Арабский макам

редактировать

Арабский макам (Арабский : مقام, романизированный : maqām, буквально «место»; pl. مقامات maqāmāt) - система мелодических ладов, используемых в традиционной арабской музыке, которая в основном мелодичный. Слово макам по-арабски означает место, место или положение. Арабский макам - это тип мелодии. Это «техника импровизации », которая определяет высоту звука, паттерны и развитие музыкального произведения и которая «уникальна для арабской художественной музыки».. Существует семьдесят два гептатонических рядов тонов или шкал макамата. Они состоят из основных, нейтральных и второстепенных секунд. Каждый макам построен на шкале и несет в себе традицию, определяющую его привычные фразы, важные ноты, развитие мелодии и модуляцию. И композиции, и импровизации в традиционной арабской музыке основаны на системе макам. Макамат может быть реализован с помощью вокала или инструментальной музыки и не включает ритмический компонент.

Существенным фактором исполнения является то, что каждый макам описывает «тонально-пространственный фактор» или набор музыкальных нот и отношения между ними, включая традиционные образцы и развитие мелодии., а «ритмико-временная составляющая» «не подчиняется определенной организации». Макам не имеет «установленной, регулярно повторяющейся тактовой схемы или неизменного размера. Определенный ритм иногда идентифицирует стиль исполнителя, но это зависит от его техники исполнения и никогда не характерен для макама как такового». Композиционный или, скорее, предкомпозиционный аспект макама - это тонально-пространственная организация, включающая количество уровней тона, а импровизационный аспект - построение ритмико-временной схемы.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Система настройки
  • 3 Обозначение
  • 4 Интонация
    • 4.1 Фазы и центральные тона
      • 4.1.1 Ядро
  • 5 Аджнас
  • 6 семейств макамов
  • 7 Эмоциональное содержание
  • 8 Модуляция
  • 9 См. Также
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Предпосылки

Обозначение макам появилось впервые в трактатах, написанных в четырнадцатом веке аль-Шейхом аль-Сафади и Абдулкадиром аль-Мараги, и с тех пор используется как технический термин в арабской музыке. Макам - это модальная структура, которая характеризует музыкальное искусство стран Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. В этой области мы можем выделить три основные музыкальные культуры, принадлежащие к модальной семье макам: арабскую, персидскую и турецкую.

Система настройки

Ноты макама не настроены на одинаковый темперамент (это означает, что отношения частот последовательных высот не обязательно идентичны в отличие от хроматической гаммы, используемой в современной западной музыке). Макам также определяет другие вещи, такие как тоника (начальная нота), конечная нота и доминирующая нота. Он также определяет, какие ноты должны быть подчеркнуты, а какие нет.

Арабские макамы основаны на музыкальной шкале из 7 нот, повторяющейся в октаве.. Некоторые макамы имеют 2 или более альтернативных гаммы (например, Раст, Нахаванд и Хиджаз). Шкалы макама в традиционной арабской музыке являются микротональными, а не основаны на двенадцатитоновой равноотмеренной системе музыкальной настройки, как в современной Западная музыка. Большинство гамм-гамм включают в себя идеальную квинту или идеальную четвертую (или обе), и все октавы идеальны. Остальные ноты в гамме макама могут или не могут точно попасть на полутона. По этой причине гаммы макам в основном преподаются устно и путем всестороннего прослушивания традиционной арабской музыки репертуара.

Обозначение

Поскольку микротональные интервалы нецелесообразно точно записывать, упрощенная система нот была принята в арабской музыке на рубеже 20-го века. век. Начиная с хроматической гаммы, арабская гамма разделена на 24 равных четверть тона, где четверть тона равна половине полутона в 12 тоне. равномерно темперированная шкала. В этой системе обозначений все ноты шкалы макама округлены до ближайшей четверти тона.

Эта система обозначений не является точной, так как она устраняет микротональные детали, но очень практична, поскольку позволяет обозначать шкалы макама с использованием западной стандартной записи. Четверть тона можно обозначить с помощью полутонового знака (Half Flat или плоский штрих ) или полутонкого знака (наполовину острый ). При расшифровке с помощью этой системы обозначений некоторые гаммы макама включают четверть тона, а другие нет.

На практике макамы не исполняются во всех хроматических тональностях и более жесткие для транспонирования, чем гаммы в западной музыке, в первую очередь из-за технических ограничений арабского языка. инструменты. По этой причине полудосты редко встречаются в гаммах макамов, и наиболее часто используемые полу-диезы - E плоский штрих , B плоский штрих и реже A плоский штрих .

Интонация

24-тональная система полностью условное обозначение и не влияет на фактическую точную интонацию исполняемых нот. Практикующие арабские музыканты, используя номенклатуру 24-тональной системы (полу-плоские и полудостовые), по-прежнему исполняют более тонкие микротональные детали, которые передаются из устной традиции.

гаммы макамов, которые не включают четверть тона (например, Nahawand, 'Ajam), могут исполняться на равномерных инструментах, таких как фортепиано, однако такие инструменты не могут точно воспроизводят микротональные детали шкалы макама. Шкалы макама могут точно исполняться либо на безладовых инструментах (например, уд или скрипка ), либо на инструментах, которые обеспечивают достаточную степень настраиваемости и микротонального контроля (например, нет, или канун, или кларнет ). На ладовых инструментах со стальными струнами микротональный контроль может быть достигнут путем изгиба струны, как при игре блюза.

Точная интонация каждой гаммы макама меняется в зависимости от исторического периода, а также географического региона (как в случае с языковыми акцентами, например). По этой причине, а также из-за того, что не принято точно и точно записывать микротональные вариации из двенадцатитональной равномерно темперированной гаммы, гаммы макам на практике изучаются слуховым способом.

Фазы и центральные тона

Каждый отрывок состоит из одной или нескольких фаз, которые представляют собой разделы, «играемые на одном тоне или в одной тональной области», и для их артикуляции может потребоваться от семи до сорока секунд. Например, уровень тона с центром на g:

Пример уровня тона макама

Тональные уровни, или аксиальные высоты тона, начинаются с нижнего регистра и постепенно повышаются до самого высокого в кульминации, прежде чем снова понизиться, например (в Европе -влияние нотации):

Музыкальные партитуры временно отключены.

«Когда все возможности музыкального структурирования такого уровня тона полностью исследованы, фаза завершена».

Ядро

Центральные тона макама создаются из двух разных интервалов. Одиннадцать центральных тонов макама, использованного в приведенном выше примере последовательности фаз, можно сократить до трех, которые составляют «ядро» макама:

Музыкальные партитуры временно отключены.

ряды тонов макамата могут быть идентичными, например макам баяти и макам 'ушшак турки:

Музыкальные партитуры временно отключены.

но различаться по разным ядрам. Баяти показан в приведенном выше примере, а 'ushshaq turki:

Музыкальные партитуры временно отключены.

Ajnas

Шкалы макамов состоят из меньших наборов последовательных нот. которые имеют очень узнаваемую мелодию и передают особое настроение. Такой набор называется дзинь (арабский : جنس; мн. Ajnās أجناس), что означает «пол» или «вид». В большинстве случаев джин состоит из четырех последовательных нот (тетрахорд ), хотя аджна состоит из трех последовательных нот (трикорд ) или пяти последовательных нот (пентахорд ) тоже существуют.

Аджна - это строительные блоки шкалы макама. В шкале макама есть нижние (или первые) дзины и верхние (или вторые) дзины. В большинстве случаев макамы делятся на семьи или ветви в зависимости от их низших цзинь. Верхние цзинь могут начинаться с конечной ноты нижних цзинь или с ноты, следующей за ней. В некоторых случаях верхняя и нижняя аджна могут перекрываться. Начальная нота верхних цзинь называется доминантой и является второй по важности нотой в этой гамме после тоники. Шкалы макама часто включают вторичные аджны, которые начинаются с нот, отличных от тонических или доминантных. Вторичные аджны выделяются в ходе модуляции.

. Ссылки на теорию арабской музыки часто расходятся по классификации аджн. Нет единого мнения по поводу окончательного списка всех аджн, их названий и размеров. Однако большинство ссылок согласны с основными 9 аджнами, которые также составляют основные 9 семейств макамов. Ниже приводится список основных 9 аджн, обозначенных западной стандартной нотацией (все ноты округлены до ближайшей четверти тона):

Арабский макам дзинс ajam.jpg . 'Аджам (عجم) трихорд,. начиная с B ♭Арабский макам дзинс ба yati.jpg . Баяти (بياتي) тетрахорд,. начиная с DАрабский макам дзинс hijaz.jpg . Хиджаз (حجاز) тетрахорд,. начиная с D
Арабский макам дзинс kurd.jpg . курд (كرد) тетрахорд,. начиная с DАрабский макам джинс nahawand.jpg . Nahawand ( نهاوند) тетрахорд,. начиная с CАрабский макам дзинс nikriz.jpg . Nikriz (نكريز) пентахорд,. начиная с C
Арабский maqam jins rast.jpg . Rast (راست) тетрахорд,. начиная с CАрабский макам дзинс saba.jpg . Saba (با) тетрахорд,. начиная с DАрабский maqam jins sikah.jpg . Сиках (سيكاه) трикорд,. начиная с E Арабская музыка notation half flat.svg

(подробнее см. арабский Макам Аджнас )

Семьи макамов

Баяти Bayati.svg
Хиджаз Hijaz scale.svg
Джихарка Jiharkah.svg
Хусайни 'Ушайран Ouchairan-houssaini.png
Раст Rast scale.svg

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .
Шад Арабан Chadda arabane.svg
Хузам El houzam.svg
Нава Атхар Nawa atar.png
Рахат аль-Арва Rahat el arouah.svg
Saba Saba.png

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .
  • 'Ajam -' Ajam (عجم), Jiharkah (جهاركاه), Shawq Afza (شوق افزا или وق أفزا), Аджам Ушайран ( عجم عشيران)
  • Сика - Бастах Никар (بسته نكار), Хузам (هزام), 'Ирак (عراق), Мустаар (مستعار), Рахат аль-Арвах (راحة ارل) Арвах), Сиках (سيكاه), Сиках Балади (سيكاه بلدي)
  • Баяти - Баятайн (بیاتین), Баяти (بياتي), Баяти Шури (بياتي نونري), Нусайн), Хусейни Ушайран (حسيني عشيران),
  • Nahawand - Фарахфаза (فرحفزا), Nahawand (نهاوند), Nahawand Murassah (نهايني عشيران), نايني مرصّان или نايني مرصّان или ناونع или ناونع (سلطاني ياكاه)
  • Раст - Махур (ماهور), Наруз (نيروز), Раст (راست), Сузнак (سوزناك), Яках (يكاه)
  • - Хиджаз
  • - Хиджаз (حجاز), Хиджаз Кар (حجاز كار), Шад Арабан (شد عربان), Шахназ (شهناز), Сузидил (سوزدل), Занджаран (نجران), Хиджазаин (حaج) (صبا), Саба Замзам (صبا زمزم)
  • Курд - Курд (كرد), Хиджаз Кар Курд (حجاز كار كرد), Лами (لامي)
  • Нава Атхар - Атхар Курд (أثر كرد), Нава Атар (نوى أثر или نوى اثر), Никриз (نكريز), Хисар (حصار)

Эмоциональное содержание

Иногда говорят, что каждый макам вызывает определенную эмоцию или набор эмоций, определяемых рядом тонов и ядром, при этом разные макамы используют один и тот же ряд тонов, но различаются по ядру и, следовательно, эмоциям. Считается, что макам раст пробуждает гордость, силу, здравомыслие и мужественность. Макам Баяти: жизненная сила, радость и женственность. Сиках: любовь. Саба: печаль и боль. Хиджаз: далекая пустыня.

В эксперименте, в котором макам саба разыгрывался для равного числа арабов и неарабов, которых просили записывать свои эмоции в концентрических кругах с самыми слабыми эмоциями во внешних кругах, арабские испытуемые сообщили, что испытывают Сабу как «грустный», «трагичный» и «оплакиваемый», в то время как только 48 процентов неарабов описали это таким образом, а 28 процентов неарабов описали такие чувства, как «серьезность», «тоска» и напряжение. ", и 6 процентов испытали такие чувства, как" счастливый "," активный "и" очень живой ", а 10 процентов не выявили никаких чувств.

Эти эмоции, как говорят, частично вызываются изменением размера интервал во время презентации макама. Макам Саба, например, содержит в своих первых четырех нотах, D, E Half Flat , F и G two, две средних секунды, одну большую (160 центов) и одну меньшую (140 центов), чем тон трех четвертей и второстепенная секунда (95 центов). Кроме того, E Half Flat и G ♭ могут незначительно отличаться, что вызывает «грустное» или «чувствительное» настроение.

Говорят, что каждый макам вызывает у слушателя разные эмоции. На более базовом уровне утверждается, что каждый цзинь передает различное настроение или цвет. По этой причине считается, что макамы одной семьи имеют общее настроение, поскольку они начинаются с одних и тех же дзин. Нет единого мнения о том, каково именно настроение каждого макама или джина. В некоторых источниках для описания настроений макама используется очень расплывчатая и субъективная терминология (например, макам означает «любовь», «женственность», «гордость» или «далекую пустыню»). Тем не менее, не было никаких серьезных исследований с использованием научной методологии на разнообразной выборке слушателей (будь то арабские или неарабские), доказывающих, что они испытывают одни и те же эмоции, слушая один и тот же макам.

Попытка того же упражнения в более поздней тональной классической музыке означала бы привязку настроения к мажорному и минорному режимам. В этом случае существует некоторый консенсус, что минорная гамма «печальнее», а мажорная гамма «более приятная».

Модуляция

Модуляция это техника, используемая во время мелодического развития макама. Проще говоря, это означает переход с одного макама на другой (совместимый или тесно связанный) макам. Для этого используется новая музыкальная гамма. Длинная музыкальная пьеса может модулировать многие макаматы, но обычно заканчивается начальным макамом (в редких случаях цель модуляции состоит в том, чтобы на самом деле закончиться новым макамом). Более тонкая форма модуляции в одном и том же макаме - это смещение акцента с одних джинов на другие, что подразумевает новый макам.

Модуляция добавляет музыке особого интереса и присутствует почти в каждой мелодии на основе макама. Модуляции, приятные для слуха, создаются путем соблюдения совместимых комбинаций аджна и макамат, давно установленных в традиционной арабской музыке. Хотя такие комбинации часто задокументированы в музыкальных справочниках, большинство опытных музыкантов изучают их, внимательно слушая.

См. Также

Дополнительная литература

  • эль-Махди, Салах (1972). Арабская музыка: структуры, история, органология. Париж, Франция: Альфонс Ледюк, Editions Musicales. ISBN 2-85689-029-6.
  • Лагранж, Фредерик (1996). Musique d'Égypte. Cité de la musique / Actes Sud. ISBN 2-7427-0711-5.
  • Маалуф, Ширин (2002). История теории арабской музыки. Ливан: Université Saint-Esprit de Kaslik. OCLC 52037253.
  • Маркус, Скотт Ллойд (1989). Теория арабской музыки в современный период (кандидатская диссертация). Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. OCLC 20767535.
  • Рэйси, Али Джихад (2003). Создание музыки в арабском мире: культура и искусство Караб. Издатель: Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30414-8.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 23:14:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте