Ямато-э (大 和 絵) - стиль японской живописи, вдохновленный росписью династии Тан и полностью развитый в конце <81.>Период Хэйан. Считается классическим японским стилем. Начиная с периода Муромати (15 век), термин Ямато-э использовался, чтобы отличать произведения от современных китайских картин кара-э (唐 絵), которые были вдохновлены Китайцы Сун и Юань -эра картины с тушью.
Характерные черты Ямато-э включают в себя множество маленьких фигурок и тщательные изображения деталей зданий и других объектов, выбор только некоторые элементы сцены должны быть полностью изображены, остальные либо игнорируются, либо покрываются «парящим облаком», наклонный вид сверху, показывающий интерьеры зданий, как будто через разрезную крышу, и очень стилизованное изображение пейзажа.
Ямато-э очень часто изображает повествовательные истории с сопроводительным текстом или без него, но также показывает красоту природы с известными местами мэйсё-э (名 所 絵) или четырьмя временами года сики-э (四季 絵). Изображения часто находятся на свитках, которые можно повесить на стену (какэмоно ), на свитках (эмакимоно ), которые читаются справа налево, или на складном экране (byōbu ) или панель (shōji ). Хотя они получили свое название от периода Ямато, ни одна картина Ямато-э этого периода не сохранилась, как и несколько столетий спустя. Картины Ямато-э скорее символизируют стиль и не привязаны к определенному периоду.
В 15 веке школа Тоса возродила стиль Ямато-э, включая возврат к повествовательной тематике, и хотя конкурирующая школа Кано вырос из альтернативной традиции произведений в китайском стиле, стиль, который он развил с конца 16 века для больших картин, украшающих японские замки, включал некоторые элементы стиля Ямато-э. В 17 веке упрощенное и стилизованное изображение пейзажного фона в Ямато-э было возрождено как стиль больших пейзажных работ школой школы Ринпа. Позже повествовательный элемент Ямато-э, интерес к изображению повседневной жизни и выбор наклонных и частичных видов в композиции сильно повлияли на стиль укиё-э, а также на Нихонга.
школа Ринпа версия пейзажного стиля Ямато-э на паре экранов. Автор Таварая Сотацу, 17 векТермин Ямато-э встречается в Хэйан тексты, хотя точный круг работ он охватывает Тогда, а также в последующие периоды, это очень обсуждаемая тема. Есть также ссылки, показывающие различие в Ямато-э между «женской живописью» и «мужской живописью». Это различие также широко обсуждается, но типичные предположения относительно его значения могут быть проиллюстрированы работами каждой группы, обсуждаемыми в следующих двух разделах; оба являются известными шедеврами и Национальными сокровищами Японии.
Диапазон работ, обсуждаемых ниже, обычно считающихся охваченными термином Ямато-э, значительный, но большинство из них представляют собой повествовательные рукописные свитки с множеством маленьких фигур. Очевидно, также было много экранов и работ в других форматах в разных стилях, от которых осталось мало следов. Стиль Ямато-э очевиден на пейзажном фоне некоторых буддийских картин, которые являются наиболее многочисленными пережитками живописи Хэйан.
Самыми старыми сохранившимися произведениями Ямато-э являются четыре знаменитых рукописных свитка XII века с частями Сказания о Гэндзи, три в Художественный музей Токугава в Нагоя и еще один из того же набора в Музее Гото в Токио ; вместе они известны как Гэндзи Моногатари Эмаки. Лишь небольшая часть, около 15%, выживает, если предположить, что это было завершено. Оригинальные свитки имели бы длину около 450 футов в 20 рулонах, в которых текст чередовался с изображениями, содержащими более 100 картин и более 300 разделов каллиграфии. Сохранившиеся свитки состоят всего из 19 картин, 65 листов текста и 9 страниц фрагментов.
Картины отражают уже сформировавшуюся традицию, которая значительно ушла от своего китайского происхождения. Условные обозначения включают угловой вид сверху на комнаты без крыши и очень упрощенные детали лица, обеспечивающие минимальную выразительность. Цвета свежие и яркие, построенные в технике, называемой (作 絵, «макияж»), где первый контур покрывается несколькими слоями пигмента , а финальные линии добавляются сверху. Сохранился только один пример, сравнимый с раскрашенными экранами fusuma, показанными сзади на изображенной внутренней сцене. Поскольку женские фигуры, в большинстве своем изображенные в состоянии элегантной усталости, намного превосходят численностью мужчин, это считается образцом «женской живописи».
Сигисан-энги или «Легенда о горе Шиги » рассказывает историю IX века Шингон монах Мьорен, основатель храма. Подобно современным западным житиям, повествование содержит чудеса, в том числе знаменитый эпизод «летающего хранилища» (иллюстрированный). Сюжет разворачивается в основном среди простых деревенских жителей и изображается как одна непрерывная картина длиной около 30 футов, с одними и теми же персонажами, повторяющимися в разных сценах, которые связаны непрерывным фоном (что также встречается в средневековом западном искусстве). Изображения выполнены в совершенно другой технике, тушью, слегка окрашенной смывкой. Большинство фигур - мужчины, а когда показаны женщины, как в другой сцене, где пропавший рис возвращается, они показаны совсем иначе, чем фигуры в Гэндзи Моногатари Эмаки. Черты лица показаны гораздо более подробно, чем в Гэндзи Моногатари Эмаки, и мастерски изображены самые разные выражения. Это пример одной из версий того, что подразумевается под «мужской живописью».
Дневник Мурасаки Сикибу Эмаки является теперь неполной иллюстрированной версией Дневника леди Мурасаки, автора Сказки Генджи, сегодня сохранившийся в четырех частях, с изображениями придворных церемоний.
Ранним военно-политическим произведением является Ban Dainagon Ekotoba (Повесть о великом министре Бане), конец XII века emakimono (ручная роспись), изображающая события Заговора Атэнмон, события раннего периода Японии Хэйан. Приписываемая картина имеет длину более 20 м и высоту около 31,5 см.
Тёдзю-дзинбуцу-гига представляет собой совершенно другой стиль в пределах Ямато-э, с очень живыми перьевыми рисунками людей и антропоморфных животных в ряде сцен.
Скорее всего, сохранилось больше примеров из следующего периода Камакура (1185–1333), включая множество сцен из жизни простых людей, а также рассказы о войнах из японской истории. Мооко Шурай Экотоба (Иллюстрированный отчет о монгольском вторжении) - это пара иллюстрированных рукописных свитков между 1275 и 1293 годами. Они были заказаны самураем Такезаки Суэнага для записи поля его битвы доблесть и подвиги во время монгольских нашествий на Японию.
Почти с конца первого периода работ в этом стиле Юки Кассен Экотоба представляет собой ручной свиток длиной почти 3 метра с одним широкая сцена битвы после отрывка текста, иллюстрирующего самоубийство Асикага Мотиудзи после его восстания в 1439 году.
Среди известных художников:
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ямато -e. |