Дон Байас

редактировать
Дон Байас
Имя при рожденииКарлос Уэсли Байас
Родился(1912-10-21) 21 октября 1912 г.. Маскоги, Оклахома, США
Умер24 августа 1972 года (1972-08-24) (59 лет). Амстердам, Нидерланды
ЖанрыБибоп, свинг
ИнструментыТеноровый саксофон

Карлос Уэсли "Дон " Байас (21 октября 1912 - 24 августа 1972) был американским джазовым тенор-саксофонистом, больше всего ассоциируется с бибоп. Он играл с графом Бэйси, герцогом Эллингтоном, Артом Блейки и Диззи Гиллеспи, среди прочих, а также руководил своей собственной группой. Он прожил в Европе последние 26 лет своей жизни.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Оклахома и Лос-Анджелес
    • 1.2 Нью-Йорк
    • 1.3 Париж
    • 1.4 Нидерланды
  • 2 Общая информация
  • 3 Дискография
    • 3.1 Ранние годы
    • 3.2 Годы изгнания
    • 3.3 Как помощник
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
Биография

Оклахома и Лос-Анджелес

Байас родился в Маскоги, Оклахома. Оба родителя Бьяса были музыкантами. Его мать играла на фортепиано, а отец - на кларнете. Бяс начал свое обучение классической музыке, обучаясь игре на скрипке, кларнете и альт-саксофоне, на котором он играл до конца 1920-х годов.

Бенни Картер, игравший на многих инструментах, был его кумиром в то время. Байас начал играть в местных оркестрах в возрасте 17 лет с Бенни Мотеном, Терренсом Холдером и Уолтером Пейджем. Он основал и возглавил свою собственную студенческую группу Don Carlos and His Collegiate Ramblers в 1931-32 годах в Langston College, Оклахома.

Байас переключился на тенор-саксофон после того, как перешел в Западное побережье и играл с несколькими группами Лос-Анджелеса. В 1933 году он принял участие в турне по Западному побережью «Шарпс энд Флэтс» Берта Джонсона. Он работал в группе Лайонела Хэмптона в Paradise Club в 1935 году вместе с тростником и аранжировщиком Эдди Бэрфилдом и тромбонистом Тайри Гленном. Он также играл с Баком Клейтоном, Лоренцо Фленной и Чарли Эчолсом.

Нью-Йорк

В 1937 году Байас переехал в Нью-Йорк, чтобы работать с группой Эдди Мэллори, аккомпанируя Жена Мэллори, певица Этель Уотерс, в туре и в Cotton Club. Некоторое время он работал с группой аранжировщика Дона Редмана в 1938 году, а затем в 1939-1940 годах. Он записал свою первую сольную пластинку в мае 1939 года: "Is This to Be My Souvenir?" с Тиммом Розенкранцем и его Barrelhouse Barons для Victor. Он играл с группами таких лидеров, как Лаки Миллиндер, Энди Кирк, Эдгар Хейс и Бенни Картер. Он провел около года в группе Энди Кирка, записываясь с ним с марта 1939 по январь 1940, включая короткое соло на "You Set Me on Fire".

В сентябре 1940 года у него было соло в восьми тактах на «Практика ведет к совершенству», записанная Билли Холидей. Он участвовал в сессиях с пианистом Питом Джонсоном, трубачом Hot Lips Page и певцом Биг Джо Тернер. В 1941 году в Minton's Playhouse он играл с Чарли Кристианом, Телониусом Монком и Кенни Кларком во внерабочее время.

В начале 1941 года, после непродолжительного пребывания с Полом Баскомбом, у него был большой перерыв, когда граф Бэйси выбрал его на место Лестера Янга в своей большая группа. Байас записал «Гарвардский блюз» с оркестром Бэйси 17 ноября 1941 года на вокальную версию мелодии Джорджа Фрейзера Джимми Рашинга. 24 июля 1942 года он участвовал в небольшой групповой сессии с Баком Клейтоном, графом Бейси и его ритм-секцией (Фредди Грин, Уолтер Пейдж, Джо Джонс ), записывая «Royal Garden Blues "и" Sugar Blues ".

В августе 1942 года группа стала рекордсменом Голливуда за фильм Reveille with Beverly, за которым в феврале 1943 года последовал еще один фильм, Stage Door Canteen. Он оставался с Бэйси до ноября 1943 года.

Он играл в небольших группах в нью-йоркских клубах, включая оркестр Коулмана Хокинса (1944), и он общался с бибопперами, такими как Диззи. Гиллеспи, Чарли Паркер, Джордж Уоллингтон, Оскар Петтифорд и Макс Роуч в Onyx Club с начала 1944 года. Он записался с последним под руководством Хокинса для того, что считается первым выпуском бибопа, "Woody 'n You ", 16 и 22 февраля 1944 года. В мае 1944 года он разделял тенор обязанности с Хокинсом в ансамбле Sax Ensemble последнего, а также руководство его собственной группой на выступлениях в клубе Three Deuces. После записи для ряда небольших лейблов (Savoy, Jamboree, National, Disc, Arista, Super, American, Hub, Готэм ) в этот период у Байаса был большой успех с «Лаурой » Дэвидом Раксином, заглавной мелодией Отто Премингера одноименный фильм (1944).

4 января 1945 года Байас записался с Клайдом Харт, певцом Rubberlegs Williams, Гиллеспи, Паркер, Трамми Янг, а 9 января 1945 года Гиллеспи, Байас и Янг записали "Be Bop", "Salt Peanuts " и "Good Bait <2".>«для Усадьбы. 9 июня Байас и Слэм Стюарт выступили дуэтом в The Town Hall. Байас руководил небольшой группой на нескольких сессиях для Savoy в 1945–46. Он занял второе место в тенор-саксофоне на All-American Awards Esquire в январе 1946 года, а в феврале он снова записался с Гиллеспи на "52nd Street Theme " и "Ночь в Тунисе ".

Несмотря на свои ассоциации с бибопом, Байас оставался глубоко укоренившимся в звуках свинга. Он начал с подражания Колману Хокинсу, но Байас сослался на Арта Татума как на свое большее влияние: «Я убежище. нет никакого стиля! Я просто дую, как Арт ».

Париж

В сентябре 1946 года Байас отправился в Европу в турне с биг-бендом Дона Редмана в Дании, Бельгии, Швейцарии и Германия. Они были первым гражданским джазовым биг-бендом, совершившим тур по старому континенту после войны. Бьяс остался в Европе. После игры в Бельгии и Испании он наконец поселился в Париже и почти сразу смог записаться.

Еще в Женеве, Байас записал «Laura» и «How High the Moon ». В декабре 1946 года он впервые записал во Франции, с Редманом, Тайри Гленном и Peanuts Holland. Он записывался для лейблов Swing и Blue Star в 1947 году, работая с Эдди Баркли. В 1947-48 годах он жил в Барселоне из-за более низкая стоимость жизни и благоприятная атмосфера. Пианист Тете Монтолиу пробрался в клуб Copacabana в Барселоне, чтобы послушать великого саксофониста.

Байас играл с Биллом Коулманом в начало 1949 года; той осенью гастролировал с Баком Клейтоном. Начиная с 1948 года, Бай стал известной фигурой не только в Сен-Жермен-де-Пре в Париже, но и на Ривьере, где его можно было увидеть в Сен-Тропе в маске, тубе, ластах и ​​подводном ружье. Байас снова сотрудничал с Энди Кирком и записывался вместе на Vogue в 1953 году. Байас также записывался с Берил Букер в том же году.

Нидерланды

Байас переехал в Нидерланды в начале 1950-х годов; в 1955 году он женился на Джоанне «Джопи» Экстин.

Он много работал в Европе, часто с гастролирующими американскими музыкантами. Он также записывался с певицей фадо Амалией Родригес во время своего пребывания в Европе. Байас не возвращался в США до 1970 года, когда он появился на джазовом фестивале в Ньюпорте. Он умер в Амстердаме в 1972 году от рака легких, в возрасте 59 лет.

Общая информация
Дискография

Дон Байас является лидером, если не указано иное в скобках.

Ранние годы

  • Бессмертный Чарли Кристиан, (записи 1939-1941, выпущены, Наследие, 1980)
  • Типичный Билли Холидей, Том 8 (дата 1940 года под руководством Билли Холидей, Columbia Records )
  • «Гарвардский блюз» (с графом Бэйси, 1941 г. в группе № 1 Америки: годы Колумбии)
  • «Сахарный блюз» (с Бэйси, 1942 г., также в группе № 1 в Америке))
  • "Индиана "," Я получил ритм "и" Лаура "(Различные исполнители, концерт в ратуше, 1945, Commodore Records )
  • Midnight at Minton's ( 1941)
  • Savoy Jam Party: Savoy Sessions (1944–45)
  • Пожалуйста, поверьте мне, и почему вы сделали это со мной », Квартет Дона Бьяса, с Маленьким Сэмом (Большой Билл Брунзи ), Hub Records 3003 (декабрь 1945 г.)

Годы изгнания

В качестве сайдмена

с Диззи Гиллеспи

С Коулманом Хокинсом

  • Rainbow Mist (Делмарк, 1944 [1992]) сборник записей Аполлона
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 12:13:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте