DHC-1 Chipmunk | |
---|---|
Бурундук с Королевский флот исторический полет | |
Роль | инструктор |
Производитель | de Havilland Canada |
Первый полет | 22 мая 1946 года |
Введение | 1946 |
На пенсии | 1955 (Бельгия). 1972 (Канада). 1996 (Великобритания) |
Статус | На службе |
Основные пользователи | Королевский ВВС (исторический). Королевские ВВС Канады (исторический). Португальские ВВС. Бельгийские ВВС (исторический) |
Произведено | 1947–1956 |
Построено | 1284 (включая производство Канады, Великобритании и Португалии) |
de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - тандемный, двухместный, однодвигательный. учебно-тренировочный самолет, спроектированный и разработанный канадским авиастроительным предприятием de Havilland Canada. Он был разработан вскоре после Второй мировой войны и продавался в больших количествах в первые послевоенные годы, как правило, использовался в качестве замены биплана de Havilland Tiger Moth ..
«Бурундук» был первым послевоенным авиационным проектом, осуществленным de Havilland Canada. Свой первый полет он выполнил 22 мая 1946 года и в том же году был принят на вооружение. В конце 1940-х и 1950-х годах бурундук в больших количествах закупался военно-воздушными службами, такими как Королевские военно-воздушные силы Канады (RCAF), Королевские военно-воздушные силы (RAF) и несколько ВВС других стран, где он часто использовался в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета. Тип произведен по лицензии de Havilland в Соединенном Королевстве, который будет производить подавляющее большинство бурундуков, а также OGMA (Oficinas Gerais de Material Aeronáutico) в Португалии.
Бурундук DHC-1Этот тип постепенно выводился из эксплуатации, начиная с конца 1950-х годов, хотя в ab initio elementary В Королевских ВВС этого не происходило до 1996 года, когда они были заменены на Scottish Aviation Bulldog.
Многие бурундуки, которые использовались в военных целях, были проданы гражданским лицам либо частным владельцам, либо компаниям., где они обычно использовались для различных целей, часто связанных с отличными летными характеристиками типа и его способностью к пилотажным маневрам. Спустя более 70 лет после того, как этот тип был впервые принят на вооружение, сотни бурундуков остаются годными к полетам и находятся в эксплуатации по всему миру. Португальские ВВС по-прежнему используют шесть бурундуков, которые служат в Esquadra 802, по состоянию на 2018 год.
Самолет назван в честь бурундука, маленького грызун.
Сразу после завершения Второй мировой войны среди некоторых деятелей канадских авиационных кругов возникло желание воспользоваться преимуществами недавно расширенной авиастроительной промышленности, которая имела были быстро застроены в Канаде во время мирные годы. Исходя из этого желания, было решено приступить к разработке самолетов, которые заменили бы конструкции, ставшие устаревшими в результате стремительного прогресса, достигнутого во время войны в области авиации. Одна из таких компаний, de Havilland Aircraft of Canada Ltd, была заинтересована в разработке собственных конструкций самолетов и решила сосредоточиться на производстве современного самолета для обучения пилотов, в частности, намереваясь, что предполагаемый тип самолета станет его преемником. на тренажер-биплан de Havilland Tiger Moth , который производился тысячами до и во время Второй мировой войны и служил в рядах ряда стран в этом конфликте.
, польский довоенный инженер, был главным конструктором и руководил конструкторской группой при разработке нового самолета, который стал известен как «Бурундук». Он спроектировал кантилевер моноплан, который вобрал в себя многочисленные усовершенствования по сравнению с типичными учебно-тренировочными самолетами, находившимися тогда на вооружении. К ним относились закрытая кабина с задним сдвигающимся фонарём и различные аэродинамические характеристики для управления летными характеристиками самолета. Стрейки были установлены для предотвращения условий вращения, а полосы прерывателя сваливания вдоль внутренних передних кромок крыла гарантировали, что срыв возникнет в этом положении, в отличие от подвесной отсек. «Бурундук» станет первым самолетом отечественной конструкции, произведенным компанией de Havilland Canada.
Гражданский de Havilland DHC-1A-1 Chipmunk, оснащенный Lycoming горизонтально расположенным двигателем Бывший- RAF Chipmunk, эксплуатируемый Национальной школой летчиков-испытателей в качестве инструктора по вращению в аэропорту Мохаве Гражданский бурундук D-EPAK, окрашенный в маркировке RAFПрототип бурундука, CF-DIO-X, первый полет 22 мая 1946 года в Даунсвью, Торонто, пилотируемый Пэт Филлингем, летчик-испытатель, который был прикомандирован к материнской компании de Havilland. Прототип был оснащен 145-сильным (108 кВт) de Havilland Gipsy Major 1C поршневым двигателем с воздушным охлаждением поршневым двигателем, который был заменен на серийной версии Chipmunk на 145-сильный ( 108 кВт) рядный двигатель de Havilland Gipsy Major 8.
de Havilland Canada построила этот тип на своем заводе в Даунсвью, Торонто, Онтарио, где в общей сложности было произведено 217 бурундуков. 1940-е и 1950-е годы, последний образец которых был завершен в 1956 году. Кроме того, в общей сложности 1000 бурундуков было произведено в Великобритании по лицензии британской авиастроительной компанией de Havilland ; производство первоначально осуществлялось на предприятии по адресу Аэродром Хатфилд, Хартфордшир ; позже было решено передать производство на другой завод, расположенный на аэродроме Хаварден, Бротон около Честера. Еще 66 бурундуков были произведены по лицензии OGMA (Oficinas Gerais de Material Aeronáutico) в Alverca с 1955 по 1961 год в Португалии для португальцев. Air Force.
И бурундуки британской постройки, и ранние канадские бурундуки заметно отличаются от более поздних канадских RCAF / ливанских версий. Более поздние самолеты канадской постройки были оснащены куполом , который заменил многослойный раздвижной фонарь, который использовался на ранних канадских бурундуках, а также на всех португальских и британских самолетах. На ранней постройке навеса задние панели намеренно выпирали, чтобы обеспечить положение инструктора с лучшей видимостью. Британские бурундуки также отличались рядом корректировок, чтобы удовлетворить выраженные предпочтения RAF. В их число входило изменение положения опор шасси ,, антискручивающих ремней, посадочных огней и планера, нагруженного по периметру.
В какой-то момент работы велись проводился на основе модели Chipmunk, в которой была проведена обширная модификация кабины для размещения сидений бок о бок; Самолет, получивший обозначение DHC-2, в конечном итоге так и остался ненастроенным. Обозначение DHC-2 было впоследствии передано следующему продукту компании, DHC-2 Beaver.
De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - двухместный одномоторный самолет. который активно использовался в качестве учебно-тренировочного самолета. В базовую комплектацию самолета входили низкорасположенное крыло и двухместная тандемная кабина , которая оснащалась прозрачным перспексом фонарём, прикрывающим позиции пилота / ученика (спереди) и инструктора / пассажира (сзади) и обеспечивались круговой обзор. В «Бурундуке» используется обычное шасси с хвостовым колесом , шасси, и он оснащен тканью, покрытой поверхностями управления полетом ; крыло также обшито тканью на корме лонжерона. Что касается управляемости, Бурундук демонстрировал плавное и отзывчивое отношение к полету. Ранние серийные самолеты были только полу- пилотами, в то время как более поздние серийные модели были почти все полностью пилотажными.
В конструкции «Бурундука» используется большое количество металла, большая часть планера состоит из сплав со слоем напряжений ; это позволило использовать более тонкие крылья и, следовательно, обеспечило повышенную производительность, а также большую степень прочности. Для того, чтобы этот тип лучше выполнял свою обучающую роль, были включены многочисленные функции, в том числе ручные одинарные щелевые крылья закрылки, антипробуксовочные ремни, дисковые тормоза на колесной ходовой части, тонкий гребной винт, сделанный из твердого легкого сплава, использование вакуумного насоса с приводом от двигателя вместо внешних трубок Вентури для питания контрольно-измерительных приборов кабины, электрические и стартеры двигателя с картриджем Коффмана в качестве альтернативы, освещение кабины, бортовая система радио и внешний опознавательный свет под правым крылом.
В гражданской службе отдельные самолеты часто модифицируются. Примеры этих приспособлений включают обширные программы модификации для выполнения соревновательного высшего пилотажа, для которого самолеты часто модифицируются и оснащаются винтами постоянной скорости и перевернутыми топливными системами; большее количество бурундуков было назначено буксиром планеров. Для бурундуков стало обычным делом переоборудовать двигатель, обычно используя 180 л.с. Lycoming O-360.
Королевские ВВС (RAF) был одним из операторов, которые быстро обратили внимание на нового канадского тренера и поддержали его официальную оценку с прицелом на его приобретение. Соответственно, в общей сложности три самолета Chipmunk были перевезены в Соединенное Королевство, где они прошли проверку Экспериментальным центром самолетов и вооружений (A AEE) в RAF Boscombe Down, Уилтшир. Основываясь на этой благоприятной оценке, британское министерство авиации приступило к разработке и выпуску спецификации Министерства авиации T.8 / 48 для этого типа в качестве замены de Havilland Tiger Moth. биплан тогда используется. Эта спецификация также оспаривалась конкурирующим Fairey Primer, который проиграл Бурундуку и в конечном итоге не пошел в производство.
Бурундуку с полным высшим пилотажем было приказано служить в качестве первоначального тренера для новые пилоты. Королевские ВВС получили в общей сложности 735 бурундуков, которые были обозначены на британской службе как de Havilland Chipmunk T.10; эти самолеты были изготовлены в Соединенном Королевстве de Havilland, головной компанией de Havilland Canada.
. Chipmunk T.10 первоначально служил в резервных летных эскадрильях (RFS) Волонтерский резерв Королевских ВВС (VR), а также Университетские авиаэскадрильи. В 1958 г. несколько бурундуков были задействованы на Кипре для проведения полетов для внутренней безопасности в разгар гражданских беспорядков во время кипрского спора. Восемь разобранных самолетов были вывезены в трюмах транспортов Blackburn Beverley ; после их сборки эти бурундуки, которыми управлял No. 114-я эскадрилья находилась в эксплуатации в течение нескольких месяцев до 1959 года.
С 1956 по 1990 годы бурундуки из RAF Gatow Station Flight использовались для проведения секретных разведывательных миссий BRIXMIS над областью Berlin. Несколько бурундуков T.10 также использовались армейским авиационным корпусом и флотской авиацией для проведения начальной подготовки. Примечательно, что принц Филипп получил свой первый урок полета на бурундуке в 1952 году; он объявил этот тип своим любимым самолетом.
До 1996 года бурундуки оставались на вооружении Учебного авиационного корпуса (УВД) для полетов на авиационные испытания (AEF). ; Последним из этих полетов AEF с использованием бурундука был полет № 10 Air Experience, RAF Woodvale, когда они были заменены на Scottish Aviation Bulldog. Последние бурундуки на военной службе по-прежнему используются в британских исторических рейсах - RAF Мемориальный рейс Битвы за Британию (включая один из самолетов Gatow), исторические полеты Королевского флота и армии, чтобы их пилоты оставались в курсе. на хвостовом самолете. Кроме того, кабины некоторых бывших бурундуков RAF использовались в качестве средств наземной подготовки; в просторечии они известны как тренажеры "Chippax".
В 1995 и 1996 RAF планировали, чтобы пара бурундуков совершила кругосветное плавание северного полушария, чтобы установить маршрут для легких самолетов из Европы в Северной Америки через Россия. Королевские ВВС выбрали Бурундук из-за его надежности и способности работать с минимальной наземной поддержкой. Перед поездкой были внесены изменения, в том числе увеличен запас топлива и обновлено навигационное оборудование. В пути бурундуков сопровождал самолет поддержки. В 1996 году РАФ начали путь, но были вынуждены остановиться в Москве из-за лесных пожаров в центральной Сибири. Королевские ВВС успешно завершили полет в 1997 году, пролетев 16 259 миль за 64 дня, посетив по пути 62 аэродрома. Один из двух бурундуков был добавлен в коллекцию Музея ВВС. Другой принадлежит частному владельцу, который восстановил бурундука до его состояния во время кругосветного полета и возит его на авиационные мероприятия.
В 1948 году RCAF принял его первые дрессировщики бурундуков DHC-1, получившие первую партию из 217 экземпляров бурундуков, которые будут произведены в Канаде. Chipmunk был первым самолетом канадской конструкции, который был произведен за границей по лицензии, и поэтому большая часть отечественной продукции предназначалась для RCAF. Однако канадские бурундуки также были доставлены некоторым зарубежным заказчикам, включая Египет, Ливан и Таиланд.
Бывший RCAF de Havilland DHC-1B-2-S5. Бурундук с куполом в канадском стиле в Канадском музее наследия боевых самолетов, Гамильтон, Онтарио экс- RAF de Havilland DHC-1 Chipmunk Mk 22, построенный в Англии в 1951 de Havilland DHC-1 Chipmunk T.20 (не модернизированный), в португальских ВВС исходных цветахиз 113 Бурундуки, которые поступят на службу в RCAF, 79 из них были назначены в качестве инструкторов ab initio, а 34 - в аэроклубах для использования на курсах повышения квалификации пилотов резерва RCAF. Этот тип использовался в качестве учебно-тренировочного до начала 1970-х, последний экземпляр был снят с вооружения канадскими вооруженными силами в 1972 году, через три года после объединения канадских вооруженных сил. Долгая служба «Бурундука» отчасти объяснялась его полностью пилотажными способностями и превосходными летными характеристиками, которые способствовали тому, что пилоты часто относились к нему как к «удовольствию от полета».
2 июня 2015 г. посадка своего бурундука в международном аэропорту Пирсон в Торонто, Онтарио, Канада, бывший пилот de Havilland Canada испытатель Джордж Нил установил новый мировой рекорд для самого старшего действующего лицензированного пилота в возрасте 96 лет 194 дня.
Португальские ВВС (FAP) получили свой первый DHC-1 Бурундук Mk. 20 в 1951 году, доставлен в Военное авиационное училище в Синтре. Это был первый из возможных 76, который должен был быть доставлен на замену его почти двух десятилетней давности тигровым мотылькам de Havilland. Первые 10 были построены в Соединенном Королевстве, а следующие 66 были построены по лицензии OGMA в Португалии. Бурундуки будут летать с Эскадрильей элементарных летных тренировок (Esquadra de Instrução Elementar de Pilotagem).
К 1986 году в строю оставалось всего 36 бурундуков, летавших с Esquadro de Instrução 101. Поскольку «Бурундуки» разрабатывались уже 40 лет, а ежегодный коэффициент истощения флота составлял два самолета, в октябре 1987 года ФАП было принято решение заменить «Бурундуки» на 18 Aérospatiale TB 30 Epsilons. Поставки «Эпсилон» осуществлялись в течение 1989 г., и все оставшиеся бурундуки были выведены из эксплуатации к моменту доставки последнего «Эпсилон». Вскоре после этого 7 бурундуков были переданы Военно-воздушной академии (AFA) для буксировки планеров.
В 1997 году в программу обучения FAP была внесена серьезная реформа, которая привела к необходимость экономии средств. Это привело к тому, что 7 бурундуков AFA использовались FAP для первоначальной программы тестирования потенциальных пилотов - Estágio de Seleção de Voo (ESV). Семь бурундуков (серийные номера - 1306, 1312, 1315, 1316, 1319, 1335, 1339) были сначала модернизированы перед вводом в эксплуатацию. Эти обновления заключались в замене двигателей Gipsy Major на более мощные Lycoming O-360, добавлении металлического пропеллера, нового радио и транспондера IFF. Пять из этих самолетов были модернизированы OGMA по адресу Alverca do Ribatejo, а два других были переоборудованы компанией Indústrias Aeronáuticas de Coimbra (IAC). Первые два модернизированных бурундука были доставлены на Esquadra 802 в июле 1997 года и начали свою программу проверки в следующем месяце, 18 августа. 17 марта 1998 г. модернизированный бурундук (серийный номер 1312) разбился при взлете в Синтре, в результате чего он был списан, ни один из пассажиров - ангольский студент и португальский инструктор - не пострадал. По состоянию на 2018 год на Esquadra 802 по-прежнему работают оставшиеся 6 бурундуков.
С 1950-х годов бурундук также стал популярным гражданским самолетом, который использовался для различных ролей, таких как в качестве обучения пилотов, высший пилотаж и опрыскивание культур. Большинство гражданских самолетов - это бывшие военные, которые перепродавались и часто модернизировались. Это также механически исправный самолет, и, следовательно, многие бурундуки бывшего RCAF с тех пор продолжали эксплуатироваться в течение десятилетий у различных частных владельцев и операторов по всему миру. По сообщениям, к 2001 году несколько сотен бурундуков находились в частной службе.
Модификации или преобразования, выполненные Bristol Aircraft Ltd. Изготовлен на самолетах Chipmunk Mk 20, Mk 21, Mk 22 и 22A. «Бурундуки» могут быть оснащены багажными отсеками в крыльях, продуваемым козырьком, обтекателями шасси и увеличенными топливными баками.
Конверсия Sundowner в аэропорту Бэнкстаун Сидней в 1970 годуВ 1967–1968 гг. бурундук Mk 22A был переделан, испытан и пилотировал Hants and Sussex Aviation. "Бурундук" был оснащен турбовинтовым двигателем Rover 90 мощностью 86,42 кВт (116 л.с.). и дополнительный запас топлива.
Сегодня бурундук остается популярным в специализированных аэроклубах, а также эксплуатируется частными лицами, находящимися во многих странах мира.
Данные из The de Havilland Canada Story BAE Systems
Общие характеристики
Характеристики
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с Бурундук DHC-1. |