LWD Junak

редактировать
LWD / WSK Junak
Junak3.jpg
Junak 3
РольТренер
ПроизводительWSK-Okęcie
Конструкторская группаLWD бюро (Тадеуш Солтык )
Первый полет22 февраля 1948 г.
Введение1952
На пенсии1972
Основные пользователиВВС Польши. Польский аэроклуб
Производство1951-1956
Построено252
ВариантыLWD Zuch

LWD / WSK Junak был польским учебно-тренировочным самолетом, использовавшимся с 1952 по 1961 год на ВВС Польши и до 1972 года польскими гражданскими операторами. Он был разработан бюро LWD и произведен на заводе WSK Warszawa-Okęcie.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 Варианты
  • 5 Операторы
  • 6 Выжившие
  • 7 Технические характеристики (Junak 3)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Разработка

ИИ Самолет был спроектирован в ответ на требование ВВС Польши от 1946 года об учебном самолете для замены устаревшего советского UT-2. Новый самолет был разработан в 1947 году в LWD (Lotnicze Warsztaty Doświadczalne - Авиационные экспериментальные мастерские) - первом польском послевоенном конструкторском бюро. Главным конструктором был Тадеуш Солтык. Прототип, названный LWD Junak, позже Junak 1, поднялся в воздух 22 февраля 1948 года (его название означает «храбрый молодой человек»). Вся конструкция была польской, за исключением двигателя, построенного по лицензии советского звездообразного двигателя Швецов М-11 Д (93 кВт, 125 л.с.).

После испытаний улучшенный вариант, Junak 2 был запущен 12 июля 1949 года. Заметные изменения по сравнению с Junak 1 включали перемещение кабины вперед, увеличение площади киля, более мощный M-11FR. был установлен двигатель (118 кВт, 160 л.с.) и сняты массивные кожухи шасси. Улучшилась управляемость. Команда LWD распалась в 1950 году, и разработка Junak 2 была продолжена в мастерских CSS в Варшаве. После дальнейших усовершенствований прототип получил обозначение «Юнак-2бис», но в 1951 году был запущен в серийное производство как «Юнак-2». В 1952 году Тадеуш Солтык был удостоен Государственной премии за дизайн. С 1951 по 1954 год на заводе WSK-Okęcie в Варшаве было произведено 105 самолетов Junak 2 (первые 3 в WSK-Mielec ).

Тадеуш Солтык, тогда работавший в Авиационном институте (Instytut Lotnictwa - IL) в Варшаве, предложил разработку Junak с куполом, убирающимся шасси и другим. усовершенствования, получившие обозначение TS-7 Chwat, но они не были заказаны властями и остались на чертежной доске. Вместо этого, когда ВВС Польши получили свои первые реактивные истребители (Як-23 и МиГ-15 ), возникла необходимость для тренажера с трехопорным шасси. Sołtyk разработал модифицированный Junak с фиксированным трехопорным шасси и другими незначительными улучшениями. Этот самолет поступил в производство как TS-9 Junak 3 («TS» - инициалы конструкторов) после первого полета 7 августа 1953 года. Новый самолет был тяжелее, его максимальная скорость упала с 223 км / ч (139 миль / ч).) до 205 км / ч (128 миль / ч). В период с 1953 по 1956 год на заводе WSK Warszawa-Okęcie было произведено 146 автомобилей Junak 3.

Вместе с Junak 1, LWD разработало гражданский тренажер и вариант высшего пилотажа, LWD Zuch. В 1950 году было построено всего 5 самолетов Zuch 2, оснащенных радиальным двигателем Bramo Sh 14 мощностью 116 л.с. .

«Юнак» был первым самолетом, выпущенным серийно в Польше после Второй мировой войны, когда польская авиационная промышленность была уничтожена. Несмотря на то, что он не был особенно современным, это был стабильный и простой в управлении самолет, одним из немногих его недостатков была неудобная кабина. С другой стороны, этот самолет считался сложным для обучения пилотированию, потому что студент в задней кабине имел худший обзор. Все модели Junak обычно называют LWD Junak или WSK Junak, а обозначение TS-9 обычно не используется. Обозначение IL Junak 3 иногда встречается в книгах.

Конструкция

Самолет был смешанной конструкции (сталь и дерево) и обычной компоновки. Фюзеляж представлял собой стальной каркас, обтянутый брезентом, спереди с металлическим листом. Он имел двухлонжеронное крыло деревянной конструкции трапециевидной формы; они были покрыты брезентом и фанерой и снабжены разрезными клапанами. Он имел двухместную кабину (спереди: инструктор, сзади: студент) с общим закрытым навесом (передняя часть открывается вправо, задняя часть сдвигается). Шасси было обычным (Junak 2) или трехколесным (Junak 3) и фиксировалось. 5-цилиндровый радиальный двигатель М-11ФР выдавал максимальную мощность 119 кВт (160 л.с.) и нормальную мощность 104 кВт (140 л.с.). Цилиндры имеют отдельные капоты, которые часто снимались. Самолет был оснащен двухлопастным деревянным воздушным винтом фиксированного шага. В нем было 80 литров (Юнак 2) или 100 литров (Юнак 3) топлива. Самолет не имел вооружения. Junak 3 был оснащен радио.

Эксплуатационная история

Юнак-3 в Польском авиационном музее

Юнак 2 использовались в ВВС Польши в качестве базового учебного самолета с 1952 года. замена на Junak 3, начатая в 1954–55, Junak 2 была выведена из состава ВВС и передана гражданским аэроклубам.

Юнак 3 использовались в польской военной авиации с 1954 по 1961 год, когда их наконец заменили на TS-8 Bies. С 1956 года они были переданы и аэроклубам.

В гражданской авиации 71 Junak 2 и 93 Junak 3 были распределены между аэроклубами, которые после войны испытывали нехватку подходящих самолетов. Они использовались для обучения пилотов и буксировки планера на протяжении 1960-х годов. Последние модели Junak 2 и Junak 3 были списаны в 1972 году.

В 1963 году группа из 12 африканских летчиков-стажеров из Алжира, Того и Анголы была обучена полетам в Кросно, Польша, и они летал на Юнак 3.

Варианты

Джунак 1
Прототип.
Юнак 2
Первый серийный вариант, построено 105 самолетов.
TS-9 JUNAK 3
Fixed трехколесным шасси версия, 146 самолетов построили.

Операторы

Польша

Выжившие

Юнак-1 (SP-GLA)
Хранятся в Польском авиационном музее в Кракове (повреждены и разобран с 2008 г.).
Юнак-2 (SP-ADM)
Хранится в Польском авиационном музее в Кракове (разобран с 2008).
Юнак-3 (SP-BPL)
Хранится в Польском музее авиации в Кракове.

Технические характеристики (Юнак 3)

«Юнак 3» в Польском авиационном музее в Кракове

Данные «Самолеты мира», Ja Самолеты мира 1958-59

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 7,75 м (25 футов 5 дюймов)
  • Размах крыла: 10 м (32 футов 10 дюймов)
  • Высота: 2,5 м (8 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 17,5 м (188 квадратных футов)
  • Профиль :корень: NACA 23012 ; tip :NACA 23009
  • Масса пустого: 818 кг (1803 фунта)
  • Масса брутто: 1083 кг (2388 фунтов)
  • Запас топлива: 100 л (26,4 галлона США; 22,0 имп гал) в левом центральном баке
  • Силовая установка: 1 × Швецов М-11FR 5-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 120 Максимальная мощность кВт (160 л.с.) при 1900 об / мин
Номинальная мощность 104 кВт (140 л.с.) при 1760 об / мин
  • Гребные винты: 2-лопастной гребной винт фиксированного шага типа J-6

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 205 км / ч (127 миль / ч, 111 узлов)
  • Крейсерская скорость: 180 км / ч (110 миль / ч, 97 узлов) на высоте 1000 м (3281 фут)
  • Скорость сваливания: 100 км / ч (62 миль / ч, 54 узла) закрылки открыты
  • Никогда не превышайте скорость : 380 км / ч (240 миль / ч, 210 узлов)
  • Дальность действия: 450 км (280 миль, 240 миль)
  • Автономность: 2,5 часа
  • Практический потолок: 4100 м (13500 футов)
  • Скороподъемность: 3,5 м / с (690 футов / мин)
  • Нагрузка на крыло: 62 кг / м (13 фунтов / кв.фут)
  • Мощность / масса : 0,110 кВт / кг (0,067 л.с. / фунт).
  • Взять- на вылет: 155 м (509 футов)
  • Посадочный разбег: 140 м (459 футов)

Se е также

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Список литературы

Дополнительная литература

  • Кшижан, Мариан. Samoloty w muzeach polskich, Wydawnictwo WKiŁ, Warsaw 1983, ISBN 978-83-206-0432-0 (на польском языке)

Внешние ссылки

Wikimedia Commons содержит материалы, связанные с LWD Junak.
Последняя правка сделана 2021-05-26 09:08:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте