Нусах (еврейская музыка)

редактировать
(Перенаправлен из еврейских молитвенных режимов )

В иудаизме музыкальный нусах относится к музыкальному стилю или традиции сообщества, особенно к песнопению, используемому для речитативных молитв, таких как Амида.

Это отличается от текстового нусаха, точного текста молитвенного служения, который несколько различается между еврейскими общинами.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 музыкальных режима
    • 2.1 Режим Ахава Раба
      • 2.1.1 Украинский дорианский мод
    • 2.2 Режим Magein Avot
      • 2.2.1 Режим Иштабаха
    • 2.3 Адонай (ХаШем) режим Малаха
  • 3 маневра
    • 3.1 Маневр Иштабаха
    • 3.2 Маневр Сим Шалома
  • 4 ссылки
  • 5 цитируемых работ
  • 6 Дальнейшее чтение

Описание

Смотрите также: религиозная еврейская музыка

Весь музыкальный стиль или традиция сообщества иногда называют нусачем, но этот термин чаще всего используется в связи с песнопениями, используемыми для речитативных отрывков, в частности Амида.

Многие отрывки в молитвеннике, такие как Амида и Псалмы, поются речитативом, а не читаются обычной речью или поются под ритмичную мелодию. Речитативы следуют системе музыкальных ладов, что-то вроде макамата арабской музыки. Например, канторская практика ашкенази различает ряд steiger (весов), названных в честь молитв, в которых они наиболее часто используются, таких как Adonoi moloch steiger и Ahavoh rabboh steiger. Общины мизрахи, такие как сирийские евреи, используют полную систему макама.

Используемые весы могут варьироваться как в зависимости от молитвы, так и от сезона. Например, часто существуют специальные режимы для Высоких Святых Дней, а в сирийской практике используемая шкала зависит от чтения Торы за неделю (см . Еженедельный макам ). В некоторых случаях сами мелодии фиксированы, в других - у читателя есть свобода импровизации.

Музыкальные режимы

Еврейская литургическая музыка характеризуется набором музыкальных ладов.

Режимы молитвы составляют часть того, что известно как музыкальный нусач (традиция) сообщества, и служат как для определения различных типов молитв, так и для привязки этих молитв к времени года или даже времени дня, в которое они установлены. Различные еврейские традиции разработали свои собственные модальные системы, такие как макамат ближневосточных еврейских общин. Режимы, обсуждаемые в этой статье, характерны для традиций восточноевропейских (ашкеназских) еврейских общин.

Есть три основных режима, а также ряд комбинированных или составных режимов. Три основных режима называются Ахава Раба, Магин Авот и Адонай Малах. Традиционно кантор ( хаззан ) импровизировал молитвы в установленном режиме, следуя общей структуре того, как должна звучать каждая молитва. Со временем многие из этих песнопений были записаны и стандартизированы, но практика импровизации существует и по сей день. Ранние исследования истории еврейских молитвенных режимов пришли к выводу, что используемые музыкальные гаммы были основаны на древних библейских кантиляциях, но современная наука поставила под сомнение достоверность этих выводов.

Режим Ахава Раба

визуальное представление шкалы Ахава Рабба D, E ♭, F♯, G, A, B ♭, C, D Базовая шкала Ахава Рабба

Режим Ахава Рабба - иногда его называют Фрейгиш ( фригийская доминанта ) - назван в честь благословения, которое непосредственно предшествует Шма на утренней службе. Это благословение начинается со слов Ахава Рабба (буквально: великая любовь) и описывает, как любовь Бога к Израилю проявляется через откровение Бога Торы. В музыкальном плане Ахава Раба считается наиболее еврейским из всех молитвенных режимов из-за того, что интервал сглаженной секунды создает небольшой третий интервал между второй и третьей ступенями шкалы. Этот режим используется в начале вечернего богослужения в будние дни через Чатзи Каддиш, большую часть утреннего богослужения в будние дни, часть утреннего богослужения в Шаббат и иногда в дни высоких праздников. Режим Ахава Раба также используется во многих еврейских народных песнях, таких как « Хава Нагила », и популярных литургических мелодиях, таких как «Йисмечу». Он похож на арабский макам Хиджаз, но в то время как доминанта Хиджаза находится на четвертой ступени, Ахава Рабба сильно отдает предпочтение третьей.

Украинская дорианская мода

наглядное представление украинской доориальной шкалы D, E, F, G♯, A, B, C, D Базовая украинская дорианская гамма

Дориан режим Украинский (также известный как Misheberach режим) представляет собой комбинированный шкала построена на седьмой степени шкалы Ahavah Рабба. Он также тесно связан с режимом Магин Авот в том смысле, что предзаключительная фраза на украинском языке дориан может кадентировать по своему супертонику, который является 5-й степенью относительной шкалы Магин Авот. Это довольно часто случается в нусаче, посвященном Трех праздникам. Он похож на арабский макам Никриз.

Режим Магин Авот

наглядное представление шкалы Магин Авот D, E, F, G, A, B ♭, C, D Базовая шкала Магин Авот

Режим Магин Авот (буквально: Щит наших Отцов) получил свое название от абзаца в молитве Меейн Шева, который непосредственно следует за Амида в пятничной вечерней службе. В музыкальном плане он больше всего напоминает минорную гамму из западной классической музыкальной традиции или арабский макам Нахаванд. Он используется в простом напеве или молитвенном пении, часто с помощью одного тона декламации, который кантор использует, чтобы охватить большой объем литургического текста в быстром стиле. Простота как режима, так и связанного с ним воспевания призвана отражать мирную атмосферу Шаббата. При пении в режиме Магин Авот кантор обычно в определенных литургических точках обращается к относительному мажору, часто для того, чтобы выделить определенную строку текста. Именно это использование относительного мажора в сочетании с Magein Avot отличает этот лад от обычного минора. В дополнение к вечеру Шаббата, режим Магин Авот также известен для начальных благословений утренних и дневных служб в будние дни.

Иштабах режим

Режим Иштабах - это вариант шкалы Магин Авот, которая выравнивает вторую ступень шкалы.

Адонай (ХаШем) Малаховый режим

визуальное представление шкалы Адона Малаха D, E, F♯, G, A, B, C, D Базовая гамма Адонай Малах (режим Адонай Малах на D) Режим Адонай малах на C. Play