Женщины в Шекспире - тема в рамках особенно общего обсуждения драматических и поэтических произведений Шекспира. Главные герои, такие как Dark Lady из сонетов выпросили значительное количество критики, которые получили дополнительный импульс во время второй волны феминизма 1960 - х годов. Этой теме посвящено значительное количество исследований и академических статей, а несколько спутников Урана названы в честь женщин в Шекспире.
В трагедиях Шекспира и вообще в его пьесах есть несколько типов женских персонажей. Они влияют на других персонажей, но также часто недооцениваются. Женщины в шекспировских пьесах всегда играли важные роли, иногда ведущие. Независимо от того, хотят ли они изменить историю или стабилизировать ее, у них есть причина. Некоторые женщины сильнее других, и их влияние на игру у каждой разное. Они часто превосходят героев-мужчин.
Ранняя критика женских персонажей в драме Шекспира была сосредоточена на положительных качествах, которыми наделяет их драматург, и часто утверждала, что Шекспир реалистично уловил «сущность» женственности. Хелен Циммерн в предисловии к английскому переводу исследования Луи Льюиса « Женщины Шекспира» в 1895 году утверждала, что «из драматических персонажей Шекспира его женщины, пожалуй, самые привлекательные, а также, в определенном смысле, его самые оригинальные творения, так что в целом они отличаются от идеалов женского типа, преобладающих в литературе его времени ». Подобный тон восхваляет и сам Льюис в своем заключении: «Волшебная палочка поэта раскрыла глубины женской натуры, в которой, помимо прекрасных и изысканных эмоций, ужасные страсти играют свою опасную и фатальную роль».
Этот ранний женский период у Шекспира, который заканчивается в начале двадцатого века, характеризуется очень традиционным тоном, обращением и подтверждением женского подчинения. Редакторы сборника 1983 года под названием The Woman's Part ссылаются на три книги женщин-авторов XIX века (авторитетная книга Анны Джеймсон «Героини Шекспира: характеристики женщин », первоначально опубликованная в 1832 году, и две вымышленные биографии в форме романа двух из них). Героини Шекспира из 1885 г.) приходят к выводу, что этим ранним критикам «неловко», когда героини Шекспира ведут себя «не по-женски», и что адаптации их рассказов «восхваляют девичью милость и скромность в стиле, который сегодня кажется чрезмерным». Они говорят, что это «культурные ограничения» со стороны женщин-критиков и авторов, изучающих и адаптирующих женщин Шекспира.
Недавние критики по-разному подходят к этой теме. Для критиков-феминисток, находящихся под влиянием французского феминизма, анализ женского тела в пьесах Шекспира оказался плодотворным. Кэрол Чиллингтон Раттер, автор книги « Вход в тело: женщины и представление на шекспировской сцене» (2001), сосредотачивается, например, на теле Корделии, когда ее отец, король Лир, несет ее на сцену; на теле Офелии в могиле; и на телах двух женщин на кровати в конце « Отелло», «пьесы, разрушающей женщин».