Юсуфзай

редактировать
Паштунское племя

Юсуфзай. ايسپزی
Циклопедия всемирной истории - охватывающая наиболее полное и недавнее представление предмета в двух основных частях или разделах более шести тысяч страницы (1895) (14596635677).jpg Юсуфзаи в горной местности (1895)
Регионы со значительным населением
Пакистан, Афганистан, Индия
Языки
пушту (родной), урду, хинди
Религия
Allah-green.svg ислам

Юсуфзай (пушту : یوسفزی, произносится ) также пишется Yousafzai или Esapzai (ايسپزی, произносится ), являются одним из крупнейших племен из пуштунов. В основном они базируются в северной и восточной Хайбер-Пахтунхве, Пакистане и некоторых частях восточного Афганистана, но они также в большом количестве расселены в Рохилханде, север Индии. Их название может происходить от имен аспасиоев и ашваканов, древних жителей Кунар, Сват и прилегающих долин в Гиндукуше.. Малала Юсафзай, самый молодой лауреат Нобелевской премии, принадлежит к племени юсуфзай.

Большинство из них говорят на северной разновидности из пушту ; диалект Юсуфзай считается престижным в Хайбер-Пахтунхва.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Мифическая генеалогия
  • 3 История
    • 3.1 Мирный договор с Бабуром
    • 3.2 Стычки с силами Моголов
    • 3.3 Период Дуррани
    • 3.4 Государства Сват и Дир
  • 4 Пуштуский диалект
  • 5 Общество
  • 6 Подгруппы
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
Этимология

В фонологии пушту, поскольку / f / встречается только в заимствованных словах и имеет тенденцию заменяться на / p /, это имя обычно произносится как Yūsəpzay или səpzay. Это имя буквально означает «потомок Юсуфа » на пушту; Юсуф (يوسف) - это арабское и арамейское мужское имя, данное имя, означающее «(Бог) добавит».

По мнению некоторых ученых, в том числе филолога Дж. У. Маккриндл, имя Юсопзай или Осэпзай происходит от племенных имен Аспасиои и Ассакенои - древних жителей долины Кунар и долины Сват, оказавших сопротивление, когда Александр вторгся на их земли в 327–326 гг. До н. Э. По словам историка Р.К. Маджумдар, Ассакенои были либо союзниками, либо ветвью более крупных Аспасиоев, и оба этих древних племенных названия, вероятно, произошли от слова Ашвака, что буквально означает «всадники», «коневоды» "или" кавалеристы "(от aśva или aspa, санскрит и авестийский слова для" лошади

МакКриндл отметил: «Название ашваков указывает на то, что их страна была известна в первобытные времена, как и в наши дни, своей высшей породой лошадей. Тот факт, что греки перевели свое имя на «Hippasioi» (от ἵππος, лошадь), показывает, что они, должно быть, знали о его этимологическом значении ».

Имя Ашвакан ​​или Ассакан также сохранилось в имя Афган, который является историческим этнонимом всех пуштунов.

Мифическая генеалогия

Согласно популярной мифической генеалогии, записанной в 17 веке Придворный Моголов Нимат Аллах аль-Харави в своей книге T ārīkh-i Khan Jahānī wa Makhzan-i Afghānī, племя Юсуфзай произошло от их одноименного предка Юсуфа, который был сыном Манда, который был сыном Хашая (или Хахая), который был сыном Канда, который был сыном Харшбуна, который был сыном Сабана (прародителя Сарбани племенной конфедерации), который был сыном Кайса Абдура Рашида (прародителя всех пуштунов). Кайс Абдур Рашид был потомком Афганы, который был описан как внук израильского царя Саула и главнокомандующий армией пророка Соломон. Кайс считался современником исламского пророка Мухаммада и родственником арабского полководца Халида ибн аль-Валида. Когда Халид ибн аль-Валид призвал Каиса из Гора в Медину, Каис принял ислам, и пророк переименовал его в Абдур Рашид (что означает «Слуга наставника на правильном пути» или «Слуга Бога »на арабском ). Абдур Рашид вернулся в Гор и представил там ислам. В книге говорилось, что у дедушки Юсуфа (и отца Манда), Хашая, также было два других сына, Мук и Таркалани, которые были прародителями племен гигьяни и таркани соответственно. У Юсуфа был брат Умар, который был прародителем племени манданр, которое тесно связано с Юсуфзайсом.

В повествовании о моголах 1595 года Айн-и-Акбари также упоминается традиция израильского происхождения среди пуштунов, что показывает, что эта традиция уже была популярна среди пуштунов XVI века.

История

Мирный договор с Бабуром

Бабур переходил реку Кунар на плоту к западу от Баджаура

ранний современный период, племя пуштунов Юсуфзай было впервые прямо упомянуто в Бабурнаме Бабуром, Тимуридским правителем из Ферганы. (в настоящее время Узбекистан ), захватившие Кабул в 1504. 21 января 1519 года, через две недели после его резни в Баджауре, Бабур написал: «В пятницу мы двинулись на Савад (Сват ) с намерением атаковать афганцев Юсуфзай и спешились в между водой Панджкора и объединенными водами Чандавала (Джандула) и Баджаура. Шах Мансур Юсуфзай принес несколько хорошо ароматизированных и довольно опьяняющих кондитерских изделий."

As В рамках мирного договора с юсуфзайскими пуштунами 30 января 1519 года Бабур женился на Биби Мубарике, дочери юсуфзайского вождя Шаха Мансура. Мубарика сыграла важную роль в установлении дружеских отношений юсуфзайских пуштунов с Бабуром. который позже основал Империю Великих Моголов после победы над пуштунским султаном Ибрагимом Лоди в Первой битве при Панипате в 1526 году. Один из братьев Мубарики, Мир Джамал Юсуфзай, сопровождал Бабура в Индию в 1525 году и позже занимал высокие посты при императорах Великих Моголов Хумаюн и Акбар.

Стычки с силами Моголов

Дур В 1580-х годах многие юсуфзаи и манданры восстали против Моголов и присоединились к движению Рошани из Пира Рошана. В конце 1585 года Император Великих Моголов Акбар послал войска под командованием Зайн-хана Кока и Бирбала, чтобы подавить восстание. В феврале 1586 года около 8000 солдат Моголов, включая Бирбала, были убиты около Каракарского перевала между Сватом и Бунером лашкаром Юсуфзай во главе с Калу-ханом. Это было величайшее бедствие, с которым столкнулась армия Великих Моголов во время правления Акбара.

В 1630 году под предводительством правнука Пира Рошана Абдула Кадира тысячи пуштунов из племени Юсуфзай, манданров, Хешги, Моманд, Африди, Бангаш и другие племена начали нападение на армию Великих Моголов в Пешаваре. В 1667 году Юсуфзай снова восстали против Моголов, и один из их вождей в Свате провозгласил себя королем. Мухаммад Амин Хан привел из Дели армию Великих Моголов численностью 9000 человек, чтобы подавить восстание. Хотя император Великих Моголов Аурангзеб смог завоевать южные равнины Юсуфзай в северной долине Кабула, ему не удалось вырвать Сват и прилегающие долины из-под контроля Юсуфзай.

период Дуррани

форт Паттаргарх за пределами Наджибабада, который был основан Наджиб ад-Давлахом Юсуфзаем в Рохилкханде, Индия Наджиб ад-Давлах и Шуджа-уд-Даула, маршируют слева от Ахмад Шаха Дуррани, который едет на коричневой лошади, во время Третьей битвы при Панипат

Ахмад Шах Дуррани (1747–1772), основатель афганской Империи Дуррани, для административных целей разделил все пуштунские племена на четыре улуса (племенные конфедерации). : Дуррани, Гилджи, Сур и Бар Дуррани («Верхний Дуррани»). Юсуфзай входил в конфедерацию Бар-Дуррани вместе с другими восточными пуштунскими племенами, включая Моманд, Африди, Бангаш и Хаттак. Бар Дуррани были также известны как Рохилла и составляли большую часть тех пуштунов, которые поселились в Рохилькханде, Индия.

Наджиб ад-Давлах, который принадлежал к племя Юсуфзай было видным вождем рохиллов. В 1740-х годах он основал город Наджибабад в Рохилкханде. В 1757 году он поддержал Ахмад-шаха Дуррани в его нападении на Дели. После своей победы Ахмад Шах Дуррани вновь установил на троне Дели императора Великих Моголов Аламгира II в качестве титульного главы Великих Моголов, но передал фактический контроль над Дели Наджибу ад-Даула. С 1757 по 1770 год Наджиб ад-Даула был губернатором Сахаранпура, а также Дехрадуна. В 1761 году он принял участие в Третьей битве при Панипате и предоставил Ахмад-шаху Дуррани тысячи солдат Рохиллы и множество пушек для разгрома маратхов. Он также убедил Шуджа-уд-Даула, наваба Авада, присоединиться к силам Дуррани. Перед отъездом из Дели Ахмад Шах Дуррани назначил Наджиб ад-Давла миром бакши (генеральным кассиром) императора Великих Моголов Шах Алама II. После его смерти в 1770 году Наджиб ад-Даула наследовал его сын, Забита Хан, который в 1772 году потерпел поражение от маратхов, вынудив его бежать из Рохилкханда. Однако потомки Наджиб ад-Давла продолжали править районом Наджибабада, пока не были разбиты британцами в Нагине 21 апреля 1858 г. во время восстания в Индии 1857 г..

Сегодня многие юсуфзаи являются поселился в Индии, в первую очередь в регионе Рохилханд, а также в Фаррукхабаде, который был основан в 1714 году пуштунским Навабом Мухаммад Хан Бангаш.

Государства Сват и Дир

Флаг штат Сват Флаг штата Дир

В 1849 году Юсуфзаис основал штат Сват под руководством Саиду Бабы, который назначил Саййида Акбара Шаха, потомка Пира Бабы, первым эмиром. После смерти Акбар Шаха в 1857 году Саиду Баба сам взял на себя управление государством. В Дире потомки 17-го века Ахунд Ильяс Юсуфзай, основатель города Дир, заложили основу государства Дир. В 1897 г. британский владыка аннексировал Дир и предоставил титул «Наваб Дира» Шариф-хану Ахундхелю, правителю Дира (1886–1904). В 1926 году британский владыка предоставил титул «вали Свата» Миангулу Абдул Вадуду, правителю Свата (1918–1949).

Княжеские государства Сват и Дир просуществовали до 1969 года, после чего они были объединены в Западный Пакистан, а затем в 1970 году в Северо-Западную пограничную провинцию (ныне Хайбер-Пахтунхва ) Пакистан. Их территория является частью современного Бунера, Нижнего Дира, Верхнего Дира, Малаканда, Шангла, и Сват округов.

Пуштуский диалект

Юсуфзай пушту, который является разновидностью северного пушту, является престижной разновидностью пушту в провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане. Некоторые из его согласных отличаются от других диалектов:

Диалектыښږڅځژ
Юсуфзай Пашту[x][ɡ][s, t͡s][z][d͡ʒ]
гилджи пушту [ç][ʝ][t͡s][z][ʒ, z]
Дуррани пушту [ʂ][ʐ][t͡s][d͡z][ʒ]
Общество

Юсуфзайская пуштунская аристократия исторически была разделена на несколько общин, основанных на сегментарных группах по отцовской линии:

Хан

Хан имел в виду помещиков Юсуфзайских. В XVI веке святой шейх Мали, видный сановник Юсуфзай, распределил землю Юсуфзай между основными племенными кланами Юсуфзай (хел). Однако, чтобы избежать неравенства, он приказал, чтобы земли не становились постоянной собственностью кланов, а перераспределялись внутри патрилинейных кланов периодически через каждые десять лет или около того. В этой системе (wēsh) каждый хан-землевладелец имел доли (brakha), представляющие его долю от общей распределенной площади. Посредством регулярной ротации владения землевладельцы Юсуфзай мигрировали на расстояние до 30 миль за своей новой долей после каждого цикла, хотя арендаторы, обрабатывающие землю, оставались.

Система веш действовала среди юсуфзай в регионе Сват по крайней мере до 1920-х годов.

Хамсая

Хамсая, или «участники тени», были клиентами или иждивенцами других пуштунских племен (не являющихся юсуфзай), которые с годами присоединился к племени юсуфзай.

Факир

Факир или «бедняки» - это непуштунские безземельные крестьяне, которые были закреплены за землевладельцами Юсуфзай. Как зависимые крестьяне, факир платил ренту за землю, которую они обрабатывали.

В XIX веке различие между хамсайей как «зависимым пуштунским племенем» и факиром как «непуштунскими безземельными крестьянами» стало размытым. Оба термина затем стали взаимозаменяемыми для обозначения безземельных иждивенцев или клиентов.

Млато

Млато, или «сторонники», предоставляли услуги своим покровителям в качестве ремесленников (касабгар), музыкантов (ам), пастухов или коммерческих агентов, в основном за плату зерном или рисом.

Гулам

Гулам, или «рабы», были более привязаны к своему патрону и его семье, и им часто доверяли всевозможные функции в домашнем хозяйстве своего хозяина. Хотя гулам были менее свободными по сравнению с хамсая или факир, в целом они пользовались более высоким статусом в обществе.

Субтрибы
См. Также
Примечания
  • ^1На пушту «Юсуфзай» (یوسفزی, [jusəpˈzay]) - это мужская форма единственного числа этого слова. Его женское единственное число - «Юсуфзей» (یوسفزۍ, [jusəpˈzəy]), а его множественное число - «Юсуфзи» (یوسفزي, [jusəpˈzi]).
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 04:33:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте