Термин polytempo или polytempic используется для описания музыки, в которой два или более tempi встречаются одновременно.
В западном мире практика политемпической музыки уходит корнями в музыкальную теорию Генри Коуэлла и ранние практики Чарльза Айвза. Позднее композитор Эллиот Картер, в пятидесятые годы, начал полиметрические эксперименты в своих струнных квартетах, которые неизбежно привели к политемпическому поведению нескольких конкурирующих линий на разных скоростях движения. Примерно в то же время композитор Генри Брант расширил свой Вопрос без ответа Айвза, чтобы создать пространственную музыку, в которой целые ансамбли, разделенные огромным расстоянием, играют в разных одновременных темпах.
Некоторые типы африканской игры на барабанах демонстрируют это явление.
Современные композиторы используют политемпи как композиционную стратегию для создания полной и полной независимости линии в полифонии музыка. Композиторы, такие как Конлон Нанкарроу, Дэвид А. Джаффе, Евгений Костицын, Кайл Ганн, Кеннет Джонссон, Джон Арриго-Нельсон, Брайан Фернейхо, Карлхайнц Штокхаузен, Франк Заппа и Питер Тхегерсен использовали различные методы для достижения политемпических эффектов в своей музыке.
Политемпическая музыка также отсылает к ритмическим практикам некоторых композиторов эпохи Возрождения и средневековья (см. гемиола ).
Многоступенчатая музыка составляется с использованием звуковых потоков, которые имеют различную внутреннюю темп или импульсную скорость, например, одна часть на 115 уд / мин и 105 уд / мин одновременно. Многоступенчатая музыка впервые была услышана в творчестве американо-мексиканского композитора Конлона Нанкарроу, обнаруженного венгром Дьёрдь Лигети, который взял на себя задачу вывести музыку Нанкарроу на передний план.
Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые человеком-исполнителем при воспроизведении многотемпоральной партитуры, Нанкарроу использовал два модифицированных пианино-плейера, пробивая булочки вручную. Одна из немногих записей этого композитора находится в серии Wergo «Этюды для игры на фортепиано ». Идея была предложена Яннисом Ксенакисом в начале семидесятых, а совсем недавно итальянским композитором Валерио Кампорини Фаджони с использованием синтетических и программных устройств.
Аналогичная техника с похожими друг на друга темпами - это фазировка ритма - техника, введенная Стивом Райхом и использованная, в частности, в минималистском и постминималистическая музыка.