Баяти (арабский بياتي), также известная как Баят и Ушак (Ушак), это название макама (музыкальный режим) в арабский, турецкий и родственные музыкальные системы. Баяти похож на естественный минор гамму, за исключением полуплоской второй степени. Макам чрезвычайно популярен в арабском мире, особенно в Леванте. В светской среде ему отдают предпочтение в дабке, и поп-музыка.
Баяти также очень часто используется в религиозных литургиях на Ближнем Востоке. Это излюбленный макам азана в Медине, Саудовская Аравия. Сирийские евреи имеют изобилие пизмоним в этом макаме и обычно применяют его ко всем бар-мицвам и к субботним вечерним службам. Согласно Ассирийской церкви Востока, этот режим называется Кадмойо (первый).
Связанные макаматы - это Хусейни и Баяти Шури.
Центральные тона макама создаются из двух разных интервалов. Одиннадцать центральных тонов макама, использованного в приведенном выше примере последовательности фаз, могут быть сокращены до трех, которые составляют «ядро» макама:
Ряды тонов макамата могут быть идентичными, например, макам баяти и макам 'ушшак turki:
Но отличаться по разным ядрам. Баяти показан в приведенном выше примере, а 'ушшак турки - это:
(HF) - Half-Flat (имейте в виду, что бемоль понижает ноты на полшага вниз, Half Flat означает, что нота понижается на 1/4 ступени). (H-S) - Half-Sharp (Sharp поднимает ноту на полшага вверх, полудюжий - на 1/4 шага вверх). Четвертоновые интервалы не фиксированы. Общее правило: они имеют тенденцию быть менее плоскими при воспроизведении восходящей фразы и vis-à-vi. Эти интервалы также различаются от региона к региону. В турецкой османской музыке четвертьтон бейати обычно звучит немного менее ровно, чем «более темный» уссакский тон.