Фильм на выживание - это жанр фильма, в котором один или несколько персонажей пытаются выжить физически. Он часто перекликается с другими жанрами фильмов. Это поджанр в приключенческом фильме, наряду с Сорвиголова фильмы, военные фильмы, а также сафари фильмов. Фильмы о выживании более мрачные, чем большинство других приключенческих фильмов, в которых основная сюжетная линия обычно сосредоточена на одном персонаже, обычно на главном герое. Фильмы, как правило, «помещены в основном в современный контекст», поэтому зрители знакомы с сеттингом, а действия персонажей менее романтизированы.
В книге 1988 года Томас Собчак сравнил фильм на выживание с романтикой: «Они оба подчеркивают героический триумф над препятствиями, угрожающими социальному порядку, и подтверждение преобладающих социальных ценностей, таких как честная игра, уважение к заслугам и сотрудничеству». Автор сказал, что фильмы о выживании «идентифицируют и изолируют микрокосм общества», например, группу выживших после авиакатастрофы в «Полете Феникса» (1965) или на перевернутом океанском лайнере в «Приключениях Посейдона». (1972). Собчак объяснил: «Большую часть времени в фильмах на выживание тратится на изображение процесса, посредством которого группа, отрезанная от гарантий и определенности обычных сетей поддержки цивилизованной жизни, превращается в функционирующую, эффективную единицу». Группа часто различается по типам персонажей, иногда вплоть до карикатуры. Хотя в таких фильмах исторически сложилось стереотипное представление о женщинах, они «часто играют решающую роль в успехе или неудаче группы».