Шеридан Ле Фаню

редактировать
Ирландский готический писатель и мистический писатель (1814–1873)

Шеридан Ле Фаню
Шеридан Ле Фаню 002.png
РодилсяДжозеф Томас Шеридан Ле Фаню. (1814-08-28) 28 августа 1814. Дублин, Ирландия
Умер7 февраля 1873 (1873-02-07) (58 лет). Дублин, Ирландия
Род занятийПисатель
ЯзыкАнглийский
НациональностьИрландский
ЖанрГотический ужас, тайна
Литературное движениеТемный романтизм

Джозеф Томас Шеридан Ле Фану (; 28 августа 1814 - 7 февраля 1873) был ирландским писателем готических сказок, детективов романов и фантастики ужасов. Он был ведущим автором историй о привидениях девятнадцатого века и сыграл центральную роль в развитии жанра в викторианскую эпоху. М. Р. Джеймс охарактеризовал Ле Фаню как «абсолютно первого автора историй о привидениях». Три из его самых известных работ: Дядя Сайлас, Кармилла и Дом у кладбища.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Поздняя жизнь
  • 3 Работа
    • 3.1 Записки Перселла
    • 3.2 Спалатро
    • 3.3 Историческая фантастика
    • 3.4 Сенсационные романы
    • 3.5 Основные произведения
    • 3.6 Другие сборники рассказов
  • 4 Наследие и влияние
  • 5 См. также
  • 6 Источники
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы

Шеридан Ле Фаню родился на Лоуэр-Доминик-стрит, 45, Дублин, в литературную семью гугенотов, ирландского и английского происхождения. У него была старшая сестра Кэтрин Фрэнсис и младший брат Уильям Ричард. Его родителями были Томас Филип Ле Фаню и Эмма Лукреция Доббин. Его бабушка Алисия Шеридан Ле Фану и его двоюродный дед Ричард Бринсли Шеридан были драматургами (его племянница Рода Броутон стала бы успешным романистом), а его мать был также писателем, написавшим биографию Чарльза Орпена. Через год после его рождения его семья переехала в Королевское военное училище Хиберниана в парке Феникс, где был назначен его отец, священник Ирландской церкви. к капеллану учреждения. Парк Феникс, а также прилегающая деревня и приходская церковь Чапелизод появятся в более поздних рассказах Ле Фану.

Вдохновение для Дом у кладбища

В 1826 году семья переехала в Абингтон, графство Лимерик, где отец Ле Фану Томас стал вторым ректором в Ирландии. Хотя у него был наставник, который, по словам его брата Уильяма, ничему их не учил и в конце концов был уволен с позором, Ле Фаню использовал библиотеку своего отца для самообразования. К пятнадцати годам Джозеф писал стихи, которыми он делился со своей матерью и братьями и сестрами, но никогда со своим отцом. Его отец был суровым протестантом церковником и воспитывал свою семью почти в кальвинистической традиции.

В 1832 г. беспорядки, вызванные Войной за десятину ( 1831–36) повлияли на регион. В приходе Абингтона было около шести тысяч католиков и всего несколько десятков членов Ирландской церкви. (В плохую погоду декан отменил воскресные богослужения, потому что на них приходило очень мало прихожан.) Однако правительство обязало всех фермеров, включая католиков, платить десятину за содержание протестантской церкви. В следующем году семья временно переехала в Дублин, на Уильямстаун-авеню в южном пригороде, где Томас должен был работать в правительственной комиссии.

Дальнейшая жизнь

Хотя Томас Ле Фаню пытался жить Как будто он был обеспечен, семья постоянно испытывала финансовые затруднения. Томас занял пост ректората на юге Ирландии из-за денег, так как они обеспечивали достойную жизнь за счет десятины. Однако с 1830 года в результате агитации против десятины этот доход начал падать, а через два года полностью прекратился. В 1838 году правительство ввело схему выплаты ректорам фиксированной суммы, но тем временем у декана не было ничего, кроме арендной платы за некоторые унаследованные им небольшие владения. В 1833 году Томас был вынужден занять 100 фунтов стерлингов у своего двоюродного брата капитана Доббинса (который сам оказался в тюрьме должников несколько лет спустя), чтобы навестить свою умирающую сестру в Бате, которая также была по уши в долгу перед ней. Медицинские счета. После смерти Томасу почти нечего было оставить сыновьям, и семье пришлось продать его библиотеку, чтобы выплатить часть его долгов. Его вдова переехала к младшему сыну, Уильяму.

Шеридан Ле Фану изучал право в Тринити-колледже в Дублине, где он был избран аудитором Исторического общества колледжа. Согласно системе, свойственной Ирландии, ему не нужно было жить в Дублине, чтобы посещать лекции, но он мог учиться дома и при необходимости сдавать экзамены в университете. В 1839 году его призвали в коллегию адвокатов, но он никогда не практиковал и вскоре отказался от права ради журналистики. В 1838 году он начал писать статьи для журнала Dublin University Magazine, в том числе свой первый рассказ о привидениях, озаглавленный «Призрак и костоправ» (1838). С 1840 года он стал владельцем нескольких газет, включая Dublin Evening Mail и The Warder.

18 декабря 1844 года Ле Фаню женился на Сюзанне Беннетт, дочери ведущего дублинского адвоката. Будущее Лига самоуправления MP Исаак Батт был свидетелем. Затем пара поехала в дом его родителей в Абингтоне на Рождество. Они сняли дом на Уоррингтон-Плейс недалеко от Гранд-канала в Дублине. Их первый ребенок, Элеонора, родилась в 1845 году, за ней последовали Эмма в 1846 году, Томас в 1847 году и Джордж в 1854 году.

В 1847 году Ле Фаню поддерживал Джона Митчела и Томаса Фрэнсиса. Мигер в своей кампании против безразличия правительства к ирландскому голоду. Среди других участников кампании были Сэмюэл Фергюсон и Исаак Батт. Батт написал сорокастраничный анализ национальной катастрофы для журнала Dublin University Magazine в 1847 году. Его поддержка стоила ему назначения депутатом от партии тори от графства Карлоу в 1852 году.

Дом на Меррион-сквер, где находится Ле Фану жил

. В 1856 году семья переехала с Уоррингтон-плейс в дом родителей Сюзанны на Меррион-сквер, 18 (позже дом №70, офис Ирландского совета по делам искусств). Ее родители уехали на пенсию, чтобы жить в Англии. Ле Фаню никогда не владел домом, но арендовал его у своего зятя за 22 фунта стерлингов в год (которые он так и не выплатил полностью).

Его личная жизнь также стала трудной в это время, так как его жена страдала от нарастающих невротических симптомов. У нее был кризис веры, и она посещала религиозные службы в близлежащем Св. Стефана. Она также обсуждала религию с Уильямом, младшим братом Ле Фаню, поскольку Ле Фаню, очевидно, перестал посещать службы. Она страдала от беспокойства после смерти нескольких близких родственников, в том числе ее отца двумя годами ранее, что могло привести к семейным проблемам.

В апреле 1858 года у нее случился «истерический приступ», и она умерла на следующий день в неизвестной обстоятельства. Она была похоронена в семейном склепе Беннеттов на кладбище Маунт-Джером рядом с отцом и братьями. Страдания дневников Ле Фаню предполагают, что он чувствовал не только потерю, но и вину. С тех пор он не писал никаких художественных произведений вплоть до смерти своей матери в 1861 году. Он обратился к своей кузине леди Гиффорд за советом и поддержкой, и она оставалась его близким корреспондентом до самой своей смерти в конце десятилетия.

В 1861 году он стал редактором и владельцем журнала Dublin University Magazine, и он начал пользоваться преимуществами двойной публикации: сначала выпускался в журнале Dublin University, а затем редактировался для английского рынка. Он опубликовал и Дом у кладбища, и так. После вялых отзывов о предыдущем романе, действие которого происходит в районе Феникс-Парк в Дублине, Ле Фаню подписал контракт с Ричардом Бентли, своим лондонским издателем, в котором уточнялось, что будущие романы будут рассказами «об английском предмете и о нем. современность », - считает Бентли необходимым для Le Fanu, чтобы удовлетворить английскую публику. Ле Фаню преуспел в этой цели в 1864 году, выпустив книгу Дядя Сайлас, которую он установил в Дербишире. Однако в своих последних рассказах Ле Фаню вернулся к ирландскому фольклору как источник вдохновения и призвал своего друга Патрика Кеннеди внести фольклор в D.U.M.

Ле Фаню умер от сердечного приступа в своем родном Дублине 7 февраля 1873 года в возрасте 58 лет. Согласно Расселу Кирку, в его эссе «Поучительная записка к призрачной сказке» "in, Le Fanu" буквально умер от испуга "; но Кирк не сообщает обстоятельств. Сегодня в Баллифермоте, недалеко от дома его детства на юго-западе Дублина, названного в его честь, есть дорога и парк.

Работа
Ле Фаню ок. 1870

Ле Фаню работал во многих жанрах, но остается наиболее известным благодаря своей фантастике ужасов. Он был скрупулезным мастером и часто переделывал сюжеты и идеи из своих более ранних работ в последующих произведениях. Многие из его романов, например, являются расширением и уточнением более ранних рассказов. Он специализировался на тоне и эффекте, а не на «шоковом ужасе» и любил оставлять важные детали необъясненными и загадочными. Он избегал явных сверхъестественных эффектов: в большинстве его основных работ сверхъестественное явно подразумевается, но возможно и «естественное» объяснение. Демоническая обезьяна в «Зеленом чае» могла быть иллюзией главного героя рассказа, который был единственным человеком, который ее видел; в «Фамильяре» смерть капитана Бартона кажется сверхъестественной, но на самом деле она не засвидетельствована, а призрачная сова может быть настоящей птицей. Эта техника повлияла на более поздних художников ужасов, как в печати, так и в кино (см., Например, принцип «косвенного ужаса» продюсера Вэла Льютона ). Хотя другие писатели с тех пор выбрали менее тонкие техники, лучшие сказки Ле Фаню, такие как вампир новелла Кармилла и рассказ «Шалькен-художник», остаются одними из самых сильных в истории. Жанр. Он оказал огромное влияние на одного из самых известных авторов рассказов о привидениях ХХ века, М. Р. Джеймс, и хотя его работа потеряла популярность в начале 20-го века, к концу века интерес к его работе возрос и остается сравнительно сильным.

Документы Перселла

Его первые двенадцать рассказов, написанные между 1838 и 1840 годами, якобы являются литературными останками католического священника 18-го века по имени отец Перселл. Они были опубликованы в журнале Dublin University Magazine и позже были собраны как The Purcell Papers (1880). В основном они происходят в Ирландии и включают в себя несколько классических историй готического ужаса с мрачными замками, сверхъестественными визитами из могилы, безумием и самоубийствами. Также очевидны ностальгия и грусть по обездоленной католической аристократии Ирландии, чьи разрушенные замки являются немым свидетелем этой истории. Некоторые из рассказов до сих пор часто появляются в антологиях :

  • «Призрак и Заклинатель костей» (1838), его впервые опубликованном шутливом рассказе.
  • «Удачи сэра Роберта Ардага» (1838)), загадочная история, которая частично связана с Фаустовским пактом и происходит в готической атмосфере замка в сельской Ирландии.
  • «Последний наследник замка Коннор» (1838), несверхъестественная история, исследующая упадок и экспроприацию древнего католического дворянства Ирландии в период протестантского господства.
  • «Сон пьяницы» (1838), навязчивое видение ада.
  • «Странное событие из жизни Шалькена-художника» (1839), тревожная версия мотива демон-любовник. Этот рассказ был вдохновлен атмосферными сценами при свечах голландского художника 17-го века Годфрида Шалькена, который является образцом для главного героя рассказа. М. Р. Джеймс заявил, что «« Шалькен »более строго соответствует моим идеалам. Это действительно одно из лучших достоинств Ле Фаню». Он был адаптирован и транслировался для телевидения как Шалькен-Художник на BBC на Рождество 1979 года, с Джереми Клайдом и Джоном Джастином в главных ролях.
  • «Отрывок из тайной истории ирландской графини» (1839), ранняя версия его более позднего романа «Дядя Сайлас».
  • «Глава в истории семьи Тайронов» (1839)), которые, возможно, повлияли на Шарлотта Бронте Джейн Эйр. Позднее эта история была переработана и расширена Ле Фаню как (1869).

Исправленные версии «Ирландской графини» и «Шалькен» были перепечатаны в первом сборнике рассказов Ле Фаню, очень редких «Истории о привидениях» и «Тайные сказки» ( 1851).

Спалатро

Анонимная новелла Спалатро: Из записок фра Джакомо, опубликованная в журнале Дублинского университета в 1843 году, была добавлена ​​в канон Ле Фаню в конце 1980 года, будучи признан работой Ле Фану У. Дж. Маккормака в его биографии того года. Спалатро имеет типично готический итальянский сеттинг, в котором бандит является героем, как в Энн Рэдклифф (чей роман 1797 года Итальянец включает раскаявшегося второстепенного злодея с таким же именем). Однако более тревожным является некрофильная страсть героя Спалатро к нежити-кровожадной красавице, которая, кажется, является предшественницей более поздней женщины-вампира Ле Фану Кармиллы. Как и Кармилла, эта роковая женщина-нежить не изображается полностью отрицательно и пытается, но безуспешно, спасти героя Спалатро от вечного проклятия, которое, кажется, является его судьбой.

Ле Фаню написал этот рассказ после смерти своей старшей сестры Екатерины в марте 1841 года. Она болела около десяти лет, но ее смерть стала для него большим потрясением.

Исторический художественная литература

Первые романы Ле Фаню были историческими, а-ля сэр Вальтер Скотт, хотя и с ирландской сетью. Как и Скотт, Ле Фаню симпатизировал старому якобитскому делу:

  • (1845), истории старого Дублина. Он был переиздан с небольшими изменениями под названием Morley Court в 1873 году.
  • (1847)
  • Дом у церковного двора (1863), последний роман Ле Фаню, действие которого происходит в прошлом, и как упоминалось выше, последний с ирландской настройкой. Примечательно, что здесь исторический стиль Ле Фаню смешан с его более поздним готическим стилем, на который повлияло его чтение классических писателей этого жанра, таких как Энн Рэдклифф. Действие этого романа, позже цитируемого Джеймсом Джойсом в Поминки по Финнегану, происходит в Чапелизод, где Ле Фаню жил в юности.

Сенсационные романы

Ле Фаню опубликовал много романов в современной сенсационной фантастике стиле Уилки Коллинза и других:

  • (1864)
  • (1865)
  • (1866), высмеивание духовности.
  • (1867)
  • (1868) адаптация «Злого гостя»
  • (1868)
  • ( 1869)
  • (1871)
  • (1871), в котором описываются ужасы частного сумасшедшего дома, классическая готическая тема.
  • (1872)

Основные работы

Его самые известные произведения, которые все еще широко читаются сегодня, это:

Соблазнительный вампир Кармилла нападает на спящую Берту Райнфельдт.
  • Дядя Сайлас (1864), мрачный детективный роман и классика готического ужаса. Это значительно расширенная адаптация его более раннего рассказа «Отрывок из тайной истории ирландской графини», в котором место действия было изменено с Ирландии на Англию. Версия фильма под тем же названием была сделана Gainsborough Studios в 1947 году, а ремейк под названием «Темный ангел» с Питером О'Тулом в главной роли в 1987 году.
  • В темном стекле (1872), сборник из пяти рассказов в жанрах ужасов и мистерий, представленных как посмертные документы оккультного детектива доктора Хесселиуса:
  • «Зеленый Чай », навязчивое повествование о человеке, которого преследует демоническая обезьяна.
  • « Фамильяр », слегка переработанная версия рассказа Ле Фаню« Наблюдатель »1847 года. Мистер Джеймс считал это лучшим рассказом о привидениях из когда-либо написанных.
  • «Мистер Джастис Харботтл», еще одна панорама ада, очень любимая мистером Джеймсом.
  • «Комната в Драконе Воланте»., это не история о привидениях, а известная мистическая история, включающая тему преждевременного захоронения
  • "Кармилла ", захватывающий рассказ о женщине-вампире, действие которого происходит в Центральной Европе. Он также послужил вдохновением для нескольких фильмов, в том числе Хаммера Любовники вампиров (1970), Кровь и розы Роджера Вадима (1960) и датский режиссер Карл Теодор «Вампир » Дрейера (1932). Такие ученые, как А. Асбьёрн Йон, также отметили важное место, которое «Кармилла » занимает в изменении образа вампиров в современной художественной литературе.

Другие сборники рассказов

  • Хроники Золотых Монахов (1871), сборник рассказов, действие которых происходит в воображаемой английской деревне Золотых Монахов, в том числе:
  • «Странное приключение из жизни мисс Лауры Милдмей» ", включающий рассказ" Мадам Призрак Ворона ».
  • « Призрачный баронет », повесть.
  • « Птица прохода ».
  • Наблюдатель и другие странные истории (1894), еще один сборник рассказов, опубликовано посмертно.
  • Призрак мадам Кроул и другие тайны (1923), несобранные рассказы, собранные из их оригинальных журнальных публикаций и отредактированные М. Р. Джеймс :
  • «Призрак мадам Кроул», из Круглый год, декабрь 1870 года.
  • «Завещание сквайра Тоби», из Темпл-Бар, январь 1868 года.
  • «Дикон Дьявол» из Лондонского общества, Рождественский номер, 1872 год.
  • «Ребенок, который ходил с феями», из цикла «Круглый год», февраль 1870 года.
  • Белый кот Драмгунниола », круглый год, апрель 1870 года.
  • « Отчет о некоторых странных беспорядках на улице Онжье », из журнала Дублинского университета, январь 1851 года.
  • « Призрак » Истории Чапелизода », из журнала Дублинского университета, январь 1851 года.
  • « Злой капитан Уолшоу из Ваулинга », из журнала Дублинского университета, апрель 1864 года.
  • « Сделка сэра Доминика », круглый год, июль 1872 года.
  • «Ultor de Lacy», из журнала Dublin University, декабрь 1861 г.
  • «Видение Тома Чаффа», круглый год, Октябрь 1870 г.
  • «Истории Лох-Гвира», круглый год, апрель 1870 г.
Публикация Эта книга, которая часто переиздавалась, привела к возрождению интереса к Ле Фаню, которое продолжается и по сей день.
Наследие и влияние

Помимо М.Р. Джеймса, несколько других писателей выразили свое мнение Сильное восхищение художественной литературой Ле Фаню. Э. Ф. Бенсон заявил, что рассказы Ле Фаню «Зеленый чай», «Знакомые» и «Мистер Джастис Харботтл» «инстинктивны с ужасом, который не может устареть в обычае, и это качество является обязательным, как в «Поворот винта», к замечательным художественным приемам Ле Фаню в постановке и повествовании ». Бенсон добавил: «Лучшая работа [Ле Фаню] имеет первостепенное значение, в то время как как« ползун плоти »он не имеет себе равных. Ни у кого другого нет такого уверенного прикосновения к смешиванию таинственной атмосферы, в которой зарождается ужас». Джек Салливан утверждал, что Ле Фаню является «одной из самых важных и новаторских фигур в развитии истории о привидениях» и что работы Ле Фаню оказали «невероятное влияние на жанр; [его] считают] Мистер Джеймс, Э. Ф. Блейлер и другие как самые искусные писатели сверхъестественной фантастики на английском языке ».

Работа Ле Фаню оказала влияние на нескольких более поздних писателей. Самым известным было то, что Кармилла сильно повлияла на Брэма Стокера в написании Дракулы. Художественная литература мистера Джеймса о привидениях вдохновлена ​​работами Ле Фаню в этом жанре. Сверхъестественный роман Оливера Онионса «Рука Корнелиуса Войта» (1939) был вдохновлен дядей Ле Фаню Сайласом.

См. также
Ссылки
Источники
Дополнительная литература

Есть обширный критический анализ сверхъестественных историй Ле Фаню (в частности, «Зеленый чай», «Шалькен-художник» и Кармилла) в книге Джека Салливана «Элегантные кошмары: английская история о привидениях от Ле Фаню до Блэквуда» ( 1978). Другие книги о Ле Фаню включают Уилки Коллинза, Ле Фаню и другие (1931) С. М. Эллиса, Шеридан Ле Фаню (1951) Нельсона Брауна, Джозефа Шеридана Ле Фану (1971) Майкла Х. Бегнала, Шеридана Ле Фаню (третье издание, 1997) У. Дж. Маккормака, Готика Ле Фаню: Риторика Тьмы (2004) Виктора Сейджа и Видение и Вакансия: Вымыслы Дж. С. Ле Фаню (2007) Джеймса Уолтона.

Ле Фаню, его работы и его семейное прошлое исследуются в смешанном тексте прозы и стихов «Призрак Ле Фаню» (2006). Книга Гэри Уильяма Кроуфорда J. Sheridan Le Fanu: A Bio-Bibliography (1995) - первая полная библиография. Книга Кроуфорда и Брайана Дж. Шоуерса «Джозеф Шеридан Ле Фану: краткая библиография» (2011 г.) является дополнением к уже не изданной библиографии Кроуфорда за 1995 г. Вместе с Джимом Рокхиллом и Брайаном Дж. Шоуерсом Кроуфорд редактировал «Отражения в темном стекле: очерки о Дж. Шеридане Ле Фану». Введение Джима Рокхилла в три тома Ash-Tree Press выпуска короткометражного рассказа Ле Фаню о сверхъестественном (Schalken the Painter and Others [2002], The Haunted Baronet and Others [2003], Mr Justice Harbottle and Others) [2005]) дают проницательный отчет о жизни и творчестве Ле Фаню.

Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Шеридан Ле Фану
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Шеридан Ле Фану
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Шериданом Ле Фану.
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:57:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте