и прямое правление колониальной политической системы

Системы колониального правления могут быть сломаны в бинарных классификациях прямого и косвенного правила. В эпоху колонизации европейцы столкнулись с монументальной задачей управления огромными колониальными территориями по всему миру. Первоначальным решением этой проблемы было прямое правление, предполагало установление централизованной европейской власти на территории, управляемой колониальными властями. В системе прямого правления коренное население исключено из всех, кроме самого нижнего уровня колониального правительства. Мамдани определяет прямое правление как централизованный деспотизм : система, в которой коренные жители не считались гражданами. Напротив, непрямое правление интегрирует установленные местные элиты и местные институты в управление колони правительством. Косвенное правление поддерживает хорошие доколониальные институты и развитие местной культуры. Мамдани классифицирует косвенное правление как «децентрализованный деспотизм», при котором повседневные операции осуществлялись местными вождями, но истинная власть оставалась колониальными державами.

Косвенное правило

Карта Британская Индийская Империя. княжеские государства выделены желтым.

В некоторых случаях, как в Индии,, колониальная направляющая все решения, связанные с внешней политикой и обороной, в то время как коренное правительство контролируется самым внутренним управлением. Это привело к образованию автономных общин, которые находились под властью местных племенных вождей или королей. Эти вожди были взяты из установленной иерархии, либо были недавно отчеканены колониальной властью. Власти, находящиеся под косвенным управлением, действовали как посредники власти «деспотического» колониального правления, в то время как колониальное правительство действовало как советник и вмешивалось только в крайних обстоятельствах. Часто при поддержке коренные источники власти при косвенном колониальном правлении, чем в доколониальный период. Мамдани указывает, что косвенное правление было доминирующей формой колониализма, и поэтому большинство из тех, кто был колониальным правлением, осуществлялось их собратьями по туземцу.

Целью косвенного правления было туземцам управлять своими собственными делами через "обычное право". Практика, однако, местная власть при поддержке правительственного решения о соблюдении своих неписаных правил. Вместо того, чтобы следовать верховенству закона, местные вожди обладали судебной, исполнительной и административной властью в дополнение к правовому произволу.

Прямому правилу

Европейские колониальные женщины, несли в гамак корахенные жители Уиды, Бенина (известный в этом периоде как французская Дагомея ).

В системе прямого правления европейские колониальные власти наблюдали за всеми видами управления, а туземцам отводилась подчиненная роль. В отличие от косвенного правления, колониальное правительство не передает через местные элиты, а скорее непосредственно контролирует администрацию. Европейские законы и обычаи были импортированы, чтобы вытеснить структуру власти. Йост ван Волленховен, генерал-губернатор Французской Африки, 1917-1918 гг., Описал роль вождей, сказав, «Его функции были сведены к функциям рупора для приказов, исходящих извне… [Вожди] не имеют своей собственной власти. В серкле нет двух авторитетов: французского и местного; Таким образом, вожди были неэффективны и недооценивались коренным населением. Были даже случаи, когда люди находились под прямым колониальным правлением, тайно избирали настоящее вождя, чтобы сохранить традиционные права и обычаи.

Прямое правление сознательно Стремление к региональной однородности была движущей силой французской колониальной доктрины ассимиляции. Французский стиль колониализма возник из идей, что Французская <101 В цивилизационной миссии европейские принципы равенства были переведены в зарубежное законодательство. тарифах в качестве формы ассимиляции. и другие способы создания повсеместной идентичности в европейском стиле, которая не пыталась защитить туземную идентичность. Коренные народы, живущие в колонизированных обществах, обязаны подчиняться европейским законам и обычаям или считаться «нецивилизованными» и лишены доступа к любым европейским правам.

Сравнительные результаты косвенного и прямого правления

Как прямое, так и косвенное правление оказывает стойкое долгосрочное влияние на успех бывших колоний. Лакшми Айер из Гарвардской школы бизнеса провела исследование, чтобы определить, какое влияние тип правления может иметь на регион, рассматривая постколониальную Индию, где обе системы существовали под британским правилом. Результаты Айера предположить, что регионы, ранее являющиеся управляли совместно, в целом управлялись лучше и были более эффективными институты, чем районы под прямым британским управлением. В современном постколониальном периодоне, ранее находившиеся под прямым управлением британцев, работают экономически и значительно меньший доступ к общественным благам, таким как здравоохранение, общественная инфраструктура и образование.

В своей книге Гражданин и субъект: современная Африка и наследие колониализма Мамдани утверждает, что два типа правления были сторонами одной медали. Он объясняет, что систему колонизаторы не использовали исключительно одну систему правления над другим. Вместо этого европейские державы разделили регионы по линиям между городскими и сельскими районами и установили отдельные системы правления в каждом районе. Мамдани называет формальное разделение городских жителей раздвоенным колонизатором. Городские районы управлялись непосредственно колонизаторами в соответствии с импортированной системой европейского права, которая не признавала законность местных институтов. Напротив, сельское население управлялось обычным и традиционным правом и поэтому подчинялось «цивилизованным» городским гражданам. Сельских считанных жителей «нецивилизованными» подданными и считалинепригодными для получения благ гражданства. Мамдани заметил, что сельские жители обладали лишь «минимальными гражданскими правами» и были полностью исключены из всех политических прав.

Мамдани утверждает, что текущие проблемы в постколониальных государствах являются результатом раздела колониального правительства, а не просто плохое управление, как утверждали другие. Текущие системы - в Африке и других странах - пронизаны институциональным наследием, укрепляет разделенное общество. Используя примеры Южной Африки и Уганды, Мамдани заметил, что вместо того, чтобы покончить с раздвоенной моделью правления, постколониальные режимы воспроизвели ее. Мамдани утверждает, что эти страны - просто парадигмы, представляющие широкое наследие колониализма, оставленное миру. Он утверждает, что современные государства завершили «дерасиализацию», а не демократизацию, только после того, как они обрели независимость от колониального правления. Вместо того, чтобы прилагать усилия, чтобы связать разрозненное общество, централизованный контроль над правительством оставался в городских районах, а реформа была сосредоточена на «реорганизации раздвоенной власти, сформировавшейся при колониализме». Местные власти, действовавшие под косвенным управлением, не были вовлечены в основной процесс реформирования; вместо этого развитие было «навязано» сельскому крестьянству. Для достижения автономии, успешной демократизации и надлежащего управления государства должны преодолеть свои фундаментальные противоречия: городское и сельское, обычное и современное, участие или представительство.

Колониальные действия и их последствия

Европейские колонизаторы участвовали в различных действиях по всему миру, которые имели как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для колонизаторов. Многие ученые пытались анализировать и классифицировать колониальную деятельность, определяя, имеют ли они положительные или отрицательные результаты. Стэнли Энгерман и Кеннет Соколофф классифицировали виды деятельности, которые были обусловлены наличием региональных факторов, путем определения того, были ли они связаны с высоким или низким уровнем экономического развития. Аджемоглу, Джонсон и Робинсон попытались понять, какие институциональные изменения привели к тому, что ранее богатые страны стали бедными после колонизации. Мелисса Делл задокументировала стойкие разрушительные последствия колониальной трудовой эксплуатации в рамках системы добычи полезных ископаемых в Перу; демонстрирующие существенные различия в высоте и доступности дорог между предыдущими сообществами mit'a и non-mit'a. Мириам Брун и Франсиско А. Гальего использовали простую трехчастную классификацию: хорошее, плохое и уродливое. Независимо от системы классификации, факт остается фактом: колониальные действия приводили к различным результатам, которые по-прежнему актуальны.

Пытаясь оценить наследие колонизации, некоторые исследователи сосредоточились на типе политических и экономических институтов, которые существовало до прихода европейцев. Хелдринг и Робинсон приходят к выводу, что, хотя колонизация в Африке имела общие негативные последствия для политического и экономического развития в районах, где ранее существовали централизованные институты или в которых размещались белые поселения, она, возможно, оказала положительное влияние в районах, которые практически не имели гражданства, таких как Южный Судан или Сомали. В дополнительном анализе Гернер Харири заметил, что регионы за пределами Европы, в которых до 1500 г. существовали государственные институты, сегодня, как правило, менее открыты. По мнению ученого, это связано с тем, что во время колонизации европейские либеральные институты внедрялись непросто. Помимо военных и политических преимуществ, доминирование европейских стран над неевропейскими территориями можно объяснить тем фактом, что капитализм не возник как доминирующий экономический институт где-либо еще. Как утверждает Уго Пипитоне, процветающие экономические институты, поддерживающие рост и инновации, не преуспели в таких регионах, как Китай, арабский мир или Мезоамерика из-за чрезмерного контроля этих протогосударств в частных вопросах.

Реорганизация границ

Определение границ

На протяжении всей эпохи европейской колонизации те, кто был у власти, обычно разделяли земельные массивы и создавали границы, которые существуют и сегодня. Было подсчитано, что Великобритания и Франция проследили почти 40% всей протяженности сегодняшних международных границ. Иногда границы были естественными, например, реки или горы, но иногда эти границы были искусственно созданы и согласованы колониальными державами. Берлинская конференция 1884 г. систематизировала европейскую колонизацию Африки и часто признается как источник схватки за Африку. Конференция внедрила принцип эффективной оккупации в Африке, который позволил европейским государствам, даже самым слабым образом связанным севропейской культуры.

Современные теории колониализма

Последствия европейского колониализма привлекали внимание ученых на протяжении десятилетий, прошедших после деколонизации. Новые теории продолжают появляться. Область колониальных и постколониальных исследований была реализована в качестве основного в нескольких университетах по всему миру.

Теория зависимости

Теория зависимости - это экономическая теория, которая постулировала, что развитые и промышленно развитые страны-метрополии смогли развиваться благодаря существованию менее развитых государств-сателлитов. Страны-сателлиты привязаны к метрополиям и подчиняются им из-за международного разделения труда. Страны-сателлиты, таким образом, зависят от метрополий и неспособны наметить собственный экономический путь.

Теория представлена ​​в 1950-х годах Раулем Пребишем, директором ООН Экономической комиссии для Латинской Америки, после наблюдения за экономическим ростом в богатых странах не ведет к экономическому росту в бедных странах. Сторонники теории считают, что это связано с отношениями импорта-экспорта между богатыми и бедными странами. Уолтер Родни в своей книге Как Европа недостаточно развита в Африке использовал эту схему при наблюдении за отношениями между европейскими торговыми компаниями и африканскими крестьянами, живущими в постколониальных государствах. Благодаря труду крестьян африканские страны добывать большое количество сырья. Вместо того, чтобы экспортировать эти материалы напрямую в Европу, государство должно работать с местными компаниями, которые сотрудничают, чтобы поддерживать низкие закупочные цены. Затем торговые компании продавали материалы европейским производителем по завышенным ценам. Наконец, промышленные товары были в плохом состоянии в их состоянии. Это к ситуации, когда люди, которые много работали над сбором сырья, не дали выгоды из готовой продукции.

Неоколониализм

Неоколониализм - это продолжающийся экономический и культурный контроль над странами, которые были деколонизированы. Впервые этот термин задокументировал бывший президент Ганы Кваме Нкрума в преамбуле Организации африканских государств 1963 года. Нкрума расширил концепцию неоколониализма в книге «Неоколониализм, последний этап империализма» (1965). По оценке Нкрумы, традиционные формы колониализма закончились, но многие африканские государства по-прежнему находятся под европейским политическим и экономическим контролем. Неоколони связан с теорией зависимостью в том смысле, что они оба признают финансовую эксплуатацию бедных графств богатыми, но неоколониализм также включает аспекты культурного империализма. Отказ от культурного неоколониализма в основе философии негритюд, которая стремилась искоренить колониальные и расистские взгляды путем утверждения ценностей «черного мира» и принятия «черноты».

Благоприятный колониализм

Голландский колониальный администратор Южных Молуккских островов, фотография 1940 года.

Благоприятный колониализм - это теория колониализма, в которой преимуществами якобы перевешивают ограничения для коренного населения, ресурсы, права и свободы подпадают под действие контроль над колонизирующим национальным государством. Исторический источник концепции мягкого колониализма находится у Джона Стюарта Милля (1806-1873), служил главным инспектором Британской Ост-Индской компании и занимался британскими интересами в Индия - в 1820-1830-е гг. Наиболее известные эссе Милля о благотворном колониализме в «Очерках некоторых нерешенных вопросов политической экономии».

Точка зрения Милля контрастировала с взглядами бурковских востоковедов. Милль продвигал корпуса бюрократов из Индии, которые могли принять современные либеральные взгляды и ценности Британии XIX века. Милль предсказал, что в итоге будет управлять Индией этой группой будет основано на британских ценностях и перспективах.

Принципы работы по улучшению стандартов в области и образования, в сфере занятости, на либеральных рынках, в разработке природных ресурсов и введении государственного управления. Первая волна мягкого колониализма длилась с ок. 1790-1960, по концепции Милля. Вторая волна включающая неоколониальную политику, примером которой является Гонконг, где неограниченное расширение рынка новых формула мягкого колониализма. Это политическое понятие, в котором иностранная держава вытесняет национальное управление, чтобы защитить более концепцию свободы, речь идет о политике вмешательства и военное вмешательство в независимое национальное государство, такие как Ирак. Этот термин также используется в 21 веке для обозначения деятельности на рынках США, Франции и Китая в африканских странах с использованием недостаточно освоенных невозобновляемых природных ресурсов.

. Эти взгляды получили поддержку со стороны некоторых ученых. Историк экономики Найл Фергюсон (род. 1964) утверждает, что империи быть хорошими вещами при условии, что они имеют «либеральными империями». Он цитирует Британскую империю как единственный пример «либеральной империи» и утверждает, что она поддерживает верховенство закона, мягкое правительство, свободную торговлю и, с отменой рабства, бесплатный труд. Историк Рудольф фон Альбертиниен с тем, что в целом колониализм может быть хорошим. Он утверждает, что колониализм был механизмом модернизации колоний и установил мир, положив конец межплеменным войнам.

Историки Л. Х. Ганн и Питер Дуиньян также утверждали, что Африка, вероятно, выиграла от колониализма в целом. Несмотря на свои недостатки, колониализм, вероятно, был «одним из самых эффективных двигателей культурного распространения в мировой истории». Историк экономики Дэвид Кеннет Филдхаус занял своего рода среднюю степень, утверждая, что эффекты колониализма были на самом деле ограниченными и их главная слабость заключалась не в преднамеренной отсталости, а в том, что он не смог делать. Найл Фергюсон соглашается с его последним тезисом, утверждая, что главные слабости колониализма были упущения. марксист историк Билл Уоррен утверждал, что, хотя колониализм может быть плохим, потому что он полагается на силу, он считает это как зарождение развития третьего мира.

Однако в истории есть несколько случаев, когда два или более народа встречались и смешивались без каких-либо трений. Наиболее явные случаи «мягкого» колониализма имеют место, когда целевая эксплуатируемая земля минимально заселена (как в Исландии в 9 веке) или полностью terra nullius (например, Фолклендские острова Острова ).

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Альбертини, Рудольф фон. Европейское колониальное правление, 1880-1940 гг.: Влияние Запада на Индию, юго-восток Азия и Африка ( 1982) 581pp
  • Беттс, Раймонд Ф. Ложная заря: европейский империализм в девятнадцатом веке (1975)
  • Беттс, Раймонд Ф. Неопределенные измерения: западные заморские империи в двадцатый век (1985)
  • Блэк, Джереми. Международные отношения в Европе, 1648–1815 (2002) выдержка и текстовый поиск
  • Бербанк, Джейн и Фред ерик Купер. Импорт в мировую историю: власть и политика различий (2011 г.), очень широкий охват от Рима до 1980-х годов; 511pp
  • Коттерелл, Артур. Западная держава в Азии: ее медленный подъем и быстрое падение, 1415 - 1999 (2009) популярная история; выдержка
  • Додж, Эрнест С. Острова и империи: влияние Запада на Тихий океан и Восточную Азию (1976)
  • Фербер, Холден. Соперничающие торговые империи на Востоке, 1600-1800 (1976)
  • Фербер, Холден и Бойд Шафер. Конкурирующие торговые империи на Востоке, 1600-1800 (1976)
  • Ходж, Карл Кавана, изд. Энциклопедия эпохи империализма, 1800-1914 гг. (2 том 2007), в центре внимания европейские лидеры
  • Лангер, Уильям. Энциклопедия всемирной истории (5-е изд. 1973 г.), очень подробный план; 6-е изд. Питер Стернс (2001) более подробную информацию о Третьем мире
  • Макалистер, Лайл Н. Испания и Португалия в Новом Свете, 1492-1700 (1984)
  • Несс, Иммануэль и Зак Коуп, ред. Энциклопедия империализма и антиимпериализма Палгрейва (2 том 2015), 1456pp
  • Остерхаммель, Юрген: Колониализм: теоретический обзор, Принстон, Нью-Джерси: М. Винер, 1997.
  • Пейдж, Мелвин Э. изд. Колониализм: Международная социальная, культурная и политическая энциклопедия (3 тома 2003 г.); т. 3 состоят из первичных документов; т. 2 страницы 647-831 содержат подробную хронологию
  • Портер, Эндрю. Европейский империализм, 1860-1914 (1996), Краткий обзор посвящен историографии
  • Робертс, Стивен Х. История французской колониальной политики (1870-1925) (2 том 1929) том 1 онлайн также том 2 онлайн ; всесторонняя научная история
  • Савелле, Макс. Империя наций: расширение в Америке, 1713-1824 (1975)
  • Смит, Тониерии. Образец империализма: Соединенные Штаты, Великобритания и мир поздней индустриализации с 1815 года (1981)
  • Таунсенд, Мэри Эвелин. Европейская колониальная экспансия с 1871 (1941).
  • Уилсон, Генри. Имперский опыт в Африке к югу от Сахары с 1870 года (1977)
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:10:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте