Ваступала

редактировать
Вагела, премьер-министр 13 века
Ваступала
Умер1240 г. н.э.. Анкевалия (сейчас в Гуджарате, Индия)
ОккупацияМинистр в Вагела суде
Супруга(s)Лалитадеви, Сохукадеви
ДетиДжаянтасимха
Родители
  • Ашвараджа (отец)
  • Кумарадеви (мать)
РодственникиТеджапала / Теджапала (брат) и девять других братья и сестры

Ваступала (умер в 1240 году н.э.) был премьер-министром царя Вагелы Вирадхавалы и его преемника Висаладевы, правившего в современном Гуджарате регионе Индии, в начале 13 века. Хотя он служил в административном и военном качестве, он также был покровителем искусства, литературы и общественных работ. Вместе со своим братом Теджапалой он помогал восстановить мир в королевстве и участвовал в нескольких кампаниях против Ланы, Годраха, Катча и Делийский султанат. Братья сыграли важную роль в строительстве храма Лунига-васахи на горе Абу и Ваступала-вихара на Гирнаре.

Содержание
  • 1 Родословная и семья
  • 2 Ранняя жизнь
  • 3 Карьера
    • 3.1 Административная карьера
    • 3.2 Военная карьера
  • 4 Смерть
  • 5 Культурная деятельность
    • 5.1 Паломничества
    • 5.2 Строительная деятельность
    • 5.3 Покровительство
    • 5.4 Литературные произведения
  • 6 Источники информации
    • 6.1 Литературные источники
      • 6.1.1 Современные литературные источники
      • 6.1.2 Более поздние литературные источники
    • 6.2 Эпиграфические источники
  • 7 Примечания и ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Ссылки
    • 7.3 Библиография
Родословная и семья

Ваступала и его брат Теджапала родились в семье Прагаваты, или Порвада, как их называют сегодня, в семье джайнов в Анахилавада Патан (современный день Патан, Гуджарат ). Виджаясенасури, джайнский монах Нагендры Гаччха, был их кланом гуру. Обширная информация об их происхождении была получена из литературных произведений и надписей: в Наранараян-ананде Ваступала называл Чандапу своим предком, и это происхождение было расширено в Прабандха-коша и Пуратана-прабандха-санграха.

Чандапа был министром, вероятно, при дворе Чаулукья, где его сын Чандапрасада также служил министром. Джайшри, жена Чандапрасада, родила ему двух сыновей, Суру и Сому, которые стали хранителем драгоценностей правителя Чаулукья, Джаясимхи Сиддхараджа. Жена Сомы, Сита, родила ему сына Ашвараджа (или Ашараджа). Позже Ашвараджа стал министром и женился на Кумарадеви, дочери Абху, Прагвата ваника и дандапати (главнокомандующего) по профессии. Кумарадеви, очевидно, была вдовой, когда вышла замуж за Ашвараджу; однако это оспаривается.

У пары было одиннадцать детей - семь дочерей: Джалху (или Бхау, или Джалу), Мау, Сау, Дханадеви, Сохага, Вайджука (или Теджука) и Падмаладеви; и четыре сына: Лунига, Малладева, Ваступала и Теджапала. Лунига умер в детстве, а Малладева умер после того, как у него родился сын Пурнасимха.

Ранняя жизнь

Очень мало известно о ранней жизни Ваступалы и его брата. Еще меньше известно о дате рождения Ваступалы, хотя Васантавиласа упоминает 1163 г. н.э. как год рождения. В недатированной надписи (ныне хранящейся в Музее Уотсона, Раджкот ) упоминается, что братья совершили паломничество на гору Шатрунджая вместе со своим отцом Ашвараджей в VS 1249 (1193 г.) CE), предположительно в детстве. Они жили в Сумхалаке, городе, подаренном их отцу в награду за службу царю Чаулукья. Их отец вместе с матерью Кумарадеви посетил множество мест паломничества и построил несколько общественных сооружений, таких как озера, резервуары, колодцы и храмы. После смерти своего отца они жили в Мандали или Мандалике (современный Мандал ) со своей матерью, вероятно, до ее смерти.

Ваступала был женат на Лалите и Ваяджалладеви (или Сохуке, или Саухьялата). Теджапала был женат на Анупаме и Сухавадеви (также пишется Сухададеви). Анупама была дочерью Дхараниги, советника братьев, и его жены Трибхуванадеви.

Карьера

Согласно Кирти-каумуди, Васанта-виласе, Прабандха-коше и Прабандхе -чинтамани, братья отправились в столицу Вагхела в Дхавалакка (современный день Дхолка ). Там они были представлены Сомешварой царю Вирадхавале, который впоследствии назначил их. В других источниках, таких как Сукрита-санкиртана, Ваступала-Теджапала-Прашшти и Сукрита-кирти-каллолини, говорится, что братья служили царю Чаулукья Бхиме II, который отправил их в Вирадхавалу. Это подтверждается записями самого Ваступалы, который написал в «Наранараян-ананда», что до своего отъезда в Дхавалакку состоял на службе у Бхимы II. Дата, когда он начал свою службу при дворе Чаулукья, неизвестна, но они определенно были назначены в Дхавалакке в 1276 г. (1220 г. н.э.). Ваступала и Теджапала отправились в Дхавалакку в то время, когда они были в такой бедности, что их другой брат, Лунига, не смог перед смертью пожертвовать изображение Джины храму Вимала-васахи на горе Абу. Говорят, что Ваступала и Теджапала чудесным образом приобрели богатство благодаря благословениям Шриматы, божества-покровителя Абу, и, используя это богатство, они построили храм Лунига-васахи, посвященный Луниге.

Административная карьера

Ваступала был назначен губернатором Стхамбхатиртхи (ныне Камбхат ), в то время важного портового города, а Теджапала был назначен министром в Дхавалакке. За время своего пребывания в должности он провел реформы в системе управления и увеличил государственные доходы. Он также ввел меры против коррупции и пиратства. В Ваступала-чарита упоминаются наказания, применяемые к богатому мусульманскому торговцу из Стамбхатиртхи, различным коррумпированным чиновникам, гражданам и старостам деревень. Конкретные примеры включают штрафы на руководителей деревень около пятисот деревень в регионе за нарушения, а также на администраторов Вардхаманапура (современный Вадхван ) и Гохилавати.

Военная карьера

Прабандхи упоминают, что Ваступала участвовал в 63 битвах, хотя некоторые из них обсуждаются. Они упоминают его участие в военных действиях Вирадхавалы и заявляют, что он захватил Ваманастхали (современный Вантали ) из Самганы и Чамунды, братьев жены Вирадхавалы Джаяталадеви.

Братья также напали Бхадрешвар, управляемый Бхимасимхой из клана Пратихара, в Катче, но потерпели неудачу и в конечном итоге заключили с ним мирный договор. Ваступала и Вирадхавала были побеждены тремя воинами из Марвара ; Самантапала, Анандапала и Трилокасимха; кто поддерживал Бхимасимху. Теджапала командовал армией против Гугулы, вождя Годрахи (современный Годхра ), и успешно захватил его. Теджапала заключил его в деревянную клетку до тех пор, пока он не покончил жизнь самоубийством, прикусив язык.

Садык, мусульманский торговец, отверг авторитет Ваступалы и склонил Санкху (Санграмха), правителя Латы (ныне Южный Гуджарат ), чтобы атаковать Стамбхатиртху. Ваступала потерпел ряд ранних поражений, но позже он получил поддержку от Махечаки (хотя в Прабандха-чинтамани говорится, что это был Лунапала). После ожесточенного сражения при Ватакупе возле Стамбхатиртхи Шанкха отступил или был убит. Садик был схвачен и казнен. Вирадхавала приказал конфисковать его имущество, передав его в государственную казну. Ваступала получил часть своего богатства.

Жители Стамбхатиртхи отпраздновали победу, организовав фестиваль в храме богини Экаллавиры, который находился за городом. Ваступала присутствовал на фестивале и воздал дань уважения богине. Битва должна была состояться до того, как он передал управление Стамбхатиртхой своему сыну Джайтрасимхе или Джаянтастмхе в VS 1279 (1223 г. н.э.). «Санкха-Парабхава-Вьяйога» Харихары - это историческая пьеса, инсценирующая эту битву.

Во время правления Вирадхавалы султан Дели Модждин напал Гурджарадеша, событие, которое было Драматизирован в Хаммира-мада-мардане, санскритской пьесе Джайсимха Сури. Прабандхка-коша описывает армию Дели, вынужденную отступить после того, как она была окружена Дхараваршей Чандравати с севера и Ваступалой с юга, в результате чего армия оказалась в ловушке в горном перевале недалеко от Арбуды (современные дни Гора Абу ).

В другом действии против Делийского султаната Ваступала тайно наняла пиратов, чтобы ограбить мать султана, когда она должна была подняться на борт корабля, возможно, в Стамбхатиртхе, взяв ее в паломничество в Мекку Капитан корабля подошел к Ваступале, который с уважением принял мать султана и вернул добычу. По возвращении из Мекки она подарила Ваступалу султану, у которого начались дружеские отношения с Вирадхавалой. Вирадхавала с честью принял Ваступалу за успешную охрану. его царство от хищников Делийского султаната.Копированные рукописи Хаммира-мада-мардана датируются примерно 1230 годом нашей эры (VS 1286), а Ваступала начал свою карьеру в 1220 году нашей эры (VS 1276), поэтому это событие вполне вероятно произошло между этими двумя датами. Эти рукописи хранятся в джайнской библиотеке Джайсалмера.

Смерть

Ваступала умер в 1240 году нашей эры (VS 1296), вскоре после Вирадхавалы, который умер в 1238 году нашей эры и ему наследовал его младший брат Вишаладева. Дата смерти Ваступалы упоминается его современником, Балачандрой, который писал в Васанта-виласе, что его смерть пришлась на пятый день светлой половины месяца Магха VS 1296 года, что соответствует 1 января 1240 года н. Э. Год VS 1296 также упоминается в рукописи из пальмовых листьев. Однако Прабандха-коша и Ваступала-чарита отмечают 1298 год (1242 г. н.э.) как год его смерти. В надписи Абу, датируемой третьим днем ​​светлого вайшакхи месяца VS 1296 (12 апреля 1240 г. н.э.), Теджапала упоминается как Махаматья (министр), должность, на которую он мог подняться только после смерти из Ваступалы, поэтому 1240 г. н.э. считается истинной датой его смерти.

Прабанда упоминает, что он умер из-за лихорадки в деревне Аркапалита (ныне Анкевалия в Гуджарате ), во время своего последнего паломничества на гору Шатрунджая, но об этом не упоминается в Васанта-виласе.

Вивидха-тиртха-калпа и Прабандха-коша упоминают, что Ваступала потерял свою духовную власть перед Нагарой. Брамин Нагада. Упоминаются две разные истории: одна утверждает, что Вишаладева был рассержен тем, что Ваступала объявил о наказании своему дяде по материнской линии за оскорбление джайнского монаха. Другой утверждает, что Вишаладева решил наказать Ваступалу, когда обнаружил, что часть государственных доходов была использована на строительство храма. В обеих историях Сомешвара спас Ваступалу от наказания. Это противоречит другим источникам, в которых упоминается, что Вишаладева недоволен Ваступалой, но не упоминается о потере министерской власти. Надпись Абу, датированная 3-м днем ​​светлой половины месяца Магха VS 1296 г. (26 апреля 1240 г. н.э.), предполагает, что Теджапала сменил его на посту министра, поэтому король не должен был сместить его с поста министра. Сын Теджапалы Лунасимха упоминается как правитель Бхригукаччи (современный Бхарух ) в колофоне рукописи на пальмовом листе, датированной VS 1296 (1242 г. н.э.). Теджапала упоминается как священник (махаматья) в рукописи Ачаранга-сутры, датированной 1303 годом VS (1247 г. н.э.). В Ваступала-чарита упоминается, что Теджапала умер через десять лет после смерти Ваступалы, поэтому он мог умереть в VS 1306 (1250 CE), VS 1308 (1252 CE) или VS 1304 (1248 CE). Нагада впервые упоминается как министр в VS 1310 (1254 г. н.э.), поэтому Теджапала, должно быть, умер между 1247 г. и 1254 г. н.э.

