LWD / WSK Junak | |
---|---|
Junak 3 | |
Роль | Тренер |
Производитель | WSK-Okęcie |
Конструкторская группа | LWD бюро (Тадеуш Солтык ) |
Первый полет | 22 февраля 1948 г. |
Введение | 1952 |
На пенсии | 1972 |
Основные пользователи | ВВС Польши. Польский аэроклуб |
Производство | 1951-1956 |
Построено | 252 |
Варианты | LWD Zuch |
LWD / WSK Junak был польским учебно-тренировочным самолетом, использовавшимся с 1952 по 1961 год на ВВС Польши и до 1972 года польскими гражданскими операторами. Он был разработан бюро LWD и произведен на заводе WSK Warszawa-Okęcie.
ИИ Самолет был спроектирован в ответ на требование ВВС Польши от 1946 года об учебном самолете для замены устаревшего советского UT-2. Новый самолет был разработан в 1947 году в LWD (Lotnicze Warsztaty Doświadczalne - Авиационные экспериментальные мастерские) - первом польском послевоенном конструкторском бюро. Главным конструктором был Тадеуш Солтык. Прототип, названный LWD Junak, позже Junak 1, поднялся в воздух 22 февраля 1948 года (его название означает «храбрый молодой человек»). Вся конструкция была польской, за исключением двигателя, построенного по лицензии советского звездообразного двигателя Швецов М-11 Д (93 кВт, 125 л.с.).
После испытаний улучшенный вариант, Junak 2 был запущен 12 июля 1949 года. Заметные изменения по сравнению с Junak 1 включали перемещение кабины вперед, увеличение площади киля, более мощный M-11FR. был установлен двигатель (118 кВт, 160 л.с.) и сняты массивные кожухи шасси. Улучшилась управляемость. Команда LWD распалась в 1950 году, и разработка Junak 2 была продолжена в мастерских CSS в Варшаве. После дальнейших усовершенствований прототип получил обозначение «Юнак-2бис», но в 1951 году был запущен в серийное производство как «Юнак-2». В 1952 году Тадеуш Солтык был удостоен Государственной премии за дизайн. С 1951 по 1954 год на заводе WSK-Okęcie в Варшаве было произведено 105 самолетов Junak 2 (первые 3 в WSK-Mielec ).
Тадеуш Солтык, тогда работавший в Авиационном институте (Instytut Lotnictwa - IL) в Варшаве, предложил разработку Junak с куполом, убирающимся шасси и другим. усовершенствования, получившие обозначение TS-7 Chwat, но они не были заказаны властями и остались на чертежной доске. Вместо этого, когда ВВС Польши получили свои первые реактивные истребители (Як-23 и МиГ-15 ), возникла необходимость для тренажера с трехопорным шасси. Sołtyk разработал модифицированный Junak с фиксированным трехопорным шасси и другими незначительными улучшениями. Этот самолет поступил в производство как TS-9 Junak 3 («TS» - инициалы конструкторов) после первого полета 7 августа 1953 года. Новый самолет был тяжелее, его максимальная скорость упала с 223 км / ч (139 миль / ч).) до 205 км / ч (128 миль / ч). В период с 1953 по 1956 год на заводе WSK Warszawa-Okęcie было произведено 146 автомобилей Junak 3.
Вместе с Junak 1, LWD разработало гражданский тренажер и вариант высшего пилотажа, LWD Zuch. В 1950 году было построено всего 5 самолетов Zuch 2, оснащенных радиальным двигателем Bramo Sh 14 мощностью 116 л.с. .
«Юнак» был первым самолетом, выпущенным серийно в Польше после Второй мировой войны, когда польская авиационная промышленность была уничтожена. Несмотря на то, что он не был особенно современным, это был стабильный и простой в управлении самолет, одним из немногих его недостатков была неудобная кабина. С другой стороны, этот самолет считался сложным для обучения пилотированию, потому что студент в задней кабине имел худший обзор. Все модели Junak обычно называют LWD Junak или WSK Junak, а обозначение TS-9 обычно не используется. Обозначение IL Junak 3 иногда встречается в книгах.
Самолет был смешанной конструкции (сталь и дерево) и обычной компоновки. Фюзеляж представлял собой стальной каркас, обтянутый брезентом, спереди с металлическим листом. Он имел двухлонжеронное крыло деревянной конструкции трапециевидной формы; они были покрыты брезентом и фанерой и снабжены разрезными клапанами. Он имел двухместную кабину (спереди: инструктор, сзади: студент) с общим закрытым навесом (передняя часть открывается вправо, задняя часть сдвигается). Шасси было обычным (Junak 2) или трехколесным (Junak 3) и фиксировалось. 5-цилиндровый радиальный двигатель М-11ФР выдавал максимальную мощность 119 кВт (160 л.с.) и нормальную мощность 104 кВт (140 л.с.). Цилиндры имеют отдельные капоты, которые часто снимались. Самолет был оснащен двухлопастным деревянным воздушным винтом фиксированного шага. В нем было 80 литров (Юнак 2) или 100 литров (Юнак 3) топлива. Самолет не имел вооружения. Junak 3 был оснащен радио.
Юнак 2 использовались в ВВС Польши в качестве базового учебного самолета с 1952 года. замена на Junak 3, начатая в 1954–55, Junak 2 была выведена из состава ВВС и передана гражданским аэроклубам.
Юнак 3 использовались в польской военной авиации с 1954 по 1961 год, когда их наконец заменили на TS-8 Bies. С 1956 года они были переданы и аэроклубам.
В гражданской авиации 71 Junak 2 и 93 Junak 3 были распределены между аэроклубами, которые после войны испытывали нехватку подходящих самолетов. Они использовались для обучения пилотов и буксировки планера на протяжении 1960-х годов. Последние модели Junak 2 и Junak 3 были списаны в 1972 году.
В 1963 году группа из 12 африканских летчиков-стажеров из Алжира, Того и Анголы была обучена полетам в Кросно, Польша, и они летал на Юнак 3.
Данные «Самолеты мира», Ja Самолеты мира 1958-59
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Wikimedia Commons содержит материалы, связанные с LWD Junak. |