Дон Байас | |
---|---|
Имя при рождении | Карлос Уэсли Байас |
Родился | (1912-10-21) 21 октября 1912 г.. Маскоги, Оклахома, США |
Умер | 24 августа 1972 года (1972-08-24) (59 лет). Амстердам, Нидерланды |
Жанры | Бибоп, свинг |
Инструменты | Теноровый саксофон |
Карлос Уэсли "Дон " Байас (21 октября 1912 - 24 августа 1972) был американским джазовым тенор-саксофонистом, больше всего ассоциируется с бибоп. Он играл с графом Бэйси, герцогом Эллингтоном, Артом Блейки и Диззи Гиллеспи, среди прочих, а также руководил своей собственной группой. Он прожил в Европе последние 26 лет своей жизни.
Байас родился в Маскоги, Оклахома. Оба родителя Бьяса были музыкантами. Его мать играла на фортепиано, а отец - на кларнете. Бяс начал свое обучение классической музыке, обучаясь игре на скрипке, кларнете и альт-саксофоне, на котором он играл до конца 1920-х годов.
Бенни Картер, игравший на многих инструментах, был его кумиром в то время. Байас начал играть в местных оркестрах в возрасте 17 лет с Бенни Мотеном, Терренсом Холдером и Уолтером Пейджем. Он основал и возглавил свою собственную студенческую группу Don Carlos and His Collegiate Ramblers в 1931-32 годах в Langston College, Оклахома.
Байас переключился на тенор-саксофон после того, как перешел в Западное побережье и играл с несколькими группами Лос-Анджелеса. В 1933 году он принял участие в турне по Западному побережью «Шарпс энд Флэтс» Берта Джонсона. Он работал в группе Лайонела Хэмптона в Paradise Club в 1935 году вместе с тростником и аранжировщиком Эдди Бэрфилдом и тромбонистом Тайри Гленном. Он также играл с Баком Клейтоном, Лоренцо Фленной и Чарли Эчолсом.
В 1937 году Байас переехал в Нью-Йорк, чтобы работать с группой Эдди Мэллори, аккомпанируя Жена Мэллори, певица Этель Уотерс, в туре и в Cotton Club. Некоторое время он работал с группой аранжировщика Дона Редмана в 1938 году, а затем в 1939-1940 годах. Он записал свою первую сольную пластинку в мае 1939 года: "Is This to Be My Souvenir?" с Тиммом Розенкранцем и его Barrelhouse Barons для Victor. Он играл с группами таких лидеров, как Лаки Миллиндер, Энди Кирк, Эдгар Хейс и Бенни Картер. Он провел около года в группе Энди Кирка, записываясь с ним с марта 1939 по январь 1940, включая короткое соло на "You Set Me on Fire".
В сентябре 1940 года у него было соло в восьми тактах на «Практика ведет к совершенству», записанная Билли Холидей. Он участвовал в сессиях с пианистом Питом Джонсоном, трубачом Hot Lips Page и певцом Биг Джо Тернер. В 1941 году в Minton's Playhouse он играл с Чарли Кристианом, Телониусом Монком и Кенни Кларком во внерабочее время.
В начале 1941 года, после непродолжительного пребывания с Полом Баскомбом, у него был большой перерыв, когда граф Бэйси выбрал его на место Лестера Янга в своей большая группа. Байас записал «Гарвардский блюз» с оркестром Бэйси 17 ноября 1941 года на вокальную версию мелодии Джорджа Фрейзера Джимми Рашинга. 24 июля 1942 года он участвовал в небольшой групповой сессии с Баком Клейтоном, графом Бейси и его ритм-секцией (Фредди Грин, Уолтер Пейдж, Джо Джонс ), записывая «Royal Garden Blues "и" Sugar Blues ".
В августе 1942 года группа стала рекордсменом Голливуда за фильм Reveille with Beverly, за которым в феврале 1943 года последовал еще один фильм, Stage Door Canteen. Он оставался с Бэйси до ноября 1943 года.
Он играл в небольших группах в нью-йоркских клубах, включая оркестр Коулмана Хокинса (1944), и он общался с бибопперами, такими как Диззи. Гиллеспи, Чарли Паркер, Джордж Уоллингтон, Оскар Петтифорд и Макс Роуч в Onyx Club с начала 1944 года. Он записался с последним под руководством Хокинса для того, что считается первым выпуском бибопа, "Woody 'n You ", 16 и 22 февраля 1944 года. В мае 1944 года он разделял тенор обязанности с Хокинсом в ансамбле Sax Ensemble последнего, а также руководство его собственной группой на выступлениях в клубе Three Deuces. После записи для ряда небольших лейблов (Savoy, Jamboree, National, Disc, Arista, Super, American, Hub, Готэм ) в этот период у Байаса был большой успех с «Лаурой » Дэвидом Раксином, заглавной мелодией Отто Премингера одноименный фильм (1944).
4 января 1945 года Байас записался с Клайдом Харт, певцом Rubberlegs Williams, Гиллеспи, Паркер, Трамми Янг, а 9 января 1945 года Гиллеспи, Байас и Янг записали "Be Bop", "Salt Peanuts " и "Good Bait <2".>«для Усадьбы. 9 июня Байас и Слэм Стюарт выступили дуэтом в The Town Hall. Байас руководил небольшой группой на нескольких сессиях для Savoy в 1945–46. Он занял второе место в тенор-саксофоне на All-American Awards Esquire в январе 1946 года, а в феврале он снова записался с Гиллеспи на "52nd Street Theme " и "Ночь в Тунисе ".
Несмотря на свои ассоциации с бибопом, Байас оставался глубоко укоренившимся в звуках свинга. Он начал с подражания Колману Хокинсу, но Байас сослался на Арта Татума как на свое большее влияние: «Я убежище. нет никакого стиля! Я просто дую, как Арт ».
В сентябре 1946 года Байас отправился в Европу в турне с биг-бендом Дона Редмана в Дании, Бельгии, Швейцарии и Германия. Они были первым гражданским джазовым биг-бендом, совершившим тур по старому континенту после войны. Бьяс остался в Европе. После игры в Бельгии и Испании он наконец поселился в Париже и почти сразу смог записаться.
Еще в Женеве, Байас записал «Laura» и «How High the Moon ». В декабре 1946 года он впервые записал во Франции, с Редманом, Тайри Гленном и Peanuts Holland. Он записывался для лейблов Swing и Blue Star в 1947 году, работая с Эдди Баркли. В 1947-48 годах он жил в Барселоне из-за более низкая стоимость жизни и благоприятная атмосфера. Пианист Тете Монтолиу пробрался в клуб Copacabana в Барселоне, чтобы послушать великого саксофониста.
Байас играл с Биллом Коулманом в начало 1949 года; той осенью гастролировал с Баком Клейтоном. Начиная с 1948 года, Бай стал известной фигурой не только в Сен-Жермен-де-Пре в Париже, но и на Ривьере, где его можно было увидеть в Сен-Тропе в маске, тубе, ластах и подводном ружье. Байас снова сотрудничал с Энди Кирком и записывался вместе на Vogue в 1953 году. Байас также записывался с Берил Букер в том же году.
Байас переехал в Нидерланды в начале 1950-х годов; в 1955 году он женился на Джоанне «Джопи» Экстин.
Он много работал в Европе, часто с гастролирующими американскими музыкантами. Он также записывался с певицей фадо Амалией Родригес во время своего пребывания в Европе. Байас не возвращался в США до 1970 года, когда он появился на джазовом фестивале в Ньюпорте. Он умер в Амстердаме в 1972 году от рака легких, в возрасте 59 лет.
Дон Байас является лидером, если не указано иное в скобках.