В иудаизме музыкальный нусах относится к музыкальному стилю или традиции сообщества, особенно к песнопению, используемому для речитативных молитв, таких как Амида.
Это отличается от текстового нусаха, точного текста молитвенного служения, который несколько различается между еврейскими общинами.
Весь музыкальный стиль или традиция сообщества иногда называют нусачем, но этот термин чаще всего используется в связи с песнопениями, используемыми для речитативных отрывков, в частности Амида.
Многие отрывки в молитвеннике, такие как Амида и Псалмы, поются речитативом, а не читаются обычной речью или поются под ритмичную мелодию. Речитативы следуют системе музыкальных ладов, что-то вроде макамата арабской музыки. Например, канторская практика ашкенази различает ряд steiger (весов), названных в честь молитв, в которых они наиболее часто используются, таких как Adonoi moloch steiger и Ahavoh rabboh steiger. Общины мизрахи, такие как сирийские евреи, используют полную систему макама.
Используемые весы могут варьироваться как в зависимости от молитвы, так и от сезона. Например, часто существуют специальные режимы для Высоких Святых Дней, а в сирийской практике используемая шкала зависит от чтения Торы за неделю (см . Еженедельный макам ). В некоторых случаях сами мелодии фиксированы, в других - у читателя есть свобода импровизации.
Еврейская литургическая музыка характеризуется набором музыкальных ладов.
Режимы молитвы составляют часть того, что известно как музыкальный нусач (традиция) сообщества, и служат как для определения различных типов молитв, так и для привязки этих молитв к времени года или даже времени дня, в которое они установлены. Различные еврейские традиции разработали свои собственные модальные системы, такие как макамат ближневосточных еврейских общин. Режимы, обсуждаемые в этой статье, характерны для традиций восточноевропейских (ашкеназских) еврейских общин.
Есть три основных режима, а также ряд комбинированных или составных режимов. Три основных режима называются Ахава Раба, Магин Авот и Адонай Малах. Традиционно кантор ( хаззан ) импровизировал молитвы в установленном режиме, следуя общей структуре того, как должна звучать каждая молитва. Со временем многие из этих песнопений были записаны и стандартизированы, но практика импровизации существует и по сей день. Ранние исследования истории еврейских молитвенных режимов пришли к выводу, что используемые музыкальные гаммы были основаны на древних библейских кантиляциях, но современная наука поставила под сомнение достоверность этих выводов.
Режим Ахава Рабба - иногда его называют Фрейгиш ( фригийская доминанта ) - назван в честь благословения, которое непосредственно предшествует Шма на утренней службе. Это благословение начинается со слов Ахава Рабба (буквально: великая любовь) и описывает, как любовь Бога к Израилю проявляется через откровение Бога Торы. В музыкальном плане Ахава Раба считается наиболее еврейским из всех молитвенных режимов из-за того, что интервал сглаженной секунды создает небольшой третий интервал между второй и третьей ступенями шкалы. Этот режим используется в начале вечернего богослужения в будние дни через Чатзи Каддиш, большую часть утреннего богослужения в будние дни, часть утреннего богослужения в Шаббат и иногда в дни высоких праздников. Режим Ахава Раба также используется во многих еврейских народных песнях, таких как « Хава Нагила », и популярных литургических мелодиях, таких как «Йисмечу». Он похож на арабский макам Хиджаз, но в то время как доминанта Хиджаза находится на четвертой ступени, Ахава Рабба сильно отдает предпочтение третьей.
Дориан режим Украинский (также известный как Misheberach режим) представляет собой комбинированный шкала построена на седьмой степени шкалы Ahavah Рабба. Он также тесно связан с режимом Магин Авот в том смысле, что предзаключительная фраза на украинском языке дориан может кадентировать по своему супертонику, который является 5-й степенью относительной шкалы Магин Авот. Это довольно часто случается в нусаче, посвященном Трех праздникам. Он похож на арабский макам Никриз.
Режим Магин Авот (буквально: Щит наших Отцов) получил свое название от абзаца в молитве Меейн Шева, который непосредственно следует за Амида в пятничной вечерней службе. В музыкальном плане он больше всего напоминает минорную гамму из западной классической музыкальной традиции или арабский макам Нахаванд. Он используется в простом напеве или молитвенном пении, часто с помощью одного тона декламации, который кантор использует, чтобы охватить большой объем литургического текста в быстром стиле. Простота как режима, так и связанного с ним воспевания призвана отражать мирную атмосферу Шаббата. При пении в режиме Магин Авот кантор обычно в определенных литургических точках обращается к относительному мажору, часто для того, чтобы выделить определенную строку текста. Именно это использование относительного мажора в сочетании с Magein Avot отличает этот лад от обычного минора. В дополнение к вечеру Шаббата, режим Магин Авот также известен для начальных благословений утренних и дневных служб в будние дни.
Режим Иштабах - это вариант шкалы Магин Авот, которая выравнивает вторую ступень шкалы.
Адонай Малах: режим (буквально Бог царствует) состоит из основной шкалы с пониженным (малым) седьмым и десятым. Этот режим создает ощущение величественности и используется для ряда услуг, требующих большой атмосферы. Традиционно он используется для псалмов 95–99 в Каббалат Шаббат, Леха Доди в Каббалат Шаббат и в пятницу вечером Кидуш. Утром в Шаббат он используется для Авот и Гвурот, во время богослужения Торы, и в Рош Ходеш, когда благословляют новый месяц. Режим Адонай Малах также используется в разное время во время Высоких праздников, когда требуется величественное качество, такое как служба Шофар и части Амиды. В условиях высоких праздников седьмая и десятая ступени часто повышаются, в результате чего мода сильно напоминает классический мажорный масштаб.
«Адонай малах» («Бог - царь»), строка из Псалма 93, установлена с использованием шкалы Адонай малах в конце введения в Кабалат Шабат (вечерняя служба синагоги в пятницу).
По мере того, как он поднимается выше, он добавляет квартиры, а его высота звука аналогична персидской шкале Dastgāh-e Māhur и русской шкале Obikhod.
Маневры используются в молитвенных песнопениях, чтобы изменить настроение и режим во время молитвы. Есть несколько характерных движений, которые канторы обычно используют, чтобы модулировать различные режимы. Два наиболее распространенных маневра - это маневр Иштабах и маневр Сим Шалом.
Маневр Иштабах перемещается от Магейн Авот к Адонай Малах на 4-й ступени шкалы. Затем он проходит через украинский Дориан и возвращается в Магеин Авот. Этот маневр помогает подчеркнуть величие провозглашения имени Бога, которое происходит во время последнего благословения утренней службы в Шаббат.
Маневр Сим Шалом, названный в честь молитвы Сим Шалом, в которой он часто встречается, начинается в Ахава Раба и модулируется до мажорной тональности на четвертой ступени шкалы. Он также использует украинский дориан как возврат к оригинальной Ахава Раба.