Самоэффективность, по словам психолога Альберта Бандура, который первоначально предложила концепцию, личное суждение о том, «насколько хорошо можно выполнять действия, необходимые для решения предполагаемых ситуаций».
Психологи изучали самоэффективность с нескольких точек зрения. Педагог Кэти Колбе добавляет: «Вера в врожденные способности означает оценку определенного набора когнитивных способностей. Это также включает решимость и настойчивость в преодолении препятствий, которые могут помешать использованию этих врожденных способностей для достижения целей»
.Самоэффективность влияет на все сферы человеческой деятельности. Определяя убеждения, которых придерживается человек относительно своей способности влиять на ситуации, это сильно влияет как на способность человека действительно компетентно противостоять вызовам, так и на выбор, который человек, скорее всего, сделает. Эти эффекты особенно очевидны и убедительны в отношении инвестиционного поведения, например, в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве
Психолог Альберт Бандура определил самоэффективность как веру в свою способность добиться успеха в конкретных ситуациях или выполнить задачу. Чувство собственной эффективности может сыграть важную роль в подходе к целям, задачам и вызовам. Теория самоэффективности находится в центре социальной когнитивной теории Бандуры, которая подчеркивает роль обучения с наблюдением и социального опыта в развитии личности. Основная концепция социальной когнитивной теории заключается в том, что на действия и реакции человека, включая социальное поведение и когнитивные процессы, почти в каждой ситуации влияют действия, которые человек наблюдал у других. Поскольку самоэффективность развивается из внешнего опыта и самовосприятия и влияет на определение исхода многих событий, это важный аспект социальной когнитивной теории. Самоэффективность представляет собой личное восприятие внешних социальных факторов. Согласно теории Бандуры, люди с высокой самоэффективностью, то есть те, кто считает, что они могут хорошо справляться, с большей вероятностью будут рассматривать сложные задачи как нечто, что нужно решить, а не как то, чего следует избегать.
Теория социального обучения описывает приобретение навыков, которые развиваются исключительно или преимущественно внутри социальной группы. Социальное обучение зависит от того, насколько люди преуспевают или терпят поражение в динамических взаимодействиях в группах, и способствует развитию индивидуальных эмоциональных и практических навыков, а также точному восприятию себя и принятию других. Согласно этой теории, люди учатся друг у друга посредством наблюдения, имитации и моделирования. Самоэффективность отражает понимание человеком того, какие навыки он / она может предложить в групповой среде.
Теория Я-концепции стремится объяснить, как люди воспринимают и интерпретируют свои собственные существование на основе ключей, которые они получают из внешних источников, с упором на то, как эти впечатления организованы и как они действуют на протяжении всей жизни. Успехи и неудачи тесно связаны с тем, как люди научились рассматривать себя и свои отношения с другими. Эта теория описывает самооценку как усвоенную (т.е. не присутствующую при рождении); организованный (в том смысле, в каком он применяется к себе); и динамический (т.е. постоянно меняющийся, а не фиксированный в определенном возрасте).
Теория атрибуции фокусируется на том, как люди приписывают события и как эти убеждения взаимодействуют с самовосприятием. Теория атрибуции определяет три основных элемента причины:
Люди обычно избегают задач где самоэффективность низка, но берутся за задачи, где самоэффективность высока. Когда самоэффективность значительно превышает реальные возможности, это приводит к переоценке способности выполнять задачи. С другой стороны, когда самоэффективность значительно ниже реальных способностей, это препятствует росту и развитию навыков. Исследования показывают, что оптимальный уровень самоэффективности немного выше способности; в этой ситуации людей больше всего поощряют решать сложные задачи и набираться опыта. Самоэффективность складывается из таких параметров, как величина, сила и универсальность, чтобы объяснить, как, по их мнению, они будут выполнять конкретную задачу.
Высокая самоэффективность может повлиять на мотивацию как в положительном, так и в отрицательном смысле. В целом люди с высокой самоэффективностью с большей вероятностью будут прилагать усилия для выполнения задачи и дольше упорствовать в этих усилиях, чем люди с низкой самоэффективностью. Чем сильнее ожидания самоэффективности или мастерства, тем активнее будут усилия. Однако люди с низкой самоэффективностью иногда испытывают стимул узнать больше о незнакомом предмете, в то время как человек с высокой самоэффективностью может не подготовиться к задаче.
Негативным эффектом низкой самоэффективности является то, что она может привести к состоянию выученной беспомощности. Выученная беспомощность была изучена Мартином Селигманом в эксперименте, в котором к животным применяли электрошок. В ходе эксперимента было обнаружено, что животные, помещенные в клетку, где они могли избежать ударов, переместившись в другую часть клетки, не пытались двигаться, если раньше их помещали в клетку, в которой невозможно было избежать ударов. возможный. Низкая самоэффективность может привести к такому состоянию, при котором считается, что никакие усилия не повлияют на успех поставленной задачи.
Теория самоэффективности был принят учеными и практиками в области менеджмента из-за его применимости на рабочем месте. В целом самоэффективность положительно и тесно связана с производительностью труда. Однако эта взаимосвязь зависит от сложности задачи. Для более сложных задач взаимосвязь между самоэффективностью и производительностью труда слабее, чем для более простых задач, связанных с работой. Смысл этого исследования заключается в том, что менеджеры должны предоставлять точные описания задач и давать четкие и краткие инструкции, а также обеспечивать необходимые вспомогательные элементы для достижения сотрудниками успеха.
Социально-когнитивная теория объясняет, что сотрудники используют пять основных способностей, чтобы влиять на себя, чтобы инициировать, регулировать и поддерживать свое поведение: символизирование, предусмотрительность, наблюдение, саморегулирование и саморефлексия.
Самоэффективность оказывает несколько эффектов на модели мышления и реакции:
Выбор, влияющий на здоровье, например курение, физические упражнения, диета, использование презервативов, гигиена полости рта, использование ремней безопасности и самообследование груди зависят от самооценки. Убеждения в самоэффективности - это познания, которые определяют, будет ли начато изменение поведения в отношении здоровья, сколько усилий будет затрачено и как долго оно будет поддерживаться перед лицом препятствий и неудач. Самоэффективность влияет на то, насколько высокие люди ставят перед собой цели в отношении здоровья (например, «Я намереваюсь сократить курение» или «Я намерен полностью бросить курить»).
В ряде исследований, посвященных принятию оздоровительных практик, измерялась самоэффективность, чтобы оценить ее способность инициировать изменение поведения. С повышением самоэффективности люди больше уверены в своих силах и, следовательно, с большей вероятностью будут вести здоровый образ жизни. Более активное участие в здоровом образе жизни приводит к положительным результатам для здоровья пациентов, таким как улучшение качества жизни.
Бандура показал, что разница в самоэффективности коррелирует с принципиально разными взглядами на мир. Люди с высокой самоэффективностью обычно считают, что они сами контролируют свою жизнь, что их собственные действия и решения формируют их жизнь, в то время как люди с низкой самоэффективностью могут видеть свою жизнь вне их контроля. Например, ученик с высокой самооценкой, который плохо сдает экзамен, скорее всего, объяснит неудачу тем, что он недостаточно учился. Однако учащийся с низкой самоэффективностью, который плохо сдает экзамен, скорее всего, будет считать, что причиной этого отказа было то, что тест был слишком сложным или сложным, что студент не контролирует.
Бандура выделяет четыре фактора, влияющих на самоэффективность.
В норвежском исследовании близнецов наследственность самоэффективности подростков оценивается в 75 процентов. Оставшаяся разница, 25 процентов, была связана с влиянием окружающей среды, не разделяемым между членами семьи. Совместное семейное окружение не способствовало индивидуальным различиям в самоэффективности.
Теоретическая модель влияния самоэффективности на трансгрессивное поведение был разработан и подтвержден в исследованиях с участием школьников.
Просоциальное поведение (например, помощь другим, совместное использование, доброта и сотрудничество) и моральное отчуждение (проявляющиеся в таких действиях, как оправдание плохого поведения, уход от ответственности за последствия и обвинение жертвы ) имеют отрицательную корреляцию. Академическая, социальная и саморегулирующаяся самоэффективность поощряет просоциальное поведение и, таким образом, помогает предотвратить моральное разобщение.
В определенных обстоятельствах может быть полезна более низкая самоэффективность. В одном исследовании изучались убеждения студентов, изучающих иностранный язык, относительно обучения, достижения целей и мотивации для продолжения изучения языка. Был сделан вывод, что чрезмерная эффективность отрицательно влияет на мотивацию студентов, поэтому у студентов, которые считали, что они «хорошо владеют языками», было меньше мотивации к обучению.
Социально-когнитивные модели изменение поведения, связанного со здоровьем, делает самоэффективность предиктором, посредником или модератором. Предполагается, что в качестве предиктора самоэффективность способствует формированию поведенческих намерений, разработке планов действий и инициированию действий. В качестве посредника самоэффективность может помочь предотвратить рецидив нездорового поведения. Самоэффективность модератора может способствовать преобразованию намерений в действия. См. Процессный подход к действиям в области здравоохранения.
Чувство родителей в отношении академической эффективности своего ребенка связано с его успеваемостью. Если родители имеют более высокие предполагаемые академические способности и стремления к своему ребенку, сам ребенок будет разделять те же убеждения. Это способствует академической самоэффективности ребенка и, в свою очередь, ведет к успеваемости. Это также приводит к просоциальному поведению и снижает уязвимость перед чувством тщетности и депрессией. Существует связь между низкой самоэффективностью и депрессией.
В ходе исследования большинство опрошенных студентов чувствовали, что им было трудно слушать в классных ситуациях. Затем инструкторы помогли улучшить их навыки слушания, объяснив им, как использование различных стратегий может привести к лучшим результатам. Таким образом, их уровень самоэффективности был улучшен, поскольку они продолжали выяснять, какие стратегии работают для них.
Самоэффективность оказалась особенно полезной для помощи студентам бакалавриата в понимании в их карьерный рост в областях STEM. Теория самоэффективности была применена к сфере карьеры, чтобы изучить, почему женщины недостаточно представлены в областях STEM, где преобладают мужчины, таких как математика, инженерия и естественные науки. Было обнаружено, что гендерные различия в ожиданиях самоэффективности существенно влияют на карьерное поведение и выбор карьеры молодых женщин. Более того, исследователи сообщают, что самоэффективность математики в большей степени предопределяет интерес к математике, выбор связанных с математикой курсов и специальностей по математике, чем прошлые достижения в математике или ожидаемые результаты.
Техническая самоэффективность оказалась неэффективной. является решающим фактором для обучения школьников компьютерному программированию, поскольку учащиеся с более высоким уровнем технологической самоэффективности достигают более высоких результатов обучения. Было обнаружено, что влияние технической самоэффективности даже сильнее, чем влияние пола.
Исследования письменной речи показывают тесную взаимосвязь, связывающую воспринимаемую самоэффективность с мотивацией и результатами работы.
Одним из факторов, наиболее часто связанных с самоэффективностью при написании исследований, является мотивация. Мотивацию часто делят на две категории: внешнюю и внутреннюю. Маклеод предполагает, что внутренние мотиваторы, как правило, более эффективны, чем внешние мотиваторы, потому что студенты тогда воспринимают данное задание как самоценное. Кроме того, Маккарти, Мейер и Риндерер объясняют, что писатели, у которых есть внутренняя мотивация, как правило, более самостоятельны, активно контролируют свое письмо и считают себя более способными ставить и достигать цели. Кроме того, исследования письменных исследований показывают, что самоэффективность влияет на выбор учащихся, их усилия, настойчивость, настойчивость, модели мышления и эмоциональные реакции при выполнении письменного задания. Учащиеся с высокой самоэффективностью с большей вероятностью будут пытаться и упорствовать в незнакомых письменных задачах.
Самоэффективность часто связана с результатами успеваемости учащихся в письменной форме. Доказано, что в большей степени, чем любой другой элемент когнитивно-аффективной области, убеждения в самоэффективности позволяют предсказать результаты работы в письменной форме. Чтобы оценить взаимосвязь между самоэффективностью и способностями к письму, в нескольких исследованиях были построены шкалы для измерения убеждений учащихся в самоэффективности. Затем результаты этих шкал сравниваются с образцами сочинений учащихся. Исследования включали другие переменные, такие как тревожность при письме, цели оценки, глубина обработки и ожидаемые результаты. Однако самоэффективность была единственной переменной, которая была статистически значимым предиктором письменной работы.
Было высказано предположение о сильной отрицательной взаимосвязи между уровнями речевой тревожности и самоэффективность.
Поскольку фокус здравоохранения продолжает переходить от медицинской модели к укреплению здоровья и профилактическое здравоохранение, роль самоэффективности как мощного влияния на поведение в отношении здоровья и самопомощь подверглась анализу. Согласно Лущинской и Шварцеру, самоэффективность играет роль в принятии, инициировании и поддержании здорового образа жизни, а также в ограничении нездоровой практики.
Поставщики медицинских услуг могут интегрировать меры самоэффективности в обучение пациентов. Один из методов состоит в том, чтобы привести примеры других людей, действующих в соответствии с принципами укрепления здоровья, а затем работать с пациентом, чтобы укрепить их веру в свою способность к изменениям. Кроме того, при телефонном разговоре медсестер после выписки из больницы было обнаружено, что пациенты с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) обладают повышенной самоэффективностью в управлении затрудненным дыханием. В этом исследовании медсестры помогли укрепить образование и успокоили пациентов относительно их методов управления собой в домашней обстановке.
В Первом национальном университете науки и технологий Гаосюн в Тайваньские исследователи исследовали корреляцию между общей самоэффективностью в Интернете (GISE), собственной эффективностью в Интернете (WSE) и использованием электронных услуг. Исследователи пришли к выводу, что GISE напрямую влияет на WSE потребителя, что, в свою очередь, сильно коррелирует с использованием электронных услуг. Эти результаты имеют большое значение для таргетинга на потребителей и маркетинга в будущем.
Кроме того, самоэффективность была включена в качестве одного из четырех факторов основной самооценки, фундаментальной оценки себя, а также с локусом контроля, невротизмом и самооценкой. Основная самооценка показала, что позволяет прогнозировать удовлетворенность работой и производительность труда.
Исследователи также исследовали самоэффективность в контексте интерфейса между работой и личной жизнью. Чан и др. (2016) разработали и подтвердили меру «самоэффективность для регулирования работы и жизни» и определили ее как «веру в собственную способность достичь баланса между рабочими и нерабочими обязанностями, а также упорствовать и справляться с проблемами. вызванные работой и нерабочими требованиями »(стр. 1758). В частности, Chan et al. (2016) обнаружили, что «самоэффективность для регулирования работы и жизни» помогает объяснить взаимосвязь между обогащением работы и семьи, балансом работы и личной жизни и удовлетворенностью работой и семейное удовлетворение. Чан и др. (2017) также обнаружили, что «самоэффективность для регулирования работы и жизни» помогает людям достичь баланса между работой и личной жизнью и вовлеченности в работу, несмотря на наличие семьи и трудовых требований..
Хотя самоэффективность иногда измеряется в целом, как с общей шкалой самоэффективности, она также измеряется в конкретных функциональных ситуациях.
Социальная самоэффективность определяется и измеряется по-разному. Согласно Смиту и Бетцу, социальная самоэффективность - это «уверенность человека в своей способности выполнять задачи социального взаимодействия, необходимые для установления и поддержания межличностных отношений». Они измерили социальную самоэффективность, используя инструмент собственной разработки, названный Шкалой воспринимаемой социальной самоэффективности, который измерял шесть областей: (1) создание друзей, (2) установление романтических отношений, (3) социальная самоуверенность, (4) выступления в общественных местах, (5) группы или вечеринки, и (6) оказание или получение помощи. Совсем недавно было высказано предположение, что социальная самоэффективность также может быть операционализирована с точки зрения когнитивной (уверенность в знании того, что делать в социальных ситуациях) и поведенческой (уверенность в действиях в социальных ситуациях) социальной самоэффективности.
Мацусима и Шиоми измерили самоэффективность, сосредоточив внимание на уверенности в своих силах в отношении социальных навыков в личных отношениях, доверии к друзьям и доверии друзей.
Исследователи предполагают, что социальная самоэффективность сильно коррелирует с застенчивостью и социальная тревожность.
Академическая самоэффективность означает уверенность в том, что человек может успешно участвовать и выполнять академические задачи конкретного курса, такие как достижение целей курса, удовлетворительное выполнение заданий, получение проходной оценки и выполнение требований для продолжения обучения. продолжить основной курс обучения. Различные эмпирические исследования были направлены на измерение академической самоэффективности.
Другие области самоэффективности, которые были определены для изучения, включают самоэффективность учителя и технологическую самоэффективность.