Александр Сергеевич Яковлев | |
---|---|
Александр Сергеевич Яковлев | |
Родился | 1 Апрель [OS 19 марта] 1906. Москва, Российская Империя |
Умер | 22 августа 1989 (1989-08-22) (83 года). Москва, Советский Союз |
Национальность | Советский Союз, Россия |
Профессия | Инженер |
Родитель (и) | Нина Владимировна |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель (и) | Яковлев КБ |
Александр Сергеевич Яковлев (Русский : Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев; 1 апреля [OS 19 марта] 1906 - 22 августа 1989 г.) был советским авиационным инженером. Создал военный самолет Яковлев и основал КБ Яковлева. Яковлев вступил в Коммунистическую партию Советского Союза в 1938 году.
Яковлев родился в Москве, где его отец был сотрудником нефтяной компании братьев Нобель. С 1919 по 1921 год он работал курьером по совместительству, еще учась в школе, а в 1922 году построил свою первую модель самолета в рамках школьного проекта. В 1924 году он построил планер AVF-10, который совершил свой первый полет 24 сентября 1924 года. Этот проект получил награду и обеспечил ему должность рабочего в Военно-инженерной академии имени Жуковского .>. Однако его неоднократные попытки поступить в Академию были отклонены из-за «отсутствия пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев сконструировал сверхлегкий самолет АИР-1. Это был первый из десяти самолетов, спроектированных им в 1927-1933 годах.
В 1927 году Яковлев окончательно поступил в Академию и окончил ее в 1931 году. Затем его направили на Московский авиационный завод № 39, где в 1932 году было создано его первое конструкторское бюро легкой авиации. главный конструктор с 1935 г., затем главный конструктор (1956–1984) самолетов ОКБ Яковлева.
ОКБ Яковлева разработало большое количество истребителей, которые использовались Советскими ВВС во время Второй мировой войны. Особенно известны самолеты Як-1, Як-3 и Як-9, а также транспортный самолет Як-6. В 1945 году Яковлев сконструировал один из первых советских самолетов с реактивным двигателем Як-15. Он также разработал первый советский всепогодный перехватчик Як-25П и первый советский сверхзвуковой бомбардировщик Як-28. В послевоенное время Яковлев был наиболее известен своим гражданским авиалайнером Як-42, трехмоторным среднемагистральным самолетом и многочисленными моделями для высшего пилотажа.
Яковлев служил при Иосифе Сталине в качестве заместителя министра авиационной промышленности между 1940–1946 гг. Перед началом Второй мировой войны он совершил ряд поездок за границу, в том числе в Италию, Англию и Германию, для изучения развития самолетов в этих странах. После начала войны он помогал руководить эвакуацией авиазаводов на восток и организацией производства, оставаясь при этом главным конструктором своего бюро. В 1943 году он также был членом-корреспондентом АН СССР. В 1946 году ему было присвоено звание «генерал-полковник авиации».
В 1976 году Яковлев стал академиком АН СССР. Был депутатом Верховного Совета СССР (1946–1989). Яковлев вышел на пенсию 21 августа 1984 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.