Соловьев Д-30

редактировать
Д-30
Solowjow D-30 III.jpg
ТипТРДД
Национальное происхождениеСоветский Союз
ПроизводительДизайн Соловьева Бюро
Основные приложенияТуполев Ту-134. Туполев Ту-154. Микоян МиГ-31. Ильюшин Ил-76. Ильюшин Ил-62. Сухой Су-47
Разработан в

Соловьев Д-30 (ныне Авиадвигатель ПС-30 ) - советский двухвальный двухконтурный двигатель ТРДД, официально именуемый «двухконтурным ТРД ». Это, наверное, самый важный турбовентиляторный двигатель, разработанный на сегодняшний день в Советском Союзе. Разработка турбовентиляторного двигателя привела к появлению множества версий с увеличенным диаметром вентилятора и измененным расположением компонентов. Разработанный в удивительно короткие сроки (около трех лет), двигатель оказался одним из самых надежных двигателей в истории советского двигателестроения. Разработка Д-30 отмечена Государственной премией СССР.

Содержание
  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 Варианты
  • 3 Применение
  • 4 Технические характеристики
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Проектирование и разработка

Первоначальная версия Soloviev D-30 или Solowjow D-30 была разработана для питания Tupolev Tu-134. - реактивный авиалайнер средней дальности и имел характеристики, аналогичные характеристикам западных аналогов, таких как Pratt Whitney JT8D. Д-30 - двухконтурный двухконтурный турбовентиляторный газотурбинный двигатель, специально разработанный для ближнемагистральных пассажирских самолетов Ту-134, однако он также послужил базой для разработки семейства перспективных двигателей. Разработка двигателя была начата в начале 60-х годов. Тем не менее к 1966 году двигатель был запущен в серийное производство.

Двигатель Д-30 имеет двухступенчатый компрессионный золотник, кольцевую камеру сгорания и четырехступенчатую турбину. Д-30 был первым двигателем в советском моторостроении, в котором использовались охлаждаемые лопатки турбины. Турбина была изготовлена ​​из новейшего термостойкого материала того времени вместе с выхлопным соплом с лопастным смесителем. По техническим параметрам и эффективности Д-30 был конкурентоспособным и аналогичным западным двигателям того периода.

В 1969 году была создана модернизированная версия двигателя Д-30 серии II, с основным отличием. добавление реверсора тяги и улучшенной системы управления. Двигатель производился с 1970 по 1987 год и использовался на самолетах Ту-134ФА, Ту-134Б, Ту-134АК.

В 1980 году двигатель Д-30 III серии, дальнейшее усовершенствование, был создан с максимальная тяга 6930 кгс (с сохранением до до = + С). Увеличено количество ступеней компрессора двигателя до 5, увеличен запас газодинамической устойчивости, внедрена система защиты от разгона двигателя и перегрева газа по температуре. Двигатель Д-30 третьей серии выпускался в 1983–1993 годах. Эти двигатели устанавливались на пассажирские авиалайнеры Ту-134-А-3, Ту-134Б-3, Ту-134УБ-Л. Ядро Д-30 третьей серии также было положено в основу создания газотурбинных установок для топливно-энергетического комплекса России.

Соловьев Д-30 производился в различных модификациях на Пермском моторном заводе. (ныне ОАО «ОДК-ПМ»). Всего на этом двигателестроительном заводе было изготовлено около 3000 единиц двигателей Д-30 (серии I - III).

Варианты
Д-30КУ

Двигатель Д-30КУ способен генерировать 11000 кгс на взлете и разработан в 1971 году для замены двигателя НК-8-4 на дальнемагистральных самолетах Ил-62. У этого межконтинентального авиалайнера были некоторые трудности с преодолением океанических маршрутов из-за недостаточной дальности полета. Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение установить на самолет более новые двигатели с меньшим удельным расходом топлива. Максимальная дальность полета самолета Ил-62М с Д-30КУ увеличена на 1500 км по сравнению с базовой моделью с НК-8-4. В отличие от базового Д-30, Д-30КУ имеет повышенную степень двухконтурности и более высокую температуру на входе в турбину. Первый компрессорный золотник имеет 3 ступени, второй - 11 ступеней, однако конструкция камеры сгорания аналогична конструкции Д-30. Горячая секция турбины имеет всего 6 ступеней, сопло является общим для обоих потоков и имеет лопастной смеситель и камеру смешения. Двигатель Д-30КУ стал первым в СССР авиационным двигателем с ковшовым реверсом тяги. Всего на Рыбинском моторном заводе (ныне ПАО НПО «ОДК-Сатурн») под надзором Пермского конструкторского бюро было изготовлено 1584 двигателя Д-30КУ.

Д-30КП

Подобно Д-30КУ, новый Для военно-транспортного самолета Ил-76 разработан вариант двигателя Д-30КП с тягой 12000 кгс. Разработка была завершена к концу 60-х годов. В 1971 году руководству страны был продемонстрирован Ил-76МД с двигательной установкой на базе четырех Д-30КП. В 1972 году двигатель прошел сертификационные испытания, а затем был представлен публике на очередном международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция). К 1974 году двигатель был принят на вооружение не только самого военного Ил-76, но и многочисленных модификаций: самолет-заправщик Ил-78, «самолет-госпиталь» Ил-76МД Скальпель, самолет дальнего обнаружения и управления А-50, тренажер невесомости. Ил-76К, бортовой испытательный стенд Ил-76ЛЛ для летных испытаний авиадвигателей и др. Д-30КП был идентичен своему предшественнику Д-30КУ - оба двухконтурных ТРДД. Двигатель отличается только более высокой температурой газа на входе в турбину и повышенной степенью давления компрессора и степенью перепуска. Оснащенный четырьмя двигателями Д-30КП, Ил-76 способен поднимать полезную нагрузку 40 тонн (88000 фунтов) на дальность 5000 км (2700 миль; 3100 миль) с крейсерской скоростью до 900 км / час. Двигатели Д-30КП производились в городе Рыбинске (Ярославская область) на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне НПО «ОДК-Сатурн»). Производство двигателей Д-30КП для военных нужд продолжается и по сей день. Всего было изготовлено более 4700 двигателей Д-30КП.

Д-30КУ-154

Успешная замена двигателей на дальнемагистральном Ил-62 подтолкнула руководство Минпромпрома СССР к провести модернизацию еще одного популярного самолета - среднемагистрального пассажирского лайнера Ту-154. В конечном итоге Ту-154М с двигателем Д-30КУ-154 до конца ХХ века составлял основу советской гражданской авиации. Двигатель Д-30КУ-154 с максимальной тягой 10 500 кгс разрабатывался специально для Ту-154. Разработка началась в 1979 году. Павел Соловьев использовал в качестве отправной точки ядро ​​Д-30КУ. При проектировании двигателя Д-30КУ-154 были усовершенствованы некоторые системы, добавлены новые узлы, и в 1984 году новый двигатель поступил в серийное производство. Замена двигателя Кузнецова НК-8 на двигатель Д-30КУ-154 на Ту-154 позволила снизить расход топлива на 28%! Это в конечном итоге определило прибыльность отрасли авиаперевозок в Советском Союзе еще на 15 лет. За годы активной эксплуатации Д-30КУ-154 производитель - Пермское конструкторское бюро - продолжил работы по совершенствованию двигателя. Яркий пример тому - разработка системы шумоподавления с шумопоглощающими конструкциями из полимерных композиционных материалов. Всего было выпущено более 1500 двигателей Д-30КУ-154 Рыбинского моторного завода (ныне НПО «ОДК-Сатурн»).

Д-30Ф-6

В середине 1970-х годов в Советском Союзе начались поиски двигателей. высокоскоростной перехватчик для дополнения и замены его МиГ-25. МиГ-25 имел два чрезвычайно мощных турбореактивных двигателя Туманский Р-15, позволяющих развивать скорость 3 Маха на больших высотах, но проблема заключалась в их слабых характеристиках на малых высотах, недостаточных даже для пересечения границы Маха 1.. Более серьезные проблемы возникли из-за тенденции двигателей Foxbat выходить из строя на максимальном дросселе в условиях высокой скорости. Для питания нового перехватчика потребовался новый двигатель, на этот раз ТРДД с малым байпасом. Конструкторское бюро Микояна-Гуревича (МиГ) заключило договор с ОКБ-19 КБ (ныне входит в Авиадвигатель ) на создание такого двигателя., для самолета, который станет известен как МиГ-31.

КБ Соловьева разработало ТРДД Д-30Ф6. Способный генерировать 9500 кгс (20900 фунт-сила или 93 кН ) сухой тяги и 15500 кгс (34200 фунтов или 152 кН) тяги на форсаже, двигатель давал новому МиГу истребитель имеет максимальную скорость более 3000 км / ч (1900 миль / ч) и максимальную взлетную массу 45 800 кг (101 000 фунтов). Эти мощные двигатели также позволяли большому и сложному истребителю развивать сверхзвуковую скорость на малых высотах до 1500 м (4900 футов).

Были также разработаны более мощные гражданские версии D-30 с увеличенным коэффициентом обхода : сравнимо с разработкой Pratt Whitney серии JT8D-200, но с еще большим увеличением тяга. В результате этого процесса разработки была создана серия Д-30К, на которой установлены тяжелые грузовые самолеты Ил-76, Ил-62М и Туполев. Реактивные авиалайнеры Ту-154М. Китайский прототип Xi'an Y-20 оснащен четырьмя двигателями Д-30КП-2. Данные из: Авиационные двигатели мира 1970, Все мировые самолеты Джейн 1993–94

Другие варианты
Д-30В12
Высотная версия для Мясищева М-55 понижен до 49 кН (11000 фунтов силы)
D-30F11
Двигатель для экспериментального двухмоторного прототипа S-37 (Су-47)
D-21A1
Еще один вариант двухконтактного двигателя со сверхзвуковым соплом, предназначенный для установки на высотный сверхзвуковой бизнес-джет С-21 от ОКБ Сухого. Конструктивная схема практически такая же, как у Д-30Ф6, за исключением отсутствия форсажной камеры.
Применения
Технические характеристики
A Soloviev D-30 II
МодельД-30 IIД-30КУ-154Д-30КП-2
КомпрессорОсевой вентилятор, 4-ступенчатый компрессор НД, 10-ступенчатый Компрессор высокого давленияОсевой вентилятор, 3-ступенчатый компрессор низкого давления, 11-ступенчатый компрессор высокого давленияОсевой вентилятор, 3-ступенчатый компрессор низкого давления, 11-ступенчатый компрессор высокого давления
Камера сгоранияКанал с 12 жаровыми трубами
Турбина2-ступенчатая турбина высокого давления, 2-ступенчатая турбина низкого давления2-ступенчатая турбина высокого давления, 4-ступенчатая турбина низкого давления2-ступенчатая турбина высокого давления, 4-ступенчатая турбина низкого давления
Тяга 66,68 кН (14,990 фунтов f)1 03,02 кН (23160 фунтов f)117,68 кН (26460 фунтов f)
Сухой вес1546 кг (3408 фунтов)2305 кг (5082 фунта)2640 кг) (5820 фунтов) (с реверсом)
Отношение тяги к массе 4,454,565,21
Длина3983 мм (156,8 дюйма)5698 мм (224,3 дюйма) (с реверсом)5448 мм (214,5 дюйма) (с реверсом)
Удельный расход топлива (крейсерский режим) (кг / кгс · ч)0,7810,7050,715
Диаметр вентилятора963 мм (38 дюймов)1455 мм (57 дюймов)1455 мм (57 дюймов)
Коэффициент байпаса 1: 12,50: 12,24: 1
Общий коэффициент давления 18,617,120,1
Температура на входе в турбину (K)136013361427
См. Также

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

Список литературы
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы по теме Соловьев Д-30.
Последняя правка сделана 2021-06-08 09:10:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте