Челюсти (фильм)

редактировать
Американский триллер 1975 года режиссера Стивена Спилберга

Челюсти
Афиша театрального релиза Роджера Кастела
РежиссерСтивен Спилберг
Продюсер
Сценарий
По мотивамЧелюсти. Питер Бенчли
В главной роли
МузыкаДжон Уильямс
КинематографияБилл Батлер
ОтредактировалВерна Филдс
Продакшн. компания
РаспространяетсяUniversal Pictures
Дата выпуска‹См. TfM ›
  • 20 июня 1975 г. (1975-06-20)
Продолжительность124 минуты
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
Бюджет9 миллионов долларов
кассовые сборы472 миллиона долларов

Челюсти - американский триллер 1975 года режиссер Стивен Спилберг и основан на Питере Бенчли 1974 года с одноименным названием. В фильме людоед большая белая акула нападает на пляжников в летнем курортном городке, побуждая начальника полиции Мартина Броуди (Роя Шайдера ), чтобы охотиться на него с помощью биолога (Ричард Дрейфус ) и профессионального охотника за акулами (Роберт Шоу ). Мюррей Гамильтон играет мэра, а Лоррейн Гэри изображает жену Броуди. Автором сценария является Бенчли, который написал первые наброски, и актер-писатель Карл Готтлиб, который переписал сценарий во время основной фотографии.

Снято в основном на месте на Виноградник Марты в Массачусетсе, «Челюсти» был первым крупным фильмом, снятым на берегу океана, и, как следствие, его производство было затруднено из-за превышения бюджета и графика. Спилберг решил в основном предполагать акулы, используя зловещую и минималистскую тему, созданную композитором Джоном Уильямсом, чтобы указать на ее надвигающееся появление. Спилберг и другие сравнили этот наводящий на размышления подход с подходом режиссера Альфреда Хичкока. Universal Pictures система фильму то, что тогда было исключительно широким прокатом для большой студийной картины, на более чем 450 экранах, сопровождаемой обширной маркетинговой кампанией с интенсивным упор на телевизионные ролики и сопутствующие товары.

«Челюсти» был прототипом летнего блокбастера, считавшимся переломным моментом в истории кино, и он получил несколько наград за музыку и монтаж. Это был самый кассовый фильм до выхода Звездных войн в 1977 году. Оба фильма сыграли решающую роль в установлении современной бизнес-модели Голливуда, предполагающей высокие кассовые сборы основных действий и приключенческие фильмы с общим концептуальным сюжетом, показанными летом в тысячах кинотеатров и широко разрекламированные. За «Челюстями» последовали три продолжения, все без Спилберга и Бенчли, и множество имитационных триллеров. В 2001 году он был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов США как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Производство
    • 2.1 Разработка
    • 2.2 Написание
    • 2.3 Кастинг
    • 2.4 Съемки
  • 3 Музыка
    • 3.1 Саундтрек
  • 4 Темы
    • 4.1 Влияния
    • 4.2 Научная критика
    • 4.3 Эмоциональный отклик аудитории
  • 5 Релиз
    • 5.1 Маркетинг
    • 5.2 Театральная постановка
    • 5.3 Касса
    • 5.4 Критический прием
    • 5.5 Похвалы
    • 5.6 Устаревшие
  • 6 Домашние медиа
  • 7 Другие медиа
    • 7.1 Адаптации и товары
  • 8 Продолжение
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Внешняя ссылка

Сюжет

Во время пляжной вечеринки в сумерках на острове Эмити молодая женщина, Крисси Уоткинс, купается нагишом в океане. Пока топчет воду, ее жестоко утаскивают. На следующий день ее частичные останки находят на берегу. Постановление судмедэксперта о том, что смерть наступила в результате нападения акулы, побуждает начальника полиции Мартина Броуди закрыть пляжи. Мэр Ларри Вон отвергает его, опасаясь, что летняя экономика города будет разрушена, и указывает, что у города никогда не было проблем с акулами. Коронер теперь соглашается с теорией мэра, что Крисси погибла в результате крушения на лодке. Броуди неохотно соглашается с их заключением, пока акула не убьет собаку мальчика Алекса Кинтнера при дневном свете на людном пляже. За акулу назначается награда, что вызывает безумие любительской охоты на акул. Местный профессиональный охотник за акулами Квинт предлагает свои услуги за 10 000 долларов. Тем временем океанограф-консультант Мэтт Хупер исследует останки Крисси и подтверждает, что ее смерть была вызвана акулой - необычно большой.

Когда местные рыбаки ловят тигровую акулу, мэр объявляет, что пляж безопасен. Миссис Кинтнер, мать Алекса, открыто обвиняет Броуди в смерти ее сына; оставляя его чувством вины. Хупер оспаривает, что это тот же хищник, подтверждено это после того, как внутри него не найдено человеческих останков. Хупер и Броуди находят наполовину затонувшее судно, исследуя ночные воды в лодке Хупера. Под водой Хупер находит большой зуб большой белой акулы, врезанный в затопленный корпус. Он в испуге роняет его, наткнувшись на частичный труп местного рыбака Бена Гарднера. Вон игнорирует утверждение Броуди и Хупера о том, что огромная большая белая акула несет ответственность за гибель людей, и отказывается закрывать пляжи, допуская только дополнительные меры безопасности. В выходные Четвертого июля туристы упаковывают пляжи. После розыгрыша несовершеннолетних, в котором имитируется присутствие акулы, настоящая акула входит в ближайший устье, убивая лодочника и приводя старшего сына Броуди, Майкла, в шок. Затем Броуди убеждает испытывающего чувство вины Вона нанять Квинта.

Квинт, Броуди и Хупер отправились на лодке Квинта, Орке, охотиться на акулу. Пока Броуди кладет леску приятеля, Квинт ждет возможности поймать акулу. Без предупреждения он появляется позади лодки. Квинт, оценив его длину в 25 футов (7,6 м) и в 3 тонны (3,0 длинных тонны; 3,3 коротких тонны), гарпуны с леской, прикрепленной к плавучей бочке, но акула тянет бочку под воду и исчезает.

С наступлением темноты Куинт и Хупер в пьяном виде обмениваются историями о шрамах, и Куинт раскрывает, что выжил в военном корабле Индианаполис. Акула неожиданно возвращается, протаранив корпус лодки и отключив питание. Мужчины работают всю ночь, ремонтируя двигатель. Утром Броуди пытается позвонить в береговую охрану, но Квинт, который был одержим идеей убить акулу без посторонней помощи, разбивает радио. После долгой погони Квинт загоняет в акулу еще одну бочку. Леска привязана к кормовым шипам, но акула тащит лодку назад, забивая палубу и затопляя моторный отсек. Квинт готовится перерезать леску, чтобы транец не вырвался, но шипы отламываются, удерживают бочки прикрепленными к акуле. Квинт направляется на берег, чтобы вывести поврежденный двигатель за пределы безопасности, и перегруженный двигатель выходит из строя.

«Трио Орка» медленно тонет, трио пытается сделать более рискованный подход. Хупер надевает акваланг и входит в воду в защищенной от акул клетке, намереваясь смертельным введением в акулу стрихнин с помощью подкожного копья. Акула нападает на клетку, заставляя Хупера уронить копье, которое тонет и теряется. Пока акула бьется в запутанных остатках клетки, Хуперу удается выбраться на морское дно. Акула убегает и прыгает на палубу тонущей лодки. Затем Квинт соскальзывает с палубы и поглощается акулой. Попав в ловушку на тонущем судне, Броуди втыкает аквалангист под давлением в пасть акулы и взбираясь на воронье гнездо, стреляя в танк из винтовки Квинта. Возникший взрыв уничтожает акулу. Хупер всплывает на поверхность, и он и Броуди гребут обратно на Остров Амити, цепляясь за оставшиеся бочки.

Производство

Разработка

Ричард Д. Занук и Дэвид Браун, продюсеры в Universal Pictures независимо слышали о Питере Бенчли. Роман Челюсти. Браун натолкнулся на него в разделе журнала «Образ жизни» Cosmopolitan, который затем редактировала его жену Хелен Герли Браун. Небольшая карточка, написанная редактором журнала, дала подробное описаниежета, заканчивая комментарий сюрием «может получиться хороший фильм». Каждый продюсер прочитал книгу в течение одной ночи и на следующее утро согласился, что это была «самая захватывающая вещь, которую они когда-либо читали», и что они хотят снять версию фильма, хотя они не были уверены, как это будет выполнено. Они приобрели права на фильм в 1973 году, до публикации книги примерно за 175 000 долларов (что эквивалентно 990 000 долларов в 2018 году). Браун утверждал, что, если они прочитали книгу дважды, они бы никогда не сняли фильм.

В качестве режиссера Занук и Браун сначала считали ветераном режиссера Джон Стерджес - в резюме которого было еще одно морское приключение, Старик и море - до того, как предлагает эту работу Дику Ричардсу, чей режиссерский дебют Калпеппер Cattle Co. вышла в прошлом году. Вскоре они стали раздражаться привычкой Ричардса называть акулу китом и исключили его из проекта. Между тем Стивен Спилберг очень хотел эту работу. 26-летний парень только что снял свой первый театральный фильм Сахарный экспресс для Занука и Брауна. В конце встречи в офисе Спилберг скопировала их копию еще неопубликованного романа Бенчли, и после прочтения был сразу очарован. Позже он заметил, что это было похоже на его телевизионный фильм 1971 года Дуэль в том, что оба рассказывают о «этих левиафанах, нацеленных на обычных людей ». Он также показал в документальном фильме «The Making of Jaws» из выпуска DVD 2012 года, что он напрямую сослался на «Дуэль», использовав звук разрушаемого грузовика как смертельный рев акулы. После ухода Ричардса продюсеры подписали Спилберга на роль режиссера в июне 1973 года, перед выпуском «Шугарлендского экспресса».

До начала производства Спилберг отказывался от продолжения работы над «Челюстями», опасаясь стать типажем как «директор грузовика и акулы». Вместо этого он хотел перейти в 20th Century Fox Lucky Lady, но Universal воспользовалась своим правом по контракту с директором, чтобы наложить вето на его уход. Браун помог убедить Спилберга придерживаться проекта, сказав, что «после [Челюсти] вы сможете снимать все фильмы, которые захотите». Предполагаемый бюджет фильма - 3,5 миллиона долларов, съемок - 55 дней. Основная съемка должна была начаться в мае 1974 года. Universal хотела, чтобы съемки завершились к концу июня, когда истекал контракт основных студий с Гильдией киноактеров, чтобы избежать сбоев из-за возможной забастовки.

Написание

В экранизации Спилберг хотел придерживаться основного сюжета романа, но отбросил многие сюжеты Бенчли . Он заявил, что его любимая часть книги - это охота на акул на последних 120 страницах, и сказал Зануку, когда тот согласился на эту работу: «Я хотел бы сделать картину, если бы я мог изменить первые два акта и основать первые два. Когда продюсеры приобрели права на его роман, они пообещали Бенчли, что он напишет первый вариант сценария сценария. что этот сценарий может быть выполнен, несмотря на наисшую угрозу забастовки Гильдии писателей, учитывая, что Бенчли не был членом профсоюзов, всего он написал триновика, прежде чем сценарий был передан другим авторам; Представляя свою окончательную версию Спилбергу, он Заявлено: «Я написал об этом, и это лучшее, что я могу сделать». Бенчли позже назовет свой вклад в законченный фильм «сюжетной линией и океаном - в основном, механикой», учитывая, что он «не знал, как использовать текстуру персонажа». в сценарии ». Одно из его изменений заключено в том, чтобы из романа супружескую измену между Элленом Броуди и Мэттом Хупером по предложению Спилберга, который опасался, что это поставит под угрозу дух товарище ства между мужчинами на Орке. Во время съемок фильма Бенчлиился вернуться и сыграть небольшую роль репортера на экране.

Спилберг, который чувствовал, что пригласил в сценарии Бенчли все еще неприятны, пригласил молодого сценариста Джона Байрама, чтобы переписать текст, но он отклонил предложение. Создатели Коломбо Уильям Линк и Ричард Левинсон также отклонили приглашение Спилберга. Тони и обладатель Пулитцеровской премии драматург Говард Саклер был в Лос-Анджелесе, когда создатели фильма начали искать другого писателя и предложили сделать некредитованный переписать ; Временные продюсеры и Спилберг были недовольны черновиками Бенчли, они быстро согласились. По предложению Спилберга характеристика Броуди заставила его бояться воды, «приехавшего из городских джунглей, чтобы найти что-то более устрашающее у этого спокойного острова недалеко от Массачусетса».

Спилберг хотел «немного легкомыслия» в «Челюстях», юмора, который не хотел превратить это в «темную морскую охоту», поэтому он обратился к своему другу Карлу Готтлибу, комедийному сценаристу и актеру, который работал тогда над ситкомом Странная парочка. Спилберг отправил Готлибу сценарий, в котором спрашивал, что он хотел бы сыграть роль. Готлиб отправил Спилбергу три страницы заметок и выбрал роль Медоуза, редактора местной газеты с политическими связями. Он прошел прослушивание за неделю до того, как Спилберг пригласил его на встречу с продюсерами по поводу писательской работы.

Хотя изначально сделка заключалась в «недельном полировке диалогов», в конечном итоге стал основным сценаристом, полностью переписав сценарий. сценарий в течение девятинедельного периода основной фотографии. Сценарий для каждой сцены обычно заканчивался за ночь до съемок, после того как Готлиб ужинал со Спилбергом и членами съемочной группы, чтобы завершить, что сделать в фильм. Многие диалоги возникли из импровизаций актеров во время этих трапез; некоторые были созданы на съемочной площадке. Джон Милиус отредактировал диалоги, а авторы Sugarland Express Мэтью Роббинс и Хэл Барвуд также внесли некредитованный вклад. Спилберг утверждал, что он подготовил свой собственный проект, хотя неясно, в какой степени другие сценаристы использовали его материал. Одно конкретное изменение, которое оно призвано в истории, заключалось в том, чтобы изменить причину смерти акулы с обширных ран на взрыв акваланга, поскольку он чувствовал, что аудитория лучше отреагирует на «большой воодушевляющий финал». По оценке режиссера, в окончательном сценарии было всего 27 сцен, которых не было в книге.

Бенчли написал «Челюсти» после прочтения о спортивном рыбаке. Фрэнк Мундус поймал огромную акулу в 1964 году. Согласно Готлибу, Квинт был основан на Мундусе, чью книгу «Спортивная ловля акул» он прочитал для исследования. Саклер придумал предысторию Квинта, пережившего катастрофу во Второй мировой войне USS Indianapolis. Вопрос о том, кто заслуживает наибольших похвалов за написание монолога Квинта об Индианаполисе, вызвал серьезные споры. Спилберг описал это как сотрудничество Саклера, Милиуса и актера Роберта Шоу, который также был драматургом. По словам режиссера, Милиус превратил речь Саклера "три четверти страницы" в монолог, который был переписан Шоу. Готтлиб отдает должное Шоу, преуменьшая вклад Милиуса.

Кастинг

АктерРоль
Рой Шайдер Шеф Мартин Броуди
Роберт Шоу Куинт
Ричард Дрейфусс Мэтт Хупер
Лоррейн Гэри Эллен Броуди
Мюррей Гамильтон мэр Ларри Вон
Карл Готлиб Медоуз
Джеффри Крамер заместитель Хендрикс
Сьюзан Бэклини Крисси Уоткин Фс
Лиффи миссис Кинтнер
Питер Бенчли Интервьюер

Хотя Спилберг выполнил просьбу Занука и Брауна нанять известных актеров, он хотел избежать найма каких-либо больших звезд. Он чувствовал, что «несколько анонимных» исполнителей публике «поверить, что это происходит с такими людьми, как вы и я», тогда как «звезды приносят с собой много воспоминаний, и эти воспоминания могут иногда... искажать историю». Режиссер добавил, что в его планах «суперзвездой будет акула». Первыми актерами были Лоррейн Гэри, жена тогдашнего президента Универсального Сида Шейнберга, в роли Эллен Броуди, и Мюррей Гамильтон в роли мэра острова Эмити.. Каскадёрка, ставшая актрисой Сьюзен Бэклини была выбрана на роль Крисси (первой жертвы), поскольку она умела плавать и была готова выступать обнаженной. Самые второстепенные роли сыграли жители Виноградник Марты, где снимался фильм. Одним из примеров был заместитель Хендрикс, которого обладает будущий телевизионный продюсер Джеффри Крамер. Ли Фиерро играет миссис Кинтнер, мать второй жертвы акулы Алекса Кинтнера (которого играет Джеффри Вурхиз). 288>

Роль Броуди была предложена Роберту Дюваллю, но актера интересовала только роль Квинта. Чарлтон Хестон выразил желание этой роли, но Спилберг считал, что У Хестона был экранный образ, слишком грандиозный для шефа полиции скромного сообщества. Рой Шайдер заинтересовался проектом после того, как подслушал Спилберга на вечеринке, беседу со сценаристом о том, как акула запрыгнула на него. лодка. Первоначально Спилберг опасался найма Шайдера, опасаясь, что он изобразит «крутого парня», похожего на его роль в Французские связи.

За девять дней до начала производства ни Квинт, ни Хупер не были задействованы. Первоначально роль Квинта была предложена актерам Ли Марвину и Стерлингу Хайдену, оба из которых прошли. Занук и Браун только что закончили работать с Робертом Шоу над The Sting и предложили его Спилбергу. Шоу не хотел брать на себя роль, так как книга ему не нравилась, но решил согласиться по настоянию как своей жены, актрисы Мэри Юр, так и его секретарши: «В последний раз они были с таким энтузиазмом. Из России с любовью. И они были правы ". Шоу основал свое выступление на актерском составе Крейга Кингсбери, местного рыбака, фермера и легендарного чудака, игравшего рыбака Бена Гарднера. Спилберг описал Кингсбери как «чистейшую версию того, кем, на мой взгляд, был Квинт», и некоторые из его закадровых высказываний были включены в сценарий как строки Гарднера и Квинта. Другим источником некоторых диалогов и манер Квинта, особенно в третьем акте в море, был механик Виноградника и владелица лодки Линн Мерфи.

На роль Хупера Спилберг изначально хотел Джона Войта. Тимоти Боттомс, Джоэл Грей и Джефф Бриджес также рассматривались на роль. Друг Спилберга Джордж Лукас предложил Ричарда Дрейфуса, которого он снял в Американском граффити. Актер сначала умер, но изменил свое решение после того, как посетил предварительный показ фильма «Ученичество Дадди Кравица », который он только что завершил. Разочарованный своей игрой и опасаясь, что никто не захочет нанять его после освобождения Кравица, он немедленно позвонил Спилбергу и согласился на роль в «Челюстях». Поскольку фильм, задуманный режиссером, настолько отличался от романа Бенчли, Спилберг попросил Дрейфуса не читать его. В результате кастинга Хупер был переписан, чтобы лучше подходить к актеру, а также чтобы он лучше представлял Спилберга, который стал рассматривать Дрейфуса как своего «альтер-эго ".

Съемки

Мы начали фильм без сценария, без актерови без акулы.

- актер Ричард Дрейфус на проблемном производстве фильма

Основная съемка началась 2 мая 1974 года на острове Виноградник Марты, Массачусетс, выбранный после рассмотрения восточного Лонг-Айленда. Позже Браун объяснил, что для постановки «требуется место для отдыха», которое соответствовало более низкому среднему классу, появление акулы было разрушить туристический бизнес ". Виноградник Марты был выбран также потому, что у окружающего океана было песчаное дно, которое никогда не опускалось ниже. 35 футов (11 м) на 12 расстояниях миль (19 км) от берега, что позволяло механическим акулам действовать и за его пределами. Вид земли. Времена Спилберг хотел снимать водные сцены относительно близко к r Чтобы показать то, что люди видят во время плавания, кинематографист Билл Батлер разработал новое оборудование для облегчения морской и подводной съемки, включая приспособление для обеспечения устойчивости камеры независимо от прилива и герметичный корпус для погружной камеры. И в гардеробе, чтобы кровь от нападений была единственным красным изображением и вызывала больший шок.

Fishing cottages and boats on Menemsha's harbor. Рыба цкая деревня Менемша, Виноградник Марты

Первоначально продюсеры фильма хотели дрессировать большую белую акулу, но быстро поняли, что это невозможно, поэтому три полноразмерных пневматических акулы-опоры, съемочная группа прозвала «Брюса после юриста Спилберга Брюса Рамера - были созданы для производства:« акула с морскими салазками », полный винт с отсутствующим брюшком, буксируемый на 300-футовой (91 м) веревке, и двухдюймовая платформа. акулы », одна из которых двигается из камеры слева направо (с ее скрытой массивной левой стороной, обнажающей массив пневматических шлангов), и противоположная модель с открытым правым боком. Акулы были созданы арт-директором Джо Алвесом в третьем квартале 1973 года. В период с ноября 1973 года по апрель 1974 года акулы были изготовлены компанией Rolly Harper's Motion Picture Equipment Rental в Сан-Вэлли, Калифорния. В их создании участвовала команда из 40 специалистов по спецэффектам под руководством супервайзера по механическому эффекту Боба Мэтти, наиболее известный тем, что создал гигантского кальмара в 20 000 лье под водой. После того, как акулы были закончены, их отвезли на место съемки. В начале июля платформа, используемая для буксировки двух акул с боковым обзором, перевернулась, когда ее опускали на дно океана, что вынудило команду водолазов поднять ее. Модель требовала, чтобы 14 операторов управляли всеми движущимися частями.

«Челюсти» был первым крупным фильмом, снятым в океане, что привело к сложной съемке и значительно превысило бюджет. Дэвид Браун сказал, что бюджет «составлял 4 миллиона долларов, а стоимость составила 9 миллионов долларов»; одни только затраты на эффекты выросли до 3 миллионов долларов из-за проблем с механическими акулами. Недовольные фильму съемочной группы дали прозвище «Недостатки». Спилберг приписывал много проблем своему перфекционизму и неопытности. Первый был воплощен в том, что он настаивал на стрельбе в море с акулой в натуральное значение; «Я мог бы снять фильм в танке или даже где-нибудь в охраняемом озере, но ондел бы иначе», - сказал он. Что касается его отсутствия опыта: «Я был наивен в отношении океана, в основном. Я был довольно наивен в отношении матери-природы, и высокомерие режиссера, который думает, что он может победить стихии, было безрассудным, но я был слишком молод, чтобы знать, что я безрассудно, когда я потребовал, чтобы мы снимали фильм в Атлантическом океане, а не в танке Северного Голливуда ». Готлиб сказал, что «ничего не оставалось, кроме как снимать фильм», поэтому все продолжали перегружать себя работой, хотя как писателю ему не приходилось каждый день посещать океанскую площадку, как только члены экипажа вернулись, они прибыли «опустошенными и загорелыми, обдуваемыми ветромами и покрытый соленой водой ».

Съемка в море привела к множеству задержек: ненужные парусники попали в кадр, камеры промокли, и Orca однажды начала тонуть с актерами на борту. Опорные акулы часто выходили из строя из-за ряда проблем, включая погоду, попадание в пневматические шланги соленой воды, трещины рамы из-за водонепроницаемости, коррозию кожи и электролиз. Начало с первого испытания с водой, «неабсорбирующая» неопреновая пена, из которой состоит кожа акул, впитывала жидкость, заставляя акул взлетать на воздух, и модель морских саней часто запутывалась лесов водорослей. Позже Спилберг подсчитал, что при 12-часовом рабочем графике в среднем на съемку уходило всего четыре часа. Готлиб был почти обезглавлен гребными винтами лодки, а Дрейфус был почти заключен в стальную клетку. Актеры часто страдали морской болезнью. Шоу также сбегал в Канаду, когда мог, из-за проблем с налогами, запоя и обижался на Дрейфуса, который получал восторженные отзывы о его игре в «Дадди Кравитце». Редактору Верне Филдс редко приходилось работать с опытом работы во время основной фотографии, поскольку, по словам Спилберга, «мы снимали сцену в хороший день, три в средний день и ни одной в плохой».

Большая модель акулы поднимается подъемным краном, пока двое мужчин смотрят на нее. Механическая акула, прикрепленная к башне

Задержки в некоторых отношениях оказались полезными. Сценарий был доработан в процессе производства, и ненадежные механические акулы вынудили Спилберга выбрал набор сцен, так что на акулу только намекали. Например, в большинстве случаев охоты на акул ее местоположение обозначается плавающими желтыми бочками. В дебюте была акула, пожирающая Крисси, но он был переписан так, чтобы в нем можно было снимать, когда Бэклини тащили и дергали кабелями, чтобы имитировать атаку. Спилберг также сделал несколько снимков только спинного плавника. Считается, что эта принудительная сдержанность добавила напряженности фильму. Как выразился Спилберг много лет спустя, «фильм превратился из японского субботнего ужастика в жанр Хичкока, триллера« меньше видишь - больше получаешь »». В другом интервью он аналогичным образом заявил: «Акула, которая не работает, была находкой. Это сделало меня больше похожим на Альфреда Хичкока, чем на Рэя Гаррихаузена ». Игра стала решающей для того, чтобы зрители поверили в такую ​​большую акулу: «Чем более фальшивой выглядела акула в воде, тем больше мое беспокойство говорило мне, чтобы я усилил натурализм представлений».

Кадры с настоящими акулами. был застрелен Роном и Валери Тейлор в водах Опасного рифа в Южной Австралии с актером невысокого роста в миниатюрной клетке с акулами, чтобы создать иллюзию того, что акулы были огромными. Во время стрельбы Тейлоров большой белый атаковал лодку и клетку. Кадры атаки в клетке были настолько ошеломляющими, что Спилберг очень хотел включить их в фильм. В то время в клетке никого не было, и в следующей сценарии, следующая за романом, изначально была акула, убивающая Хупера. Сюжетная линия была изменена, чтобы Хупер сбежал из клетки, что позволяет использовать отснятый материал. Как выразился продюсер Билл Гилмор: «Акула в Австралии переписала сценарий и спасла персонажа Дрейфуса».

Хотя основная съемка должна была занять 55 дней, обернуть не удалось. 6 октября 1974 г., через 159 дней. Спилберг, размышляя о затянувшихся съемках, заявил: «Я думал, что моя карьера режиссера окончена. До меня доходили слухи... что я больше никогда не буду работать, потому что никто никогда не снимал фильм на 100 дней позже графика ». Сам Спилберг не присутствует на съемках финальной сцены, в которой взрывается акула, поскольку он считал, что команда планировала бросить его в воду, когда была сцена закончена. С тех пор для Спилберга стало традицией отсутствовать на съемках финальной сцены одного из его фильмов. После этого были сняты подводные сцены в резервуаре для воды Метро-Голдвин-Майер в Калвер-сити с каскадерами Диком Уорлоком и Фрэнком Джеймсом Спарксом в Дрейфус в сцене, где акула нападает на клетку, а также возле острова Санта-Каталина, Калифорния. Филдс, который закончил черновой монтаж первых двух третей фильма, вплоть до охоты на акул, закончил монтаж и переработал часть материала. По словам Занука, «она действительно пришла и реконструирует некоторые сцены, которые превратились в комедии, и они сделали их ужасающими, и некоторые сцены он снял, чтобы они были ужасающими, и превратились в их в комедийные сцены». Лодка, используемая для Orca, была доставлена ​​в Лос-Анджелес, чтобы команда звуковых эффектов могла записывать звуковые сигналы для корабля, так и для подводных сцен.

Две сцены были после тестовых просмотров. Температура крики крики перекрыла остроту «большая лодка» Шайдера, реакция Броуди после того, как акула прыгнула за ним, была расширена, и громкость лески увеличилась. Спилберг также решил, что он жаждет «еще одного крика», и переснял сцену, в которой Хупер обнаруживает тело Бена Гарднера, используя 3000 долларов из своих собственных денег после того, как Universal отказалась платить за пересъемку. Подводная сцена была снята в бассейне Филдса в Энсино, Калифорния, с использованием корпуса латексной реалистичной модели головы Крейга Кингсбери, прикрепленной к поддельному телу, которое было помещено в разбитой лодки. Чтобы имитировать мутные воды Виноградника Марты, в бассейн налили сухое молоко, затем накрыли брезентом.

Музыка

Саундтрек

«Главное название и первая жертва» Основная тема для «Челюстей», вращающаяся вокруг остинато из басовых нот, которые, по словам композитора Джона Уильямса, должны были представить акулу как «непреодолимую» «бессмысленных и инстинктивных атак. "

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Джон Уильямс составил балл для фильма, за который он получил премию Оскар, а затем занял шестое место в рейтинге Американский институт кино. Основная «акулья» тема, простой чередующийся узор из двух нот - различных обозначений как «ми и фа» или «фа и фа диез »- стала классическим произведением саспенс, синонимом приближающейся опасности (см. тональный сигнал ). Уильямс описал эту тему как« грызть вас, как акула, инстинктивно, безжалостно, неудержимо ».. На вопрос Джонсона, почему мелодия была написана в таком высоком регистре, а не на более подходящей валторне, Уильямс ответил, что хотел, чтобы она звучала «немного более угрожающе». Когда Уильямс впервые продемонстрировал свою идею Говорят, что Спилберг, играя на пианино только две ноты, смеялся, думая, что это шутка. Уильямс видел сходство между фильмами «Челюсти» и пиратскими фильмами, в других моментах музыкального сопровождения он упоминал «пиратскую музыку», которую он называл «первобытной, но веселой и развлекательной». Призывая к быстрой перкуссионной игре на струнных, партитура содержит отголоски La mer Клода Дебюсси, а также Игоря Стравинского «Весна священная»..

Существуют различные интерпретации значения и эффективности основной музыкальной темы, которая широко описывается как одна из самых узнаваемых кинематографических тем всех времен. Ученый-музыковед Джозеф Канчелларо предполагает, что выражение из двух нот имитирует сердцебиение акулы. По словам Александра Тыльски, как и темы Бернар Херрманн, написанные для Таксист, Север к северо-западу и, в частности, Таинственный остров, это предполагает человеческое дыхание. Далее он утверждает, что сильнейшим мотивом партитуры на самом деле является «раскол, разрыв», когда он резко обрывается, как после смерти Крисси. Отношения между звуком и тишиной также используются в том, как аудитория настроена ассоциировать акулу с ее темой, что используется к кульминации фильма, когда акула внезапно появляется без музыкального вступления.

Спилберг позже сказал, что без музыки Уильямса фильм был бы только наполовину менее успешным, и, по словам Уильямса, он дал толчок его карьере. Ранее он был автором дебютного фильма Спилберга «Шугарлендский экспресс» и продолжал сотрудничать с режиссером почти во всех своих фильмах. Оригинальный саундтрек для Jaws был выпущен MCA Records на LP в 1975 году и на компакт-диске в 1992 году, включая примерно полчаса музыки, которую Уильямс переделал для альбома. В 2000 году были выпущены две версии партитуры: Decca / Universal переиздали альбом саундтреков, приуроченный к выпуску DVD, посвященного 25-й годовщине, на котором содержалась вся 51 минута оригинала. партитуру, и Варез Сарабанда выпустила перезапись партитуры в исполнении Королевского шотландского национального оркестра под управлением Джоэла МакНили.

Темы

Влияния

Германа Мелвилла «Моби-Дик » - самый известный художественный предшественник «Челюстей». Персонаж Квинта сильно напоминает капитана Ахава, одержимого капитана Пекода, который посвящает свою жизнь охоте на кашалота. Монолог Квинта показывает аналогичную одержимость акулами; даже его лодка, Orca, названа в честь единственного естественного врага белой акулы. В романе и оригинальном сценарии Квинт умирает после того, как его утащил под океан гарпун, привязанный к его ноге, подобно смерти Ахава в романе Мелвилла. Прямая ссылка на эти сходства может быть найдена в черновике сценария Спилберга, который знакомит Куинта с просмотром фильма киноверсии Моби-Дика ; его непрерывный смех побуждает других зрителей встать и покинуть театр. Однако сцена из «Моби-Дика» не могла быть лицензирована звездой фильма, Грегори Пеком, владельцем авторских прав. Сценарист Карл Готтлиб также провел сравнения с Эрнестом Хемингуэем Старик и море : «Челюсти - это... титаническая борьба, как Мелвилл или Хемингуэй»

Подводные сцены, снятые с точки зрения акулы, сравнивали с отрывками из двух фильмов ужасов 1950-х годов: Существо из Черной лагуны и Монстр, бросивший вызов миру. Готлиб назвал два научно-фантастических произведения той же эпохи, которые повлияли на то, как была изображена акула, или нет: Существо из другого мира, который Готлиб описал как «великий фильм ужасов, в котором вы видите монстра только в в. последней части »; и Оно пришло из космического пространства, где «была определена как существо всегда находилось за кадром». Эти прецеденты помогли Спилбергу и Готлибу «сосредоточиться на демонстрации« эффектов »акулы, а не самой акулы». Такие ученые, как Томас Шац, описали, как «Челюсти», объединяют различные жанры, в то время как боевик и триллер, большинство из них взято из ужасов, с сутью основанного на природе фильма о монстрах с добавлением элементов из слэшера. Вторая половина - это и приятельский фильм о взаимодействии между командой Орки, и сверхъестественный Ян Фрир об «Челюсти» как фильм о водных монстрах, связанных с более ранних фильмов о монстрах, таких как Кинг-Конг и Годзилла. Чарльз Дерри в 1977 году также сравнил Челюсти с Годзиллой; и Спилберг процитировал Годзиллу, Король монстров! (1956) как формирующееся влияние, выросшее благодаря «мастерскому» пути в котором «это заставило вас поверить, что это действительно происходит».

Критики, такие как Нил Синьярд, описали сходство с пьесой Хенрика Ибсена Враг народа. Сам Готлиб сказал, что они со Спилбергом назвали «Челюсти» «Моби-Дик встречает врага народа». В работе Ибсена доктор обнаруживает, что целебные горячие источники приморского городка, главная достопримечательность и источник загрязнены. Когда доктор убедить горожан в опасности, он теряет работу и его избегают. Эта сюжетная линия в «Челюстях» параллельна конфликту Броуди с мэром Воном, который отказывается признать присутствие акулы, может отговорить отдыхающих летом от посещения «Дружбы». Броуди оправдан, когда на переполненном пляже бела дня происходит больше нападения акул. Синьярд называет фильм «ловким сочетанием пьес Уотергейта и Ибсена».

Научная критика

«Челюсти» привлекли внимание академических критиков. Стивен Хит связывает идеологический смысл фильма с недавним уотергейтским скандалом. Он утверждает, что Броуди представляет «белый мужской средний класс - [нет] ни одного чернокожего и, очень быстро, ни одной женщины в фильме», который восстанавливает общественный порядок »с героизмом обычного парня, рожденным из страха. -и-порядочность ». Тем не менее, выходит за рамки идеального контента-анализа и рассматривает «Челюсти» в ярком примере фильма «Промышленный продукт», который продается на основе «удовольствия от кино», что приводит к увековечиванию индустрии (вот почему часть значения «Челюсти») » Должен стать самым прибыльным фильмом) ».

Эндрю Бриттон противопоставляет фильм пост-уотергейтскому цинизму романа, предполагая, что его повествовательные изменения из книги (выживание Хупера, взрывная смерть акулы) делают его «Общий экзорцизм, церемония восстановления идеального доверия». Он предполагает, что переживание фильма «немыслимо» без ликования массовой аудитории, когда акула уничтожается, что означает уничтожение самого зла. По его мнению, Броуди служит для демонстрации того, что «индивидуальные действия одного справедливого человека по-прежнему являются жизнеспособными социальными изменениями». Питер Бискинд утверждает, что фильм действительно поддерживает постуотергейтский цинизм в отношении политики и политиков постольку. поскольку единственный злодей рядом с акулой - продажный мэр города. Тем не менее он отмечает, что в отличие от формул повествования, которые так часто использовались режиссерами нового Голливуда той эпохи - «Мы против них», модные контркультуры фигуры против "Человек « » - всеобъемлющий конфликт в «Челюстях» противопоставляет героев не авторитетным фигурам, угрозам, которые нацелена на всех независимо от социально-экономического положения.

В то время как Бриттонет заявляет, что фильм должен избегать «Авторитет» быть восстановлен, - пишет он, - но не Квинтом ».« Стойкость рабочего класса и буржуазная независимость моряка чужды и пугающе ».... иррационально и неконтролируемо». а не с достаточностью, созданной самим собой »; он изолирован от решающего действия, хотя и менее окончательно, чем Квинт. «Всепроникающее ощущение высшей ценности семейной жизни: ценности, явно основанные на [идеальной] стабильной и культурной преемственности».

Анализ Фредрика Джеймсона подчеркивает многозначность акулы и различные способы интерпретации - от представлений инопланетных угроз, таких как коммунизм или Третий мир - к более сокровенным страхам по поводу нереальности современной жизни и тщетным усилиям санации и подавления знания о смерти. Он утверждает, что эта его символическая функция должна быть найдена в этой самой "многозначности, которая является идеологической, позволяет использовать социальным и историческим тревогам снова превратиться в кажущиеся" естественными "... чтобы быть воссозданными в том, что выглядит как конфликт с Он рассматривает другие кончину Квинта как символическое свержение старого популистского Нового курса партнерства Америки и Броуди и Хупера как «аллегорию сообщества между силами правопорядка и новой технократией страны». "

Нил Габлер проанализировал фильм, представленный три подхода к решению проблемы: наука (представленная Хупером), спиритизм (представлен Квинтом) и человек (представлен Броуди)). Последний из трех - тот, который успешен и, таким образом, одобрен фильмом.

Эмоциональная аудитория

В кинотеатрах этот фильм, как существует, вызвал единственный случай кинематографический невроз у 17-летней женщины-зрителя. Кинематический невроз - это состояние, при котором у зрителей появляются нарушения психического здоровья или ухудшение просмотра психического нарушения здоровья после фильма. Сначала симптомы проявлялись в виде нарушения сна и беспокойства, но через день пациент кричал: «Акулы! Акулы! » и испытывает судороги.

Это тематическое исследование привело к тому, что стал фильм заметным в медицинском сообществе наряду с Экзорцистом за то, что вызывал стрессовые реакции у своих зрителей, и позже был использован в исследовании Брайана Р. Джонсону, чтобы проверить, насколько восприимчивы зрители к кинематографическим индукторам стресса. Его исследование показало, что кинотеатр может вызвать у некоторых слоев населения, а «Челюсти» вызывает стрессовые реакции у зрителей. Хотя Джонсон не смог найти точную причину стрессовой реакции у зрителей, будь то интрига, кровь или музыка, исследование, проведенное Дж. Спарксом в 1986 году, показало, что особенно жестокие фильмы, включая «Челюсти», как правило, вызывают наиболее сильные эмоции. реакция зрителей.

Выпуск

Маркетинг

Универсальный потратила 1,8 миллиона долларов на маркетинг, включая беспрецедентные 700 000 долларов на рекламе на национальном телевидении. Медиа-блиц включает около двух дюжин 30-секундных рекламных роликов, транслируемых каждую ночь по сетевому телевидению в прайм-тайм с 18 июня 1975 года до премьеры фильма двумя днями позже. Помимо этого, по описанию исследователя киноиндустрии Сирла Кохберга, Universal «разработала и согласовала весьма инновационный план» маркетинга картины. Уже в октябре 1974 года Занук, Браун и Бенчли стали появляться в ток-шоу на телевидении и радио, чтобы продвигать издание романа в мягкой обложке и предстоящий фильм. Студия и издатель Bantam договорились о названии логотипа, который будет как на всей мягкой обложке, так и во всей рекламе фильма. Центральными элементами совместной маркетинговой стратегии стали тема Джона Уильямса и изображение на плакате акулы, приближающейся к одинокой пловчихе. Плакат был основан на обложке в мягкой обложке, и у него был тот же художник, сотрудник Бантам Роджер Кастел. Рекламное агентство Seiniger потратило шесть месяцев на объявление плаката; Директор Тони Сейнигер объяснил, что «что бы мы ни делали, это выглядело недостаточно устрашающе». В конце концов, Сейнигер решил, что «вам действительно нужно спуститься под акулу, чтобы увидеть его зубы».

Было создано больше товаров, чтобы воспользоваться преимуществами выхода фильма. В 1999 году Грэм Тернер написал, что «Челюсти» сопровождались «возможно, самым сложным набором дополнений», включая «альбом звуковой дорожки, футболки, пластиковые стаканы, книгу о создании фильма, книгу. в основе фильма: пляжные полотенца, одеяла, костюмы акул, игрушечные акулы, наборы для хобби, утюг, игры, плакаты, ожерелья из акульих зубов, одежда для сна, водные пистолеты и многое другое ». Ideal Toy Company, например, разработала игру, в которой игрок должен использовать крючок, чтобы выудить предметы из пасти акулы до того, как челюсти сомкнутся.

Театральная постановка

Восторженная реакция аудитории на черновой монтаж фильма на двух тестовых показах в Далласе 26 марта 1975 г. и одном в Лонг-Бич 28 марта вместе с Успехана Бенчли и начальные этапы маркетинговой кампании Universal вызвали большой интерес у владельцев кинотеатров, что облегчило план студии по совместному дебюту «Челюстей» в сотнях кинотеатров. 24 апреля в Голливуде состоялся третий и последний предварительный просмотр отрывка, в который были внесены изменения, вдохновленные предыдущими презентациями. После того, как председатель Universal Лью Вассерман посетил один из показов, он распорядился по первому выпуске фильма - запланировано массовое сокращение до 900 кинотеатров, которые будут сокращены, заявив: «Я хочу, эта картина показывалась все лето. Я не хочу, чтобы люди в Палм-Спрингс видели картину в Палм-Спрингс. Я хочу, чтобы они, чтобы сесть в свои машины и поехать, чтобы увидеть это в Голливуде ». Тем не менее, несколько сотен кинотеатров, которые все еще были забронированы на открытие, представляют собой необычно широкий выпуск. В то время широкие возможности были связаны с фильмами сомнительного качества; не редкость для измельчения и эксплуатации отрасли, они обычно использовались, чтобы уменьшить негативных отзывов и молвы. Были некоторые недавние исключения, включая переиздание Билли Джека и первоначальный выпуск его продолжения Суд надли Джеком, продолжение Грязного Гарри Magnum Force и последние части из серии о Джеймсе Бонде. Тем не менее, типичный крупный киностудийный выпуск фильма в то время предполагал открытие в нескольких кинотеатрах большого города, что позволяет проводить серию премьер. Затем извлекая выгоду из любой положительной критики или отклика аудитории. Огромный успех Крестного отца в 1972 году вызвал тенденцию к более широким выпускам, но даже этот фильм прежде всего в пяти кинотеатрах, стал широко известен во второй уик-энд.

20 июня, "Челюсти" открылись по всей Северной Америке на 464 экранах: 409 в США, остальные - в Канаде. Сочетание этой широкой системы распространения с помощью более редкой сетевой маркетинговой кампании дало метод выпуска, которое в то время практически не слышал. (Месяцем ранее Columbia Pictures сделала нечто подобное с Чарльзом Бронсоном триллером Breakout, хотя перспективы этого фильма на расширенный тираж были намного меньше.) Президент Universal Сид Шейнберг рассудил, что общенациональные маркетинговые расходы будут амортизироваться по более выгодной ставке за один экземпляр по с медленным, масштабным выпуском. Основываясь на успехе фильма, его выпуск был расширен 25 июля до почти 700 кинотеатров, а 15 августа - до более чем 950. За рубежом распространение следовало той же схеме, с интенсивными телевизионными кампаниями и широкимиами - в Великобритании, например, «Челюсти» открылись в декабре более чем в 100 кинотеатрах.

К своему 40-летнему юбилею фильм был показан в избранных кинотеатрах (примерно в 500 кинотеатрах) в США в воскресенье, 21 июня, и в среду, 24 июня. 2015.

кассовые сборы

«Челюсти» открылись в 409 кинотеатрах с рекордом в выходные дни и собрали рекордные 21 116 354 доллара за первые 10 дней, окупив производственные затраты. Он собрал 100 миллионов долларов за первые 59 дней из 954 игр. Всего за 78 дней он обогнал «Крестного отца» как самый кассовый фильм в Северной Америке, обогнал этот фильм в 86 миллионов долларов и стал первым фильмом, который заработал 100 миллионов долларов на прокате в кинотеатрах в США. Его первоначальный выпуск в конечном итоге принесет 123,1 миллиона долларов США. Театральные переиздания в 1976 году и летом 1979 года принесли общий объем проката до 133,4 миллиона долларов.

Фильм вышел в прокат за границей в декабре 1975 года, и его международный бизнес отражал его внутренние выступления. Он побил рекорды в Сингапуре, Новой Зеландии, Японии, Испании и Мексике. 11 января 1976 года «Челюсти» стали самым кассовым фильмом в мире с прокатом в 132 миллиона долларов, что превзошло 131 миллион, заработанный «Крестным отцом». К моменту выхода третьего фильма в 1983 году Variety сообщил, что он получил от проката по всему миру 270 миллионов долларов. «Челюсти» были самым кассовым фильмом всех времен до «Звездных войн», которые дебютировали двумя годами позже. «Звездные войны» превзошли американский рекорд «Челюсти» через шесть месяцев после своего выпуска и установили новый мировой рекорд в 1978 году.

По всем своим релизам «Челюсти» собрали 472 миллиона долларов по всему миру; с поправкой на инфляцию, он заработал почти 2 миллиарда долларов в ценах 2011 года и является вторым по успеху фильмом франшизы после «Звездных войн». В США и Канаде он собрал в прокате 261 миллион долларов, что эквивалентно 1,2 миллиарда долларов в ценах 2020 года (исходя из примерно 128 078 800 проданных билетов), что делает его седьмым по доходам фильмом за все время с поправкой на рост цен на билеты. В Соединенном Королевстве это седьмой по величине кассовый фильм, выпущенный с 1975 года, с заработком в эквиваленте более 70 миллионов фунтов стерлингов в валюте 2009/10 года, количество просмотров оценивается в 16,2 миллиона. Челюсти также продали 13 миллионов билетов в Бразилии, которые являются вторым по величине посещаемости в стране после Титаника.

На телевидении Американская телерадиовещательная компания впервые стала его 4 ноября. 1979 год, сразу после его театрального переиздания. Первая трансляция в США получила рейтинг Нильсена 39,1 и привлекла 57 процентов от общей аудитории, что стало вторым по величине телеаудиторией в то время после Унесенные ветром и четвертой - наивысший рейтинг. В Соединенном Королевстве 23 миллиона человек смотрели его первую трансляцию в октябрь 1981 года, вторая по величине телеаудит за всю историю художественного фильма после Живи и дай умереть.

Критический прием

Челюсти получили положительные отзывы. Роджер Эберт из Чикаго Сан-Таймс дал фильму четыре звезды, назвав его «сенсационно эффективным боевиком, страшным триллером, который работает еще лучше. потому что он населен персонажами, которые превратились в людей ». Рекламный агент Разнообразие Мёрфи высоко оценил режиссерские способности Спилберга и назвал игру Роберта Шоу «абсолютно великолепной». По словам The New Yorker Полин Кель, это был «самый веселый извращенный фильм, ужасов из когда-либо созданных... [с] большим интересом, чем ранний Вуди Аллен картинка, намного больше электричества, [и] это забавно в некотором роде Вуди Аллена ». В журнале New Times Фрэнк Рич писал: «Спилберг наделен талантом, который абсурдно отсутствует у американских кинематографистов в наши дни: этот человек действительно знает, как рассказать историю на мире.... Это хорошо говорит о даровании этого режиссера, что некоторые из самых пугающих сцен в «Челюстях» - это те, где мы даже не видим акулу ». В статье для журнала Нью-Йорк Джудит Крист описала фильм как «захватывающее приключенческое развлечение высочайшего уровня» и похвалила его игру и «выдающиеся технические достижения». Рекс Рид похвалил "нервные" боевые сцены и пришел к выводу, что "по большей части" Челюсти - это захватывающий фильм ужасов, который прекрасно работает во всех сферах ".

Винсент Кэнби из Нью-Йорк Times написал: «Это мера того, как работает фильм, и мы ни разу не испытываем особой симпатии к какой-либо из жертв акулы... В лучших фильмах персонажи раскрываются с точки зрения действия. В таких фильмах, как Челюсти, персонажи - это просто функции действия... как рабочие сцены, которые перемещают реквизит и доставляют информацию, когда это необходимо ». Он описал это как «чушь, которая может быть очень забавной». Los Angeles Times критик Чарльз Чамплин не согласился с рейтингом PG фильма, сказав, что «Челюсти - это слишком ужасен для детей и может перевернуть желудок впечатлительным в любом возрасте... Это грубая и эксплуататорская работа, воздействие которой зависит от избытка. На берегу она скучна, неуклюже поставлена ​​и написана неуклюже. " Марсия Мэджилл из Films in Review сказала, что, хотя «Челюсти в высшей степени достойны просмотра во второй половине», она чувствовала, что до того, как главные герои начали преследовать акулу, фильм «часто был испорчен из-за своей загруженности». Уильям С. Пехтер из Комментарии описал «Челюсти» как «ошеломляющую трапезу для чувственных обжор» и «создание фильмов такого, по сути, манипулятивного характера»; Молли Хаскелл из The Village Voice так же охарактеризовала его как «пугающую машину, работающую с компьютерной точностью... Вы чувствуете себя крысой, получившей шоковую терапию». Наиболее часто критикуемым аспектом фильма была искусственность его механического антагониста: Мэджилл заявила, что «запрограммированная акула имеет один поистине фальшивый крупный план», а в 2002 году онлайн-обозреватель Джеймс Берардинелли сказал, что если не из-за ловко напряженного направления Спилберга, «мы бы согнулись от смеха над глупостью этого аниматронного существа». В «Руководстве по фильмам» Холливелла говорится, что «несмотря на по-настоящему тревожные и пугающие сцены, это рассказано вяло, а иногда и строго обработанный триллер с обилием диалогов и, когда он наконец появляется, довольно неубедительным монстром. "

Награды

Челюсти выиграли три Оскара, за лучший монтаж фильма, лучший оригинальный драматический саундтрек и лучший звук (Роберт Хойт, Роджер Хеман, Эрл Мэдери и Джон Картер ). Он также был номинирован на Лучшее изображение, уступив Пролетая над гнездом кукушки. Спилберга очень возмутило то, что его не номинировали на Лучший режиссер. Вместе с Оскаром музыка Джона Уильямса получила премию Грэмми, премию BAFTA за лучший музыкальный фильм и премию «Золотой глобус». К своей премии «Оскар» Верна Филдс добавила премию Эдди American Cinema Editors за лучший отредактированный полнометражный фильм.

«Челюсти» был выбран «Любимым фильмом» на People's Choice Awards. Он также был номинирован на «Лучший фильм, режиссер, актер (Ричард Дрейфус), монтаж и звук» на 29-й церемонии вручения кинопремии Британской академи и и «Лучший фильм - драма, режиссер и сценарий» на 33-й церемонии. Золотой глобус. Спилберг был номинирован Гильдией режиссеров Америки на Премию DGA, а Гильдия писателей Америки номинировала сценарий Питера Бенчли и Карла Готлиба на Лучшее. Адаптированная драма.

За годы, прошедшие с момента выхода, кинокритики и профессионалы индустрии часто называли «Челюсти» одним из величайших фильмов всех времен. Он занимал 48-е место в рейтинге 100 лет... 100 фильмов Американского института кино - списке величайших американских фильмов всех времен, составленном в 1998 году; он опустился на 56 место в списке 10-летия. AFI также поставил акулу на 18-е место в своем списке 50 лучших злодеев, строчка Роя Шайдера «Вам понадобится лодка побольше», 35-е место в списке 100 лучших цитат из фильмов, Уильямс занимает шестое место в списке 100 лет фильмов, а фильм занимает второе место в списке 100 самых захватывающих фильмов, уступая лишь Психо. В 2003 году New York Times включила этот фильм в список 1000 лучших когда-либо снятых фильмов. В следующем году «Челюсти» заняли первое место в пятичасовом мини-сериале сети Браво 100 самых страшных моментов кино. Чикагская ассоциация кинокритиков назвала его шестым самым страшным фильмом, когда-либо созданным в 2006 году. В 2008 году «Челюсти» заняли пятое место среди величайших фильмов в истории по версии журнала Empire, который также поместил Quint под номером 50 в своем списке 100 величайших героев фильмов всех времен. Фильм был процитирован во многих других списках из 50 и 100 величайших фильмов, в том числе составленных Леонардом Малтином, Entertainment Weekly, Film4, Rolling. Stone, Total Film, TV Guide и Vanity Fair.

В 2001 году Библиотека Конгресса США выбрала его для сохранения в Национальный реестр фильмов, признав его знаковым фильмом ужасов и первым «летним фильмом». В 2006 году его сценарий был признан Гильдией писателей Америки 63-м лучшим за все время. В 2012 году Гильдия киноредакторов назвала этот фильм восьмым по количеству лучших монтажных фильмов всех времен на основе опроса, проведенного среди ее членов.

Наследие

A large replica of the film's shark hangs from a wooden frame. A sign next to it says Начало сегодняшнего закрыто Поездка на Челюстях в Юниверсал Студиос Флорида

Челюсти сыграли ключевую роль в установлении преимуществ широкого национального релиза, подкрепленного активной телевизионной рекламой, а не традиционного прогрессивного релиза, при котором фильм медленно входил в новую рынки и со временем построили поддержку. Заказ насыщения, при котором фильм одновременно открывается в тысячах кинотеатров, и массовые закупки средств массовой информации стали обычным явлением для крупных голливудских студий. По словам Питера Бискинда, «Челюсти» «уменьшили важность печатных обзоров, сделав практически невозможным создание фильма медленно, а его аудитория могла быть достигнута просто за счет качества... Более того,« Челюсти »разжигают аппетиты корпораций к быстро получить большую прибыль, то есть студии хотели, чтобы каждый фильм был «Челюстями». Ученый Томас Шац пишет, что он «перекалибровал потенциальную прибыль от голливудского хита, а также переопределил его статус как рыночного товара и культурного феномена. Фильм окончательно положил конец пятилетнему спаду Голливуда, открыв при этом эру высоких - дорогостоящие, высокотехнологичные, высокоскоростные триллеры ».

« Челюсти »также сыграли важную роль в установлении лета как главного сезона для выпусков главных кассовых претендентов на киностудии, их предполагаемых блокбастеров ; зима долгое время была временем, когда распространялись самые долгожданные хиты, в то время как лето в основном использовалось для сброса фильмов, которые считались плохими исполнителями. «Челюсти» и «Звездные войны» считаются началом новой США. киноиндустрия бизнес-модель, в которой преобладают картины «высокой концепции » - с помещениями, которые можно легко описать и продать, - а также начало конца периода Нового Голливуда, когда было Авторские фильмы все чаще игнорируются в пользу прибыльных высокобюджетных картин. Эпоха Нового Голливуда была определена относительной автономией, которой режиссеры смогли достичь в рамках основной студийной системы; в описании Бискинда «Спилберг был троянским конем, благодаря которому студии начали восстанавливать свою власть».

Фильм имел и более широкие культурные последствия. Подобно тому, как в главной сцене 1960-х годов Psycho душ стал новым источником беспокойства, так и «Челюсти» заставили многих зрителей бояться попадания в океан. Это связано с уменьшением посещаемости пляжа в 1975 году, а также с увеличением количества сообщений о наблюдениях за акулами. Он по-прежнему считается ответственным за сохранение негативных стереотипов об акулах и их поведении, а также за создание так называемого «эффекта челюстей», который якобы вдохновил «легионы рыбаков, [которые] погрузились в лодки и убили тысячи океанских хищников в акулах. - рыболовные турниры ». Бенчли заявил, что он не написал бы оригинальный роман, если бы знал, какие на самом деле акулы в дикой природе. Группы по охране природы сетовали на тот факт, что из-за фильма стало значительно труднее убедить публику в том, что акул следует защищать.

«Челюсти» стали образцом для многих последующих фильмов ужасов, вплоть до сценария для Научно-фантастический фильм Ридли Скотта 1979 года Чужой был представлен руководству студиикак «Челюсти в космосе». Многие фильмы, основанные на животных-людоедах, обычно водных были выпущены в 1970-х и 1980-х годах, такие как Orca, Grizzly, Mako: The Jaws of Смерть, Барракуда, Аллигатор, День животных, Тинторера и Съеденный заживо. Спилберг объявил Пиранью, поставленную Джо Данте и написанную Джоном Сэйлзом, «лучший из грабителей Челюстей». Среди различных зарубежных mockbusters, основанных на «Челюстях», три были из Италии: Great White, который вдохновил Universal на иск о плагиате и даже продавался в некоторых странах как часть франшизы Jaws. ; Акула-монстр, показанная в Mystery Science Theater 3000 под названием Рыба-дьявол; и Deep Blood, сочетающийся со сверхъестественным элементом. Японский фильм ужасов 2009 года «Психо-акула» был выпущен в США как Челюсти в Японии.

Ричард Дрейфус сыграл эпизодическую роль в фильме 2010 года Пиранья 3D, свободном ремейке фильма 1978 года. Дрейфус играет Мэтта Бойда, рыбака, стал первой жертвой титульного существ. Позже Дрейфус заявлено, что его персонаж был пародией и почти реинкарнацией Мэтта Хупера, его персонажа в «Челюстях». Во время своего персонажа Дрейфуса слушает по радио песню «Покажи мне дорогу домой », которую Хупер, Квинт и Броуди поют вместе на борту «Орки».

Martha's Vineyard отпраздновали 30-летие фильма в 2005 году фестивалем «JawsFest», второй выпуск которого состоялся в 2012 году. Независимая группа фанатов подготовила полнометражный документальный фильм Акула все еще работает с интервью с актерами и съемочной группой. Рассказанный Роем Шайдер и посвященный Питеру Бенчли, умершему в 2006 году, он дебютировал на кинофестивале в Лос-Анджелесе в 2009 году.

24 марта 2020 года было объявлено, что Донна Фиор будет направлять и ставить Брюса в музыкальном пересказе закулисной истории Челюстей, с Ричардом Оберакером, написавшим музыкальную книгу и тексты, и Робертом Тейлором, работающим над музыкой, премьера которого состоится с июня по июль 2021 года на Бумажной фабрике. Playhouse в Миллберн, Нью-Джерси.

Домашние медиа

Первым изданием LaserDisc, продаваемым в Северной Америке, был MCA DiscoVision выпуск Jaws в 1978 году. Второй LaserDisc был выпущен в 1992 году, до того, как в 1995 году вышла третья и окончательная версия под издательством Коллекция подписей MCA / Universal Home Video. Этот выпуск представляет собой тщательно продуманный бокс-сет, который включает удаленные сцены и отрывки, новый двухчасовой документальный фильм о создании фильма режиссера и продюсера Лорана Бузеро, копия фильма роман «Челюсти» и компакт-диск с саундтреком Джона Уильямса.

MCA Home Video впервые выпустила «Челюсти» на VHS в 1980 году. К 20-летию фильма в 1995 году MCA Universal Home Video выпустила новую ленту Collector's Edition с ретроспективой создания. Этот выпуск продано 800 000 шт. В Северной Америке. Другой, последний выпуск VHS, сопровождался сопутствующей лентой, сопровождался сопутствующей лентой, удаленными сценами, отрывки и трейлер.

«Челюсти» впервые был выпущен на DVD в 2000 году к 25-летию фильма, сопровождавшуюся масштабной рекламной кампанией. В нем представлен 50-минутный документальный фильм о создании фильма (отредактированная версия, представленная на выпуске LaserDisc 1995 года), с интервью со Спилбергом, Шайдером, Дрейфусом, Бенчли и другими актерами и съемочной группы. Другие дополнения включают удаленные сцены, кадры, трейлеры, производственные фотографии и раскадровки. Всего за месяц DVD разошелся тиражом один миллион копий. В июне 2005 года на фестивале JawsFest на Martha's Vineyard было выпущено юбилейное издание, посвященное 30-летию. На новом DVD было много дополнений, которые можно было увидеть в предыдущих выпусках домашнего видео, в том числе полный двухчасовой документальный фильм Бузеро и ранее недоступное интервью со Спилбергом, взятым на съемках фильма «Челюсти» в 1974 году. На втором фестивале JawsFest в августе 2012 года Blu-ray Disc of Jaws был выпущен с более чем четырьмя часами дополнений, включая «Акула все еще работает». Релиз Blu-ray был празднованием празднования 100-летия Universal и дебютировал на четвертом месте в чартах с более чем 362 000 проданными копиями. Фильм был выпущен на 4K Ultra HD Blu-ray 1 июня 2020 года.

Другие носители

Адаптации и товары

Фильм вдохновил двух аттракционы тематического парка : один в Universal Studios Florida, который закрыт с января 2012 года, и один в Universal Studios Japan. Также есть аниматронная версия сцены из фильма на Studio Tour в Universal Studios Hollywood. Было как минимум две музыкальные адаптации: JAWS The Musical !, премьера которой состоялась в 2004 году на фестивале Minnesota Fringe Festival, и Giant Killer Shark: The Musical, премьера которой состоялась в 2006 году на фестивале Toronto Челка.. Были выпущены три видеоигры, основанные на фильме: Челюсти 1987 года, разработанные LJN для Nintendo Entertainment System ; Jaws Unleashed 2006 года от Majesco Entertainment для Xbox, PlayStation 2 и ПК ; и Jaws: Ultimate Predator 2011 года, также от Majesco, для Nintendo 3DS и Wii. Мобильная игра была выпущена в 2010 году для iPhone. Aristocrat сделала официально лицензированный игровой автомат по мотивам фильма.

В 2017 году разработчик видеоигр Zen Studios разработал и выпустил виртуальную адаптацию фильма для пинбола как часть надстройки Universal Classics. на рекомендуемую игру в пинбол Pinball FX 3. В этой таблице представлены трехмерные фигуры Квинта и Челюсти, с возможностью выполнять миссии с точки зрения любого персонажа.

Сиквелы

«Челюсти» породили три продолжения, которые упали на критическую оценку и коммерческую эффективность. Их совокупные домашние доходы составляют едва ли половину от первого фильма. В октябре 1975 года Спилберг заявил аудитории кинофестиваля, что «создание продолжения чего-либо - всего лишь дешевый карни-трюк». Тем не менее, он все же подумывал о съемках первого продолжения, когда его первоначальный режиссер, Джон Д. Хэнкок, был уволен через несколько дней после начала съемок; В конечном итоге его обязательства перед Close Encounters of the Third Kind, над которыми он работал с Дрейфусом, сделали это невозможным. Челюсти 2 (1978) в конечном итоге были сняты Жанно Шварком ; Шайдер, Гэри, Гамильтон и Джеффри Крамер все повторили свои роли. Фильм обычно считается лучшим из сиквелов. «Челюсти 3-D» (1983) не показывает ни одного из оригинальных актеров, хотя его режиссером был Джо Алвес, который был арт-директором и художником-постановщиком. соответственно на двух предыдущих фильмах. В главных ролях: Деннис Куэйд и Луис Госсетт-младший, он был выпущен в формате 3D и получил крайне негативные отзывы. Эффект не был перенесен на телевидение или домашнее видео, где он был переименован в «Челюсти 3. Челюсти: Месть (1987), режиссер Джозеф Сарджент и Майкл Кейн и Лоррейн Гэри, вернувшаяся в роли Эллен Броуди, считается одним из худших фильмов, когда-либо созданных. В то время как все три сиквела приносили прибыль («Челюсти 2» и «Челюсти 3-D» входили в двадцатку самых кассовых фильмов своих лет), критики и зрители были в значительной степени недовольны фильмами.

См. Также

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты относится к: Jaws

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:06:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте