Конституционная монархия

редактировать
Тип монархии, в которой власть ограничена конституцией

A конституционная монархия является формой монархии, в котором суверен осуществляет власть в соответствии с письменной или неписаной конституцией. Конституционная монархия отличается от абсолютной монархии (при которой монарх обладает абсолютной властью) тем, что конституционные монархи обязаны осуществлять свои полномочия и полномочия в пределах, установленных в установленных правовых рамках. Конституционные монархии варьируются от таких стран, как Лихтенштейн, Монако, Марокко, Иордания, Кувейт и . Бахрейн, где конституция предоставляет суверену существенные дискреционные полномочия, таким странам, как Соединенное Королевство, Испания, Бельгия, Швеция и Япония, где монарх сохраняет значительно меньшее личное усмотрение при осуществлении своей власти.

  • v
  • t
Страны мира, окрашенные формой правления
Полные президентские республики Полупрезидентские республики
Республики с исполнительным президентом, избираемым или назначаемым законодательным органом, который может или не может быть парламентское доверие.Парламентские республики
Парламентские конституционные монархии Конституционные монархии, у которых есть отдельный глава правительства, но где члены королевской семьи по-прежнему обладают значительной исполнительной и / или законодательной властью
Абсолютные монархии Однопартийные государства
Страны, в которых действие конституционных положений о правительстве было приостановлено (например, военные диктатуры )Страны, не соответствующие ни одной из вышеперечисленных систем
Эта карта составлена ​​в соответствии с в Википедию список стран по системе правления. Источники см. там. Некоторые штаты, конституционно считающиеся многопартийными республиками, в целом описываются посторонними как авторитарные государства. На этой карте представлены только де-юре форма правления, а не де-факто степень демократии. Три конституционных монарха скандинавских королевств Швеции, Норвегии и Дании собрались в ноябре 1917 года в Осло.. Слева направо: Густав V, Хокон VII и Кристиан X. Встреча в японском тайном совете в 1946 году во главе с императором Хирохито.

Конституционная монархия может относиться к системе, в которой монарх действует как беспартийный политический глава государства в соответствии с конституция, письменная или неписаная. Хотя большинство монархов могут обладать формальной властью, а правительство может законно действовать от имени монарха, в форме, типичной для Европы, монарх больше не устанавливает лично публичную политику и не выбирает политических лидеров. Политолог Вернон Богданор, перефразируя Томаса Маколея, определил конституционного монарха как «суверена, который правит, но не правит».

В дополнение к действию как видимый символ национального единства, конституционный монарх может иметь официальные полномочия, такие как роспуск парламента или предоставление королевского согласия на принятие законодательства. Однако осуществление таких полномочий может в значительной степени осуществляться в строгом соответствии с письменными конституционными принципами или неписаными конституционными конвенциями, а не с любыми личными политическими предпочтениями, навязанными сувереном. В Конституции Англии британский политический теоретик Уолтер Бэджхот определил три основных политических права, которыми конституционный монарх может свободно пользоваться: право на консультации, право на поощрение и право на предупредить. Однако многие конституционные монархии все еще сохраняют значительную власть или политическое влияние, например, посредством определенных резервных полномочий, которые также могут играть важную политическую роль.

Соединенное Королевство и другие королевства Содружества являются конституционными монархиями в Вестминстерской системе конституционного управления. Две конституционные монархии - Малайзия и Камбоджа - являются выборными монархиями, в которых правителя периодически выбирает небольшая коллегия выборщиков.

Сильно ограниченная конституционная Некоторые комментаторы иногда называют монархии коронованными республиками.

Концепция исполнительного конституционного монарха определяет конституционные монархии с меньшими парламентскими полномочиями. В результате конституционные монархии могут также называться «парламентскими монархиями», чтобы отличать их от исполнительных конституционных монархий.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Конституционная и абсолютная монархия
      • 1.1.1 Англия, Шотландия и Соединенное Королевство
      • 1.1.2 Континентальная Европа
      • 1.1.3 Исполнительная монархия против церемониальной монархии
    • 1.2 Современная конституционная монархия
  • 2 Список нынешних конституционных монархий
  • 3 Бывшие конституционные монархии
  • 4 Уникальные конституционные монархии
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Дополнительная литература

История

Самой древней конституционной монархией, восходящей к древним временам, была что у хеттов. Это был древний анатолийский народ, живший в бронзовом веке, чей король или королева должны были разделить свою власть с собранием, называемым Панку, которое было эквивалент современного совещательного собрания или законодательного органа. Члены Панку происходили из разрозненных благородных семей, которые работали как представители своих подданных в среде адъютантов или подчиненных федерального типа.

