Абдулла Ибрагим | |
---|---|
Ибрагим выступает на фестивале Moers 2011 | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Адольф Йоханнес Брэнд |
Также известен как | Долларовый Бренд |
Родился | (1934-10-09) 9 октября 1934 года (86 лет). Кейптаун, Южная Африка |
Жанры | Южноафриканский джаз, бибоп, пост-боп, фолк |
Род занятий | Музыкант, композитор, руководитель группы |
Инструменты | Фортепиано, саксофон, виолончель |
Годы деятельности | 1955 – настоящее время |
Совместные действия | Sathima Bea Benjamin, Жан Гра |
Веб-сайт | abdullahibrahim.co.za |
Абдулла Ибрагим(родился Адольф Йоханнес Бранд9 октября 1934 года и ранее известный как Доллар Брэнд) - южноафриканский пианист и композитор. Его музыка отражает многие музыкальные влияния его детства в мультикультурных портовых районах Кейптауна, от традиционных африканских песен до евангелия церкви AME и рага, более современный джаз и другие западные стили. Ибрагим считается ведущей фигурой в поджанре Cape jazz. В джазе его музыка особенно отражает влияние Телониуса Монка и Дьюка Эллингтона. Он особенно известен благодаря джазовой пьесе «Манненберг », ставшей известной гимном против апартеида.
. В эпоху апартеида в 1960-х Ибрагим переехал в Нью-Йорк. Сити и, не считая краткого возвращения в Южную Африку в 1970-х годах, оставался в изгнании до начала 90-х. На протяжении десятилетий он много гастролировал по миру, выступая на крупных площадках в качестве сольного исполнителя или играя с другими известными музыкантами, включая Макс Роуч, Карлос Уорд и Рэнди Уэстон., а также сотрудничество с классическими оркестрами Европы. Со своей женой, джазовым певцом Сатима Беа Бенджамин, он является отцом нью-йоркского андеграундного рэпера Жана Гре, а также сына Цакве.
Ибрагим родился в Кейптауне 9 октября 1934 года и был крещен Адольфом Йоханнесом Брандом. Он посещал Трафальгарскую среднюю школу в Шестом районе Кейптауна и начал уроки игры на фортепиано в возрасте семи лет, дебютировав в профессиональном плане в 15. Он смешанной расы наследие, что сделало его цветным человеком согласно системе апартеида. Его мать играла на пианино в церкви, музыкальный стиль которой оставался определяющим; кроме того, он научился играть в нескольких музыкальных жанрах в юности в Кейптауне, включая мараби, мбаканга и американский джаз. Он стал хорошо известен в джазовых кругах Кейптауна и Йоханнесбурга. В 1959 и 1960 годах Ибрагим играл с группой Jazz Epistles в Sophiatown вместе с саксофонистом Киппи Моекетси, трубачом Хью Масекелой, тромбонистом Йонас Гвангва (все они были в оркестре мюзикла Кинг Конг, который открылся в Йоханнесбурге в феврале 1959 года), басист Джонни Герце и барабанщик Макая Нтшоко ; В январе 1960 года шесть музыкантов отправились в студию Gallo и записали первый полноформатный джазовый LP чернокожих южноафриканских музыкантов, Jazz Epistle Verse One, тиражом 500 экземпляров. Хотя группа явно избегала политической деятельности, правительство апартеида с подозрением относилось к ней и другим джазовым группам и подвергало их серьезным нападениям во время усиления государственных репрессий после резни в Шарпевиле в марте 1960 года и, наконец, Джазовых посланий
Ибрагим переехал в Европу в 1962 году. В феврале 1963 года его будущая жена, Сатима Беа Бенджамин (они поженились в 1965 году), убедил герцога Эллингтона, который был в Цюрихе, Швейцария, во время европейского турне, приехать послушать выступление Ибрагима в роли «Трио долларовых брендов» в цюрихском «Africana Club». После выступления Эллингтон помог организовать запись с Reprise Records : Дюк Эллингтон представляет The Dollar Brand Trio. Вторая запись трио (также с Эллингтоном и Билли Стрейхорном на фортепиано) с Сатимой в качестве вокалиста была записана, но оставалась неизданной до 1996 года («Утро в Париже» под именем Бенджамина). The Dollar Brand Trio (с Джонни Герце на басу и Макая Нтшоко на барабанах) впоследствии играли на многих европейских фестивалях, а также на радио и телевидении.
Ибрагим и Бенджамин переехали в Нью-Йорк в 1965 году, и в том же году он играл на джазовом фестивале в Ньюпорте, за которым последовал первый тур по США; в 1966 году Ибрагим заменил герцога Эллингтона на пяти концертах, возглавив оркестр Duke Ellington Orchestra. В 1967 году грант Фонда Рокфеллера позволил ему учиться в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке. Находясь в США, он общался со многими прогрессивными музыкантами, среди которых Дон Черри, Орнетт Коулман, Джон Колтрейн, Фароа Сандерс, Сесил Тейлор и Арчи Шепп. По мере того как движение Black Power развивалось в 1960-х и 1970-х годах, оно оказало влияние на многих друзей и соратников Ибрагима, которые начали рассматривать свою музыку как форму культурного национализма. Ибрагим, в свою очередь, начал включать африканские элементы в свой джаз.
Ибрагим ненадолго вернулся в Южную Африку в середине 1970-х годов, приняв в 1968 году ислам (с последующим изменением названия с Dollar Brand на Abdullah Ibrahim). Он встретил Рашида Валли в музыкальном магазине последнего Кохинор в Йоханнесбурге в начале 1970-х, и Валли продюсировал два альбома Ибрагима в последующие годы. В 1974 году пара выпустила третий альбом под названием «Underground in Africa», в котором Ибрагим отказался от своего финансово неудачного фолк-джаза из предыдущих альбомов. Вместо этого новый альбом представлял собой сплав джаза, рок-музыки и популярной музыки Южной Африки и хорошо продавался. Во время записи Underground Ибрагим сотрудничал с местной группой, из которой Робби Янсен и Бэзил Кутзи были саксофонистами, сыгравшими большую роль в создании стиля фьюжн альбома. После успеха Underground Ибрагим попросил Coetzee собрать группу поддержки для его следующей записи: группа, которую собрал Coetzee, включала Янсена, а также других, которые не работали над Underground. Композиция «Манненберг » была записана в июне 1974 года во время одного из визитов Ибрагима обратно в Южную Африку в студии в Кейптауне, и спродюсировал Рашид Валли. Трек был записан за один дубль в период коллективной импровизации. Материал был вдохновлен городком Кейп-Флэтс, куда были отправлены многие из насильственно выселенных из Шестого округа.
Записи, сделанные с Янсеном и Кутзи, в том числе «Манненберг» (переименованный в «Кейптаун-Фриндж» "в выпуске в США)," Черная молния "; «Африканские травы»; и "Soweto Is Where It Is At" - звуки, отражающие и говорящие о неповиновении на улицах и в поселках Южной Африки - дали толчок музыкальному жанру, известному как "Cape Jazz ". «Манненберг» стал считаться «неофициальным государственным гимном» Южной Африки и основной темой движения против апартеида. Саксофонист и флейтист Карлос Уорд был помощником Ибрагима в дуэтах в начале 1980-х. Через несколько месяцев после освобождения "Манненберга" полиция Южной Африки обстреляла протестующих детей во время восстания в Соуэто, которое началось 16 июня 1976 года; это событие побудило Ибрагима и Бенджамина публично выразить поддержку Африканскому национальному конгрессу, который в то время все еще был запрещен.
Начиная с 1983 года Ибрагим возглавил группу под названием Ekaya (что переводится как «дом»), а также различные трио, эпизодические биг-бэнды и другие специальные проекты.
Ибрагим написал саундтреки к ряду фильмов, включая Chocolat (1988) и No Fear, No Die (1990).
25 ноября 1989 года он широко появлялся на британском Channel 4 телесериал обсуждений After Dark вместе с Зои Викомб, Дональд Вудс, Шула Маркс и другими. Ибрагим также принял участие в документальном фильме 2002 года Амандла !: Революция в четырехчастной гармонии, где он и другие вспоминали времена апартеида; Подзаголовок фильма основан на наблюдениях, сделанных Ибрагимом.
Ибрагим является героем документальных фильмов Брат с идеальным выбором времени (1987) и «Борьба за любовь» (2005, режиссер ) Чиро Каппеллари ).
Ибрагим работал сольным исполнителем, как правило, на непрерывных концертах, отражающих непреодолимый импульс старых исполнителей мараби, классических импрессионистов и его отрывки. музыкальные кумиры - Эллингтон, Телониус Монк и Фэтс Уоллер. Он также часто выступает с трио, квартетами и более крупными оркестровыми группами. С момента своего возвращения в Южную Африку в начале 1990-х годов он был отмечен выступлениями симфонического оркестра, одно из которых было в честь инаугурации Нельсона Манделы в 1994 году на посту президента. Сообщается, что Мандела называл его «наш Моцарт».
В 1997 году Ибрагим отправился в турне с барабанщиком Максом Роучем, а в следующем году совершил мировое турне с Мюнхеном. Radio Philharmonic Orchestra.
В 1999 году он основал академию "M7" для южноафриканских музыкантов в Кейптауне и был инициатором создания Кейптаунского джазового оркестра, биг-бэнда из 18 человек, созданного в сентябре 2006 года.
Ибрагим продолжает выступать на международном уровне, в основном в Европе, и время от времени дает концерты в Северной Америке. Обзор его концерта 2008 года в лондонском Barbican Center - «монументального» шоу с BBC Big Band с вокалистами Яном Шоу и Кливлендом Уоткиссом - Джон Фордхэм из The Guardian сослался на «свой статус пожилого государственного деятеля как африканского герцога Эллингтона и Телониуса Монаха вместе взятых (и его роль просветителя и политического деятеля)».
В 2016 г., в Emperors Palace, Йоханнесбург, Ибрагим и Хью Масекела выступили вместе впервые за 60 лет, воссоединив джазовые послания в ознаменование 40-й годовщины исторической 16 июня 1976 г. молодежных демонстраций.
В 2007 году Ибрагим был награжден Южноафриканской премией за заслуги в музыке, присужденной звукозаписывающей промышленностью Южной Африки на церемонии в Sun City Superbowl.
. за свой сольный фортепианный альбом Senzo он получил награду "Лучший исполнитель мужского пола" на 15-й ежегодной церемонии MTN South African Music Awards.
В 2009 году Университет Витватерсранда, Йоханнесбург присвоил Ибрагиму звание почетного доктора музыки. Также в 2009 году он был награжден национальной наградой Южной Африки Орденом Икхаманга (Серебро), «За его выдающийся вклад в искусство, сделавший Южную Африку на международной арене и его борьбу с расизмом и апартеидом».
В июле 2017 года Ибрагим был удостоен награды German Jazz Trophy.
В июле 2018 года Национальный фонд искусств (NEA) объявил Абдуллу Ибрагима одним из четыре получателя стипендий NEA Jazz Masters Fellowships, которые будут отмечены на концерте 15 апреля 2019 года в Центре исполнительских искусств им. Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия. Эта награда присуждается в знак признания заслуг на протяжении всей жизни людей, которые внесли значительный вклад в развитие искусства. Другими получателями 2019 г. являются Боб Дороу, Мария Шнайдер и Стэнли Крауч.
Звездочка (*) указывает на год выпуска.
Год записи | Название | Ярлык | Примечания |
---|---|---|---|
1960 | Джазовое послание Стих 1 | Continental | As Джазовые послания ; секстет, с Киппи Моекетси (альт-саксофон), Джонас Гвангва (тромбон), Хью Масекела (труба), Джонни Герце (бас), Макая Нтшоко (барабаны) |
1960 | Dollar Brand играет Sphere Jazz | Continental | Трио с Джонни Герце (бас), Макая Нтшоко (барабаны) |
1963 | Duke Ellington представляет трио Dollar Brand | Reprise | Trio с Джонни Герце (бас), Макая Нтшоко (ударные) |
1965 | Reflections | Black Lion | Сольное фортепиано; также выпущен под названием This Is Dollar Brand |
1965 | Round Midnight at the Montmartre | Black Lion | Трио большинства треков, с Джонни Герце (бас), Макая Нтшоко (ударные); два трека соло фортепиано |
1965 | The Dream | Freedom | Trio |
1965 | Анатомия южноафриканской деревни | Черный Lion | Трио с Джонни Герце (бас), Макая Нтшоко (ударные) |
1965 | Соуэто | Chiaroscuro | Несколько треков септет; несколько треков квартета |
1965 * | Capetown Fringe | Chiaroscuro | Quintet, с Basil Coetzee (тенор-саксофон), Робби Янсен (альт-саксофон ), Пол Майклс (бас), Монти Вебер (ударные) |
1968 | Freedom | С Гато Барбьери ; выпущен в 1974 г.; также выпущен как Hamba Khale! | |
1969 | African Sketchbook | Enja | Большинство треков соло-фортепиано; одна дорожка соло-флейта |
1969 | Африканское фортепиано | JAPO | Сольное фортепиано; на концерте; выпущен 1973 |
1970 | African Sun | Spectator | |
1971 | Peace | ||
1971 | Dollar Brand Trio с Киппи Мокетси | ||
1972 | Древняя Африка | ЯПО | Преимущественно соло-фортепиано; одна партия флейты соло; на концерте; выпущен 1974 |
1973 | African Portraits | Sackville | Solo piano |
1973 | Sangoma | Sackville | Solo piano |
1973 | Memories | Philips | Сольное фортепиано |
1973 | African Space Program | Enja | С Hamiet Bluiett (баритон-саксофон), Роланд Александр (тенор-саксофон, гармоника), Джон Стаблфилд (теноровый саксофон), Сонни Форчун и Карлос Уорд (альт-саксофон, флейта), Сесил Бриджуотер, Энрико Рава и Чарльз Салливан (труба), Киани Завади (тромбон), Сесил МакБи (бас), Рой Брукс (ударные) |
1973 | Ода герцогу Эллингтону | West Wind | Сольное фортепиано |
1973 | Хорошие новости из Африки | Энджа | Дуэт с Джонни Дайани (бас, колокольчики) |
1973 | Boswell Concert 1973 | Colomba | С Bea Benjamin |
1974 | Африканец Breeze | East Wind | Сольное фортепиано |
1974 | Underground in Africa | ||
1974 | Манненберг - "Is Where It's Hap" пенинг " | ||
1975 | Африканские травы | ||
1976 | Баньяна - Дети Африки | Энджа | Трио; с Сесилом Макби (бас), Роем Бруксом (ударные); Ибрагим играет на саксофоне сопрано и поет на одном треке |
1976 | Black Lightning | с Бэзилом Маненбергом (тенор-саксофон), другие | |
1977 | The Journey | Chiaroscuro | With Дон Черри (труба), Карлос Уорд (альт-саксофон), Талиб Райни (альт-саксофон, гобой), Хамиет Блюитт (баритон-саксофон, кларнет), Джонни Дайани (бас), Эд Блэквелл и Рой Брукс (ударные), Джон Бетч и Клод Джонс (ударные) |
1977 | Streams of Consciousness | Duo, с Максом Роучем ( барабаны) | |
1977 | African Rhythm | ||
1978 | Anthem for the New Nations | Denon | Solo piano |
1978 | Duet | Denon | Дуэт с Арчи Шеппом (тенор-саксофон, альт-саксофон, сопрано-саксофон) |
1978 | Автобиография | Plainisphare | Сольное фортепиано; на концерте |
1978 | Nisa | ||
1979 | Echoes from Africa | Enja | Duo, с Джонни Дайани (бас) |
1979 | Африканский рынок | Электра | С лентой из 12 человек |
1979 | Африка - слезы и смех | Энджа | Квартет, с Талибом Кадр (альт-саксофон, сопрано-саксофон), Грег Браун (бас), Джон Бетч (ударные); Ибрагим также играет на вокале и сопрано-саксофоне |
1980 | Dollar Brand at Montreux | Enja | Quintet, с Карлосом Уордом (альт-саксофон, флейта), Крейгом Харрисом (тромбон), Алонсо Гарденером ( электрический бас), Андре Стробер (ударные); на концерте |
1980 | Matsidiso | Pläne | Сольное фортепиано; на концерте |
1980 | South Africa Sunshine | Pläne | Сольное фортепиано; Ибрагим добавляет вокал на некоторые треки; в концерте |
1981 | Duke's Memories | Black & Blue | Квартет с Карлосом Уордом (альт-саксофон, флейта), Рахимом Аусуром Саху (бас), Андре Стробертом (ударные) |
1982 | African Dawn | Enja | Сольное фортепиано |
1982 | Jazzbühne Berlin '82 | Репертуар | Сольное фортепиано; в концерте |
1983 | Экай | Септет, с Чарльзом Дэвисом (баритон-саксофон), Рики Фордом (тенор-саксофон), Карлосом Уордом (альт-саксофон), Диком Гриффином (тромбон), Сесилом Макби (бас) ), Бен Райли (барабаны) | |
1983 | Зимбабве | Энджа | Квартет с Карлосом Уордом (альт-саксофон, флейта), Эссиет Окун Эссиет (бас), Дон Мамфорд (барабаны); Ибрагим также играет на саксофоне сопрано |
1985 | Вода из древнего колодца | На цыпочках | Септет с Карлосом Уордом (альт-саксофон, флейта), Диком Гриффином (тромбон), Рики Фордом (тенор-саксофон) ), Чарльз Дэвис (баритон-саксофон), Дэвид Уильямс (бас), Бен Райли (ударные) |
1986 | Южная Африка | С Карлосом Уордом (альт-саксофон), Эссиет Окун Эссиет (бас), Дон Мамфорд (ударные), Джонни Классенс (вокал); на концерте | |
1988 | Миндиф | Энджа | Записан для саундтрека к фильму Шоколад |
1989 | Африканская река | Энджа | С Джоном Стаблфилдом (тенор-саксофон, флейта) , Гораций Александр Янг (альт-саксофон, сопрано-саксофон, пикколо), Ховард Джонсон (туба, баритон-саксофон, труба), Робин Юбэнкс (тромбон), Бастер Уильямс (бас), Брайан Абрахамс (ударные) |
1990 | No Fear, No Die | Саундтрек к фильму | |
1991 | Mantra Mode | Септет, с Робби Янсеном (альт-саксофон, баритон-саксофон, флейта), Бэзилом Кутзи (тенор-саксофон), Джонни Мекоа (труба), Эррол Дайерс (гитара), Спенсер Мбаду (бас), Монти Уэббер (барабаны) | |
1991 | Desert Flowers | Сольное фортепиано | |
1993 | Цыпочки | Сольное фортепиано и другие инструменты | |
1995 | Ярона | Цыпочки | Трио, с Маркусом МакЛорином (бас), Джорджем Джонсоном ( барабаны) |
1997 | Cape Town Flowers | Tiptoe | Trio, с Маркусом МакЛорином (бас), Джорджем Греем (барабаны) |
1997 | Кейптаун Revisited | Tiptoe / Enja | Quartet, с Фейей Факу (труба), Маркусом МакЛорином (бас), Джорджем Греем (ударные) |
1997 | Африканская сюита | С Белденом Баллоком (бас), Джорджем Греем (ударные), струнные | |
1998 | Африканская симфония | С оркестром | |
1998 | Township One More Time | Септет | |
1998 | Голос Африки | ||
2000 | Экапа Лодумо | На цыпочках | с биг-бэндом NDR; в концерте |
2001 | African Magic | Enja | Trio, с Белденом Баллоком (бас), Сифо Кунене (ударные); на концерте |
2008 | Senzo | Sunnyside | Сольное фортепиано |
2008 | Bombella | Sunnyside | С биг-бендом WDR; в концерте |
2010 | Sotho Blue | Sunnyside | С Джейсоном Маршаллом (баритон-саксофон), Китом Лофтисом (тенор-саксофон), Кливом Гайтоном (альт-саксофон, флейта), Андрэ Мерчисон (тромбон) , Белден Баллок (бас), Джордж Грей (ударные) |
2012–13 | Мукаши: Once Upon a Time | Sunnyside | Квартет с Кливом Гайтоном (саксофон, флейта, кларнет), Ойген Базиджан и Скотт Роллер (виолончель); Ибрагим также играет на вокале и флейте |
2014 | The Song Is My Story | Intuition / Sunnyside | Большинство треков соло на фортепиано; двухтрековый саксофон |
2019 | The Balance | Gearbox Records | С Экайей (Ноа Джексон, Алек Дэнкуорт, Уилл Террилл, Адам Глассер, Клив Гайтон-младший, Лэнс Bryant, Andrae Murchison, Marshall McDonald) |
2019 | Dreamtime | Enja | Сольное фортепиано; совместно |
Год записи | Название | Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|
1973 | Африканское фортепиано | Саквилл | Сольное фортепиано; два трека из Сангомы; один из "Африканских портретов"; этот альбом отличается от одноименной записи 1969 года |
1973 | Fats, Duke and the Monk | Sackville | Сольное фортепиано; один трек от Сангомы; один трек из "Африканских портретов"; один трек ранее не издавался |
1983–85 | Гора | Септец; соответствует трекам из песен Ekaya и Water from an Ancient Well | |
1988 * | Blues for a Hip King | ||
1973–97 | A Celebration | Enja | Выпущено в 2005 году |
Re : Brahim: Abdullah Ibrahim Remixed | Enja | Ремиксы выступлений Ибрагима; выпущен в 2005 г. |
Год записи | Лидер | Титул | Лейбл |
---|---|---|---|
1966 | Элвин Джонс | Midnight Walk | Атлантика |
1976 | Сатима Беа Бенджамин | Африканская певчая птица | |
1977 | Бадди Тейт | Бадди Тейт встречается с долларовым брендом | Кьяроскуро |
На Викискладе есть медиафайлы на Абдулла Ибрагим . |