Сатима Беа Бенджамин | |
---|---|
Имя при рождении | Беатрис Бенджамин |
Дата рождения | (1936-10-17) 17 октября 1936. Клермонт, Кейптаун, Южная Африка |
Умер | 20 августа 2013 (2013-08-20) (в возрасте 76). Кейптаун |
Жанры | Южноафриканский джаз, вокальный джаз, соул-джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор, автор текстов |
Инструменты | Вокал |
Годы активности | 1955–2013 |
Лейблы | ekapa |
Ассоциированные группы | Jean Grae, А бдулла Ибрагим, Бастер Уильямс, Онаджа Аллан Гамбс |
Беатрис "Сатима Беа " Бенджамин (17 октября 1936 г. - 20 августа 2013 г.) был южноафриканским вокалистом и композитором, почти 45 лет проживавшим в Нью-Йорке.
Она родилась Беатрис Берта Бенджамин в Клермонте, Кейптаун, Южная Африка; ее отец, Эдвард Бенджамин, был с острова Святой Елены у побережья Западной Африки, а ее мать, Эвелин Генри, имела корни в Маврикии и Филиппинах. В подростковом возрасте она впервые исполнила популярную музыку на конкурсах талантов в местном кинотеатре (биоскоп) во время антракта. К 1950-м годам она пела в различных ночных клубах, на общественных танцах и на общественных мероприятиях, выступая с известными кейптаунскими пианистами Тони Шильдером и Генри Февраль, среди прочих. Она построила свой репертуар, просматривая британские и американские фильмы и расшифровывая тексты песен, услышанных по радио, где она обнаружила Ната Кинга, Билли Холидей, Дорис Дэй, Элла Фицджеральд. Эти музыканты повлияли на ее стиль пения, особенно с точки зрения легкой фразировки и четкой дикции.
В возрасте 21 года она присоединилась к путешествующему шоу Colored Jazz and Variety во время тура по Южной Африке. Когда постановка провалилась, она оказалась в Мозамбике, где познакомилась с южноафриканским саксофонистом Киппи Мекетси. В 1959 году она вернулась на ныне процветающую джазовую сцену Кейптауна, где встретила пианиста Доллара Брэнда (позже известного как Абдулла Ибрагим ), за которого она выйдет замуж в 1965 году. В том же году она записала то, что было бы первая джазовая пластинка в истории ЮАР. Эта запись под названием «Мои песни для вас» в сопровождении трио Ибрагима так и не была выпущена.
После Sharpeville Massacre в Южной Африке В 1960 году Бенджамин и Ибрагим уехали из ЮАР в Европу. Пара вместе с трио басиста и барабанщика Ибрагима Махая Нтшоко поселилась в Цюрихе, Швейцария, и работала по всей Германии и Скандинавии, встречаясь и время от времени работая с американскими джазовыми исполнителями, включая Дон Байас, Декстер Гордон, Кенни Дрю, Бен Вебстер, Бад Пауэлл, Джон Колтрейн и Телониус Монах. Однако художником, оказавшим наибольшее влияние на жизнь Бенджамина, был герцог Эллингтон.
Бенджамин познакомился с Эллингтоном, когда он был в Цюрихе в 1963 году. Большую часть своей жизни он стоял за кулисами. после выступления группы, когда концерт закончился, она настояла, чтобы Дюк услышал трио ее мужа в том месте, где у группы Ибрагима была постоянная помолвка. Герцог согласился, но настоял на том, чтобы Бенджамин спел для него. После этой встречи Эллингтон организовал для пары полет в Париж и запись отдельных альбомов для лейбла Фрэнка Синатры Reprise, для которого Эллингтон был представителем артистов и репертуара. Пластинка Ибрагима была выпущена в следующем году и впоследствии помогла ему завоевать популярность в Европе и США. Однако запись Бенджамина оставалась неизданной и считалась утерянной до ее выпуска в 1996 году на Enja Records под названием A Morning in Paris. Инженер сеанса тайком сделал вторую копию.
Она поддерживала свои музыкальные отношения с Эллингтоном. В 1965 году он организовал ее выступление со своей группой в США на джазовом фестивале в Ньюпорте (когда она спела балладу Эллингтона «Solitude »), и однажды спросил ее присоединиться к его группе навсегда. Из-за ее недавнего брака с Ибрагимом в том же году Бенджамин отклонил предложение.
На протяжении 1960-х годов Бенджамин и Ибрагим перемещались между Европой и Новой страной. Йорк, как Ибрагим работал, чтобы построить свою карьеру. Бенджамин большую часть времени проработал менеджером и агентом своего мужа, воспитывая их сына Цакве. 1976 год стал поворотным для Бенджамина. Она и Ибрагим вернулись в Южную Африку, чтобы жить; она родила дочь Циди (ныне андеграундный хип-хоп исполнитель Жан Грэ ); и записал альбом оригинальных композиций African Songbird для южноафриканской Gallo Records. Вскоре после рождения Циди семья переехала в Нью-Йорк в 1977 году в знаменитый Hotel Chelsea.
В 1979 году Бенджамин основал звукозаписывающий лейбл Ekapa, чтобы продюсировать и распространять музыку ее и Ибрагима. В период с 1979 по 2002 год она выпустила восемь своих альбомов на Ekapa, включая Sathima Sings Ellington, Dedications, Memories and Dreams, Windsong, Lovelight, Southern Touch, Cape Town Love и Musical Echoes.
Посвящение был номинирован на премию Грэмми в 1982 году. Соавторами Бенджамина на этих альбомах были саксофонист Карлос Уорд, пианисты Стивен Скотт, Кенни Бэррон, Ларри Уиллис и Онадж Аллан Гамбс, басист Бастер Уильямс и барабанщики Билли Хиггинс и Бен Райли. По большей части Бенджамин использовал американских музыкантов для своих записей в США и музыкантов из Южной Африки, когда они были в Кейптауне. В ее записи 2002 года Musical Echoes участвовали американский пианист Стивен Скотт с двумя южноафриканцами, басистом и барабанщиком.
В 2000 году датский продавец подержанных книг и Поклонник южноафриканского джаза Ларс Расмуссен опубликовал сборник эссе и дискографию музыки Бенджамина в книге Sathima Bea Benjamin: Embracing Jazz (Копенгаген, 2000). Он содержит два компакт-диска с музыкой Сатимы: «Кейптаунская любовь» и сборник «Обнимающий джаз» с фотографиями.
В октябре 2004 года президент ЮАР Табо Мбеки вручил ей Орден Икхаманги Серебряную награду за «отличный вклад как джазовую артистку» и за ее вклад »в борьба против апартеида ". В марте 2005 года арт-группа Pen and Brush, Inc. вручила ей Сертификат достижений за ее работу в качестве исполнителя, музыканта, композитора и «активиста борьбы за права человека в Южной Африке». О Бенджамине рассказывалось в мартовском номере журнала JazzTimes за 2006 год.
. Ее альбом SongSpirit был выпущен 17 октября 2006 года в честь ее 70-летия. Компиляция, она включает треки с ее более ранних альбомов, а также ранее не издававшийся дуэт с Абдуллой Ибрагимом в 1973 году.
В 2007 году Бенджамин начал переиздавать свой задний каталог для скачивания. «Кейптаунская любовь», выпущенная 19 июня, начала процесс, а «Утро в Париже» была переиздана в октябре 2007 года в честь ее 71-летия. Он был выпущен для загрузки 16 октября и переиздан на компакт-диске 22 января 2008 года.
В декабре 2008 года она выступила в Театре Аполлона на закрытии концерта Bricktop в Аполлоне, организованного режиссером Джордан Уокер-Перлман. Она спела «Кто-то, чтобы присматривать за мной ».
В 2010 году она была героем документального фильма «Песнь ветра Сатимы», снятого автором и профессором Даниэлем Йоном.
В 2011 году Duke University Press опубликовали «Музыкальные отголоски: южноафриканские женщины, думающие в джазе», написанные Бенджамином и Кэрол Мюллер, южноафриканскими этномузыкологами, на протяжении двадцати лет.
Она вернулась в Кейптаун в 2011 году, где продолжила работать вокалисткой. Она умерла 20 августа 2013 года в возрасте 76 лет.