Пасхальный седер

редактировать
Пасхальный седер
Sedertable.jpg Стол для пасхального седера
Соблюдаетсяевреями. (В различных формах) некоторые группы, заявляющие о принадлежности к израильтянам ).
ТипЕвреи и самаритяне (один из Трех праздников паломничества ), культурное
значениеПересказать историю Исхода из Египта
ТоржестваВ иудейской практике одно или два праздничных обеда Седера - первые две ночи.
Дата15-й день Нисан
Относится кШавуот («Праздник недель»), который следует через 49 дней после второй ночи Пасхи.

Пасхальный седер (иврит : סֵדֶר 'порядок, расположение'; идиш : סדר сейдер) - ритуальный праздник, отмечающий начало еврейского праздника Пасхи. Он проводится во всем мире накануне 15-го дня нисана по еврейскому календарю (то есть в начале 15-го числа; еврейский день начинается на закате). Этот день приходится на конец марта или апрель по григорианскому календарю, и Пасха длится семь дней в Израиле и восемь дней за пределами Израиля. Евреи обычно соблюдают один или два седера: в Израиле один седер отмечается в первую ночь пасхи; многие общины диаспоры проводят седер также во вторую ночь. Седер - это ритуал, проводимый сообществом или несколькими поколениями семьи, включающий пересказ истории освобождения израильтян от рабства в древнем Египте. Эта история находится в Книге Исход (Шмот) в Еврейской Библии. Сам седер основан на библейском стихе , повелевающем евреям пересказать историю Исхода из Египта : «Расскажи свои ребенка в тот день, говоря: «Это из-за того, что Господь сделал для меня, когда я вышел из Египта» »(Исход 13: 8). Традиционно вечером семьи и друзья собираются, чтобы читать текст Агады, древнего труда, заимствованного из Мишны (Песахим 10). Агада содержит повествование об исходе израильтян из Египта, особые благословения и ритуалы, комментарии из Талмуда и особые пасхальные песни.

. Обычаи седера включают рассказ, обсуждение истории, питье четыре чашки вина, поедание мацы, употребление символической пищи, помещенной на тарелку пасхального седера, и возлежание в праздновании свободы. Седер - это наиболее известный еврейский ритуал, который проводят евреи всего мира.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Темы седера
    • 2.1 Рабство и свобода
    • 2.2 Четыре кубка
    • 2.3 Блюдо для седера
    • 2.4 Внимание к детям
  • 3 Порядок седера
    • 3.1 Кадейш (благословение и первая чаша вина)
    • 3.2 Урчатц (мыть руки)
    • 3.3 Карпас ( закуска)
    • 3.4 Яхац (разделение средней мацы)
    • 3.5 Магид (рассказ о Исходе)
      • 3.5.1 Ха Лахма Аня (приглашение на седер)
      • 3.5.2 Мах Ништанах (Четыре Вопросы)
      • 3.5.3 Четыре сына
      • 3.5.4 «Иди и учись»
    • 3.6 Ротца (ритуальное омовение рук)
    • 3.7 Моци (благословение над мацой)
    • 3.8 Маца
    • 3,9 Марор (горькие травы)
    • 3,10 Кореч (бутерброд)
    • 3,11 Шулхан Орех (еда)
    • 3,12 Цафун (поедание афикомана)
    • 3,13 Барейх (Благодать после еды)
      • 3.13.1 Кос Шлиши (Третья чаша вина)
      • 3.13.2 Кос шел Элияху ха-Нави (чаша Илии Пророка); Чашка Мириам
    • 3.14 Халлель (хвалебные песни)
    • 3.15 Нирцах
  • 4 Нетрадиционные седеры
    • 4.1 Феминистские седеры
    • 4.2 Общественные седеры
    • 4.3 Христианские седеры
    • 4.4 Межконфессиональные седеры
    • 4.5 Пасхальный седер Белого дома
    • 4.6 Виртуальные седеры
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Обзор

  1. Кадейш קדש - подробное описание Кидуш освящение и питье первой чаши вина
  2. Урчатц ורחץ - омовение рук
  3. Карпас כרפס - окунание карпа в соленую воду
  4. Яхац יחץ - разрыв средней мацы; большая часть становится афикоманом
  5. Маггидом יד - пересказом пасхальной истории, включая рассказ «четырех вопросов » и распитие второй чаши вина
  6. Рахтца רחצה - второе омовение рук
  7. Моци מוציא, маца מצה - благословение перед едой маца
  8. Марор מרור - употребление марора
  9. Кореич כורך - съедание приготовленного сэндвича мацы и марора
  10. Шулхан орейх שלחן עורך - букв. «накрытый стол» - сервировка праздничной трапезы
  11. Цафун צפון - поедание афикомана
  12. Барейч ברך - благословение после трапезы и выпивка третьей чаши вина
  13. Халлель הלל - исполнение Халлеля, традиционно декламируемое на фестивалях; выпивка четвертой чаши вина
  14. Нирцах נירצה - скажи «В следующем году в Иерусалиме !"

Хотя многие еврейские праздники вращаются вокруг синагоги, седер проводится в семейном доме, хотя общинные седеры проводятся также организуются синагогами, школами и общинными центрами, некоторые из которых открыты для широкой публики. Обычно приглашают гостей, особенно незнакомцев и нуждающихся. Седер является неотъемлемой частью еврейской веры и идентичности: как объясняется в Агаде, если бы не божественное вмешательство и Исход, еврейский народ все еще будет рабами в Египте. Поэтому седер - это повод для похвалы и благодарности и для повторного посвящения идее освобождения., слова и ритуалы седера являются основным средством передачи еврейской веры от бабушек и дедушек к детям и от одного поколения к другому. Посещение седера и употребление мацы на Пасху - широко распространенный обычай в еврейской общине, даже среди тех, кто не религиозно соблюдающий.

Украинский 19 век лубок, олицетворяющий стол седера

Стол седера традиционно накрыт прекрасной сервировкой и столовым серебром, и члены семьи приходят к столу в праздничных нарядах. Есть традиция, что человек, ведущий седер, носит белое платье, называемое киттель. На первую половину седера каждому участнику понадобится только тарелка и бокал для вина. Во главе стола стоит тарелка для седера, содержащая различные символические продукты, которые будут съедены или отмечены во время седера. Рядом стоит тарелка с тремя мацот и посудой с соленой водой для окунания.

Каждый участник получает копию Агады, которая часто является традиционной версией: древний текст, содержащий полную службу седера. Мужчины и женщины в равной степени обязаны и имеют право участвовать в седерах. Во многих домах каждый участник за столом седера будет читать по крайней мере важные части Агады на древнееврейском и арамейском языках. Галаха (свод еврейских религиозных законов) требует, чтобы определенные части произносились на языке, понятном участникам, а важные части часто произносятся как на иврите, так и на родном языке. Руководитель часто прерывает чтение, чтобы обсудить различные моменты со своими детьми или предложить понимание Торы значения или толкования слов.

В некоторых домах участники по очереди читают текст Агады на иврите или в переводе. Традиционно для главы семьи и других участников за ними кладут подушки для дополнительного комфорта. В некоторые моменты во время седера участники наклоняются влево - когда выпивают четыре чашки вина, едят афикоман и едят корейский бутерброд.

Евреи обычно соблюдают один или два седера: в Израиле - один седер. соблюдается в первую ночь Пасхи; многие диаспоры общины, иногда исключая реформистов и реконструкционистов евреев, проводят седер также во вторую ночь. Седеры наблюдаются по всему миру, в том числе в отдаленных местах, например, высоко в Гималаях в Катманду, Непал.

Темы седера

Рабство и свобода

Машинное производство маца

Ритуалы и символическая еда вызывают две темы вечера: рабство и свободу. В Хагадде сказано, что «в каждом поколении каждый обязан видеть себя так, как будто он сам вышел из Египта», то есть из рабства.

Евреи считали время, что день начинался на закате и заканчивался на закате. Исторически сложилось так, что в начале 15-го числа нисана в Древнем Египте еврейский народ был порабощен фараоном. После десятой чумы в Египте в полночь, убив всех первенцев сыновей от первенца фараона до первенца низшего египтянина и всех первенцев домашнего скота на земле (Исход 12:29), фараон отпустил еврейский народ, фактически освободив его на вторую половину ночи.

Таким образом, участники седера вспоминают рабство, которое царило в течение первой половины ночи, поедая мацу («хлеб бедняков»), марор (горькие травы которые символизируют горечь рабства) и харосет (сладкая паста, представляющая раствор, который еврейские рабы использовали для цементирования кирпичей). Вспоминая о свободе второй половины ночи, они едят мацу («хлеб свободы», а также «хлеб скорби») и «афикоман » и выпивают четыре чашки вина., в полулежа и окуните овощи в соленую воду (это погружение является знаком королевской власти и свободы).

Четыре кубка

Во время седера нужно выпить четыре чашки вина. Мишна говорит (Пес. 10: 1), что даже бедные обязаны пить четыре чаши. Каждая чашка выпивается в определенный момент седера. Первый - для Кидуш (קידוש), второй - для «Маггид » (מגיד), третий - для Биркат Хамазон (ברכת המזון) и четвертый - для Халлель (הלל).

Стол пасхального седера Традиционное расположение символических блюд на тарелке пасхального седера

Четыре чашки представляют четыре выражения обещанного Богом избавления Исход 6: 6–7 : «выведу», «избавлю», «искуплю» и «возьму».

Виленский гаон связывает Четыре Кубка с четырьмя мирами: этот мир, мессианская эпоха, мир воскрешения мертвых и мир грядущий. Махарал связывает их с четырьмя Матриархами: Сарой, Ребеккой, Рэйчел и Лией. (Три маца, в свою очередь, связаны с тремя Патриархами: Авраамом, Исааком и Иаковом.) Аварбанель связывает чаши с четырьмя историческими искуплениями еврейского народа: выбор Авраама, Исход из Египта, выживание еврейского народа на протяжении всего изгнания, и четвертый, который произойдет в конце дней.

Четыре чашки могут также отражать римский обычай пить столько чашек, сколько букв в имени главного гостя за трапезой, что в случае седера - это Сам Бог, чье еврейское имя состоит из четырех буквы.

Тарелка для седера

Специальная тарелка для пасхального седера (ke'are) - это особая тарелка, на которой хранятся символические блюда, используемые во время пасхального седера. Каждый из шести элементов, расположенных на пластине, имеет особое значение для пересказа истории Исхода из Египта. Седьмой символический предмет, используемый во время трапезы, - стопка из трех маца - кладется на отдельную тарелку на столе для седера.

Шесть предметов на тарелке седера:

  • Марор : Горькие травы, символизирующие горечь и жестокость рабства, которому евреи подвергались в Древнем Египте. Для марора многие люди используют только что натертый на терке хрен или цельный корень хрена.
  • Хазерет - это обычно салат ромэн, корни которого имеют горький вкус. Помимо хрена и салата ромэн, во исполнение мицвы можно употреблять другие формы горького салата, такие как эндивий, а также зеленый лук, зелень одуванчика, листья сельдерея., или кудрявая петрушка (но петрушка и сельдерей чаще используются в качестве карпы или овощного элемента). Многое зависит от того, является ли ваша традиция ашкеназской, сефардской, мизрахийской, персидской или одной из многих других еврейских этнокультурных традиций.
  • Харосет : сладкая, коричневая, галечная паста из фруктов и орехов, представляющая ступку использовались еврейскими рабами для строительства складов Египта. Фактический рецепт частично зависит от этнокультурных традиций и частично от местных ингредиентов. Евреи-ашкенази, например, традиционно делают харосет на основе яблочного изюма, в то время как сефардские евреи часто делают рецепты на основе фиников, в которых может быть апельсин, / или лимон, или даже банан.
  • Карпас : овощ кроме горьких трав, обычно петрушка, но иногда что-то вроде сельдерея или вареного картофеля, который окунают в соленую воду (ашкеназский обычай), уксус (сефардский обычай) или харосет ( старый обычай, до сих пор распространенный среди йеменских евреев ) в начале седера.
  • Зероа : жареный ягненок или козья кость, символизирующая корбан Песах (Песахское жертвоприношение), которое было агнцем предлагалось в Храме в Иерусалиме, а затем его жарили и ели как часть трапезы в ночь Седера.
  • Бейца: жареное яйцо - обычно сваренное вкрутую который был запечен на противне с небольшим количеством масла или с рулькой ягненка, что символизировало корбан хагигах (праздничное жертвоприношение), которое приносили в Иерусалимском храме и затем ели n как часть еды в ночь седера.

Сосредоточьтесь на детях

Поскольку пересказ Исхода своему ребенку является предметом опыта седера, прилагается много усилий, чтобы вызвать интерес и любопытство детей и не позволяйте им спать во время еды. С этой целью вопросы и ответы являются центральным элементом ритуала Седера. Поощряя детей задавать вопросы, они будут более открыты к ответам.

Самый известный вопрос, который задает младший ребенок на седере, - это «Ма Ништана » - «Почему эта ночь отличается от всех других ночей?» После того, как задаются эти вопросы, основная часть седера, Магид, обсуждает ответы в форме исторического обзора. Кроме того, в разные моменты седера ведущий седера накрывает мацу и поднимает чашу с вином; затем поставьте чашу с вином и откройте мацу - все для того, чтобы вызвать вопросы у детей.

В сефардской традиции вопросы задаются хором собравшейся компанией, а не ребенком, и задаются лидер седера, который либо отвечает на вопрос, либо может направить внимание собравшейся компании на кого-то, кто разыгрывает эту конкретную часть Исхода. Физическое воспроизведение Исхода во время пасхального седера распространено во многих семьях и общинах, особенно среди сефардов.

Семьи будут следовать примеру Агады, задавая свои собственные вопросы в различных местах Агады и предлагая призы, такие как как орехи и конфеты за правильные ответы. афикоман, который спрятан на «десерт» после еды, - еще одно приспособление, используемое для поощрения участия детей. В некоторых семьях руководитель седера прячет афикоман, и дети должны его найти, после чего получают приз или награду. В других домах дети прячут афикоман, и родители должны его искать; когда родители сдаются, дети требуют приз (часто деньги) за то, что раскрыли его местонахождение.

Порядок проведения седера

Порядок и порядок проведения седера изложены и напечатаны в тексте Пасхи Агады, копия которой находится перед всеми участников. Еврейские дети учат следующие слова, обозначающие порядок проведения седера, рифму и мелодию в своих еврейских школах:

Каддеш (קדש). Урчатц (ורחץ). Карпас (כרפס). Яхац (יחץ). Маггид (יד). Рахцах (רחצה). МотзиМаца (מוציא מצה). Марор (מרור). Кореч (כורך). Шулхан Орех (שלחן עורך). Цафун (צפון). Бареч (ברך). Галлель (הלל). Нирцах (נרצה).

Кадейш (благословения и первая чаша вина)

Кадейш קדש - императив на иврите Кидуш. Его следует читать по окончании службы в синагоге, но не до наступления темноты. Этот кидуш похож на тот, который читается на всех трех фестивалях паломничества, но также относится к маце и исходу из Египта. Действуя таким образом, чтобы показать свободу и величие, многие евреи имеют обыкновение наполнять друг друга чашками за столом седера. Кидуш традиционно произносится отцом дома, но все участники седера могут участвовать, читая кидуш и выпивая по крайней мере большую часть первой чашки вина.

Урчатц (мыть руки)

Технически, согласно еврейскому закону, всякий раз, когда кто-то ест фрукты или овощи, смоченные в жидкости, оставаясь влажным, он должен мыть руки, если фрукт или овощ остаются влажными. Однако в другое время года человек либо уже вымыл руки перед тем, как съесть хлеб, либо высушить фрукты или овощи, и в этом случае нет необходимости мыть руки перед употреблением фруктов или овощей.

Согласно большинству традиций, в этот момент седера не произносится никаких благословений, в отличие от благословений, произносимых при мытье рук перед едой хлеба. Однако последователи Рамбама или Виленского Гаона действительно произносят благословение.

Карпас (закуска)

Каждый участник окунает овощ либо в соленую воду (обычай ашкенази; говорят, что он служит напоминанием о слезах, пролитых их порабощенными предками), либо в уксус (обычай сефардов) или харосет (древний сефардский обычай; все еще распространен среди йеменских евреев). Другой обычай, упоминаемый в некоторых ашкеназских источниках и, вероятно, происходящий от Меира из Ротенбурга, заключался в том, чтобы окунать карпы в вино.

Яхац (разбивание средней мацы)

Три мацы сложены на столе для седера; На этом этапе средняя маца из трех разламывается пополам. Большой кусок спрятан, чтобы позже использовать его как афикоман, «десерт» после еды. Меньший кусок возвращается на свое место между двумя другими мацами.

До Магида в некоторых семьях сефардов был обычай петь «Бивхилу яцану ми-мицраим» - (в переводе: «В спешке мы покинули Египет»). Пока это поется, глава семьи ходит вокруг стола с тарелкой для седера и машет им над головой каждого человека.

Магид (повествует об Исходе)

Рассказывается история о Пасхе и переходе от рабства к свободе. В этот момент седера у марокканских евреев есть обычай поднимать тарелку для седера над головами всех присутствующих при пении «Бивхилу яцану мимицрайим, халахма анйа б'ней хорин» (В спешке мы вышли из Египта [с нашим] хлеб скорби, [теперь мы] свободные люди).

Ха Лахма Аня (приглашение на седер)

Бронзовая тарелка маца, разработанная Морисом Аскалоном, с начертанием «Ха Лахма Аня»

маца обнажены и называются «хлебом скорби». Участники объявляют (на арамейском ) приглашение всем, кто голоден или нуждается, присоединиться к седеру. Галаха требует, чтобы это приглашение было повторено на родном языке страны.

Мах Ништанах (Четыре вопроса)

В Мишне подробно описаны вопросы, которые необходимо задать в ночь на седера. Самый младший из присутствующих детей обычно повторяет четыре вопроса. Некоторые обычаи утверждают, что другие участники тоже читают их тихо про себя. В некоторых семьях это означает, что требование остается в отношении взрослого «ребенка» до тех пор, пока внук семьи не получит достаточного еврейского образования, чтобы взять на себя ответственность. Если у человека нет детей, способных просить, ответственность ложится на его супруга или другого участника. Необходимость задавать вопросы настолько велика, что даже если человек находится один на седере, он обязан задавать себе вопросы и отвечать на свои вопросы.

Ма ништана ха лила ха зех миккол халайлот?. Почему эта ночь отличается от всех других ночей?

  1. Шебб'хол аллелот ану ох'лин ḥamets umatsa, vehallayla hazze kullo matsa.. Почему все остальные ночи в течение года мы едим либо квасный хлеб, либо мацу, а в эту ночь мы едим только мацу?
  2. Шебб'кхол аллелот ану ох'лин шар й'ракот, вехаллайла хаззе марор.. Почему все остальные ночи мы едим все виды овощей, а в эту ночь мы едим горечь травы?
  3. Шебб'кхол аллелот ан ану матбиллин афиллу паам эḥат, вехаллайла хаззе ш'тей феамим.. Почему все остальные ночи мы даже не макаем [свою еду] один раз, но в эту ночь мы окунем их дважды?
  4. Шебб'хол аллелот ану ох'лин бен йош'вин увен м'суббин, вехаллайла хаззе куллану м'суббин.. Почему это на всех в другие ночи мы обедаем либо сидя, либо лежа, но в эту ночь мы все откидываемся?

Второй вопрос заменяет другой вопрос, присутствующий в мишне, но удаленный более поздними авторитетами из-за его неприменимости после деструкции действие храма :

  1. Шебб'кхол аллелот ану ох'лин басар цали шалук умвушал, вехаллайла хаззе кулло цали.. Почему все остальные ночи мы едим жареное, маринованное или приготовленное мясо, но на этом ночью оно полностью обжарено?

Жареные жертвы больше не были возможны после разрушения, поэтому жареное мясо было запрещено в ночь седера, чтобы избежать двусмысленности.

На вопросы даны ответы следующим образом:

  1. Мы едим только мацу, потому что наши предки не могли дождаться, когда поднимется их хлеб, когда они бежали из рабства в Египте, и поэтому они были плоскими, когда вышли из
  2. Мы едим только марор, горькую траву, чтобы напомнить нам о горечи рабства, которое пережили наши предки в Египте.
  3. Первое погружение, зеленые овощи в соленую воду, символизирует замену наших слез благодарностью, а второе окунание, Марор в Чаросе, символизирует смягчение нашего бремени горечи и страданий.
  4. Мы откидываемся за столом седера, потому что в древние времена человек, который возлежал за трапезой был свободный человек, а рабы и слуги стояли.
  5. Мы едим только жареное мясо, потому что именно так готовят пасхального ягненка во время жертвоприношения в Храме в Иерусалиме.

Четыре вопроса переведены на более чем 300 языков.

Четыре сына

Традиционная Агада говорит из «четырех сыновей» - мудрого, злого, простого и не знающего просить. Это основано на том, что раввины Иерусалимского Талмуда нашли четыре ссылки в Торе на ответ вашему сыну, который задает вопрос. Каждый из этих сыновей по-своему формулирует свой вопрос о седере. Агга рекомендует отвечать каждому сыну в соответствии с его вопросом, используя один из трех стихов Торы, относящихся к этому обмену.

Мудрый сын спрашивает: «Каковы постановления, свидетельства и законы, которые Бог повелел нам исполнять?» Одно из объяснений того, почему этот очень подробный вопрос классифицируется как мудрый, заключается в том, что мудрый сын пытается научиться проводить седер, а не спрашивает кого-нибудь о понимании его значения. Ему дан исчерпывающий ответ: «Вы должны ответить ему [всеми] законами Песаха: нельзя есть десерт после пасхальной жертвы».

Нечестивый сын, который спрашивает: «Что это за услуга для тебя?», Характеризуется Агадой как изолирующий себя от еврейского народа, объективно стоящий рядом и наблюдающий за их поведением, а не участвующий. Поэтому его упрекают в объяснении, что «это потому, что Бог действовал ради меня, когда я покинул Египет». (Это означает, что седер не для злого сына, потому что нечестивый сын не заслужил бы освобождения из египетского рабства.) Там, где в Агаде изображены четыре сына, этот сын часто изображается носящим оружие или одетым в стильную одежду. современная мода.

Простой сын, который спрашивает: "Что это?" отвечает: «Крепкою рукой Вседержитель вывел нас из Египта, из дома рабства».

И тому, кто не умеет спрашивать, говорят: «Это из-за того, что Всемогущий сделал для меня, когда я покинул Египет».

Некоторые современные Агады упоминают «детей» вместо «сыновей», а некоторые добавляют пятого ребенка. Пятый ребенок может представлять детей Шоа, которые не выжили, чтобы задать вопрос, или представлять евреев, которые так далеко отошли от еврейской жизни, что не участвуют в седере.

Согласно традиции, для первого ребенка мы спрашиваем: «Почему?» и, как простой ребенок, у нас нет ответа.

«Иди и учись»

Затем излагаются четыре стиха из Второзакония (26: 5–8) с тщательно продуманными традиционными комментариями. («5. И ты будешь говорить и говорить пред Господом Богом твоим:« Блуждающий арамейец был моим родителем, и они пошли в Египет и поселились там малочисленными; и стали там народом, великим, могущественным и и 6. И египтяне причинили нам зло, и сокрушили нас, и наложили на нас тяжелые узы. 7. И мы воззвали к Господу, Богу наших родителей, и Господь услышал наш голос и увидел нашу скорбь, и труд наш и угнетение. 8 И вывел нас Господь из Египта с сильной рукой и простертыми руками, и с великим ужасом, и с знамениями и с чудесами. ")

Агга исследует значение этих стихов и приукрашивает историю. Это повествование описывает рабство еврейского народа и его чудесное спасение Богом. Это завершается перечислением Десяти казней :

  1. Плотины (кровь) - Вся вода была заменена на кровь
  2. Цефардея (лягушки) - В Египте возникла нашествие лягушек
  3. Киним (вши) - египтяне были поражены вшами
  4. Аров (дикие животные) - В Египте возникла нашествие диких животных (некоторые говорят, что мухи)
  5. Девер (мор) - чума убила египетский скот
  6. Щин (фурункулы) - Эпидемия фурункулов поразила египтян
  7. Барад (град) - Град пролился с неба
  8. Арбех (саранча) - Саранча заполонила Египет
  9. Хошех (тьма) - Египет был покрыт тьмой
  10. Маккат Бехорот (убийство первого- родился) - Все первородные сыновья египтян были убиты Богом

С повествованием о Десяти казнях, каждый участник вынимает каплю вина из своей чаши кончиком пальца. Хотя эта ночь - ночь спасения, Дон Исаак Абраванель объясняет, что нельзя полностью радоваться, когда некоторые из созданий Бога должны страдать. Также вводится мнемоника аббревиатура для язв: «Д'зак Адаш Бахав», при этом на каждое слово проливается капля вина.

В этой части седера поются хвалебные песни, в том числе песня Dayenu, которая провозглашает, что если бы Бог совершил какое-либо одно из множества деяний, совершенных для еврейского народа, это было бы достаточно, чтобы поблагодарить нас. Некоторые вместо этого поют The Women's Dayenu, феминистский вариант Dayenu Мишель Ландсберг.

После того, как Dayenu декларирует (по поручению Раббана Гамлиэля) причины заповедей пасхального агнца, Маца и Марор с библейскими источниками. Затем следует короткая молитва и чтение первых двух псалмов Халлель (которые будут завершены после еды). Произносится долгое благословение, и выпивается вторая чаша вина.

Ротца (ритуальное мытье рук)

Ритуальное мытье рук повторяется, на этот раз со всеми обычаями, включая благословение.

Моци (благословение на мацу)

Читаются два благословения.

Сначала произносят стандартное благословение перед тем, как съесть хлеб, которое включает слова «тот, кто рождает» (моци на иврите).

Маца

Затем произносят благословение относительно заповедь есть мацу.

Затем съедают кусок размером с оливку (некоторые говорят, два), наклонившись влево.

Марор (горькие травы)

Читается благословение на употребление марора (горьких трав), а затем его нужно есть.

Кореч (бутерброд)

Марор (горькая трава) помещается между двумя небольшими кусочками мацы, подобно тому, как содержимое бутерброда помещается между двумя ломтиками хлеба и съедается. Это следует традиции Гиллеля, который делал то же самое за своим столом седера 2000 лет назад (за исключением того, что во времена Гиллеля пасхальные жертвы, мацу и марор ели вместе.)

Шулхан. Орех (трапеза)

Сервировка стола для седера

Съедена праздничная трапеза. Традиционно он начинается с обугленного яйца на тарелке седера. На идиш есть поговорка: מיר צוגרייטן די טיש און עסן די פיש, что означает «Мы накрываем стол и едим рыбу».

Цафун (поедание афикомана)

Афикоман, спрятанный ранее во время седера, традиционно является последним куском еды, съеденным участниками седера.

Каждый участник получает порцию мацы размером с оливку, которую можно съесть как афикоман. После употребления афикомана, по традиции, до конца ночи нельзя есть другую пищу. Кроме того, нельзя употреблять никаких опьяняющих напитков, за исключением оставшихся двух чашек вина.

Барейх (Благодать после еды)

Концерт Биркат Хамазон.

Кос Шлиши (Третья чашка вина)

Распитие третьей чаши вина.

Примечание: Третью чашу обычно наливают перед чтением Милости после еды, потому что Третья чаша также служит чашей благословения, связанной с Милостью после еды. в особых случаях.

Кос шел Элиягу ха-Нави (чаша Илии Пророка); Чаша Мириам

Во многих традициях здесь открывается входная дверь дома. Псалмы 79: 6–7 читаются как в ашкеназских, так и в сефардских традициях, плюс Плач 3:66 среди ашкеназов.

У большинства ашкенази есть обычай наполнять в этот момент пятую чашу. Это относится к талмудической дискуссии, касающейся количества чашек, которые предполагается выпить. Учитывая, что четыре чаши относятся к четырем выражениям искупления в Исходе 6: 6–7, некоторые раввины считали важным включить пятую чашу для пятого выражения искупления в Исход 6: 8. Все согласились с тем, что следует налить пять чашек, но вопрос о том, следует ли пить пятую, учитывая, что пятое выражение искупления касается принесения в Землю Израиля, которая - к этому этапу - уже не обладала автономная еврейская община, оставалась неразрешимой. Раввины решили, что этот вопрос следует оставить до Илии (в отношении идеи, что прибытие Илии ускорит пришествие Мессии, и тогда все галахические вопросы будут разрешены) и пятая чаша не настала. называться Кос шел Элиягу («Чаша Илии»). Со временем люди стали связывать эту чашу с представлением о том, что Илия будет посещать каждый дом в ночь седера, как предзнаменование его будущего прибытия в конце дней, когда он придет, чтобы объявить о пришествии еврейского Мессии..

В некоторых седерах (включая оригинальный женский седер, но не ограничиваясь только женскими седерами) теперь установлена ​​чаша для пророка Мириам, а также традиционная чаша для пророка Илии, иногда сопровождаемая ритуалом в честь Мириам. Чаша Мириам возникла в 1980-х годах в бостонской группе Рош Ходеш ; его изобрела Стефани Лоо, которая наполнила его майим хайим (живой водой) и использовала в феминистской церемонии. Чаша Мириам связана с мидрашем из колодца Мириам, который «является раввинской легендой, повествующей о чудесном источнике, который сопровождал израильтян в течение их 40 лет в пустыне во время Исхода из Египет ».

Халлель (хвалебные песни)

Весь приказ Халлель, который обычно читается в синагоге по еврейским праздникам, также читается за столом седера, хотя и сидя. Первые два псалма, 113 и 114, читались перед едой. Остальные псалмы 115 - 118 читаются здесь. Псалом 136 (Великий Халлель) затем читается Нишмат, часть утренней службы в Шаббат и праздники.

Существует ряд мнений относительно абзаца Йехалелуха, который обычно следует за Халлель, и Иштабах, который обычно следует за Нишмат. Большинство ашкенази произносят Йехалелукха сразу же после собственно Халлель, то есть в конце 118-го псалма, за исключением заключительных слов. После Нишмат они читают Иштабах полностью. Сефарды читают '«Ехалелуха один после Нишмата.

После этого выпивается Четвертая Чаша вина и произносится краткая Милость для« плода виноградной лозы ».

Нирцах

Седер завершается молитвой о принятии ночного богослужения. Выражается надежда на Мессию: «бе-Йерушалаим! - В следующем году в Иерусалиме ! »Евреи в Израиле, и особенно те, что в Иерусалиме, читают вместо этого« Л'шана хабаа бе-Йерушалаим хаб'нуйа. ! - В следующем году в восстановленном Иерусалиме! »Иерусалим - самый святой город в Библии; он стал символом идеи духовного совершенства. Традиция говорить« В следующем году в Иерусалиме »похожа на традицию открывать дверь для Илии : он признает, что «в этом году» мы живем в несовершенном мире за пределами «Иерусалима», но мы терпеливо ждем того времени, надеюсь, «в следующем году», в котором мы будем жить в духовном совершенстве.

Хотя 15 приказы седера были выполнены, Агада завершается дополнительными песнями, которые далее рассказывают о чудесах, которые произошли этой ночью в Древнем Египте, а также на протяжении всей истории. Некоторые песни выражают молитву о том, что Бейт Хамикдаш скоро будет Последняя песня, которую предстоит спеть, - это Чад Гадья («Один козленок»). Эта, казалось бы, детская песня о разных животных и людях, которые пытались наказать других за свои преступления и сами были наказаны, была интерпретирована Виленский Гаон как аллего ry возмездию, которое Бог наложит на врагов еврейского народа в конце дней.

После седера те, кто еще не спит, могут читать Песнь песней, заниматься изучением Торы или продолжать рассказывать о событиях Исход, пока их не настигнет сон.

Нетрадиционные седеры

Феминистские седеры

В 1976 году первый пасхальный седер только для женщин был проведен в Эстер М. Бронер в Нью-Йорке. квартиру и возглавляемые ею, с 13 женщинами, в том числе Глорией Стейнем, Летти Коттин Погребин и Филлис Чеслер. Эстер Бронер и Наоми Нимрод создали женскую аггаду для использования на этом седере. Весной 1976 года Эстер Бронер опубликовала эту "Женскую Агаду" в журнале Ms. Magazine, а в 1994 году опубликовала ее в виде книги; эта аггада предназначена для женщин, в то время как в традиционных аггадах упоминаются только мужчины, и в ней представлены мудрые женщины, четыре дочери, женские вопросы, женские бедствия и женское «Дайену ».. Первоначальный женский седер проводился вместе с Женской Агадой каждый год с 1976 года, и теперь седер только для женщин проводится некоторыми общинами. Некоторые седеры (включая оригинальный женский седер, но не ограничиваясь только женскими седерами) теперь устанавливают чашу для пророка Мириам, а также традиционную чашу для пророка Илии, сопровождаемую ритуалом в честь Мириам. Чаша Мириам возникла в 1980-х годах в бостонской группе Рош Ходеш ; его изобрела Стефани Лоо, которая наполнила его майим хайим (живой водой) и использовала в феминистской церемонии. Чаша Мириам связана с мидрашем из колодца Мириам, который «является раввинской легендой, повествующей о чудесном источнике, который сопровождал израильтян в течение их 40 лет в пустыне во время Исхода из Египет". Кроме того, некоторые евреи кладут апельсин на тарелку для седера. Оранжевый цвет представляет собой плодородие для всех евреев, когда включены все маргинализированные народы, особенно женщины и геи. Неправильный, но распространенный слух гласит, что эта традиция началась, когда мужчина сказал Сюзанне Хешель, что женщина принадлежит на биме, как апельсин на тарелке седера; Однако на самом деле это началось, когда в начале 1980-х годов, когда во время выступления в Оберлинском колледже Гиллель, Сюзанна Хешель познакомилась с ранней феминисткой Хаггадой, которая предложила добавить корочку хлеба на тарелку для седера в знак солидарности с еврейскими лесбиянками (как некоторые сказали бы, что в иудаизме для лесбиянки столько же места, сколько и для корочки хлеба на тарелке для седера). Хешель считал, что положить хлеб на тарелку для седера значило бы признать, что еврейские лесбиянки и геи нарушают иудаизм, как хамец нарушает Пасху. Итак, на своем следующем седере она выбрала апельсин как символ включения геев, лесбиянок и других, маргинализированных в еврейской общине. Вдобавок у каждого апельсинового сегмента было несколько семян, которые нужно было выплюнуть - жест выплевывания и отрицания того, что они считают гомофобией традиционного иудаизма.

Более того, во многих Агадах теперь используется гендерно-нейтральный английский. переводы.

Общественные седеры

Группа людей, которые вместе проводят пасхальный седер, упоминается в Талмуде (трактат Песахим) как хавура (группа). Например, на Дальнем Востоке эмиссары Хабад-Любавич регулярно проводят седера для сотен приезжих студентов, бизнесменов и еврейских путешественников. Седер Хабад в Катманду регулярно собирает более 1200 участников. В 2006 году Федерация еврейских общин стран СНГ и Балтии организовала более 500 публичных седеров на всей территории бывшего Советского Союза под руководством местных раввинов и раввинских студентов Хабада, в которых приняли участие в общей сложности более 150 000 человек.

В Израиле, где постоянные жители соблюдают только один седер, иностранные студенты, обучающиеся в ешивах и женских семинариях, часто приглашаются группами до 100 человек на «седеры второго дня». организованы аутрич-организациями и частными лицами.

Христианские седеры

Некоторые христиане, особенно, но не только евангельские протестанты, в последнее время проявляют большой интерес к проведению седеров в соответствии с древней рубрикой. Многие церкви проводят седера, обычно добавляя послание мессианской христианской пасхи, и много раз приглашая мессианских евреев возглавить и учить на нем. Многие христиане ссылаются на трапезу как на способ приобщиться к наследию своей религии и увидеть, как обычаи древнего мира все еще актуальны для христианства сегодня. Также стоит отметить, что нынешняя форма пасхального седера восходит к раввинистическому периоду, когда христианство и иудаизм уже разошлись.

Межконфессиональные седеры

В ряде церквей проводятся межконфессиональные седеры, на которые евреев и неевреев приглашают поделиться историей и обсудить общие темы мира, свободы и религиозной терпимости. Эти темы лишь второстепенно упоминаются в традиционном еврейском седере. Во время американского движения за гражданские права 1960-х годов межконфессиональные седеры вдохновляли и вдохновляли лидеров из различных сообществ, которые объединились, чтобы выступить за равную защиту для всех. Первый из них, Седер свободы, был написан Артуром Васкоу, опубликован в журнале Ramparts и в небольшом буклете Micah Press, а в более позднем издании (1970) - Холт-Райнхарт-Уинстон, и на самом деле исполнялся 4 апреля 1969 года, в первую годовщину смерти доктора Мартина Лютера Кинга-младшего и в третью ночь Пасхи, в Мемориальном храме Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия. Он прославлял освободительную борьбу Черной Америки вместе с борьбой древнего Израиля от фараона и был первой Агадой, которая вышла за рамки оригинальной библейской истории. Это вызвало появление большого количества Аггад, прославляющих различные другие формы освобождения - феминизм, вегетарианство, освободительные движения в Латинской Америке в 1970-х, экологическое исцеление и т. Д. Сегодня многие унитарианские универсалистские общины ежегодно проводят межконфессиональные сообщества. Седеры. Ряд межконфессиональных пасхальных седера Агад был написан специально для этой цели.

Пасхальный седер в Белом доме

Обамы проводят первый пасхальный седер в Белом доме в 2009 (фото Белого дома).

В 2009 году президент Барак Обама начал проводить ежегодный пасхальный седер в Old Family Dining Room Белого дома, это был первый раз, когда действующий президент США проводил седер в Белом доме. Частный ужин для около 20 гостей, как евреев, так и неевреев, включая президента и его семью, членов аппарата президента и первой леди, а также друзей и членов их семей, включает чтение Агады, традиционные ритуалы, такие как сокрытие афикомана и чаши Илии, а также чтение Прокламации об освобождении.

Виртуальный седер

Когда люди хотят участвовать в общем седере, но не могут быть вместе физически, такие технологии, как программное обеспечение видеоконференцсвязи может использоваться для облегчения «виртуального» седера. В 2020 году пандемия COVID-19 привела к всплеску виртуальных седеров, поскольку многие евреи стремились практиковать социальное дистанцирование во время праздников или жили в юрисдикциях, где от них требовалось по закону. сделать это, и поэтому они не могли посещать дома друзей и родственников, проводивших седера. На веб-сайте OneTable с 2019 по 2020 год количество размещаемых виртуальных седеров увеличилось в четыре раза, а Zoom широко использовался для размещения виртуальных седеров. Виртуальные седеры одобрялись прогрессивными раввинами, но избегались ортодоксальными раввинами. Раввинское собрание Консервативного иудаизма выпустило руководство (хотя и не официальный Консервативный ответ ) специально на 2020 год по использованию видеоконференцсвязи для облегчения седера, избегая или минимизируя нарушения Йом Тов ограничения на использование электронных устройств в праздничные дни.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Sicker, Martin (2004). Компаньон к пасхальному седеру и аналитическое введение в Агаду. ISBN 978-0595313693.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Пасхальный седер.
В Викиучебниках есть книга на тему: Пасхальная Агада / Кадеш
В Викиучебниках есть книга на тему: Пасхальная Агада
Последняя правка сделана 2021-06-01 04:33:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте