Учредительное собрание Камбоджи было органом, избранным в 1993 году для разработки проекта конституции Камбоджи в соответствии с Парижским мирным соглашением. Написание Конституции Камбоджи происходило в период с июня по сентябрь 1993 г. и привело к трансформации политической ситуации в Камбодже из разрушенной гражданской войной автократической олигархии в конституционную монархию. Разработка конституции, осуществленная под руководством, под эгидой и при финансовой поддержке Временного органа Организации Объединенных Наций в Камбодже (ЮНТАК), стала кульминацией более масштабных усилий, вложенных в 1,6 миллиарда долларов, чтобы положить конец многолетнему Гражданская война в Камбодже и вовлечение враждующих сторон в политическое, а не военное соревнование. Результатом этого процесса стало создание конституции Камбоджи, которая, по крайней мере на бумаге, гарантирует свободную политическую конкуренцию, регулярные выборы, равные права и представительство, а также всеобщее избирательное право.
Камбоджа, как и многие ее соседи, не имела доколониальной истории или концепции конституции и верховенства закона. Баланс сил между правителями и их подданными был таким, что король и его центральное государство в Камбодже управляли в основном через влияние и неофициальные каналы. Дэвид П. Чендлер, главный историк Камбоджи, объясняет: «камбоджийский король, как и большинство китайских императоров, мог править только путем расширения сети покровительства и взаимных обязательств за пределы своего дворца, сначала через близких соратников и члены семьи, но становятся рассредоточенными - и более зависимыми от местных властей - на окраинах королевства ». В XIX веке большая часть сельского населения имела лишь приблизительное представление о своем короле. Согласно Чендлеру, сельские жители обычно считали, что король имеет власть над погодой, «вершит истинное правосудие» и является «единственным политическим источником надежды среди крестьян». Тем не менее, его легитимность в большей степени проистекала из харизмы, генеалогии и космологии, чем из его справедливого соблюдения системы законов.
Понятие регламентированной правовой и судебной систем было действительно введено в Камбоджу только с появлением Французский колониализм в 19 веке. Вместе с такими концепциями пришло понятие определения и ограничения государственной власти в формальном праве. Процесс был закреплен уходом в 1953 году французов из Камбоджи и конституцией 1947 года, которую они оставили. При разработке конституции 1993 года в значительной степени использовались как конституция 1947 года, так и конституция 1989 года, которая была разработана поддерживаемой Вьетнамом Народной Республикой Кампучия (НРК). Этот источник был удобен и потому, что каждая из предыдущих конституций была в значительной степени благоприятна для двух ведущих партий в Учредительном собрании, роялистского FUNCINPEC (Национальный фронт единого союза за независимый камбодж, нейтралитет, пацифист и кооператив, или «Национальный объединенный фронт за независимую, нейтральную, мирную и сотрудничающую Камбоджу») и действующий НПП (Народная партия Камбоджи). Конституция 1947 года характеризовала сильную монархию и структуру, существовавшую до гражданской войны, за которую выступал ФУНСИНПЕК. Конституция 1989 г. была также одобрена КПР и ее авторами из-за сильной поддержки, которую она оказала существующему политическому порядку.
Парижские мирные соглашения были заключены в 1991 г. и были направлены на то, чтобы раз и навсегда уладить политическое насилие, которое преследовало Камбоджу с 1960-х годов. Он был разработан, чтобы положить конец гражданской войне в Камбодже, вывести оккупационную вьетнамскую армию и провести свободные, справедливые и мирные выборы. Стороны этого соглашения, а именно Австралия, Бруней, Камбоджа, Канада, Китай, Франция, Индия, Индонезия, Япония, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Советский Союз, Таиланд, Великобритания, США, Вьетнам и Социалистическая Федеративная Республика Югославия создали Соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, широкомасштабный документ, в котором изложены усилия по восстановлению. Мандаты этого соглашения, сформулированные в его девяти частях, включали в себя договоренности в переходный период, переходный период, Организация Объединенных Наций, Переходная власть в Камбодже, Высший национальный совет, вывод иностранных сил и его проверка, прекращение огня и прекращение Вне военной помощи, выборы, права человека, международные гарантии, беженцы и перемещенные лица, национальные сообщества, общины и представительства.
Написание конституции и переход к демократии были лишь частью более широкого процесса размежевания и нормализации, изложенного в Парижских мирных соглашениях. Хотя его кульминацией должно было стать полное преобразование Камбоджи в конституционную демократию, процесс был разделен на шесть этапов. Как отметил профессор Гарвардского университета Стивен Марк в отчете для Института мира США, эти шаги были следующими:
Приложение V к Соглашению о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, названное Принципами новой конституции Камбоджи, состоит из шести принципов, которыми должны были руководствоваться составители новой камбоджийской конституции в создании либеральной демократии. Они были взяты из рекомендации Организации Объединенных Наций, выпущенной при разработке конституции Намибии в 1982 году. Эти принципы были следующими:
Термин «либеральная демократия», выраженный в четвертом принципе, был введен в обсуждение конституции, по-видимому, Принцем Сианук во время предыдущих переговоров с враждующими камбоджийскими фракциями и международными организациями. Было высказано предположение, что он ссылался на свои надежды на будущее Камбоджи, потому что он предполагал, что такие формулировки были тем, что искали американские и европейские стороны Соглашений. Было отмечено, что «либеральная демократия» была далека от политической системы, которую он сконструировал для себя при независимости. Этот термин нигде не определен в окончательном соглашении, хотя сформулированы восемь элементов демократических выборов. Эти восемь элементов: регулярное проведение выборов, "подлинные" выборы, свободные от манипуляций, гарантия права голоса, гарантия права баллотироваться на выборах, всеобщее избирательное право, равное избирательное право (равенство каждого голоса), частное право голоса. и тайное голосование и справедливую способность всех людей и групп организовываться и участвовать в избирательном процессе посредством публичных выступлений.
Парижское мирное соглашение предусматривало выборы в рамках ЮНТАК Учредительного собрания для разработки проекта конституции в соответствии с Шесть принципов. Эти выборы проводились с 23 по 28 мая 1993 года. Несмотря на довольно широко распространенные угрозы насилия в день выборов со стороны красных кхмеров и серию убийств и актов запугивания со стороны членов большинства партий, участие было сильным. Более 90% зарегистрированных избирателей, около 4,5 миллионов камбоджийцев пришли на избирательные участки по всей стране, причем более половины - только в первый день. 10 июня специальный представитель Генерального секретаря от имени Генерального секретаря и Организации Объединенных Наций подтвердил, что результаты были свободными и справедливыми. В результате неожиданной победы на выборах FUNCINPEC возглавил голосование с 45% голосов, что дало 58 мест в Учредительном собрании. За ним следует CPP с 38% или 51 местом. BLDP получила 3,7% или 10 мест, а LDP и MOLINAKA получили по 1,3% и одно место.
Согласно крайнему сроку, установленному ЮНТАК, Учредительное собрание началось 14 июня на собрании по проекту Конституции был поднят флаг бывшего Королевства Камбоджа. На своей первой сессии Скупщина приняла резолюцию, в соответствии с которой принц Нородом Сианук стал главой государства до 1970 года, тем самым аннулировав государственный переворот 1970 года, в результате которого он был свергнут. На следующий день король Сианук, в свою очередь, сформировал Совместную администрацию (GNPC) с принцем Ранариддом из FUNCINPEC и Хун Сеном из CPP в качестве сопредседателей.
конституция началась 14 июня и продвигалась медленно. К 30 июня учредительное собрание избрало только президента и двух вице-президентов и разработало свои правила процедуры. Скупщина создала в себе два комитета по разработке конституции. Первым был Комитет по разработке конституции в составе 13 человек, который возглавил лидер БДП Сон Санн. Вторым был комитет по правилам и процедурам.
Разработка конституции продолжалась быстрыми темпами, несмотря на жаркое и влажное камбоджийское лето. В конце августа ЮНТАК показали проект конституции. Очевидно, это наделило главу государства неприемлемыми полномочиями и неадекватной защитой прав граждан и иностранных резидентов. В проекте также отсутствуют какие-либо положения о беспристрастной и независимой судебной системе. Наконец, представители ЮНТАК обнаружили, что в нем отсутствует какой-либо запрет на пытки. Лишь некоторые из представленных ЮНТАК предложений были приняты и интегрированы в конституцию.
принц Нородом Сианук на протяжении всего процесса разработки имели послал противоречивые послания Ассамблее и камбоджийскому народу относительно своего одобрения возвращения к монархии. В интервью и письмах он широко колебался между одобрением и даже требованием поста главы государства и, с другой стороны, настаиванием на том, что споры о монархии были слишком спорными для деморализованной Камбоджи.
Принц Сианук уехал в Северная Корея летом во время разработки конституции, чтобы заняться своим любимым прошлым занятием - кинопроизводством. В первые дни сентября делегация ФУНСИНПЕК и НПП вылетела в Пхеньян. Они привезли с собой два проекта конституции. Один сформулировал республику, а другой, не особо отличающийся, конституционную монархию. После некоторого диалога принц и делегация согласовали конституционную монархию в Камбодже.
Было проведено пять дней открытых обсуждений в сентябре по проекту конституции. Обсуждения, которые, наконец, состоялись в полном составе Учредительного собрания, широко и внимательно отслеживались населением, которое смотрело по телевизору и слушало по радио. Делегаты Ассамблеи довольно легко согласились с основополагающим понятием конституционной монархии, но были в меньшей степени согласны в отношении некоторых деталей. Были серьезные разногласия по поводу того, требуется ли большинство в две трети для принятия всех законов. CPP был решительно поддержан, поскольку такое положение гарантировало бы им постоянную удушающую хватку над политикой Камбоджи, несмотря на их избирательное меньшинство. Несмотря на сильное сопротивление FUNCINPEC, CPP удалось сохранить порог в две трети.
Окончательный проект конституции конституционной монархии в Камбодже была ратифицирована Учредительным собранием 21 сентября. Конституция получила гораздо больше голосов, чем две трети Ассамблеи, необходимые для ратификации: 113 голосов за ратификацию, пять против и два воздержавшихся. Принц Сианук подписал конституцию 24 сентября 1993 года, официально учредив Королевство Камбоджа. Принц Сианук был официально избран королем Камбоджи и в тот же день был приведен к присяге на строгой церемонии по собственному желанию. Клятва была принесена в тронном зале, и королева Моника также была приведена к присяге как его супруга. Король Нородом Сианук поклонился и улыбнулся публике, промокнув люстральной водой за свои уши, что соответствовало обряду купания в камбоджийской коронации.
. В жесте глубокого примирения восстановленный король обнял несколько человек. Красные кхмеры солдаты, которые только что дезертировали. Первый премьер-министр принц Ранариддх, стоявший рядом, сказал: «Нет больше красных или желтых кхмеров. Есть только кхмеры».