Теория социального обучения - это теория процесса обучения и социальное поведение, которое предполагает, что новое поведение можно приобрести, наблюдая и подражая другим. В нем говорится, что обучение - это когнитивный процесс, который происходит в социальном контексте и может происходить исключительно через наблюдение или прямое обучение, даже при отсутствии двигательного воспроизведения. или прямое армирование. В дополнение к наблюдению за поведением, обучение также происходит через наблюдение за вознаграждениями и наказаниями - процесс, известный как косвенное подкрепление. Когда определенное поведение поощряется регулярно, оно, скорее всего, будет сохраняться; и наоборот, если конкретное поведение постоянно наказывается, оно, скорее всего, прекратится. Теория расширяет традиционные поведенческие теории, в которых поведение регулируется исключительно подкреплениями, с акцентом на важную роль различных внутренних процессов в обучающемся человеке.
В 1940-е годы Б. Ф. Скиннер прочитал серию лекций о вербальном поведении, предложив более эмпирический подход к предмету, чем существовал в психологии того времени. В них он предложил использовать теории «стимул-реакция» для описания использования и развития языка, и что все вербальное поведение опирается на оперантное обусловливание. Однако он упомянул, что некоторые формы речи произошли от слов и звуков, которые ранее были услышаны (эхо-реакция), и что подкрепление со стороны родителей позволило свести эти «эхо-реакции» к понятной речи. Хотя он отрицал наличие какого-либо «инстинкта или способности подражания», теории Скиннера бихевиористские сформировали основу для перестройки в теорию социального обучения.
Примерно в то же время Кларк Льюис Халл, американский психолог, был ярым сторонником бихевиористских теорий «стимул-реакция» и возглавлял группу в Йельском университете Институт человеческих отношений. Под его руководством Нил Миллер и Джон Доллард стремились предложить новую интерпретацию психоаналитической теории в терминах «стимул-реакция». Это привело к их книге «Теория социального обучения», опубликованной в 1941 году, в которой утверждалось, что личность состоит из усвоенных привычек. Они использовали теорию влечений Халла, где влечение - это потребность, которая стимулирует поведенческую реакцию, в первую очередь создавая влечение к подражанию, которое было положительно усилено социальным взаимодействием и в результате широко распространено.
Джулиан Б. Роттер, профессор Государственного университета Огайо опубликовал свою книгу «Социальное обучение и клиническая психология» в 1954 году. Его теории отошли от строго бихевиористского познания прошлого и вместо этого рассматривали целостное взаимодействие между человек и окружающая среда. Согласно его теории, социальная среда и индивидуальная личность создают вероятности поведения, а усиление этого поведения ведет к обучению. Он подчеркнул субъективный характер ответов и эффективность типов подкрепления. В то время как его теория использовала словарь, общий для бихевиоризма, акцент на внутреннем функционировании и чертах отличал его теории и может рассматриваться как предшественник более когнитивных подходов к обучению.
В 1959 году Ноам Хомский опубликовал свою критику книги Скиннера Verbal Behavior, являющейся продолжением начальных лекций Скиннера. В своем обзоре Хомский заявил, что чистые теории поведения «стимул-реакция» не могут объяснить процесс овладения языком, и этот аргумент внес значительный вклад в когнитивную революцию психологии. Он предположил, что «люди каким-то образом специально созданы для того, чтобы» понимать и усваивать язык, приписывая ему определенный, но неизвестный когнитивный механизм.
В этом контексте Альберт Бандура изучал происходящие процессы обучения в межличностном контексте и не были адекватно объяснены теориями оперантной обусловленности или существующими моделями социального обучения. В частности, Бандура утверждал, что «слабые места подходов к обучению, которые не учитывают влияние социальных переменных, нигде не проявляются более четко, чем в их трактовке приобретения новых ответов». Объяснение Скиннера приобретения новых ответов основывалось на процессе последовательного приближения, который требовал многократных испытаний, подкрепления компонентов поведения и постепенного изменения. Теория Роттера предполагала, что вероятность возникновения поведения была функцией субъективного ожидания и ценности подкрепления. Эта модель предполагала иерархию существующих ответов и, таким образом, не учитывала (согласно Бандуре) ответ, который еще не был изучен. Бандура начал проводить исследования быстрого приобретения нового поведения посредством социальных наблюдений, наиболее известными из которых были эксперименты с куклой Бобо.
Теория социального обучения объединила поведенческие и когнитивные теории обучения в чтобы предоставить исчерпывающую модель, которая могла бы объяснить широкий спектр опыта обучения, происходящего в реальном мире. Как первоначально было изложено Бандурой и Уолтерсом в 1963 году и более подробно описано в 1977 году, основные принципы теории социального обучения заключаются в следующем:
Типичные теории "стимул-реакция" полностью полагаются на непосредственный опыт (стимула) для информирования о поведении. Бандура расширяет возможности механизмов обучения, вводя наблюдение как возможность. Он добавляет к этому способность моделировать ing - средство, с помощью которого люди «символически представляют реальные результаты». Эти модели, когнитивно опосредованные, позволяют будущим последствиям иметь такое же влияние, как и фактические последствия в типичной теории S-R. Важным фактором в теории социального обучения является концепция взаимного детерминизма. Это понятие гласит, что так же, как на поведение человека влияет окружающая среда, на окружающую среду также влияет поведение человека. Другими словами, поведение человека, его окружение и личные качества взаимно влияют друг на друга. Например, ребенок, который играет в жестокие видеоигры, скорее всего, будет влиять на игру своих сверстников, что затем побуждает ребенка играть чаще.
Теория социального обучения в значительной степени опирается на концепцию моделирования, описанную выше. Бандура выделил три типа моделирующих стимулов:
На то, какая именно информация получена в результате наблюдения, влияет тип модели, а также ряд когнитивных и поведенческих процессов, включая:
Теория социального обучения имеет больше недавно применялась наряду с теорией культурного интеллекта и использовалась для ее обоснования. Гипотеза культурного интеллекта утверждает, что люди обладают набором определенных форм поведения и навыков, которые позволяют им обмениваться информацией в культурном плане. Это зависит от модели человеческого обучения, в которой социальное обучение является ключевым и что люди выбрали для черт, которые максимизируют возможности для социального обучения. Эта теория основана на существующей социальной теории, предполагающей, что способности к социальному обучению, такие как когнитивные процессы Бандуры, необходимые для моделирования, коррелируют с другими формами интеллекта и обучения. Экспериментальные данные показали, что люди чрезмерно подражают поведению по сравнению с шимпанзе, подтверждая идею, которую мы выбрали для методов социального обучения. Некоторые ученые предположили, что наша способность к социальному и культурному обучению привела к нашему успеху как вида.
Недавние исследования в области нейробиологии выявили зеркальные нейроны как нейрофизиологическая основа социального обучения, обучения с наблюдением, моторного познания и социального познания. Зеркальные нейроны тесно связаны с социальным обучением людей. Зеркальные нейроны были впервые обнаружены у приматов в исследованиях, которые включали обучение двигательной активности обезьян. Одно из таких исследований было посвящено обучению приматов ломать орехи молотком. Когда примат стал свидетелем того, как другой человек ломал орехи молотком, системы зеркальных нейронов активировались, когда примат научился ломать орехи молотком. Однако, когда примату не была предоставлена возможность социального обучения, системы зеркальных нейронов не активировались, и обучение не происходило. Подобные исследования с участием людей также демонстрируют аналогичные доказательства активации зеркальной нейронной системы человека, когда он наблюдает за другим человеком, выполняющим физическую задачу. Считается, что активация системы зеркальных нейронов имеет решающее значение для понимания целенаправленного поведения и понимания их намерений. Хотя до сих пор спорные, это обеспечивает прямую неврологической связь к пониманию социального познания.
Социальная теория обучения было использована для объяснения возникновения и поддержания девиантное поведение, особенно агрессия. Криминологи Рональд Эйкерс и Роберт Берджесс объединили принципы теории социального обучения и оперантной обусловленности с теорией дифференциальных ассоциаций Эдвина Сазерленда, чтобы создать всеобъемлющую теорию преступного поведения. Берджесс и Эйкерс подчеркнули, что преступному поведению можно научиться как в социальных, так и в несоциальных ситуациях путем сочетания прямого подкрепления, косвенного подкрепления, явных инструкций и наблюдения. Как вероятность подвергнуться определенному поведению, так и характер подкрепления зависят от групповых норм.
В своей книге «Теории психологии развития» Патриция Х. Миллер перечисляет моральное развитие и гендерно-ролевое развитие как важные области исследований в рамках теории социального обучения. Теоретики социального обучения подчеркивают наблюдаемое поведение в отношении приобретения этих двух навыков. Для развития гендерных ролей однополые родители предоставляют только одну из многих моделей, по которым индивид учится гендерным ролям. Теория социального обучения также подчеркивает изменчивый характер нравственного развития из-за меняющихся социальных обстоятельств каждого решения: «Конкретные факторы, которые ребенок считает важными, варьируются от ситуации к ситуации, в зависимости от таких переменных, как действующие ситуативные факторы, а также причины. наиболее значимые, и то, что ребенок обрабатывает когнитивно. Моральные суждения включают сложный процесс рассмотрения и взвешивания различных критериев в данной социальной ситуации ».
Согласно теории социального обучения, гендерное развитие связано с взаимодействием множества социальные факторы, включая все взаимодействия, с которыми сталкивается человек. Для теории социального обучения биологические факторы важны, но они уступают место важности усвоенного и наблюдаемого поведения. Из-за сильно гендерного общества, в котором может развиваться человек, люди начинают различать людей по полу даже в младенчестве. Представление Бандуры о гендере учитывает больше, чем когнитивные факторы при прогнозировании гендерного поведения: для Бандуры мотивационные факторы и широкая сеть социальных влияний определяют, выражаются ли гендерные знания, когда и где.
Теория социального обучения предполагает, что вознаграждение - не единственная сила, стоящая за созданием мотивации. Мысли, убеждения, мораль и обратная связь - все это помогает нам мотивировать. Три других способа обучения - это косвенный опыт, вербальное убеждение и физиологические состояния. Моделирование, или сценарий, в котором мы видим чье-то поведение и принимаем его как свое собственное, помогает процессу обучения, а также психическим состояниям и когнитивному процессу.
Принципы социального обучения Теория широко применялась для изучения насилия в СМИ. Акерс и Берджесс выдвинули гипотезу, что наблюдаемые или испытанные положительные награды и отсутствие наказания за агрессивное поведение усиливают агрессию. Многие исследования и метаанализы выявили значительную корреляцию между просмотром телевидения с насилием и агрессией в более позднем возрасте, а многие нет, а также между жестокими видеоиграми и агрессивным поведением. Роль обучения с наблюдением также упоминается как важный фактор в росте рейтинговых систем для телевидения, фильмов и видеоигр.
Развлечение-образование в форме теленовеллы или мыльной оперы может помочь зрителям усвоить социально желаемое поведение в позитивном ключе с помощью моделей, изображенных в эти программы. Формат теленовеллы позволяет создателям включать элементы, которые могут вызвать желаемый отклик. Эти элементы могут включать музыку, актеров, мелодраму, реквизит или костюмы. Развлекательное образование представляет собой символическое моделирование и имеет формулу с тремя наборами персонажей, культурная ценность которых должна быть исследована заранее:
В этой формуле есть как минимум три сомневающихся, которые представляют демографическую группу в пределах целевой группы. Один из этих сомневающихся примет значение меньше, чем на полпути, второй примет значение на две трети пути, а третий сомневающийся не примет значение и будет серьезно наказан. Этого сомневающегося обычно убивают. Позитивное социальное поведение подкрепляется вознаграждением, а отрицательное - наказанием. В конце эпизода короткий эпилог, сделанный узнаваемой фигурой, суммирует образовательный контент, а в рамках программы зрителям предоставляются ресурсы в их сообществе.
Посредством обучения с наблюдением Модель может порождать новые способы мышления и поведения. С смоделированным эмоциональным переживанием наблюдатель показывает близость к людям, местам и объектам. Им не нравится то, что не нравится моделям, и то, что им нравится. Телевидение помогает зрителям видеть свою социальную реальность. «Медиа-репрезентации приобретают влияние, потому что социальные конструкции людей в большей степени зависят от того, что они видят, слышат и читают, а не от того, что они испытывают напрямую». Любые попытки изменить убеждения должны быть направлены на социокультурные нормы и практики на уровне социальной системы. Перед созданием драмы проводится обширное исследование с помощью фокус-групп, представляющих различные секторы культуры. Участников спрашивают, какие проблемы в обществе беспокоят их больше всего и с какими препятствиями они сталкиваются, что дает создателям драмы культурно значимую информацию для включения в шоу.
Пионером развлекательного образования является Мигель Сабидо творческий писатель / продюсер / режиссер в 1970-х годах на мексиканской национальной телевизионной системе Televisa. Сабидо 8 лет работал над методом, который привел бы к социальным изменениям и известен как метод Сабидо. Он верит в теорию социального обучения Альберта Бандуры, теорию драмы Эрика Бентли, теорию архетипов Карла Юнга, триединый мозг Маклина теория и собственная теория мыльной оперы Сабидо влияет на его метод. Метод Сабидо использовался во всем мире для решения социальных проблем, таких как национальная грамотность, рост населения и проблемы со здоровьем, такие как ВИЧ.
Еще одним важным применением теории социального обучения было лечение и концептуализация тревожных расстройств. Классический обусловленный подход к тревожным расстройствам, который стимулировал развитие поведенческой терапии и считается некоторыми первой современной теорией тревожности, начал терять актуальность в конце 1970-х годов, когда исследователи начали подвергать сомнению лежащие в его основе предположения. Например, классический подход к обусловливанию утверждает, что патологический страх и тревога развиваются посредством прямого обучения; тем не менее, многие люди с тревожными расстройствами не могут вспомнить травмирующее обусловливающее событие, в котором вызываемый страхом раздражитель переживался в тесной временной и пространственной близости с внутренне вызывающим отвращение стимулом. Теория социального обучения помогла спасти обучающие подходы к тревожным расстройствам, предоставив дополнительные механизмы помимо классической обусловленности, которые могли бы объяснить приобретение страха. Например, теория социального обучения предполагает, что ребенок может приобрести страх перед змеями, наблюдая, как член семьи выражает страх в ответ на змеи. В качестве альтернативы ребенок может узнать ассоциации между змеями и неприятными укусами на собственном опыте, не развивая чрезмерного страха, но позже может узнать от других, что змеи могут иметь смертельный яд, что приведет к переоценке опасности укусов змей и, соответственно,, более преувеличенная реакция страха перед змеями.
Многие стратегии в классе и преподавании основаны на принципах социального обучения, чтобы учащиеся усваивали и удерживали знания. Например, используя технику управляемого участия, учитель произносит фразу и просит класс ее повторить. Таким образом, учащиеся имитируют и воспроизводят действия учителя, помогая удерживать их. Расширением управляемого участия является взаимное обучение, в котором и ученик, и преподаватель разделяют ответственность за ведение дискуссий. Кроме того, учителя могут формировать поведение учеников в классе, моделируя соответствующее поведение и явно награждая учеников за хорошее поведение. Подчеркивая роль учителя как модели и побуждая учеников занять позицию наблюдателя, учитель может сделать знания и методы понятными для учеников, улучшая их результаты обучения.
В современной области вычислительного интеллекта теория социального обучения применяется для разработки нового алгоритма компьютерной оптимизации, алгоритма социального обучения. Имитируя наблюдаемое обучение и подкрепляющее поведение, виртуальное общество, развернутое в алгоритме, ищет самые сильные модели поведения с наилучшим результатом. Это соответствует поиску лучшего решения при решении задач оптимизации. По сравнению с другими биологическими алгоритмами глобальной оптимизации, имитирующими естественную эволюцию или поведение животных, алгоритм социального обучения имеет свои выдающиеся преимущества. Во-первых, поскольку самосовершенствование посредством обучения является более прямым и быстрым, чем процесс эволюции, алгоритм социального обучения может повысить эффективность алгоритмов, имитирующих естественную эволюцию. Во-вторых, по сравнению с взаимодействием и обучением в группах животных, процесс социального обучения людей демонстрирует более высокий уровень интеллекта. Путем подражания человеческому обучающемуся поведению можно получить более эффективные оптимизаторы, чем существующие алгоритмы разведки роя. Результаты экспериментов продемонстрировали эффективность и действенность алгоритма социального обучения, который, в свою очередь, также подтвердил с помощью компьютерного моделирования результаты поведения социального обучения в человеческом обществе.
Другим примером является социальная когнитивная оптимизация., который представляет собой алгоритм метаэвристической оптимизации на основе популяции. Этот алгоритм основан на социальной когнитивной теории, моделируя процесс индивидуального обучения набора агентов с их собственной памятью и их социального обучения со знаниями в библиотеке социального обмена. Он использовался для решения задач непрерывной оптимизации, целочисленного программирования и комбинаторной оптимизации.
Существует также несколько математических моделей социального обучения, которые пытаются смоделировать это явление с помощью вероятностных инструментов.