Культурная деятельность

Паломничества

Храм Адинатха на Гора Шатрунджая

Ваступала совершил тринадцать паломничеств к горе Шатрунджая и Гирнар. В дополнение к своим детским визитам со своим отцом в 1193 г. и 1194 г. н.э., он возглавлял пять ежегодных сангх (паломнических караванов) в Шатрунджайю и Гирнар между 1221 и 1237 годами нашей эры, а также ежегодно совершал паломничества со своей семьей в Шатрунджайю между 1227 и 1233 годами. Его паломничество в 1221 году н.э. неоднократно упоминается в надписях Гирнара и в современных трудах, таких как Кирти-каумуди, Сукрита-санкиртана и Дхармабхьюдая. Он умер во время своего паломничества 1240 г. н.э., описанного в Васанта-виласа.

Строительные работы

Интерьер храма Лунига-васахи на горе Абу Ваступала-Вихара на холме Гирнар Ваступала-Вихара в 1876 году

Ваступала был филантропом и заказал строительство многочисленных памятников и коммунальных услуг, таких как храмы, дома отдыха, колодцы, больницы и резервуары. Современные источники, такие как Шукрита-санкиртана, упоминают около пятидесяти строительных работ. Количество его работ значительно увеличилось в более поздних работах Раджашекхара Сури, Джинахарши и Джинапрабхи, хотя количество, возможно, преувеличено. Раджашекхара Сури упомянул, что его благотворительность распространилась от Шри Шайлы на юге до Кедары на севере и Прабхасы на западе до Банараса на востоке. Помимо строительства многочисленных джайнских храмов, он также построил Брахмашала, Матх, храмы Шивы, а также мечети.

Ваступала и Теджапала построили более пятидесяти храмов в дополнение к большому количеству храмов. ремонт и имиджевые инсталляции. Ваступала заказал строительство Индра-мандапы и шести других храмов на холме Шатрунджая, храма Адинатха в Дхолке, Аштапада-прасада в Прабхасе, Ваступала-вихара и Паршванатха храм на Гирнар. Храмы Гирнара были построены в 1232 году нашей эры. Его брат, Теджапала, заказал строительство Ашараджа-вихары в Теджалапуре, Патан и Джунагадх в память о своем отце. Он также построил храм Неминатх в Дхолке, храм Адинатх в Прабхасе, а также храмы в Тараде, Карнавати, Годхре, Шатрунджайе, Гирнаре, Павагадх, Навсари и другие. В память о своей матери Кумарадеви он построил храмы в Кхамбхате и Дабхой. Ваступала построил храм, посвященный Махавире, Упашрая (комнаты отдыха для монахов) и раскопал резервуар в Падалиптапуре (современный Палитана ). Он также построил большие резервуары в Аракапалите и Сурьяпуре, две статуи в храме, посвященном Махавире в Модхере, и Шакуника-вихара в Бхарух.

Храм Лунига-васахи посвященный Неминатхе был построен на горе Абу Теджапалой в память о его старшем брате Луниге в 1231 году нашей эры. Есть около тридцати надписей с упоминанием пристроек к храмам и членов его семьи. Прабандхи заявляют, что Лунига-васахи стоила двенадцать кроров и пятьдесят три лакха, в то время как храмы Гирнара стоили восемнадцать крор и девяносто шесть лакхов, хотя эти цифры могут быть преувеличенными. Из храмов, построенных братьями, сохранились лишь некоторые, такие как Ваступала-вихара в Гирнаре (1231 г. н.э.), Храм Неминатх в Абу и храм в Прабхасе.

Братья родились в аристократической семье и были вполне довольны. богатые и покровители многих общественных работ. Прабандхи содержат множество историй об их богатстве, некоторые из которых читаются как сказки, а другие являются современными рассказами. В одном из рассказов рассказывается о братьях, которые пытались похоронить часть своего богатства, стоимостью в один лакх, недалеко от деревни Хадалака (современная Хадала около Дхандхуки ). Однако при раскопках они обнаружили большой клад. Анупама, жена Теджапалы, посоветовала Ваступалу держать его на вершинах гор, чтобы он не попал в руки других, как он упал в их руки. Братья построили джайнские храмы Гирнара и горы Абу и совершили туда паломничества. Ее совет оказался разумным, и это единственные сохранившиеся общественные сооружения, построенные братьями.

Покровительство

Ваступала был покровителем многих поэтов и ученых, за что получил прозвище Лагху Бходжараджа или Младший Бходжа. Его покровительство поэзии описано в Прабандха-коша, Ваступала-чарита, Пуратана-прабандха-самграха и Упадеша-тарангини. Он был терпимым к другим религиям, что привело его к покровительству джайнов, а также поэтов и ученых, не относящихся к джайнам, включая Сомешвару, Харихару, Арисимху и Нанаку. Он также пожертвовал 10000 драмм (монет) храму Шивы Прабхаса.

Многие литературные произведения были заказаны по его просьбе, такие как Катха-ратнакара Нарачандра Сури и Аланкара-маходадхи Нарендрапрабхи Сури. Он сделал копию Дхармабхьюдая Махакавьи Удаяпрабхи Сури, ученика Виджаясены Сури. Эта скопированная рукопись, датированная 1290 г. н.э. (1234 г. н.э.), хранилась в джайнской библиотеке Камбхата.

Литературные произведения

Он был опытным поэтом, изучавшим Ньяя, вьякарана (грамматика) и сахитья (литература), а также джайнская философия при Нарачандре и восхвалялись в трудах других. Он получил титулы Кави-кунджара, Сарасвати-кантха-бхарана (Украшение шеи богини знания Сарасвати ), Кави-чакраварти (вселенский царь поэзии) и Курчала-сарасвати (Сарасвати с бородой) за его литературные способности.

Харихара, Сомешвара и другие поэты дали ему поэтическое имя Васантапала, а Балачандра назвал свое биографическое произведение Васанта- виласа. Вастуапала написал Наранараян-ананду и отметил в своем заключении, что его первое стихотворение было гимном, восхваляющим Адинатху в храме на холмах Шатрунджая. Этот гимн называется Адинатха Стотра или Ишвара-маноратха-майа Стотра и состоит из двенадцати стихов. Другая его Стотра, Немистава, содержит десять стихов, восемь из которых посвящены Неминатхе, а два - ему самому. Амбика Стотра посвящена Амбике, правящей богине Неминатхи и семейной богине его клана Прагавата. В нем десять стихов, восемь из которых восхваляют Амбику, девятый содержит благословения для преданного, а десятый зарезервирован для него самого. Он написал короткое преданное послание из десяти стихов, Арадхана, которое стало его последним сочинением. Прабандха-коша отмечает, что первый стих его, «На Критам Сукритам Кинчит», был произнесен им на смертном одре. Арадхана также упоминается в «Пуратана-прабандха-самграха» и «Прабандха-чинтамани».

Ваступала считался экспертом в сочинении санскритских сукти (случайных стихов), получая похвалы от Сомешвары и Удайапрабхи. Ряд его работ появляется в антологиях, написанных другими. Сукти-муктавали, антология 13-го века по заказу Ядава генерала Джалхана, содержит четыре его стиха, как и Шарнгадхара-паддхати, написанный Шарангдхарой ​​из Шакамбхари.

Его Наранараян-ананда - это длинное стихотворение, описывающее дружбу между Кришной и Арджуной, их прогулку и беседы в садах Райватаки (Гирнар ), и более позднее похищение сестры Кришны Субхадры Арджуной. Тема взята из Ванапарва из Махабхарата. Он состоит из 16 песен с 794 стихами. Он упомянул свои паломничества в конце стихотворения, так что оно должно быть написано после 1221 г. н.э., года его первого крупного паломничества. Части стихотворения цитировались другими, такими как Кавья-калпалата из Амарачандры, который нарисовал один стих, и Джалхана, включивший шестой стих из первой песни в свою Сукти-муктавали.

Источники информации

Большое количество литературных источников и надписей дают информацию о жизни и творчестве Ваступалы и его брата Теджапалы.

Литературные источники

Современные литературные источники

Последняя песнь Наранараян-ананды, написанная самим Ваступала, дает некоторую информацию о нем и его семье. Другие биографические произведения, такие как Кирти-каумуди и Суратотсава, написанные Сомешварой, и Сукрита-санкиртана Арисимхой, были написаны при жизни Ваступулы, а Васанта-виласа Балачандры была написана вскоре после его смерти. Суратотсава - это мифологическая историческая аллегория, но она дает информацию о Чаулукья царе Бхиме II, которому Ваступала сначала служил; Дхармабхьюдая упоминает свои паломничества; и пьеса Джаясимхи «Хаммира-мада-мардана» (1220–1230 гг. н. э.) обсуждает его военную карьеру и его стратегию борьбы с вторжением из Дели. В стихах Апабхрамсы - Реванатагири Расу Виджаясены и Абу Раса (1233 г. н.э.) Паланпутры - упоминается его паломничество в Гирнар и строительство храма на горе Абу соответственно. Прабандхавали Джинабхадры, старейший прабандха, рассказывает о событиях жизни Ваступалы и помог разрешить хронологические несоответствия. Ваступала-прашасти Нарендрапрабхи, Ваступала-прашасти Нарачандры и Ваступала-стути Удайапрабхи упоминают его деятельность.

Более поздние литературные источники

Мерутунга Прабанда-Чинтамани 28>(1305 г. н.э.); Прабандха-коша Раджашекхары (1349 г. н.э.); и Пуратана-прабандха-санграха, собрание прабандх с 13 по 15 века; являются важными источниками. Вивидха-тиртха-калпа (1333 г. н.э.) Джинапрабхи также заслуживает внимания. Ваступала-чарита Джинахарши - это подлинная биография Ваступалы с очень небольшими преувеличениями. В «Упадеша-тарангини» Ратнамандигани (1461 г. н.э.), в «Прабандха-панчасати / катхакоша» Субхашилагани (1453 г. н.э.) и в Упадеша-саптати Сомадхармы (1447 г. Древнегуджаратские поэмы включают Ваступла-Теджапала-Раса и другие Расы Хиранады (1428 г. н.э.), Лакшмисагара (после 1452 г. н.э.), Паршвачандра (1541 г. н.э.), Самаясундара (1626 г., и Мерувиджая (1665 г. н.э.).

Эпиграфические источники

Находят места надписей, относящихся к Ваступале и Теджапале. Надписи Ваступала-Вихара на горе Гирнар

Доступно большое количество надписей Ваступала и Теджапала, некоторые короткие, а другие очень длинные. Большинство этих надписей находятся в диапазоне Гирнар (VS 1288, VS 1289, VS 1293) и Абу (VS 1278, VS 1287, VS 1288, VS 1290, VS 1293, VS 1296), в то время как некоторые из них находятся на холмах Таранга (VS 1285), Вайдьянатха-прашсти Дабхой (1255 г.) от Someshwara, Патан, Шериса (VS 1285, около Ахмедабад ), Кхамбхат (VS 1281), Нагара (VS 1292, около Кхамбхата), Ганесар (VS 1291, около Дхолки), Дхаммани (1296, Сирохи) и Нава Сангхпур (около Виджапура ). Большинство таких надписей находится в храмах. Сукрита-кирти-каллолини Джинапрабхи (1231 г. н.э.) и Ваступала-Теджапала-Прашсти Джаясимхи известны из рукописей, но эти надписи не сохранились. Все эти надписи являются современными или почти современными.

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-18 10:15:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте