Политика Камбоджи определяется в рамках конституционная монархия, в которой король служит главой государства, а премьер-министр является главой правительство. крах коммунизма положил начало событиям, которые привели к выводу вьетнамских вооруженных сил, которые установили свое присутствие в стране после падения красных кхмеров. Конституция 1993 г., действующая в настоящее время, была обнародована в результате Парижских мирных соглашений 1991 г., за которыми последовали выборы, организованные под эгидой Временный орган Организации Объединенных Наций в Камбодже. Конституция провозглашает либеральную многопартийную демократию, при которой полномочия переданы исполнительной, судебной и законодательной. Кроме того, в правящей хартии Камбоджа провозглашается «независимым, суверенным, мирным, постоянно нейтральным и неприсоединившимся государством».
Исполнительная власть осуществляется Королевским правительством от имени и с согласия монарх. Правительство состоит из Совета министров во главе с премьер-министром. Премьер-министру в выполнении его функций помогают такие члены Совета, как заместители премьер-министра, старшие министры и другие министры. Законодательная власть принадлежит двухпалатному законодательному собранию, состоящему из Национального собрания, которое имеет право голосовать по законопроектам, и Сената, обладающего полномочиями. обзора. После прохождения закона через две палаты законопроект представляется монарху для подписания и обнародования. Судебная система призвана защищать права и свободы граждан и быть беспристрастным арбитром в спорах. Верховный суд является высшим судом страны и принимает апелляции из нижестоящих судов по вопросам права. Для толкования конституции и законов, а также для разрешения споров, связанных с выборами членов законодательного органа, был учрежден отдельный орган, именуемый Конституционным советом.
Народная партия Камбоджи имеет доминировала на политической арене после вооруженных столкновений 1997 г. в Пномпене. Среди других известных политических партий - роялист FUNCINPEC и бывшая Партия национального спасения Камбоджи, которая была распущена Верховным судом в 2017 году. Политологи-сравнители Стивен Левицки и Лукан Уэй описал Камбоджу как «конкурентный авторитарный режим», гибридный режим типа с важными характеристиками как демократии, так и авторитаризма.
Камбоджа - конституционная монархия с унитарной структурой и парламентской формой правления. Конституция, определяющая рамки управления, была принята в сентябре 1993 года Учредительным собранием, которое явилось результатом всеобщих выборов 1993 года, проведенных под эгидой Переходной власти Организации Объединенных Наций. в Камбодже (ЮНТАК). Собрание приняло основные принципы и меры, предусмотренные Парижскими мирными соглашениями, в текст конституции. Будучи ассимилированными в правящую хартию, эти положения делают конституцию высшим законом страны; объявить Камбоджу статус суверенного, независимого и нейтрального государства; закрепить либеральную многопартийную демократию со справедливыми и периодическими выборами; гарантировать соблюдение прав человека; и обеспечить независимую судебную систему. Жестокость режима Демократической Кампучии вызвала особую необходимость включения положений, касающихся прав человека, чтобы не допустить возврата к политике и практике прошлого. Эти критерии были взяты из процесса разработки конституции Намибии, который проходил в 1982 году. Немецкий ученый-конституционалист Йорг Менцель охарактеризовал эти критерии как «необходимое ядро современного конституционного государства». Конституция также освящает статус международного права в вопросе прав человека, обязывая Камбоджу «уважать» положения договоров о правах человека, принятых ООН. С момента принятия Конституции 1993 года поправки вносились девять раз - в 1994, 1999, 2001, 2005, 2006, 2008, 2014 и 2018 годах.
Полномочия переданы трем ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, с учетом доктрины разделения властей. Политический суверенитет принадлежит камбоджийскому народу, который осуществляет свою власть с помощью трех ветвей государства. Королевское правительство, наделенное исполнительной властью, напрямую подчиняется Национальному собранию. Судебная власть, которая является независимой властью, призвана защищать права и свободы граждан. Буддизм провозглашен государственной религией.
Правовая система Камбоджи - гражданское право и находилась под сильным влиянием правового наследия Франции в результате колониального правления. Советско-вьетнамская система доминировала в стране с 1981 по 1989 год, и шри-ланкийский юрист Бэзил Фернандо утверждает, что ее элементы присутствуют и в нынешней системе. Роль обычного права, основанного на буддийских верованиях и неписаных законах, взятых из ангкорского периода, также превалирует.
Конституция содержит приверженность «системе рыночной экономики», которая вместе с соответствующими положениями коренным образом меняет роль государства по сравнению с прошлым. Обеспечиваются безопасность частной собственности и право свободно продавать и обменивать, необходимые условия для функционирования рыночной экономики. Полномочия государства по экспроприации ограничены в той мере, в какой они служат общественным интересам, и могут осуществляться только в том случае, если заранее выплачивается «справедливая и справедливая» компенсация. Работая под лозунгом «Le Cambodge s'aide lui-même» или «Камбоджа поможет сама себе», одним из первых начинаний королевского правительства было осуществление программ по обеспечению экономического восстановления Камбоджи и ее интеграции в региональную и глобальную жизнь. экономики. 10 марта 1994 года королевское правительство объявило «необратимый и бесповоротный» переход от централизованно планируемой экономики к рыночной.
Камбоджа - конституционная монархия, т.е. Король правит, но не правит, подобно королеве Елизавете II Соединенного Королевства. Король официально является главой государства и является символом единства и «вечности» нации, как это определено конституцией Камбоджи.
С 24 сентября 1993 г. по 7 октября 2004 г., Нородом Сианук правил королем после того, как ранее занимал ряд должностей (включая короля) с 1941 года. Согласно Конституции, король не имеет политической власти, но поскольку Нородом Сианук пользовался уважением в стране, его слово часто имело большое влияние в правительстве. Хотя такие взгляды не распространены в Камбодже, его слова уважали его подданные. Король, которого часто раздражали конфликты в своем правительстве, несколько раз угрожал отречься от престола, если политические фракции в правительстве не ладят. Это заставило правительство разрешить их разногласия. Это влияние короля часто использовалось для урегулирования разногласий в правительстве.
После отречения короля Нородома Сианука в 2004 году ему наследовал его сын Нородом Сихамони. В то время как отставной король пользовался большим уважением в своей стране за то, что посвятил свою жизнь Камбодже, нынешний король провел большую часть своей жизни за границей, во Франции. Таким образом, еще неизвестно, будут ли взгляды нового короля уважаться так же высоко, как взгляды его отца.
Хотя в кхмерском языке есть много слов, означающих «король», в кхмерском языке официально используется слово преахмахаксат (обычное кхмерское письмо: ព្រះ មហា). ក្សត្រ), что буквально означает: преах- («превосходный», родственник пали слова вара ) -маха- (от санскрита, что означает «великий», родственное с «маха-» в махараджа ) -ksat («воин, правитель», родственное санскритскому слову kṣatrá ).
По случаю отставки короля Нородома Сианука в сентябре 2004 года Национальное собрание Камбоджи придумало новое слово для ушедшего в отставку короля: преахмахавираксат (регулярное кхмерское письмо: ព្រះ មហា វីរក្សត្រ), где вира происходит от санскритского слова vīra, означает «храбрый или выдающийся человек, герой, вождь», аналог латинского vir, viris, английского мужественного. Преахмахавираксат переводится на английский как «король-отец» (французский : Roi-Père), хотя слово «отец» не встречается в кхмерском существительном.
Как преахмахавираксат, Нородом Сианук сохранил многие прерогативы, которые он ранее имел в качестве преахмахаксата, и был очень уважаемой фигурой, к которой прислушивались. Таким образом, в действительности Камбоджа может быть описана как страна с двумя королями при жизни Сианука: тот, который был главой государства, преахмахакшат Нородом Сихамони, и тот, кто не был главой государства, преахмахавираксат Нородом Сианук <. 207>
Сианук умер от инфаркта легкого 15 октября 2012 года.
В отличие от большинства монархий, монархия Камбоджи необязательна, и королю не разрешено выбирать его собственный наследник. Вместо этого новый король избирается Королевским тронным советом, состоящим из президента Национального собрания, премьер-министра, председателя Сената, первого и второго вице-президентов Сената, руководителей орденов Моханикай и Таммают, а также первый и второй вице-президент Ассамблеи. Королевский совет собирается в течение недели после смерти или отречения короля и выбирает нового короля из числа кандидатов с королевской кровью.
Было высказано предположение, что способность Камбоджи мирно назначить нового короля показывает, что правительство Камбоджи невероятно стабилизировалось по сравнению с ситуацией, в которой находилась страна в 1970-е годы (см. История Камбоджи ).
Премьер-министр Камбоджи является представителем правящей партия Национального собрания. Он или она назначается королем по рекомендации президента и вице-президентов Национального собрания. Для того, чтобы человек стал премьер-министром, он или она должны сначала получить вотум доверия со стороны Национального собрания.
Премьер-министр официально является главой правительства в Камбодже. При вступлении в должность он или она назначает Совет министров, который подотчетен премьер-министру. Официально в обязанности премьер-министра входит председательствование на заседаниях Совета министров (камбоджийская версия кабинета ), а также назначение и руководство правительством. Премьер-министр и его правительство составляют исполнительную ветвь правительства Камбоджи.
Нынешний премьер-министр - член Камбоджийской народной партии (CPP) Хун Сен. Он занимает эту должность после раскритикованных выборов 1998 года, через год после того, как КПП устроила кровавый переворот в Пномпене с целью свержения избранного премьер-министра принца Нородома Ранаридха, президента ФУНСИНПЕК участник.
Законодательная ветвь правительства Камбоджи состоит из палаты парламента.
Официальная обязанность парламента - принимать законы и издавать законы. Законопроекты, принятые парламентом, передаются королю, который дает предложенные законопроекты королевское согласие. Король не имеет вето в отношении законопроектов, принятых Национальным собранием, и, следовательно, не может отказать в королевском согласии. Национальное собрание также имеет право увольнять премьер-министра и его правительство двумя третями вотумом недоверия.
Верхняя палата законодательного собрания Камбоджи называется Сенатом. Он состоит из шестидесяти одного члена. Двое из этих членов назначаются королем, двое избираются нижней палатой правительства, а остальные пятьдесят семь избираются всенародно выборщиками от провинциальных и местных органов власти, аналогично Сенату Франции.. Члены этого дома избираются на шестилетний срок.
До 2006 года в последний раз выборы в Сенат проводились в 1999 году. Новые выборы должны были состояться в 2004 году, но изначально эти выборы были отложены. 22 января 2006 г. 11 352 возможных избирателя пришли на голосование и выбрали своих кандидатов. Местные неправительственные организации, осуществляющие мониторинг, раскритиковали эти выборы как недемократические.
По состоянию на 2006 год Народная партия Камбоджи занимает сорок три места в Сенате, составляя значительное большинство. Две другие основные партии, занимающие места в Сенате, - это партия Funcinpec (имеющая двенадцать мест) и Партия Сама Рейнси (имеющая два места).
Нижняя палата законодательного собрания называется Национальным собранием. Он состоит из 125 членов, избираемых всенародным голосованием на пятилетний срок. Последний раз выборы в Национальное собрание проводились в июле 2013 года.
Для того, чтобы голосовать на выборах в законодательные органы, человек должен быть не моложе восемнадцати лет. Однако, чтобы быть избранным в Законодательное собрание, человек должен быть не моложе двадцати пяти лет.
Национальное собрание возглавляется президентом и двумя вице-президентами, которые избираются членами Ассамблеи перед каждой сессией.
По состоянию на 2018 год Народная партия Камбоджи занимает все 125 мест в Национальном собрании.
Партия | Голосование | % | Места | +/– | |
---|---|---|---|---|---|
Народная партия Камбоджи | 4,889,113 | 76,85 | 125 | +57 | |
FUNCINPEC | 374 510 | 5,89 | 0 | 0 | |
Лига за демократию | 309,364 | 4,86 | 0 | 0 | |
Кхмерская партия воли | 212869 | 3,35 | 0 | Новая | |
Кхмерская национальная объединенная партия | 99,377 | 1,56 | 0 | Новая | |
Массовая демократическая партия | 70,567 | 1,11 | 0 | Новая | |
Социал-демократическая партия «Улей» | 56024 | 0,88 | 0 | Новая | |
Партия кхмеров против бедности | 55,298 | 0,87 | 0 | 0 | |
Объединенная партия кхмеров | 48,785 | 0,77 | 0 | Новая | |
Партия камбоджийской национальности | 45,370 | 0,71 | 0 | 0 | |
Кхмерская республиканская партия | 41,631 | 0,65 | 0 | Новая | |
Молодежная партия Камбоджи | 39,333 | 0,62 | 0 | Новая | |
Дхармакратия P arty | 29,060 | 0,46 | 0 | Новая | |
Партия экономического развития кхмеров | 23,255 | 0,37 | 0 | 0 | |
Партия восстания кхмеров | 22 002 | 0,35 | 0 | Новая | |
Партия Понлеу Тми | 13,509 | 0,21 | 0 | Новая | |
Партия демократии коренных народов Камбоджи | 10,197 | 0,16 | 0 | Новая | |
Партия «Наша Родина» | 9,174 | 0,14 | 0 | Новая | |
Республиканская демократическая партия | 8,591 | 0,14 | 0 | 0 | |
Партия Рексмей Хемара | 4212 | 0,07 | 0 | Новый | |
Итого | 6,362,241 | 100,00 | 125 | +2 | |
Действительные голоса | 6,362,241 | 91,45 | |||
Недействительные / пустые голоса | 594,659 | 8,55 | |||
Всего голосов | 6,956,900 | 100,00 | |||
Зарегистрированные избиратели / явка | 8,380,217 | 83,02 | |||
Источник: Национальный избирательный комитет |
Судебная власть независима от остальной части правительства, как указано в Конституции Камбоджи. Высшей судебной инстанцией является Высший совет магистратуры. Существуют и другие суды низшей инстанции. До 1997 года в Камбодже не было судебной ветви власти, несмотря на то, что ее требовала конституция страны.
Основные обязанности судебной власти - преследование преступников, урегулирование судебных исков и, что наиболее важно, защита свобод и прав камбоджийских граждан. Однако в действительности судебная власть в Камбодже сильно коррумпирована и часто служит инструментом исполнительной власти, чтобы заставить замолчать гражданское общество и его лидеров. В настоящее время в Верховном совете 17 судей.
ACCT, AsDB, ASEAN, ESCAP, FAO, G-77, МАГАТЭ, IBRD, ICAO, ICC, ICRM, IDA, IFAD, IFC, IFRCS, ILO, IMF, IMO, Intelsat (неподписанный пользователь), Международный валютный фонд, Интерпол, IOC, ISO (подписчик), ITU, ДН, ОЗХО, СПС, UN, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, WB, ВФП, ВОЗ, WIPO, WMO, WTO, WToO, WTrO (заявитель)
Организация | Опрос | Рейтинг | Оценка |
---|---|---|---|
Transparency International | Индекс восприятия коррупции (2012) | 164 из 184 | 89,13% |
Программа развития Организации Объединенных Наций | Индекс человеческого развития (2012) | 139 из 184 | 75,5% |
Всемирный совет по золоту | золотой запас (2010) | 65 из 110 | 60% |
Репортеры без границ | Всемирный индекс свободы прессы (2012) | 117 из 179 | 65,3% |
The Heritage Foundation | Индексы экономической свободы (2012) | 102 из 179 | 57% |
в мире Отчет о конкурентоспособности | Всемирный экономический форум (2012) | 97 из 142 | 68,3% |
Ниже центрального правительства находятся 24 областных и муниципальных управления. (В сельской местности административные единицы первого уровня называются провинциями; в городских районах они называются муниципалитетами.) Администрации входят в состав Министерства внутренних дел, а их члены назначаются центральным правительством.. Администрации провинций и муниципалитетов участвуют в формировании национального бюджета; они также выдают право собственности на землю и лицензируют предприятия.
С 2002 года правительства на уровне коммун (советы коммуны ) состоят из членов, избираемых непосредственно жителями коммуны каждые пять лет.
На практике распределение ответственности между различными уровнями правительства неопределенно. Эта неопределенность создала дополнительные возможности для коррупции и увеличила расходы для инвесторов.