Еженедельный макам

редактировать

В Мизрахи и Сефардик Ближний Восток Еврейские молебны, каждый шаббат община проводит службы, используя разные «макам» . макам (مقام), что в переводе с арабского буквально означает «место», представляет собой стандартный тип мелодии и набор связанных мелодий. Мелодии, используемые в данном макаме, нацелены на эффективное выражение эмоционального состояния читателя на протяжении всей литургии (без изменения текста). В этой статье в первую очередь описываются музыкальные практики сирийских евреев, хотя музыкальные традиции других общин евреев-мизрахи также основаны на системе макамов. Ашкенази нусач включает упрощенную систему, включающую три основных режима или стейгер и несколько второстепенных вариантов. Мусульмане придерживаются одинаковой практики проведения богослужений с использованием макама, но во многих отношениях существенно различаются.

Содержание
  • 1 Применение системы макам
  • 2 Тематические шаблоны
    • 2.1 Макам Раст
    • 2.2 Макам Махур
    • 2.3 Макам Аджам
    • 2,4 Макам Нахванд
    • 2,5 Макам Баят
    • 2,6 Макам Хосени
    • 2,7 Макам Рахави Нава
    • 2,8 Макам Сабах
    • 2,9 Макам Сигах
    • 2,10 Макам Хиджаз
  • 3 См. Также
  • 4 Внешние ссылки
  • 5 Ссылки
Применение системы макам

Макам, который используется каждый шаббат, зависит от темы, истории или основного послания субботы еженедельной главы Торы. Кантор, или хаззан, конгрегации ведет прихожан с мелодиями конкретного макама, который предварительно установлен и стандартизирован в официальном списке.

В разных сообществах можно найти самые разные списки макамов, например список Алеппо не всегда согласуется со списками Дамаска и Бейрута, а египетский и иерушалмиский (иерусалимские сефардские) списки снова отличаются. Даже в рамках традиции Алеппо среди письменных источников нет полного согласия, хотя основной образец списков обычно тот же самый. Другие определяющие факторы макама включают в себя приближение праздника на предстоящей неделе: когда это так, или есть две части Торы на неделю, хаззан имеет определенное право выбора макама. Как правило, один и тот же макам нельзя использовать две недели подряд. Кроме того, список пытается повернуть макамот таким образом, чтобы десять макамов были распределены почти одинаково во времени, чтобы избежать повторения прослушивания одного и того же макама в течение короткого периода времени.

Большинство молитв на утренней службе в Шаббат произносятся в прозе-речитативе, точная мелодия которой меняется в зависимости от макама недели. Однако некоторые важные отрывки, такие как Нишмат и Кадиш, поются на мелодии определенных Пизмоним, которые выбираются в соответствии с ротацией, чтобы соответствовать макаму недели.

песнопение Торы не следует за макамом недели, но почти всегда выполняется в макаме Сигах. Точно так же вечерняя служба в пятницу обычно проходит в макам-нава или в накаванд.

Тематические шаблоны

Есть несколько шаблонов, которые определяют, какой макам будет использоваться в данную неделю. Есть несколько очень очевидных закономерностей и некоторые не столь очевидные (которые в результате оспариваются).

Макам Раст

  • Макам Раст используется для обозначения начала чего-то нового, например, начала чтения новой книги Торы (рас на арабском языке означает «голова»). Для первого параша каждой книги Хумаша, Берешит, Шмот, Вайикра, Бемидбар и (теоретически, но см. Хиджаз) Деварим, этот макам применяется. Еще одно применение Раста - для послеобеденных служб субботы, когда евреи читают новую парашу предстоящей недели; таким образом, начинается новая неделя.

Макам Махур

  • Макам, который связан с Макам Раст, применяется, когда кто-то злится и возникает чувство эмоциональной нестабильности. Единственные два парашиота, к которым применяется этот макам, - это Толедот и Валак, когда главные герои, Исав и Валак, соответственно, разгневаны. Этот макам используется в других случаях в соответствии с рукописями Хахама Моше Ашира и Кантора Габриэля А. Шрема.

Макам Аджам

  • Макам Аджам, названный в честь арабского слова «иранский "используется для обозначения счастливых событий, таких как праздники, свадьбы и другие радостные события. Этот макам используется в Бешаллах (Шаббат Шира ), Вайетце и Шофтим из-за счастливых случаев, упомянутых в этих парашах. Аджам также используется во вторые дни праздников Шалош Регалим. Аджам похож на западный мажорный строй, и иногда его считают поверхностным и очевидным, почти так же, как ионийский или мажорный лад описывался как modus lascivus и не одобрялся в средневековой церковной музыке.

Maqam Nahwand

  • Макам Нахванд, названный в честь Нахаванда / Нахаванда, города в иранской провинции Хамадан, применяется, когда существует дисгармония между сторонами и конфликтами в целом. Родственный макам - это Рахави Нава (см. Ниже), но его популярность упала, и поэтому большинство канторов почти всегда заменяют Рахави Нава на Макам Нахванд из-за избытка и разнообразия более западноориентированных песен в Наванде, который очень похож на западный. малая шкала. До 20 века этот макам никогда не использовался для молитв ни евреями, ни мусульманами. (Точно так же в средние века минорный или эолийский лад, хотя и признавался, что существует, никогда не использовался в григорианском пении.)

Макам Баят

  • Макам Баят - это мрачный или унылый макам и не обязательно подразумевает определенную тему. Обычно он произносится низким голосом, чтобы выразить темноту. Как правило, этот макам применяется ко всем бар-мицвам и к субботним вечерним службам из-за обилия связанных пизмоним в этих макамах. Некоторые говорят, что Баят символизирует клятву между двумя сторонами (как в случае с Бар-мицвой - клятвой между человеком и Богом).

Макам Хосени

  • Макам, что близко связанный с Макам Баят в звуке, используется для выражения красоты чего-либо. Например, когда даются Десять Заповедей, в Парашат Итро и Ва'этанан применяется этот макам чтобы показать его красоту. То же самое можно сказать и о возведении Скинии, в парашате Терумах, Ваякхель и Шемини.Этот мака m используется в Шаббат, предшествующий Шавуоту, когда Тора дается Израилю (но не в Шавуот непосредственно).

Макам Рахави Нава

  • Макам применяется в конце большинства книг. Помимо прочего, он символизирует конец чего-то. Этот макам применяется каждую пятницу вечером во время службы Каббалат Шаббат. В настоящее время этот макам редко используется для утренних служб в Шаббат, так как его обычно заменяют макамом Нахванд. Строго говоря, Рахави и Нава - это два отдельных макамата: Рахави используется в Пасхе Аггада (Седер ), а Нава используется для чтения Мишны (отсюда его использование в пятницу вечером, поскольку эта служба содержит длинный отрывок из Мишны, известный как Бамме мадликин.)

Макам Сабах

  • Макам Сабах, буквально по-арабски печаль и утопия, и буквально по-еврейски армия - это используется для обозначения «берита» или завета. Завет, или обрезание, применяется ко всем еврейским младенцам мужского пола, и поэтому, когда в параше рождается мальчик (Лех Леха или Тазрия ), применяется этот макам. Этот макам требует не только «берит мила», но и любое упоминание слова «берит» или сильная ссылка на число восемь, которое символизирует завет. Поскольку идея «берит» относится к соблюдению мицвот, везде, где есть параша, где есть множество мицвот, применяется этот макам (Мишпатим, Кедошим или Бехар ). Другое использование Сабаха включает любую парашу, в которой упоминается армия (Масей, Ки Тетсе ), поскольку слово «Саба» на иврите означает «армия». Клигман отмечает, что еврейское объединение Сабаха с вышеупомянутыми темами резко отличается от остального арабского мира, у которого Сабах ассоциируется с грустью.

Макам Сигах

  • Макам Сигах, или Сиках, от Персидский для "третьего места" применяется, когда в параше есть особые значения. Также применяется в праздничные дни. Этот макам связан с праздником Пурим из-за обилия пизмоним, связанных с праздником в этом макаме (без сомнения, потому что макам имеет персидское происхождение, а события книга Есфирь происходит в Персии). Этот макам также важен, потому что это макам, который используется для песнопения Торы. Для Parashas Bo, Beha'alotecha и Eqeb, parashas, ​​которые являются «третьими» в их соответствующих книгах, используется maqam Sigah, что означает «третье [место]».

Maqam Hijaz

  • Maqam Хиджаз, названный в честь региона Хиджаза в Аравии, используется для обозначения торжественных случаев. Когда есть смерть в параше (Сара и Авраам в Хаей Сара, Иаков и Иосиф в Вайечи, или Надав и Авиху в Ачарей Мот ), или трагический эпизод (Золотой теленок в Ки Тисса, Грех шпионов в Шелах Леха и Разрушение Храма на неделе Деварим ), то этот макам применяется. На похоронах обычно применяется этот макам. Поскольку это соответствует ашкенази ахава рабба steiger, синагоги в Израиле иногда используют его, когда есть гости-ашкенази.
См. Также
Внешние ссылки
Ссылки
  1. ^asan по-арабски означает прекрасный или красивый, usayn - уменьшительное от этого слова, а также личное имя.
  2. ^Так называется, потому что шкала представляет собой инверсию макам раста, начиная с третьей ноты этой гаммы: эта нота сама называется сигах.
  • Клигман, Марк, «Библия, молитва и макам: внемузыкальные ассоциации сирийских евреев», Ethnomusicology, Vol. 45, No. 3 (осень, 2001), стр. 443–479
  • Клигман, Марк, макам и литургия: ритуал, музыка и эстетика сирийских евреев в Бруклине, Детройте 2009
Последняя правка сделана 2021-06-20 10:42:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте