Японская живопись

редактировать
Набор раздвижных дверей из сливового дерева от Кано Санраку, начало 17 века

Японская живопись (絵 画, кайга, также гадо 画 道) - одно из старейших и наиболее изысканных из японских изобразительных искусств, охватывающих самые разные жанры и стили. Как и в истории японского искусства в целом, долгая история японской живописи демонстрирует синтез и конкуренцию между местной японской эстетикой и адаптацией заимствованных идей, в основном из китайской живописи, которая была особенно влиятельный по ряду пунктов; значительное западное влияние приходит только с конца XVI века, начиная с того же времени, когда японское искусство оказывало влияние на западное.

. Области тематики, где китайское влияние неоднократно оказывалось значительным, включают Буддийская религиозная живопись, роспись тушью пейзажей в традиции китайской литературной живописи, каллиграфия иероглифов, а также живопись животных и растений, особенно птиц и цветов. Однако во всех этих областях сложились характерные японские традиции. Сюжет, который широко считается наиболее характерным для японской живописи, а позднее гравюры, - это изображение сцен из повседневной жизни и повествовательных сцен, которые часто переполнены фигурами и деталями. Эта традиция, без сомнения, зародилась в раннем средневековье под влиянием Китая, которое сейчас невозможно проследить, за исключением самых общих черт, но с периода самых ранних сохранившихся произведений превратилась в специфически японскую традицию, которая просуществовала до современного периода.

Официальный Список национальных сокровищ Японии (картины) включает 162 произведения или набора произведений с 8 по 19 века, которые представляют собой вершины достижений или очень редкие пережитки ранних периодов..

Содержание
  • 1 Хронология
    • 1.1 Древняя Япония и период Асука (до 710 г.)
    • 1.2 Период Нара (710–794)
    • 1.3 Период Хэйан (794–1185)
    • 1.4 Период Камакура (1185–1333)
    • 1,5 Период Муромати (1333–1573)
    • 1,6 Период Адзути – Момояма (1573–1615)
    • 1,7 Период Эдо (1603–1868)
    • 1,8 Довоенный период (1868–1945))
    • 1.9 Послевоенный период (1945 – настоящее время)
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Хронология

Древняя Япония и период Асука ( до 710 г.)

Истоки живописи в Японии восходят к доисторическому периоду Японии. Простые фигурные изображения, а также ботанические, архитектурные и геометрические узоры встречаются на керамике периода Дземон и периода Яёи (300 г. до н.э. - 300 г. н.э.) дотаку бронзы колокольчики. Фрески картины с геометрическим и фигурным орнаментом были найдены в многочисленных курганах, относящихся к периоду Кофун и периоду Асука (300–700 гг.). ОБЪЯВЛЕНИЕ).

Наряду с введением китайской письменности (кандзи ), китайскими способами государственного управления и буддизмом в период Аски, многие произведения искусства были импортированы в Япония из Китая и местные копии в схожих стилях начали выпускаться.

Период Нара (710–794)

Роспись из гробницы Такамацузука

С дальнейшим утверждением буддизма в Японии VI и VII веков, религиозные Живопись процветала и использовалась для украшения многочисленных храмов, возведенных аристократией. Однако период Нара Япония признана больше за важный вклад в искусство скульптуры, чем живописи.

Самые ранние сохранившиеся картины этого периода включают фрески на внутренних стенах Кондо (金堂) в храме Хурю-дзи в Икаруге, Префектура Нара. Эти фрески, а также нарисованные изображения на важном святилище Тамамуси включают в себя такие повествования, как джатака, эпизоды из жизни исторического Будды Шакьямуни в в дополнение к иконическим изображениям будд, бодхисаттв и различных второстепенных божеств. Стиль напоминает китайскую живопись из династии Суй или позднего периода Шестнадцати королевств. Однако к середине периода Нара очень популярными стали картины в стиле династии Тан. К ним также относятся настенные росписи в гробнице Такамацузука, датируемые примерно 700 годом нашей эры. Этот стиль превратился в жанр (), который оставался популярным в начале периода Хэйан.

Поскольку большинство картин периода Нара религиозны по своей природе, подавляющее большинство написано анонимными художниками. Большая коллекция искусства периода Нара, как японского, так и китайского династии Тан, хранится в Сёсо-ин, хранилище 8-го века, ранее принадлежавшем Тодай-дзи, а в настоящее время управляется Агентством Имперского двора.