Конституционная и абсолютная монархия

Англия, Шотландия и Соединенное Королевство

В Королевстве Англии Славная революция 1688 года привела к конституционной монархии, ограниченной такими законами, как Билль о правах 1689 и Акт об урегулировании 1701, хотя ограничения власти монарха («ограниченная монархия») намного старше этого (см. Великая хартия вольностей ). В то же время в Шотландии, Конвенция о сословиях ввела в действие Закон о притязании на права 1689, который наложил аналогичные ограничения на шотландскую монархию.

Хотя королева Анна была последним монархом, наложившим вето на парламентский акт, когда 11 марта 1708 года она заблокировала закон о шотландской милиции, ганноверские монархи продолжали выборочно диктовать политику правительства. Например, король Георг III постоянно блокировал католическую эмансипацию, что в конечном итоге привело к отставке Уильяма Питта Младшего с поста премьер-министра в 1801 году. Влияние государя на выбор Премьер-министр постепенно снижался в течение этого периода, король Вильгельм IV был последним монархом, уволившим премьер-министра, когда в 1834 году он сместил лорда Мельбурна в результате выбора Мельбурна Лорд Джон Рассел в качестве лидера Палаты общин. Королева Виктория была последним монархом, осуществлявшим реальную личную власть, но за время ее правления эта власть уменьшилась. В 1839 году она стала последним монархом, который удерживал премьер-министра у власти вопреки воле парламента, когда кризис в спальне привел к сохранению администрации лорда Мельбурна. К концу своего правления, однако, она не могла ничего сделать, чтобы заблокировать неприемлемое (для нее) премьерство Уильяма Гладстона, хотя она по-прежнему обладала властью при назначениях в Кабинет, например, в 1886 г., препятствуя выбору Гладстона. Хью Чайлдерса в качестве военного министра в пользу сэра Генри Кэмпбелла-Баннермана.

Сегодня роль британского монарха по соглашению является фактически церемониальной. Вместо этого британский парламент и правительство - в основном в канцелярии премьер-министра Соединенного Королевства - осуществляют свои полномочия под «Королевским (или Корона) Прерогатива " : от имени монарха и посредством полномочий, формально принадлежащих монарху.

Ни одно лицо не может принимать значительную государственную должность без присяги на верность королеве. За некоторыми исключениями, монарх обязан конституционным соглашением действовать по совету правительства.

Континентальная Европа

Конституционная монархия зародилась в континентальной Европе, когда Польша разработала первую конституцию монархии с Конституцией от 3 мая 1791 г. ; это была вторая однодокументная конституция в мире сразу после первой республиканской Конституции Соединенных Штатов. Конституционная монархия также ненадолго возникла в первые годы Французской революции, но намного позже. Наполеон Бонапарт считается первым монархом, провозгласившим себя воплощением нации, а не назначенным Богом правителем; такое толкование монархии уместно для континентальных конституционных монархий. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей работе Элементы философии права (1820) дал этой концепции философское обоснование, которое согласуется с развивающейся современной политической теорией и Протестант Христианский взгляд на естественный закон. Гегелевский прогноз конституционного монарха с очень ограниченными полномочиями, функция которого заключается в воплощении национального характера и обеспечении конституционной преемственности во время чрезвычайных ситуаций, отразился в развитии конституционных монархий в Европе и Японии.

Исполнительная монархия против церемониальной монархии.

В современном мире существует как минимум два различных типа конституционных монархий - исполнительная и церемониальная. В исполнительных монархиях монарх обладает значительной (хотя и не абсолютной) властью. Монархия при этой системе правления представляет собой мощный политический (и социальный) институт. Напротив, в церемониальных монархиях монарх практически не имеет реальной власти или прямого политического влияния.

Исполнительные конституционные монархии: Бутан, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Лихтенштейн, Монако, Марокко и Тонга.

Церемониальные конституционные монархии (): Андорра, Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамы, Барбадос, Бельгия, Белиз, Камбоджа, Канада, Дания, Гренада, Ямайка, Япония, Лесото, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы Острова, Испания, Швеция, Таиланд, Тувалу и Соединенное Королевство.

Церемониальную и исполнительную монархию не следует путать с демократическими и недемократическими монархическими системами. Например, в Лихтенштейне и Монако правящие монархи обладают значительной исполнительной властью. Однако они не являются абсолютными монархами, и эти страны обычно считаются демократиями.

Современная конституционная монархия

Согласно первоначальному замыслу, конституционный монарх был главой исполнительной власти и был довольно влиятельной фигурой, хотя его или ее власть была ограничена конституцией и избранный парламент. Некоторые из создателей Конституции США, возможно, представляли президента как избранного конституционного монарха, как тогда понимался этот термин, следуя описанию Монтескье разделения властей.

Настоящее - В настоящее время концепция конституционной монархии разработана в Соединенном Королевстве, где демократически избранные парламенты и их лидер, премьер-министр, осуществляют власть, а монархи уступили власть и остались в должности. Во многих случаях монархи, все еще находящиеся на самом верху политической и социальной иерархии, получали статус «слуг народа», чтобы отразить новую эгалитарную позицию. В течение Франции июльской монархии Луи-Филипп I был провозглашен «королем Франции», а не «королем Франции».

После объединения Германии Отто фон Бисмарк отверг британскую модель. В конституционной монархии, установленной в соответствии с Конституцией Германской империи, вдохновленной Бисмарком, кайзер сохранил значительную фактическую исполнительную власть, в то время как имперский канцлер не нуждался в голосовании в парламенте. доверия и управляется исключительно имперским мандатом. Однако эта модель конституционной монархии была дискредитирована и упразднена после поражения Германии в Первой мировой войне. Позже фашистская Италия могла также считаться конституционной монархией, поскольку в качестве титульного главы государства был король, а фактическая власть принадлежала Бенито Муссолини по конституции. Это в конечном итоге дискредитировало итальянскую монархию и привело к ее отмене в 1946 году. После Второй мировой войны уцелевшие европейские монархии почти всегда принимали тот или иной вариант модели конституционной монархии, первоначально разработанной в Великобритании.

В настоящее время парламентская демократия, то есть конституционная монархия, считается отличной от республики только в деталях, а не по существу. В обоих случаях титульный глава государства - монарх или президент - выполняет традиционную роль олицетворения и представления нации, в то время как правительство осуществляется кабинетом, состоящим преимущественно из избранных членов парламента.

Однако три важные факторы отличают монархии, такие как Соединенное Королевство, от систем, где большая власть в противном случае могла бы принадлежать Парламенту. Это: Королевская прерогатива, согласно которой монарх может осуществлять власть при определенных очень ограниченных обстоятельствах; Суверенный иммунитет, согласно которому монарх не может делать ничего плохого в соответствии с законом, потому что ответственное правительство вместо этого считается ответственным; и монарх не может подлежать тому же налогообложению или ограничениям на использование собственности, что и большинство граждан. Другие привилегии могут быть номинальными или церемониальными (например, когда исполнительная, судебная, полиция или вооруженные силы действуют по указанию или лояльности короне).

Сегодня чуть более четверти конституционных монархий - это страны Западной Европы, включая Соединенное Королевство, Испанию, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Люксембург, Монако, Лихтенштейн и Швеция. Однако две самые густонаселенные конституционные монархии в мире находятся в Азии: Япония и Таиланд. В этих странах премьер-министр обладает повседневными властными полномочиями, в то время как монарх сохраняет остаточные (но не всегда незначительные) полномочия. Полномочия монарха в разных странах различаются. В Дании и Бельгии, например, монарх официально назначает представителя для руководства созданием коалиционного правительства после парламентских выборов, а в Норвегии король председательствует на специальных заседаниях кабинета.

Почти во всех случаях монарх по-прежнему является номинальным главой исполнительной власти, но по соглашению обязан действовать по рекомендации Кабинета министров. Лишь несколько монархий (в первую очередь Япония и Швеция ) внесли поправки в свои конституции, так что монарх больше не является даже номинальным главой исполнительной власти.

При королеве Елизавете II существует шестнадцать конституционных монархий, известных как королевства Содружества. В отличие от некоторых своих коллег из континентальной Европы, монарх и ее генерал-губернаторы в королевствах Содружества обладают значительными «резервными» или «прерогативными» полномочиями, которыми они могут пользоваться во время чрезвычайного положения или конституционных кризисов, обычно для поддержки парламентского правительства. Случай, когда генерал-губернатор пользовался такой властью, произошел во время австралийского конституционного кризиса 1975 года, когда премьер-министр Австралии Гоф Уитлам был уволен с должности генерал-губернатором. Сенат Австралии угрожал заблокировать бюджет правительства, отказавшись принять необходимые законопроекты об ассигнованиях. 11 ноября 1975 года Уитлам намеревался назначить полусенатские выборы в попытке выйти из тупика. Когда он добивался одобрения выборов генерал-губернатором, генерал-губернатор вместо этого уволил его с поста премьер-министра и вскоре после этого поставил на его место лидера оппозиции Малкольма Фрейзера. Действуя быстро, прежде чем все парламентарии узнали о смене правительства, Фрейзер и его союзники добились принятия законопроектов об ассигнованиях, и генерал-губернатор распустил парламент для проведения выборов с двойным роспуском. Фрейзер и его правительство были возвращены подавляющим большинством голосов. Это вызвало много спекуляций среди сторонников Уитлама относительно того, было ли уместным такое использование резервных полномочий генерал-губернатора и должна ли Австралия стать республикой. Однако среди сторонников конституционной монархии опыт подтвердил ценность монархии как источника сдержек и противовесов против избранных политиков, которые могут добиваться полномочий, превышающих те, которые предоставлены конституцией, и, в конечном итоге, как гарантию против диктатуры.

В конституционной монархии Таиланда монарх признан главой государства, главой вооруженных сил, сторонником буддийской религии и защитником веры. Непосредственный бывший король, Пумипон Адульядет, до своей кончины 13 октября 2016 года был самым длительным монархом в мире и за всю историю Таиланда. Пумипон правил после нескольких политических изменений в правительстве Таиланда. Он играл влиятельную роль в каждом инциденте, часто выступая посредником между спорящими политическими оппонентами. (См. Роль Пумипона в Тайской политике.) Среди полномочий, сохраняемых тайским монархом в соответствии с конституцией, lèse majesté защищает имидж монарха и позволяет ему играть роль в политике.. Он влечет за собой строгие уголовные наказания для нарушителей. Обычно тайцы почитали Пхумибол. Большая часть его социального влияния возникла из этого благоговения и усилий по улучшению социально-экономического положения, предпринятых королевской семьей.

В Соединенном Королевстве часто ведутся споры о том, когда британскому монарху уместно действовать. Когда монарх действительно действует, часто может возникнуть политическая полемика, отчасти потому, что нейтралитет короны рассматривается как компромисс в пользу партийной цели, в то время как некоторые политологи отстаивают эту идею. «интервенционистского монарха» как средство защиты от возможных незаконных действий политиков. Например, монарх Соединенного Королевства теоретически может наложить абсолютное вето на законодательство, отказавшись от королевского согласия. Однако ни один монарх не делал этого с 1708 года, и широко распространено мнение, что эта и многие другие политические силы монарха являются утраченными полномочиями.

В настоящее время во всем мире существует 43 монархии.

Список нынешних конституционных монархий

Бывшие конституционные монархии

Уникальные конституционные монархии

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

  • Локк, Джон (2003) [1690], hapiro, Ian S (ed.), Два трактата о правительстве и письмо о терпимости (с эссе Джона Данна, Рут В. Грант и Иана Шапиро под ред.), Нью-Хейвен: Yale University Press, ISBN 0-300-10017-5
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:37:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте