Люди Вили

редактировать
Вили
Jeune garçon de type de race Bavili (Congo Français).jpg Фотография маленького мальчика Вили примерно 1910 года
Общее население
100000
Регионы с значительные группы населения
Республика Конго. Габон. Демократическая Республика Конго. Ангола
Языки
Вили
Религия
Христианство, Традиционное африканское Религия и религиозный синкретизм
Родственные этнические группы
народ конго, народ йомбе, народ пуну и
вили
ЧеловекМ'вили, Н'фиоте, Ивили, Мус Лоанго, Вили
ЛюдиБувили, Буфиоте, Ивили, Басс Бу Лоанго
ЯзыкЧивили
СтранаСи И Лоанго

Народ Вили - центральноафриканская этническая группа, обосновавшаяся на юго-западе Габона, Республики Конго, Ангола и Демократическая Республика Конго. Это подгруппа банту и конго народов.

С Йомбе, Лумбу, Вунгу, Пуну и Кугни, они гармонично жили в бывшем Королевстве Лоанго. У них даже сложились добрососедские отношения с куни и бундику во избежание конфликтов.

Культура вили богата светской историей, матрилинейным обществом, которое является основой вили языка, полного нюансов, где пословицы занимают видное место. оригинальной системы измерения, духовности, чьи Нкиси, Нкиси Конде или фетиши на ногтях являются знаменитым физическим воплощением. Эти артефакты - «сами по себе комментарии». Они дают ключи к пониманию творческих способностей и самобытности, которые преобладали во время их создания.

Хотя существует множество документов, касающихся истории Королевства Конго, Королевство Лоанго очень много. менее документировано письменными источниками.

Вили очень рано поддерживали равноправные отношения с жителями Запада, особенно в торговле. Однако этот контакт с Западом и участие в работорговле обогатили крошечное меньшинство за счет нарушения социальной структуры Вили. Эпидемии трипаносомоза и оспы еще больше резко сократили популяцию этого народа.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Язык
  • 3 История
    • 3.1 Истоки
    • 3.2 Европейская колонизация
      • 3.2.1 С 1849 по 1944 год - Расширение
        • 3.2.1.1 Распад Королевства Лоанго
        • 3.2.1.2 Упадок города Лоанго и появление Пуэнт-Нуар
      • 3.2.2 С 1945 по 1960 год - Деколонизация
    • 3.3 Постполитическая независимость
      • 3.3.1 Ангола
      • 3.3.2 Габон
        • 3.3.2.1 Маюмба
        • 3.3.2.2 Либревиль
      • 3.3.3 Конго-Браззавиль
  • 4 Демография и территория
    • 4.1 Демография
    • 4.2 Территория
      • 4.2.1 Си / Ци
      • 4.2.2 Контроль над землей
        • 4.2.2.1 Государство
        • 4.2.2.2 Аборигены
        • 4.2.2.3 Мигранты
      • 4.2.3 Среда обитания
        • 4.2. 3.1 Деревни
      • 4.2.4 Планирование землепользования
      • 4.2.5 Нефть: проклятие жителей Вили
        • 4.2.5.1 Эксплуатация нефтеносных песков
        • 4.2.5.2 Местное содержание
  • 5 Социальная структура
  • 6 Фамилии
    • 6.1 Дворянство
    • 6.2 Мужские фамилии
    • 6.3 Женские фамилии
    • 6.4 Нейтральные фамилии
    • 6.5 Сочетание имени и фамилии
    • 6.6 Освящение имена (Me zina me bisuma)
    • 6.7 Имена, связанные с красотой женщин
    • 6.8 Современные имена
    • 6.9 Имена европейского происхождения
  • 7 Известные люди Вили
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Имя

В зависимости от источника и контекста существует несколько форм: Бавили, Бавилис, Фиоте, Ивили, Лоанго, Вилис. Термин fiote («черный»), используемый португальскими поселенцами, теперь считается уничижительным. Термин Вили также относится к их культурам и традициям.

Язык

Они говорят на вилли, языке банту, на котором в 2010 году говорилось около 50 000 человек. Приблизительно 45 000 человек были подсчитаны в Республике Конго и 5000 в Габоне. Другие известные имена и названия на диалекте: Цивили, Цивили Си Лоанго, Цивили Си Мунго, Цивили Си Ваанда, Цивили Си Йомбе, Фиот, Фиоте, Цивили, Цивили. Близкие этнические группы: котчи, линджи, чийомбе, воойо, йомбе, юмбе.

История

Истоки

Букулу ванду ванду! Batu lumogni vandu vandu! Misenge i fue.. Син нганзи си ке могни. Si sitshike mambu me toba, me ntume koku e e

Слава старейшинам! Почести живым!. Мангровые растения кажутся мертвыми, но побеги и корни все еще остаются многолетними.

- Лозунг Вилли: пение мудрецов и помощь во время болтовни в «Моандзе» (доме болтовни).

Вили, а также йомбе (этнически наиболее близкие по культуре и географически к народу Вили), лумбу, вунгу, пуну и куни составляли этнические компоненты древнего королевство Лоанго. Также было смешивание с пигмеями популяциями бабензи, бинга или бака.

В шестнадцатом веке династия Бавойо, которая принадлежит могущественному Братству кузнецов Буванджи во главе с Нджимбе и базировалась на армии воинов, навязывается местным жителям на побережье Лоанго.. Согласно нескольким источникам, таким как английский исследователь Эндрю Баттель, живший в этом регионе около 1610 года, голландец Ольферт Даппер, а также английский торговец Р.Э. Деннет, Нджимбе будет основателем Королевства Лоанго и его первым сувереном с правлением, которое продлилось бы около шестидесяти лет.

Первоначально провинция Королевства Конго (Конго Диа Нтотила - Конго Короля), Королевство Лоанго, в составе двух провинций Нгойо и Каконго, было освобождено в шестнадцатом веке и занимало обширную территорию от регион Сетте-Кама до Габон, до нынешнего Кабинда на юг, от массива Майомбе на восток до границы Королевства Анзику и Атлантического океана на западе, где находилась столица Бвали. Пословица ясно иллюстрирует изначальное сообщество трех сепаратистских провинций, а также религиозную роль короля Нгойо. Это: «Маконго Нуни, Мангойо Нтоми, Малоангу нкаси», что буквально означает «Маконго - муж, Мангойо - священник (хранитель и служитель храма Чибила бога Бунзи) и Малвангу - женщина».

Правящая семья происходила из этнической группы Вили, в частности из кланов Конди и Нката. Это государство имело социальную и политическую организацию с королем, правительством и губернаторами семи провинций. Сильная политическая приоритетность позволила некоторым летописцам провести аналогию с феодальными обществами средневековой Европы. В то время Лоанго уже был выборным механизмом, особенно при назначении будущего суверена.

В истории Королевства Лоанго нет видимых следов. Однако вскоре он начал обменяться с европейцами, в основном португальцами, сбежавшими из лагерей или бывшими торговцами черным деревом. Немцы, англичане, голландцы открыли фабрики в непосредственной близости от более крупных деревень.

Искусство

Фигурка Вили из Республики Конго. Конец 19 века. Когда-то принадлежавшие художнику Анри Матиссу.

Скульптуры Вили ценились важными коллекционерами, в том числе парижским художником Анри Матиссом, чья фигура Вили оказала критическое влияние на Пабло Пикассо в его ранний африканский период в 1906 году. 384>Европейская колонизация

С 1849 по 1944 год - Расширение

Распад Королевства Лоанго

В 1849 году в пользу посадки на корабль рабыни бразильянки Элизии или Илиция на фрегате французского флота «Пенелопа», около тридцати или нескольких сотен рабов Вили, Лумбу, Яка или Бонго, согласно источникам, после трехлетнего пребывания в Сенегале, были постоянно установлены в Комо. устье посреди деревень Мпонгве. Этот инцидент ознаменовал рождение Либревилля, политической столицы Габона, как и Фритаун в Сьерра-Леоне.

Конец девятнадцатого века ознаменовал начало упадка Королевства Лоанго. Последнему был нанесен сопутствующий ущерб из-за соперничества европейцев в Центральной Африке, в частности между кораблем Ensign Пьер Саворньян де Бразза и исследователем Генри Мортоном Стэнли. Чтобы обеспечить односторонний контроль над морским побережьем Конго и Габона, Франция навязывает договоры традиционным властям.

Ма Лоанго Манимакоссо-Тчинкоссо, правивший с 1879 по 1885 год, ослабленный блокадой побережья, установленной кораблем Стрельца, предотвращающим любые контакты между деревнями, был вынужден капитулировать. 12 марта 1883 года он подписал с кораблем лейтенант Робер Кордье договор о суверенитете, торговле и распоряжении территорией в присутствии португальских торговцев Мануэля Сабоги и француза Фердинанда Пишо. Более того, центральная власть Ма Лоанго угасает в пользу местных властителей. Некоторые из них, среди них Андре Мо-Лоэмба (коренной народ, воспитанный португальскими миссиями, основатель деревни Чимбамба), Мамбома Макоссо, Мвумво Лучено и Матчимбамба подписал 21 июня 1883 года договор Пунта-Негра на том же корабле лейтенант Кордье, что позволило Франции овладеть этой территорией. В то же время, в португалоговорящем периметре, два лет спустя, 25 февраля 1885 года, принцы и знатные люди королевств Каконго, Лоанго и Нгойо подписали контракт с Гильермом Огюстом де Брито Капелло, командующим Corvette Rainha из Португалии, Соглашение о Симуламбуку, которое ставит их под защиту Королевства Португалии,

Королевство Бельгия подписало не менее 289 договоров в период с 1883 г. и 1884 г. при завоевании долины Куилу-Ньяри, территория, переданная Франции на Берлинской конференции в 1885 г. Она ратифицирует все эти договоры, в результате Абсолютный правитель части Центральной Африки от правого берега реки Конго до границ Габона, завершив тем самым раздел Африки между колониальными державами. Контроль над прибрежными базами также позволил отбыть многочисленные экспедиции, которые проходили в Чад и даже Судан (инцидент в Фашоде ). Лоанго, столица, затем размещает правительство и официальные учреждения, управляющие внутренней и внешней торговлей. Это единственный выход к океану для караванных троп. В Пуэнт-Нуар, нынешней экономической столице, есть несколько рыбацких деревень, таких как Бу-Мву-Мву (расположение отеля Novotel на проспекте Шарля де Голля ); - буквально Мвумву будет означать то, что длится, что вечно, и, в расширении М; Бу Мвоумву Это пляж, вечное Море-, М'Буку (нынешний Район Моуондзи ).

Текущие периферийные районы Пуэнт-Нуара в это время представляют собой только деревни: Лоанджили, Сиафуму, Чимбамба, Мпита, Чимани... В 1888 году Вили в Габоне оккупировали Маюмба и обменялся с Лумбу, живущим вдоль лагуны Банио. Эти два народа из группы Конго понимают друг друга без переводчика.

Король Лумбу Майомбе Игнондро, старейший в регионе, командовал Майомбе, Маюмба и частью Сетте Кама. Он улаживает дискуссии между лидерами клана Вили и Лумбу. Вили Маюмба были заказаны Гуфила и освободились от Ма Лоанго. Торговцы Вили из Лоанго, которые отправились в Сетте-Кама на побережье, также часто лишаются своих связок одежды.

Упадок города Лоанго и появление Пуэнт-Нуар

В 1897 году завершение строительства железной дороги Матади-Леопольдвиль, но особенно основание Пуэнт-Нуар в 1922 году, ввиду строительства глубоководного порта и железнодорожной линии, ускорит упадок столицы Лоанго. Действительно, его бухта с малой осадкой не позволяет высадке судов для движения людей и товаров. Лоанго приветствует только захоронения знати Вили и поселенцев. Более того, верфи порта и Океаническая железная дорога Конго подтолкнут людей в силу возраста эмигрировать в Пуэнт-Нуар. За исключением небольшой рыбацкой деревушки Нджинджи, именно рабочие этих двух верфей составят основную часть коренного населения Пуэнт-Нуар. В город также приходят люди, которых привлекают побуждаемые рабочие места. К ним относятся торговцы из Габона, Дагомеи, Того и Ганы.

. Французские колонизаторы, стремясь избежать конфликтов с туземцами, резервируют районы болот, непригодных для сельского хозяйства и опустевших от населения. Они также признают обычное право: неплодородная земля принадлежит всему сообществу. Но это правило соблюдается не всегда. Так, в 1910 году деревня Когмби-Буйлика была удалена с карты. Его жители, возглавляемые вождем Луисси Сакала, заявили, что старший сын патриарха Нфук'-Ласси был изгнан и экспроприирован с этой земли по воле поселенцев в соответствии с мерой развития Пуэнт-Нуар. Последние, не найдя подходящих участков, кроме этого плато, для строительства взлетно-посадочной полосы, которая могла бы принимать самолеты, поэтому, к сожалению, перебрались в эту деревню, которая находилась на нынешнем месте аэропорта Пуэнт-Нуар имени Агостиньо Нето. Он простирался между нынешней авиабазой и рекой Чинука и примыкал к деревням Нтье-Тие, Мбуку, Мпака, Мполо, Чимани, Нгойо, Чибамбука, Мпита, Чинука, Малала и Чимбамба.

В 1924 году Эрве Мапако-Гнали, отец Мамбу Эме Гнали и Жан-Феликса Чикайя стал первыми учителями Среднего Конго выбраться из Школы Уильяма Понти на острове Горе в Сенегале. Потребность в рабочей силе вызывает массовый приток людей из внутренних районов (которых туземцы называют Биланда Лейл, «последователи железной дороги»); Их жилищные потребности способствуют развитию города. Вилисы, которые до этого составляли большинство жителей региона, теперь должны делить землю и работать с аллохтонным населением. Они видят, что их ареал обитания уменьшается по мере атомизации королевства.

Куилу, помимо того, что он был страной иммиграции, также является землей эмиграции и экспатриации во время колонизации. Создание плантаций кофе и какао в Фернандо По и Сан-Томе, Портидж, образование и перспектива получения зарплаты приводят к значительному оттоку местной рабочей силы в сторону Браззавиля., Габон и Убанги-Шари. Более того, вили, в отличие от народа йомбе, менее привязаны к земле из-за своего коммерческого призвания и своего положения посредников между населением внутренних районов и европейскими торговцами людьми. Все эти миграционные потоки спровоцируют массовый исход из сельской местности, усугубляя старение и гендерный дисбаланс. Проиллюстрирована непрерывная депопуляция Бвали,столицы бывшего Королевства Лоанго.

Сочетание эпидемий натуральной оспы и трипаносомоза, а также использование тестового яда (испытание) для определения виновных, в частности, подозрительной смерти, также способствуют уменьшению населения потомков королевства Лоанго.

С 1945 по 1960 год - Деколонизация

Франция вышла из-под крови после Второй мировой войны. Посредством учредительного собрания он создает новые институты для оживления политической активности страны. Затем представительство Франции распространяется на заморские территории, такие как AEF, коренные народы которого имеют возможность избирать представителей. В то время как старые колонии, такие как Вест-Индия, избирают своих депутатов всеобщим голосованием, AEF. и AOF имеют два отдельных коллегии выборщиков: первый предназначен для жителей столицы, а второй - для коренных жителей, не являющихся гражданами. Габон и Среднее Конго, из-за своей малонаселенности, составляют единый избирательный округ для выборов члена парламента для этого второго колледжа.

7 декабря 1945 года, после второго тура, Жан-Феликс Чикайя был избран. избранным членом Ассамблеи до Жан-Илера Обама, Жака Опанго, Иссембе и Франсуа-Мусса Симона соответственно. Портной Макосо Чикайя родился в Либревиле, месте эмиграции своего отца, и позволил победителю одолеть своих конкурентов, в том числе и габонских кандидатов. Помимо того, что он работал в Габоне и завязал крепкие дружеские отношения, он получил голоса Вили и Лумбу Нгуни, а также Огоуэ-Приморский. Однако соперничество между Средним Конго и Габоном, а также между Вили и Мпонгве, первыми двумя этническими группами двух стран, которые были в контакте с западной цивилизацией приведет к разделению на две отдельные группы.

В 1946 году Жан-Феликс Чикайя, великий убийца колониализма в Национальном собрании Франции, где он заседает на всей территории Четвертой республики, основал свою партию PPC. (Конголезская прогрессивная партия ), близкая к Французской коммунистической партии, в компании молодых руководителей, таких как Жозеф Пуабу или Роберт Стефан Читчель. Последний, правая рука основателя, будет главным аниматором вечеринки в Pointe-Noire и Kouilou. Он сплачивает вокруг себя всех железнодорожников Конго-Океанской железной дороги. В 1956 году он поспешил со своим наставником и присоединился к аббату Юлу, чтобы основать UDDIA (Демократический союз защиты африканских интересов). Последняя партия, политически мобилизовав Лари (жителей района Пул и Браззавиля ), берет на себя политическое лидерство в КПП и позволяет Стефану Читчеллу стать первым коренным мэром Пуэнт-Нуара. Позже он занимал несколько министерских постов.

Конго-Браззавиль в эти годы деколонизации считается одним из фронтов антикоммунистической борьбы во франкоязычном регионе Африки. Париж любой ценой хочет, чтобы будущее независимое Конго принадлежало не «красным», а другу политического лидера. Париж также изначально надеялся сделать Браззавиль центром французских действий в Центральной Африке в направлении Конго-Киншаса, потому что все участки, нацеленные на бывшее Бельгийское Конго, проходили через Браззавиль.

Франция, также стремящаяся справиться с освободительными устремлениями в своих колониях, использует секретных агентов, таких как дагомейец Антуан Хазум, шедевр КПП. Затем перешел к UDDIA, или французской секретной службе, чтобы связаться с конголезскими политиками. Хазум - офицер французской разведки, которого лечил Морис Робер [глава африканской секретной службы Франции], и он присоединился к политической команде Жана Моришо-Бопре [поверенного в миссии в Генеральном секретариате по африканским делам]. Главы африканских государств, такие как Фульбер Юлу, Феликс Уфуэ-Буаньи или Нгарта Томбалбай, вызывали у него доверие. Действительно, именно через своего посредника Франция будет отдавать предпочтение, начиная с 1956 года, победе Юлу (действие в масштабе конголезской территории), чтобы поставить ее в один ряд с двумя ее основными соперниками Жан-Феликс Чикайя и Жак Опанго. Затем Франция добилась присоединения Юлу и ее партии к RDA Африканское демократическое объединение (Африканское демократическое объединение). (Действия на африканском уровне) в начале 1958 года; Таким образом, он напрямую конкурировал с Чикайей, который затем отказался от участия в RDA. Наконец, Франция открывает перед Юлу врата вселенной, обычно предназначенные только для африканских депутатов (действие на французском уровне) в данном случае в Чикайе.

Африканское социалистическое движение (MSA) Жака Опанго, местного ответвления Французской секции международного и рабочего класса (SFIO) Ги Молле, выиграло выборы в Территориальную ассамблею 1957. Это большинство не переживает дезертирства Жоржа Ямбота,из белых деревянных досок. Что иногда вызывает посмешище у новичков от Пуант-Нуар до Вили, потому что они не осведомлены об этом аспекте своей культуры.

Планирование землепользования

В городе Пуэнт-Нуар или департаменте Куилу, населенных пунктах Вили по-прежнему нет университета или других государственных учебных заведений, таких как средние школы, колледжи и т. Д. Начальная школа. Лишь частные инициативы, такие как создание таких структур, как École supérieure de technologie du ltoral (EST-L), École supérieure de commerce et de gestion и Université de Loango-Institut supérieur de technologie (UL – IUT), несколько смягчают эту ситуацию..

Район Большого рынка Пуэнт-Нуар, район номер 1 Лумумба и район номер 2 Мвоумву, когда-то населенные преимущественно гражданами Вили, стали приоритетным сектором мусульманского населения, пришедшего с Запада Африка, все больше оттесняя Вили в периферийные районы округа № 4 Лоанджили или 5 Монго-Пуку. Действительно, обнищание вынуждает семьи продавать свою собственность, чтобы выжить.

Первая леди Антуанетта Сассу-Нгессо из Республики Конго, 2011 г.

До сих пор между центральным правительством и Пуэнт было негласное согласие -Нуар и Департамент Куилу : Большинство мэров прибрежного города с момента обретения независимости чаще всего были гражданами этого региона. Например, Стефан Чичелле, доктор Жак Буити, Марсель Чионво, Жан-Пьер Тистер Чикайя, Франсуа-Люк Макоссо, Ролан Буити-Виудо и нынешний директор-мэр Жан-Франсуа Кандо (избран с 28 августа 2017 г.). Тот факт, что первая леди Антуанетта Сассу-Нгессо, рожденная Чибота, происходит из Пуэнт-Нуар, поддерживает этот статус-кво. Но как долго продлится это соглашение, которое Вили считают своей прерогативой как потомков этого феодала? Действительно, экономическое легкое Конго, как ворота и выход из потока товаров, вызывает все возрастающую жажду.

Ущелья Диоссо - Скальные хребты и красные скалы, 1983 г. Ущелья Диоссо и окружающие их тропические леса, 1983 г.

В сентябре 1988 г. место ущелий Диоссо или «Маленький Колорадо» в Конго, представленное туристическими путеводителями, одно из самых красивых природных мест для посещения страны, планировалось принимать токсичные отходы из Европы. Первая партия из Роттердама из миллиона тонн контракта стоимостью 74 миллиона долларов США, к счастью, так и не вышла из голландского порта.

Этот скандал раскрыт «Зеленым зорросом экологии» и передан Радио France Internationale публично разразилась четыре месяца назад и включает в себя бизнесмена Лучано Спада и нескольких видных деятелей того времени: Жильбер Бембет, министр информации, Анж Эдуард Пунги, премьер-министр, Альфонс Поати-Сушлати, министр торговли и малого и среднего бизнеса, Кристоф Мбурамуэ, министр научных исследований и окружающей среды. также участвуют в этом монтаже между Bauwerk A.G, компанией из Лихтенштейна, и представителями гражданского общества Конголезского государства, такими как Винсент Гомес, бизнес-юрист, Жан Пасси, советник премьер-министра, и Дьедонне Нганга, Нгамиссами Иссанга, Абель Чику, административные органы.

Скандал вызвал непрекращающиеся слухи и ужас среди жителей Куйлоу, где должны были храниться отходы. Чтобы успокоить ситуацию, правительство взяло на себя обязательство установить ответственность. Два министра, подстрекавшие к этому мошенническому контракту, Кристиан Жильбер Бембет и Кристоф Мбурамуэ, были уволены, хотя взятки уже забрали в карман еще до исполнения контракта. Кроме того, адвокат Винсент Гомес был исключен из адвокатской коллегии адвокатов.

Совсем недавно, после технико-экономических обоснований в Сингапуре, Конго и Китае одобрили строительство особой экономической зоны (СЭЗ) в регионе Пуэнт-Нуар, а точнее, в Лоанго; Это часть плана финансирования в размере 60 миллиардов долларов, предоставленного Пекином для поддержки индустриализации африканских стран. Если сначала было хорошей новостью то, что Конго было выбрано в качестве «экспериментальной» страны, особенно с точки зрения потенциальных рабочих мест, что это будет для Куилу и его граждан? Уже начались операции по экспроприации с целью строительства будущего глубоководного порта в районе Лоанго.

Присутствие Китая также отрицательно сказывается на окружающей среде из-за его промышленного рыболовства у Атлантического побережья. Действительно, эти траулеры уничтожают сети рыбаков-ремесленников Вили, проживающих в деревнях, расположенных между районом Чиамба-Нзасси и границей с Габоном. Эти рыбаки вынуждены отказаться от своей деятельности, чтобы вернуться к работе в сельской местности. В результате миграционные потоки во внутренние районы суши, влекущие за собой нагрузку на лесные массивы (сельскохозяйственная деятельность, вырубка древесины для угля...).

Огромные промышленные плантации эвкалипта (первоначально предназначенные для обеспечения гипотетических целлюлозный комбинат ) производят древесину на экспорт. Этот аборигенный вид австралийского континента препятствует диверсификации подлеска в регионе Куилу, почва которого уже песчаная и бедная. Это следует за уменьшением земель, отведенных под сельскохозяйственную деятельность. Активное или обездоленное местное население вынуждено отказаться от кустарной деятельности и искать оплачиваемую работу в горнодобывающих компаниях. Производство древесного угля для приготовления пищи, ведения сельского хозяйства, охоты и собирательства, чтобы прокормить урбанизирующее население, чьи отношения с их изначальной природной средой блекнут, не способствует обеспечению будущего биоразнообразия региона.

Нефть: проклятие народа Вили

Извержение Королевства Лоанго в конце девятнадцатого века раздробило нефтяные регионы между Кабиндой. анклав в Анголе, Габоне, Конго-Браззавиль и ДР Конго. Первые исследования нефти начались в Габоне в 1928 году по инициативе генерал-губернатора Рафаэля Антонетти. В 1931 году была создана миссия AEF по разведке нефти (MPPAEF), которой руководил Жак-Оливье Хаас в 1932 году. MPPAEF заменен в 1934 году Союзом нефтяных исследований и исследований (SERP), который в 1949 году стал нефтяная компания AEF (SPAEF), которая в конечном итоге объединится в группу ELF. Компания ELF, поиски которой начались в 1960-х годах, обнаруживает первые нефтяные месторождения на шельфе Пуэнт-Нуар.

Доктор. Жан-Батист Чикайя, геолог, - одна из нескольких таких экспедиций. По его инициативе почти все нефтяные месторождения, баржи и буровые установки, которые все еще работают или еще не работают в районе Пуэнт-Нуар, носят имена Вили. Эти названия напоминают рыбу или морепродукты из Атлантического океана в тропиках:

  • Фуканда
  • Китина
  • Комби: рыба Красный капитан
  • Куакуала
  • Кунджи
  • Менго
  • Мохо Билондо: буквально «живот, наполненный Билондо» (местная морская рыба)
  • Нкосса: Креветка
  • Лианци
  • Ликала
  • Ликуала: (ликвал в единственном числе, муквал или мусунди для множественного числа) Селедка
  • Литчендили
  • Ликуф: Масляная рыба
  • Мбаунди
  • Мвафи: морской карп
  • Сенджи: сардин
  • Чендо: африканец Багрид
  • Чибели Литанзи
  • Чибуэла или чипакулу пангу: скат
  • Yanga
  • Zatchi

С момента своего создания в 1967 году французская компания Elf, которая впоследствии стала Total, сразу стоит выше закона и зависит от правильной линии Елисейский дворец. Чтобы компенсировать потерю Алжира, который до обретения независимости обеспечивал четверть своих потребностей в энергии, Франция Голлист считает жизненно важным и стратегическим направлением разведки и разработки нефтяных месторождений в Sub -Сахарская Африка. Все средства хороши для достижения этой цели.

Бывшие офицеры SDECE (Французского агентства секретных служб) будут частью частных агентов секретных служб, чтобы эффективно обеспечивать безопасность нефтяных установок и мужчины. Колоссальные финансовые средства (оккультные комиссии, коррупция, непрозрачные схемы и т. Д.) Используются для финансирования операционных расходов правительств, вмешательства в назначение высокопоставленных чиновников или распределение незаметных платежей.

В западном бессознательном Конго остается типичной площадкой для «привидений». После финансирования президентской кампании Паскаля Лиссубы в 1992 году Эльф отказывается авансировать средства для оплаты ближайших государственных чиновников и расходов. Затем Лиссуба обращается к американскому нефтяному танкеру Occidental Petroleum. Затем отношения между президентом и эльфом будут ухудшаться, кульминацией которых станут гражданские войны 1993 и 1997 годов. Эльф предпочитает иметь дело с президентом Дени Сассу-Нгессо, политическим и прагматическим концом, сначала после того, как он пришел к власти 5 февраля 1979 года, а затем в конце его государственного переворота в Гражданской войне 1997 г., таким образом, закрывая скобку через шесть лет после национальной конференции 1991 г.

Таким образом, Elf без колебаний профинансировал и вооружил два лагеря, чтобы защитить свои интересы.

Пуэнт-Нуар, экономическая столица Конго, видит сотни тысяч беженцы из района Бассейна и долины Ниари. Последовательные волны иногда представляют собой анархию, улаженную этническими группами с очевидным риском воспламенения на племенной основе. До сих пор Пуэнт-Нуар всегда был защищен от политических потрясений, прерогативой которых является Конго. Полковник Луи Жорж Лембе, начальник военной зоны № 1 Пуэнт-Нуар, и Франсуа Огюст Чичелле Чивела, сын Стефана Чичелле, старшегоофицера и педиатра, министра туризма и окружающей среды с 1992 по 1995 год, при правлении Паскаля Лиссубы, префекта Департамент Коуилу во время Гражданской войны, разразившейся в 1997 году, поскольку они были Военными, происходящими из этого региона, они гарантируют, что конфликт не затронет Оушн-Сити.

В Конго есть важные запасы нефти. резервы, но остается одной из беднейших стран и одной из стран с наибольшей задолженностью в мире на душу населения, несмотря на аннулирование международными организациями половины ее долга, получая выгоду в 2010 году от режима HIPC (бедные страны с крупной задолженностью ). Между тем, непредвиденная прибыль от нефти, добываемая в Пуэнт-Нуар, здесь не идет. Инфраструктура не соответствует быстрой эволюции населения прибрежного города. Инвестиционная работа (доступ к питьевой воде, энергии, санитарии, управление промышленными и бытовыми отходами...) и техническое обслуживание (сбор и обработка отходов, загрязнение, шум и визуальные неудобства, отсутствие...) производятся экономно. Немногочисленные выделенные субсидии исчезают в извилинах малоизвестных сетей.

Разработка нефтеносных песков

С 1970 года начало эксплуатации нефтеносных песков в окрестностях населенных пунктов Мбуку, Чиканоу, Лоанго, сначала нефтяной компанией SPAEF, позже стало ELF, затем Маурел и Пром и, наконец, ENI (ранее называвшееся исследованием AGIP), можно было ожидать, что условия жизни населения улучшатся. Это скорее разочарование, потому что не появилось ни дороги, ни санитарной, ни школьной инфраструктуры, достойной такого названия. Эти группы населения, основными видами деятельности которых являются рыболовство, сбор урожая и сельское хозяйство, столкнулись с загрязнением зоны своей деятельности из-за различных скважин, что сделало их условия жизни невыносимыми. Помимо снижения урожайности сельскохозяйственных культур (маниока, ямс, подорожник ), которые позволяют снабжать Пуэнт-Нуар, водозаборники также загрязняются, в результате чего вода непригоден для употребления в пищу. Единственное решение ENI - подавать воду автоцистернами, чаны которых не всегда проходят тщательную проверку. Даже такое распределение осуществляется во главе клиента, отдавая предпочтение тем, у кого есть отношения или деньги.

Чтобы провести эту добычу, крестьяне видели, как их поля были уничтожены, и ENI в 2009 году получила компенсацию в виде шкалы. датируется 1986 годом. Например, за поле в 10 гектаров была выплачена компенсация в размере 150 000 франков КФА (или приблизительно 230 евро), за обрезку маниоки было возмещено 37 франков КФА (0,05 евро), за один фут мангового дерева - 60 евро. 000 франков КФА (около 90 евро).

Есть также факелы нефтяных месторождений, таких как M'Boundji, которые производят парниковые газы, и тяжелые грузовики, которые, транспортируя оборудование (трубопроводы), поднимают пыль на своем пути, вызывая болезни легких.

Все происходит так, как будто вы хотите мягко убить местных жителей.

Пьер Стев Лоэмба, крестьянин и представитель общин Мбуку объясняет: После многих безрезультатных споров мы доверили нашу задачу ассоциациям по правам человека, чтобы помочь нам отстоять наше право на «достойную жизнь, здоровую окружающую среду и справедливость».

Брайс Макоссо, президент Комиссии справедливости и мира, считает, что «вместо того, чтобы размахивать указом 1986, все эти компании должны вместо этого ссылаться на международные стандарты, которые превосходят местные стандарты ». В Чаде или Камеруне шкалы были пересмотрены.

Местное содержание

Мировой нефтяной сектор находится в кризисе и находится в полной мутации, так как баррель нефти остановился на уровне около 50 долларов США, а спрос на черный золото резко падает. Это влияет на конголезскую экономику, которая во многом зависит от экспорта нефти. Все ведущие нефтяные компании, работающие в стране, и все их основные субподрядчики сократили объем работ, вернув свою когорту экспатриантов домой. У сотрудников с местным статусом мало шансов. Некоторых поблагодарили за ночь без какой-либо компенсации. Другие крупные компании хотят уменьшить льготы, полученные гражданами; Что заставляет зубы съеживаться или даже вызывать удары.

Как подчеркивает Пол Боатенг, британский политик, «кризис представляет как проблемы, так и возможности». Возможность стать частью решения: эта отрасль может создавать хорошо оплачиваемые рабочие места, принося пользу как акционерам, так и компаниям, в которые она вмешивается. Для этого нам необходимо разработать политику местных закупок и местное содержание.

Местное содержание или национальные предпочтения - это «обеспечить изменение баланса благосостояния, приглашая государства использовать свои природные ресурсы». Помимо налогов и доходов, получаемых принимающими государствами, это отличный инструмент для использования местной промышленной ткани и местных компетенций не только в добывающем секторе экономики (углеводороды, шахты, лесная промышленность), но также в сфере обслуживания и строительный сектор. Так что это прямое влияние на экономику страны.

Инструменты, доступные органам государственной власти, следующие: навязывание использования местной занятости; Создание рабочих мест и передача навыков; Обязать иностранные компании открывать свои пакеты акций для национальных субъектов; Требовать, чтобы они предоставлялись на местном уровне в виде товаров и услуг, чтобы уплотнить малые и средние предприятия сеть...

В масштабе деревенских сообществ, проживающих на участках управляемые этими крупными нефтяными компаниями, они должны будут организовать себя в структуры, способные выступать в качестве собеседников с государственными органами и нефтяными компаниями, например, обучать молодых людей работе на этих участках или морских участках, разрабатывать и реализовывать проекты устойчивого развития для сохранения природная среда и продукты (сельское хозяйство, рыбоводство, животноводство...) для обеспечения большой агломерации Пуант-Нуар.

Ниигерия, вдохновленная Норвежская и Бразильская страна - это страна к югу от Сахары, которая продвинула концепцию местного содержания дальше посредством обнародования Закона о нигерийском контенте в апреле 2010 года. Эта концепция является относительно новой для Конго с публикация нового углеводородного кодекса в Octobe r 2016. Пока это мало выгодно для местных сообществ. Можно сомневаться, поскольку эти законы о местном содержании никогда не сопровождались системой поддержки, чтобы национальный персонал или национальные предприятия могли противостоять своим иностранным конкурентам на равных.

Но, как говорит Инес Февилие, кризис - это возможность внедрить правила местного содержания в информации, осведомленности, диалоге. Действительно, все заинтересованные стороны выигрывают, сокращая затраты для частных компаний, открывая новые рынки для местных поставщиков, передавая технологии для развития отечественной промышленности, рабочих мест, сокращая безработицу и бедность.

Задача, конечно, непростая, но в нынешней ситуации уже не стоит уклоняться от нее.

Социальная структура
Французское Конго - Портной Чикайя и его семья - около 1900 года

Традиционное общество Вили, как и все этнические группы группы Конго, характеризуется основной структурой, называемой Ликанда . Это клан, члены которого совместно и совместно обладают видимыми и невидимыми благами и интересами. В этом матрилинейном обществе территорией клана (силиканда ), а также его пределами управляет старший из дядей по материнской линии (ма Нкаши или Фуму си ). Слово SI в выражениях si likanda или Fumu si обозначает как землю, на которой основан клан, так и все ресурсы на ней.

Термины и фразы, используемые для различения родственных связей, следующие:

  • Материнский клан называется Чифумба, а отцовский клан называется Чися .
  • Бабушка и дедушка по материнской и отцовской линии являются Нкаака и внуки последнего - Нтекулу . И наоборот, они называют своих дедушек и бабушек Яая .
  • . Правнуки - сиданду си Бутекулу (буквально ребенок, следующий за внуком).
  • Ядерная семья, которую можно сравнить с Западная семья называется Лизику, что буквально означает очаг. Это ядро ​​состоит из bibusi (родительских предков); А именно Лисия (Отец) и Нгули (мать), не забывая баана (дети или мваана в единственном числе). Они обращаются к своим родителям, называя их соответственно Таата (Папа) и Мама(Мама).
  • В пределах Лизику мальчика зовут Мвааналибакала (буквально ребенок мужчина), а девочку Мваана нтчету (буквально ребенок женщина).
  • Для того, чтобы применять право первородства в пределах Лизику, старшего из детей зовут Тчибуту, а старшего зовут Нкумба .
  • . Дети называют своего дядю по материнской линии (брат их мать) Ма Нкаши и жена их дяди, Чинкаака . Однако они называют свою тетю по материнской линии Нгули или Маама, термин также используется для обозначения своей матери.
  • Племянников зовут Бана бу нкаши (буквально дитя дяди). Ребенок находится под властью своего дяди по материнской линии; который имеет право на жизнь или смерть на свою судьбу. Детей его дяди называют Баана Ба Квелисси (буквально ребенок союзного клана или ребенок по завету) и принадлежат к клану жены дяди.
  • Дядя по отцовской линии занимает место в рейтинге. Лисю зовут Таата так же, как и родителя-отца. Тетя по отцовской линии называется ТаатаНтчиету (буквально отец женщины). Мужа последней звали Нкаши (дядя).

Одной из важнейших проблем в экономике Конго и Лоанго была «власть народа»; Важно было не столько накопление земли, сколько человеческие ресурсы в регионе, который не был густонаселенным. Чтобы быть могущественным, мужчина должен был создать большое домашнее хозяйство, состоящее как из мужчин, так и женщин. Целью заключенного брака является приобретение женщин, которые обладали как производительными, так и репродуктивными способностями.

Фамилии

Когда старший встречает более молодого незнакомца, после приветствия первый спрашивает второго на последнем. имя его клана, затем имя его родителей, говоря: «Ndjé mwan 'na?» (буквально «От кого ты ребенок?», что можно перевести как «Каково твое происхождение?»). Это способ узнать немного больше о том, с кем мы имеем дело. Младший тогда более или менее лаконично описывает свою родословную.

Традиционно и до проникновения на запад у членов Лизику, нуклеарной семьи, не было того же имени. Например, ребенок мог носить имя бабушки или дедушки (Н'Луку ) или другого члена семьи. Он становится крестным отцом или крестной матерью (Н'дуси ) ребенка. Также можно указать фамилию дедушки или бабушки, опираясь на фамилию отца.

Имя произносится Ли Цзина (Ме зина во множественном числе), а имя или псевдоним Нкумбу (Си Нкумбу во множественном числе).

Дворянство

Членов королевских или княжеских кланов легко узнать по наличию почетной частицы Mwé или Moé перед фамилией. Этот дворянский титул может быть переведен Лордом или Милордом.

Ма Лоанго (король), его братья и сестры - Моэ. Его племянники и племянницы (Bana bu nkashi ) от ее маточных сестер тоже.

Напротив, Жена Короля (Каме Фуму или сокращенно Кафу ) не Моэ. То же самое для детей короля (Бэйн Фуму, Мване фуму в единственном числе или в сокращении Мва фу ).

Могут претендовать или вступать на престол только обладатели титула Моэ из-за матрилинейной преемственности (власть, полученная от королевской крови).

Мужские фамилии

Ниже приведены некоторые фамилии и их значения.

Балу (суровый; имя португальского поселенца Баррос очень суровый) - Бэмби / Мбамби (Игуана ) - Батчи / Мбатчи (овладейте мной, догнали мне, то, что принадлежит тебе; от глагола mbak, означающего обладать, ловить) - Bilindji - Bouiti (Мастер) - Boutali - Djembo (бороться, провоцировать ссоры) - Djimbi - Gnali - Goma / Ngoma (барабан, ударный музыкальный инструмент) - Гуимби - Катане (листья) - Кутана (соревнуются, соревнуются) - Ласси - Ленде - Лианзи (название морской рыбы, рыбак) - Ликунзи / Чикоунзи (Столп) - Лимека-Линка (другая проблема) - Loemba / Loembe (домовладелец ) - Loendo - Louang '(лекарственная трава) - Loubendou - Louviloukou - Loussiemo (Lightning ) - Louzimbou (неблагодарность) - Louzingou (Жизнь ) - Лузоль (Любовь ) - Мабиала (Безумие, избранный, избранный) - Макала (Уголь / энергия) - Макани - Макая (листья) - Макосо (множественное число от likosso; комментарии, глазные капли, раствор, полученный вручную, неопознанный лист и вводятся в ноздри с помощью воронки из листьев, аргументы) - Малалу - Маласси - Мамбу / Лямбу / Чимамбу (случаи, изумление, восхищение, многие) - Мангафу / Мангофо (министр здравоохранения правительства Королевство Лоанго / Министр иностранных дел и представитель иностранцев при дворе Королевства Каконго -1776) - Манка (другие ситуации) - Мапако - Матако (ягодица) - Матчиела - Матути - Мавунгу (множественное число Мувунгу, покрывала для постельного белья) - Мбуакисси - Мбуйу / Бую - Мфуму / Фуму (вождь, лидер) - Муту / Банту / Тхимуту (человек (лица)) - Мпака / Пака (забор, сомнение, неопределенность) - Мпили (Вайпер ) - Мунуэль (информатор) - Нганг Лайель (образованный, эрудит) - Нганг Вумба (тот, кто вынашивает) - Нго (леопард ) - Нгулунгу (Пейн) - Нгулубу (кабан ) - Нгули Мбвити (Великий магистр, великий фетишист) - Ниамби (жалоба) - Нкали - Нкуанга - Нкуссу (Попугай ) - Нкунта / Нтетчи (Корзина ) - Nombo - Ntenda (звук o f rifle shot translated in Tendart) - Nzaou (Elephant ) - Nzassi (Lightning ) - Nzenze (cricket ) - Nziami - Pango/Pangou - Pambou (ability, bell ) - Panzou - Pakassa (Buffalo) - Pembello (clean air) - Poati (hold me, live all my being) - Poba - Sakala - Sitou - Souami - Souchlaty (hold me, inhabit my whole being) - Soumbou - Ta Lounga (we were right) - Tam ' Si (deals with the affairs of the country) - Ta Tounga (we have built) - Tati - Tchiama/Untchiama (Rainbow ) - Tchibota -Tchicaya (diminutive of Tchikakati; thing from the inside, placenta ) - Tchinianga -Tchilala - Tchilimbou (flag, victory, indelible europeanised mark in Sinald) - Tchimbakala (young man) - Чилумбу (день) - Чингунду - Чиссафу (сафу ) - Чиссамбу - Чиссина (богатый) - Читембо - Чиванга - Чивела (гром ) - Чиемби (бедность ) - Téléman (надежда, восстаньте) - Viodu / Li Viodu / Viaudo (Sparrow, неудачник, плохой глаз).

Женские фамилии

Ниже приведены некоторые фамилии и их значение.

Босса - Билонго - Бухусу - Бумба (лунный ореол) - Бвинджи - Фотчеко - Футу - Лаблайн / Бвайн - Ланду - Лело - Лемби - Лихау (это то) - Ли Мани (камень ) - Лисаху - Луангу - Лосо - Малила - Малонда - Массанга - Матчиела - Микемо - Муиссу - Мпаку - Мпемба / Пемба (Девственница, Девственница) - Мпуна - Муделето - Муликигни - Ндола - Ндулу - Нгуамба (Голод) - Нианджи - Niefno (красота ) - Niendo - Ninga - Niong '(Сожаления) - Nkambisi / Tchikambsi (русалка, Mamy Wata, Гений воды) - Nsangou - Нтулу - Ньисси - Нзинга-Симбоу (Земля и Океан ) - Соко - Суака (коу суэк - скрывать) - Сунгу - Чибинда (доказательство) - Чифу-Тифумба (семья ) - Чиламбу - Чинионго - Чингомби / Нгомби - Чиссафу (Сафу, дерево Сафу - dacryodes edulis ) - Чиссимбу (то, что мы держим) - Читула (Самая красивая женщина страны) - Тукула (порошок на основе корней падука ) - Volo (Sweet) - Voumb i (останки смертных) - Вола (золото как драгоценный металл ) - Яла - Йесса - Золе (Любовь ) - Зоуина.

Нейтральные фамилии

Буанга / Tchibouanga (ткач, ткань) - Mpopi (Святой) - Panzou - Tchizinga (окружать, чтобы иметь долгую жизнь) - Yanzi (ангел)

Комбинация имени и фамилии

Часто используются следующие комбинации:

ИмяBouitiBatchiBouangaБумбаЛембеМакаяМакосоМавунгуПоатиЧибайиЧикайя
ИмяДусуФолл / ФаллаМаниниКуамбаМомбукуКатанеCostode / KotodiBayonneSoukoulatiVoumbiLwangou

Посвященные имена (Me zina me bisuma)

Освященные имена дают информацию об обстоятельствах рождения детей, носящих эти имена.

Фути (родился сразу после близнецов, он, по традиции, показал отличные навыки для достижения успеха) - Нгули Басса (мать близнецов. Она пользуется большим уважением и большим уважением в традиционном обществе) - Нкумба (родилась после Фути) - Нсафу / Сафу (сафу дерево или плод, молочные зубы на верхней челюсти, ненормально растущие зубы) - Нсунда (представленный ребенком сидит при рождении и вне его матери за ноги, а не за голову. Он считается гением «Нкиси» и будет близнецом Нзинга согласно традиции) - Нзинга (окружить, чтобы иметь долгую жизнь, рожденный ребенок с пуповиной вокруг шея. Считается гением «Нкиси» и по традиции является близнецом Нсунды) - Чибасса (близнец, требует особого внимания по традиционным правилам).

Имена, связанные с красотой женщин

Мамайе (nkasi bi bamb '- женщина замужем за европейцем) - Madamasse - Niefno - Malisbète (от Элизабет) - Fotchika - Tchitoula (самый красивый женщина в стране)

Современные имена

В настоящее время мы наблюдаем возвращение к подлинным именам Вили:

Ата Йисс / Атаис (Папа идет!) - Бианев (что удалось) - Бифани (где зло во всем этом добре?) - Биниф (Красавицы) - Бимангу (чудеса) - Б'Мокин (мы наблюдали за ним) - Босо Мвени (независимо от внешнего вида) - Буэло (факт того, что он кристально чист) - Буэни - Букетчи (Букетчи ndje yi ntalang ', Абсолютное доверие) - Буссина (Богатство) - Фани (где?) - Фани Твек (где мы?) - Кефане (Он там, кто-то повзрослевший или красивый) - Кукель (будьте осторожны, будьте бдительны) - Куниф - Лиэль (интеллект) - Лессика (сияние) - Лиам (Моя, моя принадлежность) - Лимоне (новая) - Лиобакана (то, что они запланировали) - Лилиан - Литати - Литши ( пастырь ) - Лиянджи (Джой ) - Лувунду (отдых) - Лянэ / Ляноу (Надежда, Надежда) - Люкуна / Люк'н (наличие, Гармония) - Маньеф - Миниемо (Гордость) - Мивек ( моё одиночество, я, часто отдаётся детям, сходство поразительно по сравнению с одним из родителей) - Моуэнду (путешествие) - Митче (я говорю...) - Мвесси (Лунный свет) - Нахо Лиссия (Все об образе отец) - Naïvane (Тот, кого я любил) - Наивный (тот, которого я ждал) - Наизол (тот, кого я любил) - Нанди (это она, это он) - Нателиан (приносит надежду) - Найилоте (это от него или от нее, что я мечтали) - Navek (сам, часто дается детям Unique) - Nèle (кольцо) - Nienzi (Joy) - Nkelian (бережно) - Nyoundou - Oussing - Sasse Fani - Sisu - Taliane (ku taliann: есть надежда, надежда) - Tchelika / Tshiélikk (Истина, искренний) - Tchifani - Tchissesse (сияние или Божественный Свет) - Tchivili (Чистый язык) - Tumsi (будущий лидер) - Um'Wali (второй)) - Untatou (третий) - Unteta (Старший) - Untchi ku sombouka (препятствие) - Ван Си (Ткач) - Ван Моул (приносит удачу; Несущий удачу) - Витчана (давайте подтвердим) - Витика (принимает) - Ва Ниф (вы украсили) - Вислиан - Вольси (страна, богатая золотом) - Явиче (подтверждаю) / Тавиче (мы подтвердили) - Воилоте (тот самый Мне снилось) - Чилифи (голова; символ власти вождя) - Ёйиканэ (Мое желание)

Имена европейского происхождения

Общаясь или домашними служащими с лидером колониального правительства, фамилии были включены в терминологию Вили. Например, можно найти:

Demauzer (Сильный человек, названный в честь оружия немецкого бренда Mauser ) - Fayette (Портной, портниха) - Kuizinielo (повар) - Lafadère (от lavadeur, бывшего португальского, означающего отбеливатель-предок химчистки) - Linguissi (переводчик) - Magnifinelo (скульптор на слоновой кости города) - Sulveyi (руководитель) - Bayonne (колониальный администратор француз из изского) Байонна, который, как говорили, был поваром, я отвезу вас в Байонну) - Майордом (Батлер) - Портелла (от должности командира конвоя до глав нескольких носильщиков).

Известные люди Вили
Ссылки
Библиография
  • Делло, Жан (2006). Proverbes et contes vili (Республика Конго). Париж: L'Harmattan. п. 380. ISBN 978-2-2960-0030-8.
  • Деннет, Ричард Эдвард (1887). Семь лет на фьорте: опыт английского торговца в районе Конго). Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирк и Ривингтон.
  • Олсон, Джеймс Стюарт (1996). «Вили» в «Народы Африки: этноисторический словарь». Лондон: Издательская группа Гринвуд. С. 583–584. ISBN 978-0-3132-7918-8.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Вили.
Последняя правка сделана 2021-06-18 13:32:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте