Як-18 | |
---|---|
Польский Яковлев Як-18 в полете | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Яковлев |
Первый полет | 1946 год |
Введение | 1946 год |
Статус | в ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | ВВС СССР. ДОСААФ. Народная свобода рацион ВВС армии. ВВС Польши |
Самолет Яковлев Як-18 (Русский : Яковлев Як-18; Отчетное имя НАТО Макс ) - тандемный двухместный военный учебно-тренировочный самолет , изготовленный в Советском Союзе. Первоначально оснащенный одним радиально-поршневым двигателем мощностью 119 кВт (160 л.с.) Швецова М-11 FR-1 , поступил на вооружение в 1946. Он также производился в Китае как Nanchang CJ-5 .
Член второго поколения российских авиаконструкторов и наиболее известный своими истребителями, Александр Сергеевич Яковлев всегда сохранял секцию конструирования легких самолетов. В мае 1945 года Яковлев приступил к проектированию двухместного учебно-тренировочного самолета Як-18. Он спроектировал его для замены более ранних Яковлев УТ-2 и Яковлев Як-5, стоящих на вооружении ВВС СССР и ДОСААФ ( Добровольное общество сотрудничества с армией, авиацией и флотом, спонсировавшее аэроклубы по всему СССР). В 1944 году был построен усовершенствованный вариант УТ-2 со многими особенностями нового Як-18. Новый самолет поднялся в воздух годом позже, оснащенный пятицилиндровым звездообразным двигателем Швецова М-11 мощностью 119 кВт (160 л.с.), с пневматическим приводом в действие убирающимся основным шасси и неподвижным хвостовым колесом. Позже в том же году он поступил на вооружение в качестве учебно-тренировочного самолета и строился Яковлевым до 1956. Примеры экспортировались в Китай в виде комплектов, начиная с 1950 года. Китайцы начали производство лицензионных копий в 1954 году с обозначением CJ-5 <278.>Самая большая известность Як-18 - его использование в качестве ночного бомбардировщика ВВС Северной Кореи во время Корейской войны. Самолет был модифицирован бомбодержателями на центральной секции крыла и летал над местами размещения войск ООН ночью, чтобы сбрасывать бомбы и беспокоить силы ООН. Самым успешным нападением северокорейской авиации во время войны было уничтожение свалки с горючим с почти 5,5 млн галлонов США (21 млн л; 4,6 млн имп галлонов) в районе Инчхон в июне 1953 года четырьмя или пятью самолетами Як. -18с. Пятицилиндровый двигатель напомнил многим военнослужащим США звук, издаваемый ранними бензиновыми стиральными машинами, за что получил название «Стиральная машина Чарли». Имя «Bed Check Чарли» также использовалось для этих ночных злоумышленников. Як-18 вместе с По-2 Поликарпова становились серьезной неприятностью, пока американские ночные истребители не начали их сбивать. Один ночной истребитель разбился, сбив Bed Check Charlie, а другой ночной истребитель протаранил его цель.
Як-18 известен также как международный рекорд скорости для своего класса в 1951 году, а также самолет, на котором Юрий Гагарин (первый человек в космосе) и Кен Роу (Но Кум-Сок, который дезертировал из Северной Кореи на истребителе МиГ-15 Микоян-Гуревич во время Корейской войны). Позже, когда потребность в обычных тренажерах шасси уменьшилась, Яковлев модернизировал Як-18 с убирающимся трехопорным шасси и радиальным двигателем Ивченко АИ-14РФ мощностью 224 кВт (300 л.с.); он получил обозначение Як-18А. Конструкция оказалась исключительно простой в изготовлении и обслуживании.
Во всем мире существует около 40 оригинальных Як-18. Пять из них в настоящее время могут летать в США, три - в Европе, и у ВВС Китая есть один летательный аппарат с несколькими другими планерами на хранении. Примерно четыре других самолета по всему миру в настоящее время восстанавливаются для полетов. Многие из них находятся в крупнейших авиационных музеях мира, включая Национальный музей авиации и космонавтики в США. Nanchang CJ-6, производимый в Китае, иногда упоминается как вариант, но это совершенно другой самолет, разработанный в Китае Буши Ченгом и построенный Nanchang Aircraft Company.
Як- 18 стал стандартным тренажером для летных школ ВВС и ДОСААФ, широко использовался в Китае и во многих других странах.
Фотографии, на которых Ким Чен Ын посещает базу ВВС Северной Кореи в марте 2014 г., предполагают, что северокорейцы могут по-прежнему иметь оригинальные Як-18 или CJ-5. в роли бомбардировщика.
Яковлев Як-18Т разрабатывался как учебно-тренировочный самолет Аэрофлота. также как легкий пассажирский транспортный самолет, с кабиной для одного пилота и трех пассажиров. Это не вариант Як-18, поскольку у него очень мало общего, и он был разработан с нуля 20 лет спустя.
Данные из
Общие характеристики
Технические характеристики
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
На Викискладе есть материалы, связанные с Яковлев Як-18. |
Первоначальная версия статьи основана на материалах с сайта Aviation.ru. Он был выпущен под GFDL владельцем авторских прав.