Як-42 | |
---|---|
Центр-Авиа Як- 42Д в 2006 г. | |
Роль | Узкофюзеляж Реактивный авиалайнер |
Конструкторская группа | Яковлев |
Построен | Саратовским авиационным заводом |
Первый полет | 7 марта 1975 г. |
Введение | 22 декабря 1980 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Ижавиа. ЮТэйр Карго. КрасАвиа. Туруха n Авиакомпания |
Произведен | 1979–2003 |
Построен | 185 |
Разработан на базе | Яковлев Як-40 |
Яковлев Як-42 (Русский : Яковлев Як-42; по классификации НАТО : «Clobber ») - это 100/120-местный трехмоторный пассажирский самолет средней дальности. Это был первый авиалайнер, произведенный в Советском Союзе, оснащенный современными двухконтурными двигателями ТРДД.
В 1972 году Яковлева КБ приступило к работе над авиалайнером малой и средней дальности, способным перевозить 100–120 пассажиров. Он должен был заменить самолет Туполев Ту-134, а также Ильюшин Ил-18, Антонов Ан-24 и Ан. -26 турбовинтовые авиалайнеры. Хотя новый авиалайнер должен был работать с относительно небольших аэродромов, сохраняя при этом хорошую экономичность, поскольку многие советские аэропорты были модернизированы для размещения более совершенных самолетов, он не должен был иметь такую же способность работать с травяных полос, как меньший <156 Яковлева.>Як-40. Это требование привело к созданию самого большого, самого тяжелого и самого мощного самолета, спроектированного Яковлевым, пока в 2017 году не взлетел еще более крупный MC-21.
Первоначальные проектные предложения включали авиалайнер с прямым крылом. двумя турбовентиляторными двигателями Соловьев Д-30 и напоминающими увеличенный Як-40, но от него отказались, так как он считался неконкурентоспособным по сравнению с западными авиалайнерами с высокой степенью двухконтурности ТРДД. Яковлев остановился на конструкции, оснащенной тремя новыми трехвальными ТРДД Лотарев Д-36 с большим байпасом, которые должны были обеспечивать тягу 63,90 кН (14 330 фунтов силы). В отличие от Як-40, новый авиалайнер имел бы стреловидные крылья.
Як-42 - это низкокрылый моноплан цельнометаллической конструкции с расчетным ресурсом 30 000 лет. часовые полеты. Он имеет герметизированный фюзеляж круглого сечения с кабиной, рассчитанной на перевозку 120 пассажиров при расположении шести рядов (или 100 пассажиров для местных служб с большим пространством, выделенным для ручной клади и размещения пальто). Самолетом управляет летный экипаж из двух пилотов, сидящих бок о бок в кабине пилота перед кабиной. Доступ осуществляется через два трапа, один в нижней части задней части фюзеляжа, как у Як-40, и один в носовой части кабины по левому борту. Под кабиной расположены два отсека для перевозки багажа, груза и почты.
Все прототипы имели основные стойки шасси с двумя колесами на каждом, с первого серийного самолета были внедрены четыре основных колеса. Компоновка крыла претерпела значительные изменения в процессе проектирования: первый прототип строился с стреловидностью крыла 11 градусов, а второй прототип - с стреловидностью 23 градуса. После оценки для производства был выбран второй прототип большей стреловидности. Ранние самолеты имели чистую переднюю кромку крыла без рулевых поверхностей и гладкую заднюю кромку закрылков. Это изменилось в более поздних самолетах, которые были оснащены предкрылками передней кромки с прорезями на задней кромке закрылков.
Два двигателя были установлены в отсеках по обе стороны от задней части фюзеляжа, а третий встроена в хвостовую часть фюзеляжа, снабжается воздухом через воздухозаборник «S-образный канал ». Вспомогательная силовая установка (ВСУ) также установлена в задней части фюзеляжа. Реверсеры тяги не установлены. Самолет имеет Т-образное оперение, с вертикальным оперением и горизонтальной стреловидностью.
Первый из трех Опытные образцы с крылом 11 градусов и зарегистрированным СССР-1974 совершили первый полет 7 марта 1975 года. За ним последовал второй прототип (СССР-1975) с 23-градусным крылом. крыло и кабина с 20 рядами окон вместо 17 у первого прототипа и третий прототип (СССР-1976) с улучшенным противообледенительным оборудованием.
Первый серийный самолет был завершен 28 апреля 1978 года, первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Аэрофлот Москва - Краснодар состоялся 22 декабря. 1980. Производство сначала было медленным, к середине 1981 года было совершено всего 10 самолетов. Первые самолеты были рассчитаны на 120 мест по схеме «три плюс три». Вскоре он был заменен на секцию первого класса с двумя плюс двумя местами для сидения и основной салон на 96 мест, что дало в общей сложности 104 места.
В первый год эксплуатации Як-42 Аэрофлота перевозил самолеты. 200000 пассажиров, в основном на маршрутах из Москвы, а также на международных рейсах из Ленинграда в Хельсинки и из Донецка в Прага, с планируется ввести в более широкую эксплуатацию во всем парке Аэрофлота. Однако 28 июня 1982 г. хвостовой оперение отделилось от Як-42 Аэрофлота в полете из-за отказа привода винтовой домкрат, в результате чего самолет потерпел фатальную аварию рядом с Мозырь. В результате тип был остановлен, и не вернулся в строй до октября 1984 года.
Экспортный заказ на семь самолетов был объявлен в 1982 году Авиогенекс из Югославии, но договор истек. Появление с 1991 года варианта Як-42Д с большей дальностью полета привело к увеличению экспортных продаж в Боснию, Китай, Кубу и Иран. Всего на 1 января 1995 года было выпущено 185 Як-42, в том числе 105 Як-42Д.
Исходный серийный вариант. Максимум. взлетная масса 54 000 кг (119 050 фунтов).
Версия с модифицированной авионикой для международного использования (международные линии - международные службы). Поступил на вооружение в июле 1981 г. на маршруте Ленинград - Хельсинки.
Дальний вариант (Дальний - дальний) с увеличенным запасом топлива. В производстве заменен стандартный Як-42.
Кабина Як-42ДПроизводная от Як-42Д с модернизированной, западной AlliedSignal авионикой, спойлеры для более быстрого спуска и увеличенная дверь кабины для установки реактивного мостика. Также обозначается Як-42А, Як-42-100 и Як-42Д-100 .
Як-42, используемый в качестве испытательного стенда для РЛС для Яковлев Як-141 Истребитель.
Переделка Як-42 для геофизических исследований и мониторинга окружающей среды. Оснащен большими подкрыльевыми блоками с электрооптическими датчиками.
Переделка в качестве испытательного стенда для двигателя Прогресс Д-236 винтовой вентилятор. Одноместный D-236 (мощностью 8 090 кВт (10850 л.с.)) установлен вместо двигателя правого борта на специальной опоре, чтобы обеспечить достаточный зазор для гребных винтов 4,2 м (13 футов 9 дюймов). Первый полет 15 марта 1991 года.
Спроектированный, но не построенный удлиненный авиалайнер. Планируется оснащение тремя ТРДД "Прогресс Д-436 ", удлиненным фюзеляжем и новыми крыльями. Разработан Як-242.
Доработанный Як-42М, с двумя подкрыльевыми ТРДД «Авиадвигатель ПС-90 ». Конструкция трансформировалась в Иркут МС-21.
По состоянию на июль 2019 года 22 Як-42 оставались в эксплуатации коммерческих авиакомпаний. Операторы: Ижавиа (8), КрасАвиа (10) и (4).
По состоянию на 15 февраля 2018 г. девять произошли катастрофы Як-42 со смертельным исходом, погибло 570 человек.
Дата | Номер хвоста | Местоположение | Пострадавшие | Описание | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
28 июня 1982 г. | СССР-42529 | в районе Мозырь | 132/132 | Аэрофлот Рейс 8641 потерял управление, вошел в пикирование и развалился в воздухе из-за отказа винтового механизма в хвостовой части из-за усталости металла, вызванной конструктивными недостатками. Все Як-42 были заземлены до устранения конструктивного недостатка. Это самая смертоносная катастрофа Як-42 и самая смертоносная авиакатастрофа в Беларуси на сегодняшний день. | |
1986 | СССР-42536 | Аэропорт Быково | 0 | Самолет использовался для тренировки сил безопасности, когда вспышка грома загорелась внутри. Самолет сгорел. | |
14 сентября 1990 г. | СССР-42351 | в районе аэропорта Кольцово | 4/129 | Рейс 8175 Аэрофлота ударил деревья в 1700 м (5600 футов) от взлетно-посадочная полоса и развалилась после того, как пилот намеренно отклонился от схемы захода на посадку во время захода на посадку в Свердловск поздно ночью из Волгограда. | |
31 июля 1992 г. | B-2755 | аэропорт Нанкин | 108/126 | рейс 7552 China General Aviation поднялся на высоту 60 м (200 футов), потерян управления и врезался в пруд на расстоянии 600 м (2000 футов) от взлетно-посадочной полосы. | |
20 ноября 1993 г. | RA-42390 | около аэропорта Охрида | 116/116 | Авиаимпекс, рейс 110, в плохую погоду ударился о гору недалеко от Охрида.. Рейс был перенаправлен в Охрид из-за сильного снегопада в предполагаемом пункте назначения Скопье. Самолет попытался второй заход на посадку, когда потерпел крушение. Македонские следователи заявили, что причиной был неисправный радиомаяк VOR и ошибка пилота, в то время как Россия заявила, что причиной аварии стало недоразумение со стороны УВД. Самолет был арендован у Саравии. | |
17 декабря 1997 г. | UR-42334 | Пиерийские горы | 70/70 | Рейс 241 Аэросвита врезался в гору Пенте Пигадия из-за ошибки пилота. Самолет не заходил на посадку по ILS и выполнял уход на второй круг. Самолет не выполнил процедуру захода на посадку по ILS, взяв курс на юго-юго-запад вместо севера, врезавшись в гору на высоте 3300 футов (1000 м). | |
25 декабря 1999 г. | CU-T1285 | Бежума | 22/22 | Cubana de Aviación Рейс 310 на подходе сбился с холма после того, как пилот сообщил по рации, что он спускался с 8000 футов (2400 м) до 4000 футов (1200 м). | |
26 мая 2003 г. | UR-42352 | около Трабзон | 75/75 | Рейс 4230 UM Airlines врезался в гору в тумане из-за пилота ошибка. 62 испанских солдата, члены миссии ISAF, действовавшие в Афганистане, были среди убитых. | |
7 сентября 2011 г. | RA-42434 | в районе Ярославля | 44/45 | Рейс 9633 «Як-Сервис» в направлении Минска из Ярославля. КХЛ хоккейная команда России Локомотив Ярославль. Самолет заглох и разбился при взлете из-за ошибки пилота. |
Данные из Brassey's World Aircraft Systems Directory 1999/2000.
Общие характеристики
Характеристики
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурация, и эпоха
Связанные списки
Викискладе есть материалы, связанные с Яковлев Як-42. |