Витольд Гомбрович | |
---|---|
Родился | Витольд Мариан Гомбрович. (1904-08-04) 4 августа, 1904. Малошице, Конгресс Польша, Российская Империя |
Умер | 24 июля 1969 (1969-07-24) (64 года). Ванс, Франция |
Род занятий | Писатель, драматург, дневник |
Язык | Польский |
Национальность | Польский |
Альма матер | Варшавский университет. (MJur, 1927) |
Известные работы | Ferdydurke. Транс-Atlantyk. Kosmos. Pornografia. Женитьба |
Сайт | |
witoldgombrowicz.com |
Витольд Мариан Гомбрович (4 августа 1904 - 24 июля 1969) был польским писателем и драматургом. Его произведениям присущ глубокий психологический анализ, некое чувство парадокса и абсурда, антинационалистический колорит. Поскольку он был левым, бисексуалом и антиклерикалом, бросившим вызов всем линиям партии, его книги были запрещены в коммунистической Польше. В 1937 году он опубликовал свой первый роман Фердидурк, в котором представлены многие из его обычных тем: проблемы незрелости и молодости, создание идентичности во взаимодействии с другими людьми и иронический критический анализ. классовых ролей в польском обществе и культуре. Он приобрел известность только в последние годы своей жизни, но теперь считается одним из ведущих деятелей польской литературы. Его дневники были опубликованы в 1969 году и, согласно Paris Review, «широко считаются его шедевром». Согласно недавно опубликованной базе данных, он был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе в 1966 году.
Гомбрович родился в Малошицах рядом с Опатов, затем в Радомская губерния, Конгресс Польша, Российская Империя, в богатую дворянскую семью. Он был младшим из четырех детей Яна и Антонины (урожденной Котковской). В автобиографической статье «Вид завещания» он написал, что его семья 400 лет жила в Литве в поместье между Вильнюсом и Каунасом, но была перемещена после того, как его дед был обвинен в участвовал в Январском восстании 1863 года. Позже он описал происхождение своей семьи и социальный статус как первые примеры пожизненного ощущения нахождения «между» (entre). В 1911 году его семья переехала в Варшаву. После завершения своего образования в гимназии Святого Станислава Костки в 1922 году Гомбрович изучал право в Варшавском университете, получив MJur в 1927 году. Он провел год в Париже, где учился в Институт высших международных исследований (французский : Institut des Hautes Etudes Internationales). Он не был прилежным в учебе, но время, проведенное во Франции, привело его к постоянным контактам с другими молодыми интеллектуалами. Он также посетил Средиземное море.
Когда Гомбрович вернулся в Польшу, он начал подавать заявки на юридические должности без особого успеха. В 20-е годы начал писать. Вскоре он отверг легендарный роман, форма и сюжет которого должны были раскрыть его «худшую» и темную сторону натуры. Точно так же его попытка написать популярный роман в сотрудничестве с Тадеушем Кемпиньским потерпела неудачу. На рубеже 1920-х и 1930-х годов Гомбрович начал писать рассказы, которые позже были напечатаны под названием «Воспоминания о времени незрелости», отредактированы Гомбровичем и опубликованы под названием Бакакай, улица, где он жил во время изгнания в Аргентину. С момента литературного дебюта его рецензии и колонки стали появляться в прессе, в основном в «Курьер Поранни» («Утренний курьер»). Гомбрович встретился с другими молодыми писателями и интеллектуалами, образовав художественные кафе в Зодиаке и Земянской в Варшаве. Публикация его первого романа Фердидурке принесла ему признание в литературных кругах.
Незадолго до начала Второй мировой войны Гомбрович принял участие в первом плавании польского трансатлантического лайнера MS Chrobry в Южную Америку. Когда он узнал о начале войны в Европе, он решил подождать в Буэнос-Айресе, пока она не закончится; он явился в польскую миссию в 1941 году, но был признан непригодным для военной службы. Он оставался в Аргентине до 1963 года - часто, особенно во время войны, в бедности.
В конце 1940-х годов Гомбрович пытался занять положение в литературных кругах Аргентины, публикуя статьи, читая лекции в кафе Fray Mocho и, наконец, опубликовав в 1947 году испанский перевод Фердидурк с помощью друзей, в том числе Вирджилио Пиньера. Эта версия романа сейчас считается значительным событием в истории аргентинской литературы, но на момент ее публикации она не принесла Гомбровичу большой известности, как и публикация в 1948 году его драмы «Клуб» на испанском языке (Брак, Эль Касамиенто). С декабря 1947 года по май 1955 года Гомбрович работал банковским клерком в Banco Polaco, аргентинском отделении банка Pekao, и подружился с Зофией Хондинской, которая познакомила его с политическими кругами Буэнос-Айреса. и культурная элита. В 1950 году он начал обмениваться письмами с Ежи Гедройцем, а в 1951 году он начал публиковать работу в парижском журнале «Культура», в котором в 1953 году были опубликованы отрывки из «Дзенника» (Дневники). В том же году он опубликовал книгу. работ, которая включала плитку и роман Транс-Atlantyk, в котором был спорно поднятым предмет национальной идентичности в эмиграции. После октября 1956 года четыре книги Гомбровича появились в Польше и принесли ему большую известность, хотя власти не разрешили публикацию «Дзенника» («Дневник»).
Гомбрович имел дела как с мужчинами, так и с женщинами. В своем более позднем сериализованном Дневнике (1953–69) он писал о своих приключениях в преступном мире гомосексуалистов Буэнос-Айреса, особенно о своих переживаниях с молодыми людьми из низшего сословия. Эту тему он снова поднял в интервью Доминику. де Roux в своеобразном Завета (1973).
в 1960-е годы Гомбровича стал признанным во всем мире, и многие из его работ были переведены, в том числе Pornografia ( Порнография) и Космос (Космос). Его драмы ставились в театрах по всему миру, особенно во Франции, Германии и Швеции.
Получив стипендию от Фонда Форда, Гомбрович вернулся в Европу в 1963 году. Он снова путешествовал по Европе. Корабль, итальянский ц / с FEDERICO C, с 8 по 22 апреля 1963 года приземлился в Каннах, а затем сел на поезд до Парижа. Запись о путешествии можно найти в его дневнике. Гомбрович пробыл год в Западном Берлине, где подвергся клеветнической кампании, организованной польскими властями. Во время этого пребывания его здоровье ухудшилось, и он не смог вернуться в Аргентину. Он вернулся во Францию в 1964 году. Он провел три месяца в аббатстве Ройомон, недалеко от Парижа, где встретил Риту Лабросс, канадку из Монреаля, которая изучала современную литературу. В 1964 году он переехал на Лазурный берег на юге Франции с Лаброссом, которого нанял своим секретарем. Он провел остаток своей жизни в Вансе, недалеко от Ниццы.
Здоровье Гомбровича не позволяло ему полностью воспользоваться своей поздней известностью. Она заметно ухудшилась весной 1964 г.; он стал прикован к постели и не мог писать. В мае 1967 года он был награжден Международной премией. В следующем году, 28 декабря, он женился на Лаброссе. По инициативе своего друга Доминика де Ру, который надеялся подбодрить его, он прочитал де Ру и Лаброссу серию из 13 лекций по истории философии под ироничным названием «Руководство по философии за шесть часов». и Пятнадцать минут », которую расшифровал де Ру. Лекции начались Кантом и закончились экзистенциализмом. Серия закончилась до того, как Гомбрович успел поставить последнюю часть, прерванную его смертью 24 июля 1969 года. Он был похоронен на кладбище в Вансе.
.
Гомбрович написал на польском языке., но он не разрешал публиковать свои работы в Польше до тех пор, пока власти не сняли запрет на полную версию Дзенника, его дневник, в котором он описал свои нападки на него. Поскольку он отказался от публикации в Польше, он оставался практически неизвестным широкой читающей публике до первой половины 1970-х годов. Тем не менее, его произведения были напечатаны на польском языке Парижским литературным институтом Ежи Гедройча и переведены более чем на 30 языков. Более того, его драмы неоднократно ставились по всему миру такими выдающимися режиссерами, как Хорхе Лавелли, Альф Шёберг, Ингмар Бергман, а также Ежи Яроцкий и Ежи Гжегожевский в Польше.
Основные характеристики сочинений Гомбровича включают в себя резкие описания психологической привязанности персонажей к другим, острое понимание конфликтов, которые возникают, когда традиционные культурные ценности сталкиваются с современными ценностями, и раздраженное, но комедийное чувство абсурда. Ясные и точные описания Гомбровича критикуют польский романтизм, и однажды он заявил, что писал вопреки Адаму Мицкевичу (особенно в Трансатлантике). Работа Гомбровича связана с экзистенциализмом и структурализмом. Он также известен своими игривыми аллюзиями и сатирой, например, в разделе о Трансатлантике, написанном в виде стилизованного дневника 19-го века, за которым следует пародия на традиционную басню.
Для многих критиков и теоретиков наиболее привлекательными аспектами работ Гомбровича являются связи с европейской мыслью второй половины 20 века, которые связывают его с интеллектуальным наследием Мишеля Фуко, Ролан Барт, Жиль Делез, Жак Лакан и Жан-Поль Сартр. Как сказал Гомбрович, «Фердидурке был опубликован в 1937 году до того, как Сартр сформулировал свою теорию уважения d'autrui. Но именно благодаря популяризации сартровских концепций этот аспект моей книги был лучше понят и усвоен»
<. 87>Гомбрович использует повествование от первого лица в своих романах, за исключением Опентани. В языке много неологизмов. Более того, он создал «ключевые слова», которые проливают символический свет на смысл, скрытый за иронической формой (например, gęba, pupa в Фердидурке).В рассказе «Pamiętnik z okresu dojrzewania» Гомбрович участвует в парадоксах, которые контролируют вход человека в социальный мир и подавленные страсти, управляющие человеческим поведением. В «Фердидурке» он обсуждает форму как универсальную категорию, понимаемую в философском, социологическом и эстетическом смыслах и являющуюся средством порабощения индивидуума другими людьми и обществом в целом. Определенные фразы в романе стали обычным явлением в польском языке, например, upupienie (навязывание человеку роли кого-то низшего и незрелого) и gęba (личность или подлинная роль, навязываемая кому-то). Фердидурке можно рассматривать как сатиру на различные польские общины: прогрессивную буржуазную, деревенскую, консервативную. Сатира представляет человека либо как члена общества, либо как личность, которая борется с собой и миром. Адаптации Фердурке и других произведений Гомбровича представляли многие театры, особенно до 1986 года, когда были опубликованы первые девять томов его произведений. Это был единственный официальный способ получить доступ к его работе.
Мемориальная доска в варшавском доме Гомбровичей (1935–39)Первым драматическим текстом Гомбровича была «Ивона, ксенжничка Бургунда» (Ивона, принцесса Бургундия, 1938), трагикомедия. Он описывает, что приносит порабощение форм, обычаев и церемоний.
В 1939 году он опубликовал частями в двух ежедневных газетах популярный роман Opętani, в котором переплел готический роман с сенсационным современным романом.
В «Клубе», написанном сразу после войны, Гомбрович использовал форму театра Шекспира и Педро Кальдерона де ла Барка. Он также критически взялся за тему романтического театра (Зигмунт Красинский, Юлиуш Словацкий ) и изобразил новую концепцию власти и человека, созданную другими людьми.
В Trans-Atlantyk Гомбрович сочетает традиционное видение человека, служащего ценностям, с новым видением, согласно которому человек освобождается от этой службы и самореализуется. Представитель этой модели человечества - эксцентричный миллионер Гонсало.
Роман Pornografia показывает Польшу во время войны, когда вечный порядок традиционной культуры, основанной на вере в Бога, разрушилась. На его месте появляется новая реальность, где пожилые и молодые сотрудничают, чтобы реализовать свои жестокие увлечения, пронизанные эротикой.
Космос - самая сложная и неоднозначная работа Гомбровича. В нем он изображает, как люди создают видение мира, какие силы, символический порядок и страсть участвуют в этом процессе и как новая форма организует себя в процессе создания смысла.
Оперетка, последняя пьеса Гомбровича, использует форму оперетты, чтобы гротескно представить тоталитаризм 20-го века . В то же время он выражает пробную веру в возрождение через молодость.
По мнению многих ученых, его самая выдающаяся работа - это «Дзенник» («Дневники»), не только как литературное, но и философское: «Поразительно холодный критик европейской традиции, диагност болезни, поражающей современную мысль, великий художник и моралист. Если бы я назначил достойного преемника радостной науки ницшеанской критики и поэзии в литературе двадцатого века, я бы ответил: «Гомбрович в своем дневнике» (Войцех Карпинский ). Дзенник издавался серийно в «Культуре» с 1953 по 1969 год. Это не только жизненный отчет Гомбровича, но и философский очерк, полемика, сборник саморефлексии на народную поэзию, взгляды на политику, национальную культуру., религия, традиции и многие другие темы. Он пишет якобы случайными анекдотами и использует широкий спектр литературных приемов.
Два из романов Гомбрович были адаптированы для фильма: Pornografia (2003, режиссер Ян Якуб Кольский ) и Ferdydurke, режиссер Сколимовский.
2004, столетие его рождения, был объявлен Годом Гомбровича.
Последняя обширная работа Гомбровича, «Кронос», была опубликована в Польше в Wydawnictwo Literackie 23 мая 2013 года.
Работы Гомбровича для них характерны глубокий психологический анализ, определенное чувство парадокса и абсурдный антинационалистический оттенок. Фердидурке представляет множество тем, исследованных в его более поздних работах: проблемы незрелости и молодости, маски, которые носят люди, и иронический, критический анализ классовых ролей в польском обществе и культуре, особенно дворянства и провинциалов. Это вызвало резкую критику и сразу же разделило аудиторию Гомбровича на прихожан и заклятых врагов.
В своей работе Гомбрович боролся с польскими традициями и сложной историей страны. Эта битва стала отправной точкой для его рассказов, которые уходят корнями в эту традицию и историю. Ученые и почитатели помнят Гомбровича как писателя и человека, не желающего жертвовать своим воображением или оригинальностью ни за какую цену, человека, бога, общество или доктрину.
романы и пьесы Гомбровича переведены на 35 языков.
Режиссер-документалист Николя Филибер снял в радикальной французской психиатрической клинике La Borde документальный фильм под названием Every Little Thing (французский ). La Moindre des choses ); выпущенный в 1997 году, фильм рассказывает о пациентах и персонале, которые ставят оперетту Гомбровича.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Витольдом Гомбровичем. |