Период Хэйан (794–1185)

С развитием эзотерических буддийских сект Сингон и Тэндай, живопись VIII и IX веков характеризуется религиозными образами, в первую очередь написанной Мандала (曼荼羅, mandara). Многочисленные версии мандалы, наиболее известные из которых Алмазное царство Мандала и Мандала Чрево в Тодзи в Киото, были созданы как свитки, а также как фрески на стенах храмов. Известный ранний пример - пятиэтажная пагода в Дайго-дзи, храм к югу от Киото.

С растущим значением Чистой Земли сект японского буддизма в 10 веке были разработаны новые типы изображений, чтобы удовлетворить религиозные потребности этих сект. К ним относятся raigzu (来 迎 図), на которых изображены Амида Будда вместе с сопровождающими его бодхисаттвами Канноном и Сейши, прибывающими, чтобы поприветствовать души верующих, отправившихся в Западный рай Амиды. Известный ранний образец, датируемый 1053 годом, изображен на внутренней части Зала Феникса Бёдо-ин, храма в Удзи, Киото. Это также считается ранним примером так называемого Ямато-э (大 和 絵, «живопись в японском стиле»), поскольку он включает элементы ландшафта, такие как мягкие холмы, которые, кажется, отражают что-то от актуальный вид ландшафта западной Японии.

Панель из Сказания о Гэндзи свиток (фрагмент) Осада дворца Сандзё

Период середины Хэйан считается золотым веком Ямато-э, которые первоначально использовались в основном для раздвижных дверей (fusuma ) и складных ширм (byōbu ). Однако новые форматы живописи также вышли на первый план, особенно к концу периода Хэйан, в том числе эмакимоно, или длинные иллюстрированные рукописные свитки. Разновидности эмакимоно включают иллюстрированные романы, такие как Гэндзи Моногатари, исторические труды, такие как Ban Dainagon Ekotoba, и религиозные произведения. В некоторых случаях художники эмаки использовали условные обозначения изобразительного повествования, которые использовались в буддийском искусстве с древних времен, в то время как в других случаях они разрабатывали новые способы повествования, которые, как считается, визуально передают эмоциональное содержание основного повествования. Гэндзи Моногатари разделен на отдельные эпизоды, в то время как более живой Ban Dainagon Ekotoba использует непрерывный режим повествования, чтобы подчеркнуть поступательное движение повествования. Эти два эмаки также различаются стилистически: быстрые мазки кисти и легкая окраска Ban Dainagon резко контрастируют с абстрактными формами и яркими минеральными пигментами свитков Гэндзи. Осада дворца Сандзё - еще один известный пример этого типа живописи.

Е-маки также служат одними из самых ранних и величайших примеров («женские рисунки») и («мужские рисунки») и стилей живописи. У этих двух стилей есть много отличий. Хотя эти термины, кажется, предполагают эстетические предпочтения каждого пола, историки японского искусства давно обсуждают фактическое значение этих терминов, и они остаются неясными. Возможно, наиболее легко заметить различия в предметах. Онна-э, воплощенный в повествовании о свитке рук Гэндзи, обычно имеет дело с придворной жизнью и придворными романами, в то время как отоко-э часто имеет дело с историческими или полулегендарными событиями, особенно с битвами.

Период Камакура (1185–1333)

Эти жанры продолжались до периода Камакура Японии. Ярким примером этого стиля искусства является картина под названием «Ночная атака на дворец Сандзё», поскольку она была полна ярких цветов, деталей и отличной визуализации из романа под названием «Хэйдзи Моногатари». Различные виды Э-маки продолжались. быть произведенным; однако период Камакура был более характерен искусством скульптуры, чем живописи. '' Период Камакура продолжался с конца двенадцатого до четырнадцатого века. Это было время художественных произведений, таких как картины, но в основном скульптуры, которые приносили более реалистичное изображение жизни и ее аспектов того времени. В каждой из этих статуй было задействовано множество жизненных черт при их создании. Многие скульптуры включали носы, глаза, отдельные пальцы и другие детали, которые были новыми для скульптуры в искусстве.

Поскольку большинство картин в периоды Хэйан и Камакура имеют религиозный характер, подавляющее большинство написано анонимными художниками. Но есть один художник, который известен своим совершенством в этом новом художественном стиле периода Камакура. Его звали Ункей, и в конце концов он освоил этот вид скульптурного искусства и открыл собственную школу под названием Kei School. С течением времени в эту эпоху «произошло возрождение еще более ранних классических стилей, импорт новых стилей с континента и, во второй половине периода, развитие уникальных восточно-японских стилей, сосредоточенных вокруг эпохи Камакура» ( Скульптура периода Камакура, Токийский национальный музей)

Период Муромати (1333–1573)

Правая панель экрана «Сосновые деревья» (Сёрин-дзу byōbu, 松林 図 屏風) Хасэгава Тохаку, ок. 1595 Пейзаж от Сэссю Тёё

В течение 14 века развитие великих дзэн монастырей в Камакура и Киото имело большое влияние на изобразительное искусство. Суйбокуга, суровый монохромный стиль рисования тушью, появившийся в Сун и династии Юань Китай в значительной степени заменил полихромные свитки предыдущего периода, хотя некоторые полихромные портреты остались - первичные в виде чинсо-росписи дзенских монахов. Типичным для такой живописи является изображение жрецом-художником Кау легендарного монаха Кенсу (по-китайски Сянь-цзы) в момент достижения им просветления. Этот вид живописи был выполнен быстрыми мазками и минимумом деталей.

Поймать сома тыквой (находится в Тайдзо-ин, Мёсин-дзи, Киото), художник-священник Джозетсу, знаменует собой поворотный момент в живописи Муромати. На переднем плане на берегу ручья изображен мужчина с маленькой тыквой, смотрящий на большого скользкого сома. Туман заполняет середину, а на заднем плане горы кажутся далекими вдалеке. Принято считать, что «новый стиль» картины, выполненной около 1413 года, относится к более китайскому ощущению глубокого космоса внутри картинной плоскости.

К концу 14 века монохромные пейзажи (山水画 sansuiga ) нашли покровительство правящей семьи Асикага и были предпочитал жанр среди художников дзэн, постепенно переходя от китайских корней к более японскому стилю. Дальнейшим развитием пейзажной живописи стал свиток с изображением стихотворения, известный как сигадзику.

. Ведущие художники периода Муромати - художники-священники Шубун и Сесшу. Сюбун, монах храма Киото Сёкоку-дзи, создал на картине Читая в бамбуковой роще (1446) реалистичный пейзаж с глубоким уходом в космос. Сэссю, в отличие от большинства художников того периода, смог отправиться в Китай и изучить китайскую живопись у ее истоков. Пейзаж четырех сезонов (Sansui Chokan; ок. 1486) - одна из самых совершенных работ Сесю, изображающая непрерывный пейзаж в течение четырех сезонов.

В поздний период Муромати живопись тушью мигрировала из монастырей Дзэн в мир искусства в целом, поскольку художники из школы Кано и (ja: 阿 弥) ) принял стиль и темы, но представил более пластичный и декоративный эффект, который сохранится в наше время.

Важные художники периода Муромати в Японии:

Период Адзути – Момояма (1573–1615)

Резко контрастирует с предыдущий период Муромати, период Адзути-Момояма, характеризовался грандиозным полихромным стилем с широким использованием золотой и серебряной фольги, которая применялась в картинах, одежде, архитектуре и т. д.; В отличие от известного многим щедрого стиля, военная элита поддерживала деревенскую простоту, особенно в форме чайной церемонии, когда в подобной обстановке использовались обветренные и несовершенные предметы. С этого периода началось объединение «враждующих» лидеров под властью центрального правительства. Первоначальной датировкой этого периода часто считается 1568 год, когда Нобунага вошел в Киото, или 1573 год, когда последний сёгун Асикага был удален из Киото. Школа Кано, которой покровительствовали Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу и их последователи, значительно увеличилась в размерах и престиже. Кано Эйтоку разработал формулу создания монументальных пейзажей на раздвижных дверях, окружающих комнату. Эти огромные ширмы и настенные росписи были заказаны для украшения замков и дворцов военной знати. В частности, в период с 1576 по 1579 год в Нобунаге был построен огромный замок, который оказался одной из самых больших художественных проблем для Кано Эйтоку. Его преемник Тоётоми Хидэёси также построил в этот период несколько замков. Эти замки были одними из самых важных художественных произведений, когда дело доходило до экспериментов в тот период. Эти замки олицетворяют силу и уверенность лидеров и воинов новой эпохи. Этот статус сохранялся и в последующий период Эдо, поскольку бакуфу Токугава продолжал продвигать произведения школы Кано как официально санкционированное искусство для сёгунов, даймё и Императорский двор.

Однако художники и направления, не относящиеся к школе Кано, существовали и развивались и в период Адзути-Момояма, адаптируя китайские темы к японским материалам и эстетике. Одной из важных групп была школа Тоса, которая развивалась в основном из традиции ямато-э и была известна в основном небольшими произведениями и иллюстрациями литературных классиков в книжном или эмаки формате.

Среди выдающихся художников периода Адзути-Момояма:

Кано Эйтоку (1543–1590) Хасэгава Тохаку (1539–1610) Кайхо Юсё (1533–1615)

Период Эдо (1603–1868)

Свитки каллиграфии Бодхидхармы Хакуина Экаку (1685-1768) Фудзин (бог ветра) автор Огата Коурин Часть серии Ито Дзакучу

Многие историки искусства показывают период Эдо как продолжение периода Адзути-Момояма. Конечно, в ранний период Эдо многие из предшествующих тенденций в живописи продолжали оставаться популярными; Однако возник ряд новых тенденций.

Одной очень важной школой, возникшей в ранний период Эдо, была школа Ринпа, которая использовала классические темы, но представила их в смелом и щедро декоративном формате. Сотацу, в частности, развил декоративный стиль, воссоздав темы из классической литературы, используя ярко окрашенные фигуры и мотивы из мира природы на фоне сусального золота. Спустя столетие Корин переработал стиль Сотацу и создал уникальные визуально великолепные работы.

Еще одним важным жанром, зародившимся в период Адзути-Момояма, но достигшим полного развития в период раннего Эдо, было искусство Намбана, как в изображении экзотических иностранцев, так и в использовании экзотический иностранный стиль в живописи. Этот жанр был сосредоточен вокруг порта Нагасаки, который после начала политики национального уединения сёгуната Токугава был единственным японским портом, оставшимся открытым для иностранных торговля, и, таким образом, была каналом, по которому китайские и европейские художественные влияния пришли в Японию. Картины этого жанра включают картины школы Нагасаки, а также школы Маруяма-Сидзё, в которых китайские и западные влияния сочетаются с традиционными японскими элементами.

Третьей важной тенденцией в период Эдо был подъем жанра бунджинга (литературная живопись), также известного как школа нанга (школа южной живописи). Этот жанр зародился как подражание работам китайских художников-любителей из династии Юань, чьи работы и техники пришли в Японию в середине XVIII века. Мастер Куваяма Гёкусу был самым большим сторонником создания стиля бундзин. Он предположил, что полихроматические пейзажи следует рассматривать на том же уровне, что и монохромные картины китайских литераторов. Кроме того, он включил некоторых японских художников-традиционалистов, таких как Таварая Сотацу и Огата Корин из группы Ринпа, в число основных представителей Нанга. Позже художники бунджинга значительно изменили как технику, так и тематику этого жанра, чтобы создать смесь японского и китайского стилей. Образцами этого стиля являются Айк-но Тайга, Урагами Гёкудо, Йоса Бусон, Таномура Чикуден, Тани Банчо и Ямамото Байицу.

Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токугава роскошные режимы этих жанров и стилей были в основном ограничены высшими слоями общества и были недоступны, если не фактически запрещены. низшие классы. Простые люди разработали отдельный вид искусства, (風俗 画, Жанровое искусство ), в котором живопись, изображающая сцены из повседневной жизни простых людей, особенно простых людей, кабуки были популярны театр, проститутки и пейзажи. Эти картины в 16 веке привели к появлению картин и гравюр на дереве укиё-э.

. Среди выдающихся художников периода Эдо:

Довоенный период (1868–1945)

Курода Сэйки, Лейксайд, 1897, холст, масло, Мемориальный зал Курода, Токио Ёритомо в Пещера Маэда Сейсон

довоенный период отмечен разделением искусства на конкурирующие европейские стили и традиционные местные стили.

В течение периода Мэйдзи Япония претерпела огромные политические и социальные изменения в ходе кампании европеизации и модернизации, организованной правительством Мэйдзи. Живопись в западном стиле (Ёга ) официально поощрялась правительством, которое отправляло перспективных молодых художников на учебу за границу и нанимало иностранных художников, чтобы они приехали в Японию для создания художественной программы в Японские школы.

Однако после первоначального всплеска энтузиазма по поводу искусства западного стиля маятник качнулся в противоположном направлении, и его возглавили искусствовед Окакура Какузо и педагог Эрнест Феноллоса, возродилось понимание традиционных японских стилей (Нихонга ). В 1880-х годах искусство западного стиля было запрещено на официальных выставках и подвергалось жесткой критике со стороны критиков. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль нихонга развился под влиянием европейского прерафаэлитского движения и европейского романтизма.

Художники стиля Ёга сформировали Мэйдзи Бидзюцукай (Общество изящных искусств Мэйдзи), чтобы удерживать собственные выставки и способствовать возобновлению интереса к западному искусству.

В 1907 году, с учреждением Bunten под эгидой Министерства образования, обе конкурирующие группы нашли взаимное признание и сосуществование и даже начали процесс к взаимному синтезу.

Период Тайсё ознаменовался преобладанием Йога над Нихонга. После длительного пребывания в Европе многие художники (в том числе Арисима Икума) вернулись в Японию во время правления Ёсихито, принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма. Работы Камиля Писсарро, Поля Сезанна и Пьера-Огюста Ренуара оказали влияние на живопись периода раннего Тайсё. Однако художники йога периода Тайсё также были склонны к эклектизму, и было множество диссидентских художественных движений. В их число входило Общество Фусейнов (Фюзанкай), которое уделяло особое внимание стилям постимпрессионизма, особенно фовизму. В 1914 году возникло Nikakai (Общество второго дивизиона), которое выступило против спонсируемой правительством выставки Bunten.

Японская живопись периода Тайсё лишь слегка испытала влияние других современных европейских движений, таких как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм.

Однако к середине 20-х годов прошлого века Нихонга возродился, переняв определенные тенденции постимпрессионизма. Второе поколение художников Нихонга сформировало Японскую академию изящных искусств (Нихон Бидзюцуин), чтобы соревноваться с спонсируемым правительством Бунтэном, и хотя традиции ямато-э оставались сильными, все более широкое использование западной перспективы, и западные концепции пространства и света начали стирать различие между Нихонга и йога.

В японской живописи довоенного периода Сёва в основном доминировали Сотаро Ясуи и Рюзабуро Умехара, которые представили концепции и абстрактная живопись к традиции нихонга, и таким образом создала более интерпретируемую версию этого жанра. Эта тенденция была развита Леонардом Фуджитой и Обществом Ника, чтобы охватить сюрреализм. Для продвижения этих тенденций в 1931 году была создана Независимая художественная ассоциация (Dokuritsu Bijutsu Kyokai).

Во время Второй мировой войны правительственный контроль и цензура означали, что только патриотические темы могли быть выражены. Многие художники были привлечены к государственной пропаганде, и критическая безэмоциональная оценка их работ только начинается.

Среди выдающихся художников довоенного периода:

Послевоенный период (1945 – настоящее время)

В послевоенный период спонсировалось правительством Японская художественная академия (Нихон Гэйджуцуин) была образована в 1947 году и состояла из отделений нихонга и йога. Государственное спонсирование художественных выставок прекратилось, но было заменено частными выставками, такими как Nitten, в еще большем масштабе. Хотя изначально выставка Nitten была выставкой Японской академии художеств, с 1958 года она находится в ведении отдельной частной корпорации. Участие в Nitten стало почти предпосылкой для номинации в Японскую академию художеств, что само по себе является почти неофициальной предпосылкой для номинации в Орден культуры.

Искусство Эдо и довоенный период (1603–1945) поддерживался купцом и горожанами. В противовес Эдо и довоенному периоду стало популярным искусство послевоенного периода. После Второй мировой войны художники, каллиграфы и граверы процветали в больших городах, особенно в Токио, и были заняты механизмами. городской жизни, отраженной в мерцающих огнях, неоновых цветах и ​​неистовом ритме их абстракций. Все «измы» арт-мира Нью-Йорка и Парижа были горячо приняты. После абстракций 1960-х, 1970-е стали свидетелями возвращения к реализму, сильно приправленным движениями «оп» и «поп», воплощенными в 1980-х годах во взрывоопасных произведениях Ушио Шинохара. Многие такие выдающиеся художники-авангардисты работали как в Японии, так и за рубежом, получая международные премии. Эти художники чувствовали, что в их работах нет «ничего японского», и что они действительно принадлежали к международной школе. К концу 1970-х годов поиски японских качеств и национального стиля заставили многих художников пересмотреть свою художественную идеологию и отвернуться от того, что некоторые считали пустыми формулами Запада. Современные картины в рамках современной идиомы начали сознательно использовать традиционные японские художественные формы, приемы и идеологии. Многие художники моно-ха обратились к живописи, чтобы воссоздать традиционные нюансы пространственной аранжировки, цветовой гармонии и лиризма.

Живопись в японском стиле или нихонга продолжается в довоенной манере, обновляя традиционные выражения, сохраняя при этом свой внутренний характер. Некоторые художники в этом стиле до сих пор рисуют на шелке или бумаге с традиционными цветами и чернилами, в то время как другие использовали новые материалы, такие как акрил.

Многие из старых школ искусства, в первую очередь из Эдо и довоенный период все еще практиковались. Например, декоративный натурализм школы римпа, характеризующийся яркими чистыми цветами и кровоточащими мазками, нашел отражение в творчестве многих художников послевоенного периода в искусстве 1980-х годов. Реализм школы Маруямы Окё и каллиграфический и спонтанный японский стиль джентльменов-ученых были широко распространены в 1980-х годах. Иногда все эти школы, а также более старые, такие как школа Кано чернильные традиции, были заимствованы современными художниками в японском стиле и в современной идиоме. Многие художники японского стиля были удостоены наград и премий в результате возобновления популярного спроса на искусство в японском стиле, начиная с 1970-х годов. Современные художники со всего мира все больше и больше обращаются к японским школам, отвернувшимся от западных стилей в 1980-х годах. Была тенденция синтезировать Восток и Запад. Некоторые художники уже преодолели разрыв между ними, как и выдающийся художник Шинода Токо. Ее смелые абстракции тушью суми были вдохновлены традиционной каллиграфией, но реализованы как лирические выражения современной абстракции.

В Японии также есть ряд современных художников, чьи работы в значительной степени вдохновлены субкультурами аниме и другими аспектами популярной и молодежной культуры. Такаши Мураками, пожалуй, один из самых известных и популярных из них, наряду с другими артистами в его коллективе Kaikai Kiki. Его работа сосредоточена на выражении проблем и опасений послевоенного японского общества через то, что обычно кажется безобидным. Он в значительной степени опирается на аниме и связанные с ним стили, но создает картины и скульптуры в средствах массовой информации, более традиционно связанных с изобразительным искусством, намеренно стирая границы между коммерческим и популярным искусством и изобразительным искусством.

Среди выдающихся художников послевоенного периода:

См. Также
Примечания
Викискладе есть медиафайлы, связанные с картинами из Японии.
Ссылки
  • Кин, Дональд. Рассвет на западе. Издательство Колумбийского университета; (1998). ISBN 0-231-11435-4
  • Мейсон, Пенелопа. История японского искусства. Прентис Холл (2005). ISBN 0-13-117602-1
  • Пейн, Роберт Трит, в: Paine, RT Soper A, "Искусство и архитектура Японии", Pelican History of Art, 3-е изд 1981, Penguin (ныне Йельская история искусства), ISBN 0140561080
  • Садао, Цунеко. Открывая искусство Японии: исторический обзор. Kodansha International (2003). ISBN 4-7700-2939-X
  • Шаап, Роберт, Кисть с животными, японская живопись, 1700-1950, Бергейк, Общество японского искусства Hotei Publishing, 2007. ISBN 978-90-70216-07-8
  • Schaarschmidt Richte. Живопись современного японского искусства с 1910 года. Издание Stemmle. ISBN 3-908161-85-1
  • Уотсон, Уильям, Великая выставка Японии: Искусство периода Эдо, 1600-1868, 1981, Королевская академия художеств / Weidenfeld Nicolson
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:20:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте