Гурджарадеша / Гуджардеш (страна Гурджара) или Гурджаратра - исторический регион в Индии, включающий восточную часть Раджастхан и северный Гуджарат в период 6-12 веков н.э. Преобладающая сила региона, Гурджара-Пратихарас, в конечном итоге контролировала большую часть Северной Индии с центром в Каннауй. Современный штат «Гуджарат » получил свое название от древнего Гурджаратра.
Гурджарадеша, или страна Гурджара, впервые засвидетельствована в Бане Харшачарита (7 век н.э.). Говорят, что его царь был покорен отцом Харши Прабхакаравардхана (умер около 605 г. н.э.). Заключение страны в скобки с Синдха (Синд), Лата (южный Гуджарат) и Малава (западная малва) указывает на то, что регион, включая северный Гуджарат и Раджастхан
Хиеун Цанг, китайский буддийский паломник, посетивший Индию между 631 и 645 годами н.э. во время правления Харши, упомянул страну Гурджара (Киу-че-ло) со столицей в Бхинмале (Пи-ло-мо-ло) как второе по величине королевство Западной Индии. Он отличал его от соседних царств Бхарукачча (Бхарух), Удджайини (Удджайн), Малава (малва), Валабхи и Сураштра. Говорят, что царство Гурджара насчитывало 833 мили в окружности, и его правителем был 20-летний кшатрий, который отличался мудростью и храбростью. Известно, что в 628 году н. Э. Королевством в Бхинмале правил правитель династии Чапа Вьяграхамукха, при правлении которого математик-астроном Брахмагупта написал свой знаменитый трактат. Считается, что молодой правитель, упомянутый Хиеун Цаном, должен был быть его непосредственным преемником. Похоже, что страна Гурджара в то время включала современный Раджастан. После смерти Харши его империя распалась на небольшие королевства. Считается, что Гурджарадеша стал независимым.
Монета Конфедерации Гурджура, по образцу сасанидской монеты Синда. Синд. Около 570-712 г. н.э.Арабские летописцы Синда (арабская провинция с 712 г. н.э.) рассказывают о походах арабских правителей на Джурз, арабское название Гурджара. Они упомянули об этом совместно с Мермадом (Марумада, в Западном Раджастане) и Аль-Байламаном (Бхинмал). Страна была сначала завоевана Мохаммадом бин Касимом (712-715), а во второй раз - Джунайдом (723-726). После победы бин Касима аль-Баладхури упомянул, что индийские правители, в том числе правители Бхинмала, приняли ислам и платили дань. Предположительно, они отказались от своих намерений после ухода бин Касима, что сделало нападение Джунайда необходимым. После завоевания Джунайда королевство в Бхинмале, похоже, было аннексировано арабами.
Королевство Гурджара было основано Харичандрой Рохилладхи в Мандоре (Мандавьяпура) примерно в 600 г. н.э. Предполагается, что это было маленькое королевство. Его потомок, Нагабхата, перенес столицу в Мерта (Медантакапура) примерно в 680 году нашей эры. В конце концов, эта династия приняла название «Пратихара» в соответствии с Имперскими Пратихарами, которым оно стало феодальным. Историки часто называют их Мандор Пратихарас.
Линия Гурджаров Бхаруха (Гурджары Латы ) была основана Даддой I, которого многие историки отождествляют с младшим сыном Харичандры с таким же именем. Этих гурджаров всегда признавали вассалами (самантхами), хотя их верность могла со временем меняться. Считается, что они захватили значительную часть провинции Лата Чаулукья, и их королевство также стало считаться частью Гурджарадеши.
Последняя линия Гурджаров была основана Нагабхата I в Джалоре, недалеко от Бхинмала, примерно в 730 году н.э., вскоре после окончания срока Джунайда в Синде. Говорят, что Нагабхата победил «непобедимых гурджаров». В другом аккаунте ему приписывают победу над «мусульманским правителем». Известно также, что Нагабхата отразил нападение арабов во время более позднего набега. Позже его династия расширилась до Удджайна и стала называть себя Пратихара. Соперничающие королевства Пратихарас, Раштракутас и Палас, однако, продолжали называть их Гурджарами или королями Гурджаров (Гурджареша). Пратихары стали доминирующей силой всего Раджастана и Гуджарата, основав могущественную империю с центром в Каннаудж, бывшей столице Харшавардханы.
Удётана Сури, составленная в Джалоре в 778 году н.э. подробно описывает страну Гурджара как прекрасную страну, жителей которой также называют Гурджарами. Они отличались от саиндхавов (людей Синда), латасов (в южном Гуджарате), малавов (людей малва ) и меравов. Они были упомянуты как приверженцы дхармы и умны в вопросах мира и войны.
Термин Гурджаратра впервые упоминается в надписи Каккука (Мандоре Пратихара) в 861 году нашей эры. Говорят, что Каккука завоевал любовь жителей Гурджаратры вместе с Марумадой, Валлой и Травани. Более поздние записи предполагают, что эта мандала Гурджаратры находилась в районе Дидваны в старом штате Джодхпур.
. В более поздние времена термин Гурджаратра использовался для обозначения современного Гуджарата. Джинадатта Сури (1075–1154 гг. Н. Э.) Упоминает страну Гуджаратта со столицей Анахилапатака (Патан) на севере Гуджарата. Чаулукья (Соланки) также упоминаются в надписях как Гурджары, а их страна - Гурджарадеша.
Бхинмал был великим центром обучения. Согласно Канхададе Прабандхе, в нем было 45 000 браминов, которые никогда не уставали изучать древние священные книги.
Брахмагупта, известный математик-астроном, родился в 598 году нашей эры в Бхинмале. Вероятно, он прожил большую часть своей жизни в городе во времена империи Харша. Он написал два текста по математике и астрономии: Брахма Сфута Сиддханта в 628 году и Кхандакхадьяка в 665 году. Он внес плодотворный вклад в математику, включая первую математическую трактовку нуля правил. для работы с положительными и отрицательными числами, а также алгоритмы алгебраических операций с десятичными числами. Его работы по астрономии и математике были переданы двору аббасидского халифа аль-Мансура (годы правления 754–775 гг. Н. Э.), Которому были переведены индийские астрономические тексты на арабский язык. Благодаря этим текстам десятичная система счисления распространилась по арабскому миру, а затем и по Европе.
Санскритский поэт Магха, автор Шишупалавадхи, жил здесь в 680 году нашей эры. Ученый-джайн Сиддхарши Гани, житель Бхинмала, написал Упмитибахава прапанча катха в 905 году нашей эры. Джайнская Рамаяна была написана джайнским монахом Виджаягани в 1595 году нашей эры. Джайн ачарья Удётана Сури написал здесь.