A Концевая струя - это струя сопло на кончике лопастей некоторых вертолетов, используемых для вращения несущего винта., очень похоже на фейерверк с колесом Екатерины. Концевые форсунки заменяют обычный привод вала и имеют то преимущество, что на планер не подается крутящий момент, поэтому не требуется рулевой винт. Некоторые простые монокоптеры состоят только из одной лопасти с носовой ракетой.
В концевых самолетах может использоваться сжатый воздух, обеспечиваемый отдельным двигателем, для создания реактивной струи. тяга. В других типах используется система, которая функционирует аналогично дожигателю (повторному нагреву) на обычном реактивном двигателе, за исключением того, что вместо повторного нагрева газовой струи они служат в качестве первичного нагревателя, создавая большую тягу, чем поток предварительного нагрева. - только сжатый воздух; Лучшее описание этого - увеличение тяги. Другие конструкции включают ПВРД или даже полный турбореактивный двигатель. Некоторые из них, известные как системы Rocket On Rotor, предполагают размещение ракет на концах лопастей несущего винта, которые заправляются топливом из бортового топливного бака.
Если двигатель вертолета выходит из строя, его носовая часть выходит из строя. ротор увеличивает момент инерции, тем самым позволяя ему накапливать энергию, что несколько упрощает успешное приземление с авторотацией. Тем не менее, головная струя также обычно создает значительное дополнительное сопротивление воздуха, что требует более высокой скорости снижения и означает, что для выживания должен произойти очень внезапный переход к посадочной ракете, с небольшим правом на ошибку.
Австриец Людвиг Витгенштейн исследовал использование реактивных двигателей для управления воздушным винтом во время изучения авиационной техники. в Манчестерском университете, Великобритания, и запатентовал свои идеи. Вскоре он оставил инженерное дело и стал более известен как философ.
Итальянский дизайнер В. Исакко построил «Геликогирес» в 1920-х годах. Хотя они использовали поршневые двигатели на концах винтокрыла, он предвидел, что их можно будет заменить реактивными.
Во время Второй мировой войны немецкий инженер предложил установить на вертолет ПВРД. наконечники ротора. Первым вертолетом с реактивным двигателем был WNF 342 V1 в 1943 году. После войны два прототипа WNF 342 оказались у американцев, и Доблхофф присоединился к McDonnell Douglas, который впоследствии произвел Макдоннелл XV-1. Инженер, который на самом деле производил реактивные двигатели, Август Стефан присоединился к компании Fairey Aviation из Соединенного Королевства, которая использовала их в своих Fairey Jet Gyrodyne и Самолеты Fairey Rotodyne впервые взлетели в 1954 и 1957 годах соответственно.
Юджин Майкл Глухарев был пионером в области концевых форсунок.
Сжатый воздух в соплах с холодным наконечником обычно выходит при довольно высоких температурах из-за эффектов сжатия-нагрева, но они относятся к как «холодные» струи, чтобы отличать их от струй, сжигающих топливо, чтобы нагреть воздух для большей тяги; аналогично разнице между «холодным» и «горячим» выхлопами на Harrier «Jump Jet», в котором используется «холодный» воздух, нагретый до нескольких сотен градусов за счет сжатия внутри компрессора низкого давления Pegasus двигатель.)
(Примечание: топливо и окислитель подают в камеры сгорания на концах несущего винта.)