Альберт Бандура OC | |
---|---|
Родился | (1925-12-04) декабрь 4, 1925 (возраст 94). Мундаре, Альберта, Канада |
Национальность | |
Альма-матер | Университет Британской Колумбии. Университет Айовы |
Известен | социальной когнитивной теорией. Самоэффективностью. Теорией социального обучения. Эксперимент с куклой Бобо. Человеческое влияние. Взаимный детерминизм |
Научная карьера | |
Поля | Психология, Философия действия |
Учреждения | Стэнфордский университет |
Влияния | Роберт Сирс, Кларк Халл, Кеннет Спенс, Артур Бентон. Нил Миллер |
Под влиянием | Когнитивная психология, Социальная психология |
Альберт Бандура OC (; родился 4 декабря 1925 г.), канадский -американский психолог, почетный профессор социальных наук в психологии Стэнфордского университета.
Бандура внес вклад в сферу образования и в несколько областей психологии, включая социальную когнитивную теорию, терапию и психологию личности, а также также оказал влияние на переход от бихевиоризма к когнитивной психологии. Он известен как создатель теории социального обучения (переименованной в социальную когнитивную теорию) и теоретической конструкции самоэффективности, а также ответственен за влиятельную Бобо в 1961 г. кукольный эксперимент. Этот эксперимент с куклой Бобо продемонстрировал концепцию наблюдательного обучения.
Согласно опросу 2002 года Бандура занял четвертое место среди наиболее часто цитируемых психологов всех времен после Б. Ф. Скиннер, Зигмунд Фрейд и Жан Пиаже, и как наиболее цитируемый из ныне живущих. Бандура широко известен как величайший ныне живущий психолог и один из самых влиятельных психологов всех времен.
Бандура родился в Мундаре Альберта, открытом городе с населением около четырехсот человек. жителей, как младшего ребенка и единственного сына в семье из шести человек. Ограничения образования в отдаленном городе, такие как этот, заставили Бандуру стать независимым и самомотивированным в плане обучения, и эти в первую очередь развитые черты оказались очень полезными в его продолжительной карьере. Бандура имеет польское и украинское происхождение; его отец был из Кракова, Польша, а его мать была из Украины.
Родители Бандуры сыграли ключевую роль в том, что побудили его искать предприятия в маленькой деревушке, в которой они жили. Летом после окончания средней школы Бандура работал в Юконе, чтобы защищать Шоссе Аляски против затопления. Позже Бандура считал свою работу в северной тундре источником своего интереса к человеческой психопатологии. Именно в этом случае он оказался в Юконе, где он познакомился с субкультурой алкоголизма и азартных игр, что помогло расширить его кругозор и кругозор на жизнь.
Бандура прибыл в США в 1949 году и натурализовался в 1956 году. Он женился на Вирджинии Варнс (1921–2011) в 1952 году, и они вырастили двух дочерей, Кэрол и Мэри.
Бандура познакомилась с академической психологией по счастливой случайности; Будучи студентом, которому по утрам было мало дел, он прошел курс психологии, чтобы скоротать время, и увлекся этим предметом. Бандура получил высшее образование за три года, в 1949 году, со степенью бакалавра искусств. из Университета Британской Колумбии, получив Болоканскую премию в области психологии, а затем переехал в тогдашний эпицентр теоретической психологии, Университет Айовы, где получил степень магистра в 1951 г. и доктор философии. в 1952 году. Артур Бентон был его научным руководителем в Айове, дав Бандуре прямое академическое происхождение от Уильяма Джеймса, в то время как Кларк Халл и Кеннет Спенс были влиятельными сотрудниками. Во время учебы в Айове Бандура стал поддерживать стиль психологии, который стремился исследовать психологические явления с помощью повторяемых экспериментальных тестов. Его включение таких ментальных феноменов, как образы и репрезентация, а также его концепция реципрокного детерминизма, которая постулировала взаимосвязь взаимного влияния между агентом и его средой, отметили радикальный отход от доминирующий бихевиоризм того времени. Расширенный набор концептуальных инструментов Бандуры позволил более эффективно моделировать такие явления, как обучение с помощью наблюдений и саморегуляция, и предоставил психологам практический способ теоретизировать о психических процессах в отличие от менталистических построений психоанализ и психология личности.
По окончании учебы он прошел стажировку в Уичито-справочном центре. В следующем 1953 году он принял преподавательскую должность в Стэнфордском университете, которую занимает по сей день. В 1974 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации (APA), которая является крупнейшей в мире ассоциацией психологов. Позже Бандура заявит, что единственная причина, по которой он согласился участвовать в выборах APA, заключалась в том, что он хотел получить свои 15 минут славы без каких-либо намерений быть избранным. Он также работал спортивным тренером.
Изначально на Бандуру повлияла работа Роберта Сирса о семейных предшественниках социального поведения и идентификационного обучения. Он направил свое первоначальное исследование на роль социального моделирования в человеческой мотивации, мышлении и действии. В сотрудничестве со своим первым докторантом Ричардом Уолтерсом он занялся исследованиями социального обучения и агрессии. Их совместные усилия продемонстрировали решающую роль моделирования в поведении человека и привели к программе исследования детерминант и механизмов обучения с наблюдением.
На начальном этапе исследования Бандуры были проанализированы основы человеческого обучения и готовность детей и взрослых имитировать поведение. в других наблюдается, в частности, агрессия.
Он обнаружил, что согласно теории социального обучения, модели являются важным источником для изучения нового поведения и для достижения изменения поведения в институциональных условиях.
Теория социального обучения утверждает, что существуют три системы регулирования, которые контролировать поведение. Во-первых, предшествующие побуждения сильно влияют на время и реакцию поведения. Стимул, который возникает перед поведенческой реакцией, должен соответствовать социальному контексту и исполнителям. Во-вторых, влияние обратной связи также выполняет важную функцию. После ответа подкрепление, полученное на основе опыта или наблюдений, сильно повлияет на возникновение такого поведения в будущем. В-третьих, важность когнитивных функций в социальном обучении. Например, из-за агрессивного поведения некоторых людей легко разозлить при виде или мысли о людях, с которыми у них были враждебные столкновения, и эта память приобретается в процессе обучения.
Теория социального обучения стала одной из них. теоретические основы развлечения-образования, метода создания социально полезных развлечений, впервые примененного Мигелем Сабидо. Бандура и Сабидо установили тесные отношения и продолжили совершенствовать теорию и практику.
Его исследования с Уолтерсом привели к его первой книге «Подростковая агрессия» в 1959 году и к последующей книга «Агрессия: анализ социального обучения» в 1973 г. В период преобладания бихевиоризма в духе Б.Ф. Скиннер, Бандура считал, что единственные поведенческие модификаторы вознаграждение и наказание в классической и оперантной обусловленности неадекватны в качестве основы, и что многие человеческие поведения были изучены от других людей. Бандура начал анализировать способы обращения с чрезмерно агрессивными детьми, выявляя источники насилия в их жизни. Первоначальные исследования в этой области начались в 1940-х годах под руководством Нила Миллера и Джона Долларда ; его дальнейшая работа в этой области в конечном итоге завершилась экспериментом с куклой Бобо и очень влиятельным трактатом 1977 года Теория социального обучения. Многие из его нововведений произошли из его сосредоточенности на эмпирических исследованиях и воспроизводимых исследованиях, которые были чужды области психологии, в которой доминировали теории Фрейда.
В 1961 году Бандура провел противоречивый эксперимент, известный как эксперимент с куклой Бобо, призванный показать, что подобному поведению научились люди, формирующие собственное поведение после действий моделей. Результаты этого эксперимента Бандуры изменили курс современной психологии и получили широкое признание за то, что помогли сместить акцент в академической психологии с чистого бихевиоризма на когнитивную психологию. Более того, эксперимент с куклой Бобо подчеркнул, как на молодых людей влияют действия взрослых. Когда взрослых хвалили за агрессивное поведение, дети с большей вероятностью продолжали бить куклу. Однако когда наказали взрослых, они перестали бить и куклу. Этот эксперимент является одним из самых хвалебных и знаменитых психологических экспериментов.
К середине 1980-х исследование Бандуры приняло более целостный характер, и его анализ имел тенденцию давать более полный обзор человеческого познания в контексте социального обучения. Теория, которую он расширил из теории социального обучения, вскоре стала известна как теория социальной когнитивной деятельности.
В 1986 году Бандура опубликовал Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория, в которой он заново представил индивидов как самих себя. -организующий, проактивный, саморефлексивный и саморегулирующийся, в противоположность ортодоксальной концепции человека как управляемого внешними силами. Он выдвинул концепции триадной взаимной причинности, которая определяла связи между поведением человека, факторами окружающей среды и личными факторами, такими как когнитивные, аффективные и биологические события, а также реципрокным детерминизмом, определяющим причинно-следственные связи между такими факторами. Акцент Бандуры на способности агентов к самоорганизации и саморегулированию в конечном итоге привел к его более поздним работам по самоэффективности.
В 1963 году он опубликовал Социальное обучение и развитие личности. В 1974 году Стэнфордский университет присвоил ему кафедру, и он стал профессором социальных наук в психологии Дэвида Старра Джордана. В 1977 году он опубликовал «Теорию социального обучения», книгу, которая изменила направление психологии в 1980-х.
Исследуя процессы, с помощью которых моделирование облегчает фобические расстройства у змеефобий, он обнаружил что самоэффективность убеждения (которые фобические люди имели в своих способностях облегчить свою фобию) опосредовали изменения в поведении и в возбуждении страха. Он запустил крупную программу исследований, изучающих влиятельную роль самореферентного мышления в психологическом функционировании. Хотя он продолжал исследовать и писать по теоретическим проблемам, относящимся к множеству тем, с конца 1970-х он уделял много внимания исследованию роли убеждений в самоэффективности в функционировании человека.
В 1986 году он опубликовал Social Основы мысли и действия: социальная когнитивная теория, книга, в которой он предложил социальную когнитивную теорию функционирования человека, которая отводит центральную роль когнитивным, опосредованным, саморегулирующимся и саморефлексивным процессам в адаптации и изменении человека.. Эта теория уходит корнями в агентскую перспективу, которая рассматривает людей как самоорганизующихся, проактивных, саморефлексивных и саморегулирующихся, а не просто как реактивные организмы, сформированные силами окружающей среды или управляемые внутренними импульсами. Его книга Самоэффективность: осуществление контроля была опубликована в 1997 году.
Бандура теория социального обучения помогает студентам и учителя в сфере образования. В 1986 году Бандура изменил название теории социального обучения на социальную когнитивную теорию. Социальная когнитивная теория по-прежнему фокусируется на том, как когнитивные операции, происходящие во время социальной активности, влияют на поведение и рост. Ключевые теоретические компоненты социальной когнитивной теории, которые применяются в образовании: самоэффективность, саморегуляция, обучение с наблюдением и взаимный детерминизм..
Социальную когнитивную теорию можно применить к мотивации и обучению студентов и учителей. Исследование Бандуры показывает, что высокая самооценка побуждает учителей и учеников ставить более высокие цели и увеличивает вероятность того, что они посвятят себя этим целям. В образовательной среде под самоэффективностью понимается уверенность ученика или учителя в участии в определенных действиях, которые помогут им достичь определенных целей.
Бандура получил более шестнадцати почетных степеней, включая те из Университета Британской Колумбии, Университета Оттавы, Университета Альфреда, Римского университета, Университета Летбриджа, Университета Саламанки в Испании, Университета Индианы, Университета Нью-Брансуика, Университета штата Пенсильвания, Лейденский университет и Freie Universität Berlin, Центр аспирантуры Городского университета Нью-Йорка, Universitat Jaume I в Испании, Афинский университет и Университет Альберты и Университет Катании.
В 1980 году он был избран членом Американской академии искусств и наук. Премия за выдающиеся научные достижения пожертвования от Американской психологической ассоциации в 1980 г. за новаторские исследования в области саморегулируемого обучения. В 1999 году он получил Премию Торндайка за выдающийся вклад психологии в образование от Американской психологической ассоциации, а в 2001 году он получил премию за выслугу от Ассоциации за продвижение поведенческой терапии. Он является лауреатом премии Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию, премии Западной психологической ассоциации, премии Джеймса МакКина Кеттелла Американского психологического общества и Золотая медаль за выдающийся вклад в психологическую науку от Американского психологического фонда. В 2008 году он получил Университет Луисвилля Премию Гравемейера за вклад в психологию.
В 2014 году он был удостоен звания офицера Ордена Канады. «за его фундаментальный вклад в социальную психологию, особенно за обнаружение влияния наблюдения на человеческое обучение и агрессию». В 2016 году он был награжден Национальной медалью науки от президента Барака Обамы.
Следующие книги имеют более 5000 ссылок в Google Scholar:
Его другие книги: