Études (Лигети)

редактировать
Эта статья об Этюдах Лигети. Чтобы узнать о названиях других художественных произведений, см. Études. Дьёрдь Лигети в 1984 году

Венгерский композитор Дьёрдь Лигети написал цикл из 18 этюдов для фортепиано соло в период с 1985 по 2001 год. Они считаются одним из главных творческих достижений его последних десятилетий и одним из самых значительных наборов фортепианных этюдов 20-го века, сочетающих виртуозность технические проблемы с выразительным содержанием, следуя линии этюдов Фредерика Шопена, Ференца Листа, Клода Дебюсси и Александра Скрябина, но обращаясь к новым техническим идеям как к сборнику концепций, которые Лигети разработал в других своих работах с 1950-х годов. Пианист Джереми Денк писал, что они «являются венцом его карьеры и фортепианной литературы; хотя они еще новы, они уже являются классикой».

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Объем работ
    • 1.1 Названия
  • 2 18 этюдов
    • 2.1 Книга 1
    • 2.2 Книга 2
    • 2.3 Книга 3
    • 2.4 Сопутствующие работы
  • 3 Примечания
  • 4 Внешние ссылки
Объем работ

18 этюдов, разделенных на три книги, или ливры: шесть этюдов в книге 1 (1985), восемь в книге 2 (1988–1994), четыре в книге 3 (1995–2001). Первоначальное намерение Лигети состояло в том, чтобы составить только двенадцать этюдов, в двух книгах по шесть в каждой, по образцу этюдов Дебюсси, но объем работы вырос, потому что ему очень нравилось писать эти пьесы. Хотя четыре этюда Книги 3 образуют удовлетворительное завершение цикла, Книга 3 на самом деле незакончена, поскольку Лигети определенно намеревался добавить еще, но не смог этого сделать в последние годы, когда его продуктивность сильно снизилась из-за болезнь. Этюды из Книги 3, как правило, спокойнее, проще и изощреннее по технике, чем в Книгах 1 и 2.

Титулы

Названия различных этюдов представляют собой смесь технических терминов и поэтических описаний. Лигети составлял списки возможных названий, и названия отдельных номеров часто менялись между созданием и публикацией. Часто Лигети не присваивал титул до тех пор, пока работа не была завершена.

18 этюдов

Книга 1

  1. Дезордр. Molto vivace, vigoroso, molto ritmico, целая записка = 63
Этюд в быстрых полиритмах с движением вверх и вниз по клавиатуре. Правая рука играет только с белыми клавишами, а левая рука ограничивается черными клавишами. Это разделяет руки на два поля питч-класса; музыка для правой руки - диатоническая, музыка для левой руки - пентатоническая. Этот этюд посвящен Пьеру Булезу.
  1. Cordes à vide. Андантино рубато, molto tenero, восьмая нота = 96
Простые, почти в стиле Сати аккорды становятся все более сложными. Эти аккорды построены в основном из квинт, напоминающих открытые струны, отсюда и название. Этот этюд также посвящен Пьеру Булезу.
  1. Задевает bloquées. Vivacissimo, semper molto ritmico - Feroce, impetuoso, molto meno vivace - Feroce, estrepitoso - Tempo I
Сцепляются два разных ритмических рисунка. Одна рука играет быстрые, даже мелодичные паттерны, в то время как другая рука «блокирует» некоторые клавиши, бесшумно нажимая на них. Это последний этюд Лигети, посвященный Булезу.
  1. Фанфары. Vivacissimo, molto ritmico, целая записка = 63, con alegria e slancio
Мелодия и аккомпанемент часто меняются ролями в этом полиритмическом этюде, в котором присутствуют ритмы с влиянием аксака и остинато в8 8раз, разделив такт 8 восьмых нот на 3 + 2 + 3. Это остинато также используется во второй части Хорн-трио Лигети. Этот этюд посвящен Фолькеру Банфилду.
  1. Arc-en-ciel. Andante con eleganza, с качелями, шестнадцатая нота ок. 84
Музыка поднимается и опускается по дугам, которые, кажется, вызывают радугу. Этот этюд посвящен Луизе Сибур.
  1. Automne à Varsovie. Presto cantabile, molto ritmico e flessibile, четвертная нота = 132
Название « Осень в Варшаве» отсылает к ежегодному фестивалю современной музыки « Варшавская осень». Лигети назвал этот этюд «темповой фугой ». Исследование в политемпо, оно состоит из непрерывного преобразования исходной нисходящей фигуры - « мотива ламенто », как назвал его Лигети, - с участием перекрывающихся групп из 3, 4, 5, 6, 7, 8, заканчивающихся в нижней части клавиатура. Этот этюд посвящен польским друзьям Лигети.

Книга 2

  1. Галамб Боронг. Vivacissimo luminoso, возможно легато, половинная нота = 40 или быстрее - semplice, da lontano
Название звучит по-явански, что отражает вдохновение произведения в музыке гамелана, но на самом деле оба слова на самом деле венгерские и означают примерно «меланхоличный голубь». Как и в Дезордре, обе руки играют дополнительные гаммы; в этом случае каждый из них играет одну из двух полных шкал тонов. Этот этюд посвящен Ульриху Экхардту.
  1. Fém. Vivace risoluto, кон VIGORE, целая записка = 30 ( четвертная нота = 180, четвертная нота с пунктиром. = 120)
Название на венгерском означает металл. Основан на аккордах открытой квинты с переливанием коротких, неправильных, асимметрично сгруппированных мелодических фрагментов. Этюд посвящен пианисту Фолькеру Банфилду.
  1. Головокружение. Prestissimo semper molto legato, целая записка = 48
Широко разнесенные стрелки используют хроматические шкалы для создания эффекта бесконечного падающего движения. Этот этюд посвящен композитору Маурисио Кагелю. Лигети не закончил еще один этюд в течение трех лет после окончания Vertige.
  1. Der Zauberlehrling ( Ученик чародея). Prestissimo, staccatissimo, leggierissimo
Танцевальную мелодичную линию держат в вечном движении неравномерно рассредоточенные стаккато акценты. Этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару.
  1. En Suspens. Andante con moto, четвертная нота = 98
Шесть ударов в такте в правой руке, четыре в левой, неправильная длина фраз и акценты в обеих - создают неземную и, скорее, джазовую паутину гармонии. Этот этюд посвящен композитору Дьёрдю Куртагу.
  1. Entrelacs. Vivacissimo molto ritmico, четвертная нота = 100 ( четвертная нота = 65)
Пересекающиеся ритмические паттерны, увеличивающиеся в динамике при перемещении по клавиатуре слева направо, создавая до семи различных метрических слоев. Этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару.
  1. L'escalier du diable ( Лестница дьявола). Престо легато, ma leggiero, целая записка = 30
Жесткая токката, которая полиметрически перемещается вверх и вниз по клавиатуре с восходящим мотивом хроматической гаммы, а затем превращается в впечатление колокольчиков, звенящих в разных регистрах и в разное время. Это самый длинный этюд в спектакле, который длится более пяти минут. Он посвящен пианисту Фолькеру Банфилду.
  1. «Coloana infinită» ( Бесконечная колонна). Возможно Presto, tempestoso con fuoco, половинная нота = 105
Этюды назван в честь Константина Бранкузи «s скульптуры того же имени, повторяющейся серии расширяться и сжиматься пирамидальные формы и особенности громко, восходящий аккорд-последовательности, которые перекрываются, дающие ощущение постоянного движения вверх. Этот этюд посвящен Винсенту Мейеру. Это произведение представляет собой переработанную версию этюда, позже опубликованного под № 14A: «Coloana fără sfârşit» (см. « Связанные работы» ниже).

Книга 3

  1. Белое на белом. Andante con tenerezza, половинная нота = 52
Этюд с белым ключом, за исключением самого конца, начиная с безмятежного канона и с быстро кружащейся средней части. Этот этюд посвящен Этьену Куранту.
  1. Налить Ирину. Andante con espressione, rubato, molto legato, четвертная нота = 72 - Allegro con moto, semper legato, четвертная нота = 152 - Allegro vivace - Molto vivace
Еще один этюд с мягким началом, становящийся все более и более неистовым из-за введения все более коротких нот и дополнительных высот. Этюд посвящен Ирине Катаевой.
  1. À bout de souffle ( Запыхавшись). Presto con bravura
Маниакальный двухголосный канон, который резко заканчивается медленными аккордами пианиссимо. Этот этюд посвящен математику Хайнцу-Отто Пайтгену.
  1. Canon. Vivace poco rubato - Престиссимо
Короткий канон между руками, сыгранный один раз в вивасе, а затем второй раз, что невозможно, с медленным тихим аккордовым каноном в конце. Этот этюд посвящен Фабьен Вайлер.

Сопутствующие работы

Этюд № 14A: «Coloana fără sfârşit» ( Колонна без конца) была первой версией Этюда 14, но была сочтена слишком сложной для человека-человека, поэтому Лигети переделал ее, изменив гармоническую структуру, уменьшив количество шагов в каждая рука. Впоследствии первоначальная форма была аранжирована как отдельный этюд для пианино Юргена Хокера, но некоторые пианисты фактически играли на нем.

Единственная фортепианная пьеса L'arrache-coeur (1994), по-видимому, изначально должна была стать Этюдом № 11, но не стала частью цикла.

Примечания
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-20 05:03:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте