Яковлев Як-42

редактировать
Трехмоторный реактивный среднемагистральный авиалайнер выпуска 1979-2003 гг.
Як-42
Центр-Авиа Яковлев Як-42 42385 Misko.jpg
Центр-Авиа Як- 42Д в 2006 г.
РольУзкофюзеляж Реактивный авиалайнер
Конструкторская группаЯковлев
ПостроенСаратовским авиационным заводом
Первый полет7 марта 1975 г.
Введение22 декабря 1980 г.
СтатусВ эксплуатации
Основные пользователиИжавиа. ЮТэйр Карго. КрасАвиа. Туруха n Авиакомпания
Произведен1979–2003
Построен185
Разработан на базеЯковлев Як-40

Яковлев Як-42 (Русский : Яковлев Як-42; по классификации НАТО : «Clobber ») - это 100/120-местный трехмоторный пассажирский самолет средней дальности. Это был первый авиалайнер, произведенный в Советском Союзе, оснащенный современными двухконтурными двигателями ТРДД.

Содержание
  • 1 Конструкция и разработка
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Испытания
    • 2.2 В эксплуатации
  • 3 Варианты
  • 4 Операторы
  • 5 Несчастные случаи и происшествия
  • 6 Технические характеристики (Як-42Д)
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Проектирование и разработка
Як-42, вид сзади с задней стороны аэродром, развернутый Яковлев Як-42Д авиакомпании «Львовские авиалинии»

В 1972 году Яковлева КБ приступило к работе над авиалайнером малой и средней дальности, способным перевозить 100–120 пассажиров. Он должен был заменить самолет Туполев Ту-134, а также Ильюшин Ил-18, Антонов Ан-24 и Ан. -26 турбовинтовые авиалайнеры. Хотя новый авиалайнер должен был работать с относительно небольших аэродромов, сохраняя при этом хорошую экономичность, поскольку многие советские аэропорты были модернизированы для размещения более совершенных самолетов, он не должен был иметь такую ​​же способность работать с травяных полос, как меньший <156 Яковлева.>Як-40. Это требование привело к созданию самого большого, самого тяжелого и самого мощного самолета, спроектированного Яковлевым, пока в 2017 году не взлетел еще более крупный MC-21.

Первоначальные проектные предложения включали авиалайнер с прямым крылом. двумя турбовентиляторными двигателями Соловьев Д-30 и напоминающими увеличенный Як-40, но от него отказались, так как он считался неконкурентоспособным по сравнению с западными авиалайнерами с высокой степенью двухконтурности ТРДД. Яковлев остановился на конструкции, оснащенной тремя новыми трехвальными ТРДД Лотарев Д-36 с большим байпасом, которые должны были обеспечивать тягу 63,90 кН (14 330 фунтов силы). В отличие от Як-40, новый авиалайнер имел бы стреловидные крылья.

Як-42 - это низкокрылый моноплан цельнометаллической конструкции с расчетным ресурсом 30 000 лет. часовые полеты. Он имеет герметизированный фюзеляж круглого сечения с кабиной, рассчитанной на перевозку 120 пассажиров при расположении шести рядов (или 100 пассажиров для местных служб с большим пространством, выделенным для ручной клади и размещения пальто). Самолетом управляет летный экипаж из двух пилотов, сидящих бок о бок в кабине пилота перед кабиной. Доступ осуществляется через два трапа, один в нижней части задней части фюзеляжа, как у Як-40, и один в носовой части кабины по левому борту. Под кабиной расположены два отсека для перевозки багажа, груза и почты.

Все прототипы имели основные стойки шасси с двумя колесами на каждом, с первого серийного самолета были внедрены четыре основных колеса. Компоновка крыла претерпела значительные изменения в процессе проектирования: первый прототип строился с стреловидностью крыла 11 градусов, а второй прототип - с стреловидностью 23 градуса. После оценки для производства был выбран второй прототип большей стреловидности. Ранние самолеты имели чистую переднюю кромку крыла без рулевых поверхностей и гладкую заднюю кромку закрылков. Это изменилось в более поздних самолетах, которые были оснащены предкрылками передней кромки с прорезями на задней кромке закрылков.

Два двигателя были установлены в отсеках по обе стороны от задней части фюзеляжа, а третий встроена в хвостовую часть фюзеляжа, снабжается воздухом через воздухозаборник «S-образный канал ». Вспомогательная силовая установка (ВСУ) также установлена ​​в задней части фюзеляжа. Реверсеры тяги не установлены. Самолет имеет Т-образное оперение, с вертикальным оперением и горизонтальной стреловидностью.

История эксплуатации

Испытания

Первый из трех Опытные образцы с крылом 11 градусов и зарегистрированным СССР-1974 совершили первый полет 7 марта 1975 года. За ним последовал второй прототип (СССР-1975) с 23-градусным крылом. крыло и кабина с 20 рядами окон вместо 17 у первого прототипа и третий прототип (СССР-1976) с улучшенным противообледенительным оборудованием.

На вооружении

Як-42 Аэрофлота Парижский авиасалон 1977 года

Первый серийный самолет был завершен 28 апреля 1978 года, первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Аэрофлот Москва - Краснодар состоялся 22 декабря. 1980. Производство сначала было медленным, к середине 1981 года было совершено всего 10 самолетов. Первые самолеты были рассчитаны на 120 мест по схеме «три плюс три». Вскоре он был заменен на секцию первого класса с двумя плюс двумя местами для сидения и основной салон на 96 мест, что дало в общей сложности 104 места.

В первый год эксплуатации Як-42 Аэрофлота перевозил самолеты. 200000 пассажиров, в основном на маршрутах из Москвы, а также на международных рейсах из Ленинграда в Хельсинки и из Донецка в Прага, с планируется ввести в более широкую эксплуатацию во всем парке Аэрофлота. Однако 28 июня 1982 г. хвостовой оперение отделилось от Як-42 Аэрофлота в полете из-за отказа привода винтовой домкрат, в результате чего самолет потерпел фатальную аварию рядом с Мозырь. В результате тип был остановлен, и не вернулся в строй до октября 1984 года.

Экспортный заказ на семь самолетов был объявлен в 1982 году Авиогенекс из Югославии, но договор истек. Появление с 1991 года варианта Як-42Д с большей дальностью полета привело к увеличению экспортных продаж в Боснию, Китай, Кубу и Иран. Всего на 1 января 1995 года было выпущено 185 Як-42, в том числе 105 Як-42Д.

Варианты
Як-42

Исходный серийный вариант. Максимум. взлетная масса 54 000 кг (119 050 фунтов).

Як-42МЛ

Версия с модифицированной авионикой для международного использования (международные линии - международные службы). Поступил на вооружение в июле 1981 г. на маршруте Ленинград - Хельсинки.

Як-42Д

Дальний вариант (Дальний - дальний) с увеличенным запасом топлива. В производстве заменен стандартный Як-42.

Кабина Як-42Д
Як-142

Производная от Як-42Д с модернизированной, западной AlliedSignal авионикой, спойлеры для более быстрого спуска и увеличенная дверь кабины для установки реактивного мостика. Также обозначается Як-42А, Як-42-100 и Як-42Д-100 .

Як-42Р

Як-42, используемый в качестве испытательного стенда для РЛС для Яковлев Як-141 Истребитель.

Як-42Ф

Переделка Як-42 для геофизических исследований и мониторинга окружающей среды. Оснащен большими подкрыльевыми блоками с электрооптическими датчиками.

Як-42ЛЛ

Переделка в качестве испытательного стенда для двигателя Прогресс Д-236 винтовой вентилятор. Одноместный D-236 (мощностью 8 090 кВт (10850 л.с.)) установлен вместо двигателя правого борта на специальной опоре, чтобы обеспечить достаточный зазор для гребных винтов 4,2 м (13 футов 9 дюймов). Первый полет 15 марта 1991 года.

Як-42М

Спроектированный, но не построенный удлиненный авиалайнер. Планируется оснащение тремя ТРДД "Прогресс Д-436 ", удлиненным фюзеляжем и новыми крыльями. Разработан Як-242.

Як-242

Доработанный Як-42М, с двумя подкрыльевыми ТРДД «Авиадвигатель ПС-90 ». Конструкция трансформировалась в Иркут МС-21.

Эксплуатанты

По состоянию на июль 2019 года 22 Як-42 оставались в эксплуатации коммерческих авиакомпаний. Операторы: Ижавиа (8), КрасАвиа (10) и (4).

Несчастные случаи и происшествия

По состоянию на 15 февраля 2018 г. девять произошли катастрофы Як-42 со смертельным исходом, погибло 570 человек.

ДатаНомер хвостаМестоположениеПострадавшиеОписаниеСсылки
28 июня 1982 г.СССР-42529Советский Союз в районе Мозырь 132/132Аэрофлот Рейс 8641 потерял управление, вошел в пикирование и развалился в воздухе из-за отказа винтового механизма в хвостовой части из-за усталости металла, вызванной конструктивными недостатками. Все Як-42 были заземлены до устранения конструктивного недостатка. Это самая смертоносная катастрофа Як-42 и самая смертоносная авиакатастрофа в Беларуси на сегодняшний день.
1986СССР-42536Советский Союз Аэропорт Быково 0Самолет использовался для тренировки сил безопасности, когда вспышка грома загорелась внутри. Самолет сгорел.
14 сентября 1990 г.СССР-42351Советский Союз в районе аэропорта Кольцово 4/129Рейс 8175 Аэрофлота ударил деревья в 1700 м (5600 футов) от взлетно-посадочная полоса и развалилась после того, как пилот намеренно отклонился от схемы захода на посадку во время захода на посадку в Свердловск поздно ночью из Волгограда.
31 июля 1992 г.B-2755Китай аэропорт Нанкин 108/126рейс 7552 China General Aviation поднялся на высоту 60 м (200 футов), потерян управления и врезался в пруд на расстоянии 600 м (2000 футов) от взлетно-посадочной полосы.
20 ноября 1993 г.RA-42390Северная Македония около аэропорта Охрида 116/116Авиаимпекс, рейс 110, в плохую погоду ударился о гору недалеко от Охрида.. Рейс был перенаправлен в Охрид из-за сильного снегопада в предполагаемом пункте назначения Скопье. Самолет попытался второй заход на посадку, когда потерпел крушение. Македонские следователи заявили, что причиной был неисправный радиомаяк VOR и ошибка пилота, в то время как Россия заявила, что причиной аварии стало недоразумение со стороны УВД. Самолет был арендован у Саравии.
17 декабря 1997 г.UR-42334Греция Пиерийские горы 70/70Рейс 241 Аэросвита врезался в гору Пенте Пигадия из-за ошибки пилота. Самолет не заходил на посадку по ILS и выполнял уход на второй круг. Самолет не выполнил процедуру захода на посадку по ILS, взяв курс на юго-юго-запад вместо севера, врезавшись в гору на высоте 3300 футов (1000 м).
25 декабря 1999 г.CU-T1285Венесуэла Бежума 22/22Cubana de Aviación Рейс 310 на подходе сбился с холма после того, как пилот сообщил по рации, что он спускался с 8000 футов (2400 м) до 4000 футов (1200 м).
26 мая 2003 г.UR-42352Турция около Трабзон 75/75Рейс 4230 UM Airlines врезался в гору в тумане из-за пилота ошибка. 62 испанских солдата, члены миссии ISAF, действовавшие в Афганистане, были среди убитых.
7 сентября 2011 г.RA-42434Россия в районе Ярославля 44/45Рейс 9633 «Як-Сервис» в направлении Минска из Ярославля. КХЛ хоккейная команда России Локомотив Ярославль. Самолет заглох и разбился при взлете из-за ошибки пилота.
Технические характеристики (Як-42Д)

Данные из Brassey's World Aircraft Systems Directory 1999/2000.

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 пилота плюс дополнительный бортинженер
  • Вместимость : до 120 пассажиров (обычно восемь первого класса и 96 эконом-класса)
  • Длина: 36,38 м (119 футов 4 дюйма)
  • Размах крыла: 34,88 м (114 футов 5 дюймов)
  • Высота: 9,83 м (32 фута 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 150 м (1600 квадратных футов)
  • Профиль :корень: ЦАГИ СР-9 (8,5 %); наконечник: ЦАГИ СР-9 (6,5%)
  • Масса пустого: 33 000 кг (72 753 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 57 500 кг (126 766 фунтов)
  • Силовая установка: 3 × Лотарев Д-36 ТРДД, тяга 63,75 кН (14330 фунт-сила) каждый

Характеристики

  • Максимальная скорость: 810 км / ч (500 миль / ч, 440 узлов)
  • Крейсерская скорость: 740 км / ч (460 миль / ч, 400 узлов)
  • Диапазон: 4000 км (2500 миль, 2200 миль)
  • Практический потолок : 9,600 м (31,500 футов)
См. Также

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурация, и эпоха

Связанные списки

Ссылки
  • «Аэрофлот завершил год эксплуатации Як-42. «. Flight International, 30 января 1982 г., стр. 208.
  • Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Яковлева: История КБ и его самолетов. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN 1-85780-203-9.
  • Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Яковлева с 1924 года. Лондон, Великобритания: Putnam Aeronautical Books, 1997. ISBN 1-55750-978-6.
  • Тейлор, Джойн WR Jane's All The World's Aircraft 1982–83. Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2.
  • Тейлор, Всемирный справочник самолетов и систем Майкла Дж. Х. Брэсси, 1999/2000. Лондон: Brassey's, 1999. ISBN 1-85753-245-7.
  • Тисделл, Дэн и Моррис, Роб. «Всемирная перепись авиалайнеров». Flight International, Vol. 194, № 5650, 21 августа - 3 сентября 2018 г. ISSN 0015-3710. стр. 24–47.
  • Тисделл, Дэн и Сеймур, Крис. "Всемирная перепись авиалайнеров". Flight International, Vol. 196, № 5694, 30 июля - 5 августа 2019 г. ISSN 0015-3710. С. 24–47.
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Яковлев Як-42.

Последняя правка сделана 2021-06-22 09:38:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте